Подводным силам Советского ВМФ в годы Второй мировой войны принадлежит явный своеобразный, печальный “рекорд”, - в этот период без своих кораблей погибло 15 командиров советских подводных лодок. Именно этой теме и посвящен материал, подготовленный для сборника "Тайны подводной войны" членом Московского клуба истории флота Андреем Смагиным.
А. Смагин. "Когда гибнет командир...".
За годы Великой Отечественной войны на трех
действующих советских флотах — Северном, Краснознаменном Балтийском и
Черноморском, в боевых действиях приняло участие соответственно 78, 92 и 97
командиров подводных лодок. Степень их участия в войне была весьма
различна: одни прошли всю войну, как говориться, “от звонка до звонка”,
совершив большое число боевых походов, другие же вообще не успели сделать ни
одного выхода в море. За годы войны погибло 102 советские подводные лодки,
большинство из которых — на коммуникациях противника со всем экипажем, однако, увы нередки были случаи и гибели отдельных членом их
экипажей, в том числе — и самих командиров, о чем и пойдет ниже речь.
Северный флот
11 июля 1941 года из Полярного в свой первый боевой поход вышла впоследствии прославленная М-172 под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лысенко. Лодка была направлена в дозор на позицию к северо-востоку от острова Кильдин. Командир чувствовал себя в походе неуверенно часто менял курс, 20 июля, когда место лодки уже несколько дней не определялось, она, находясь в подводном положении, ударилась носом о прибрежные камни в Териберской губе. Командир скомандовал “Полный вперед!” и лодку потряс еще один удар. На борту возникла паника, а командир окончательно потерял способность управлять кораблем. Положение дел спас его помощник, который отдал команду на всплытие. Вся носовая оконечность подводной лодки была изуродована, волнорезы торпедных аппаратов, погнуты и сорваны со своих мест. По возвращении в базу старший лейтенант Д.Я. Лысенко был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян.
12 февраля 1942 года из Полярного в боевой поход в район мыс Нордкин — Лакее-фьорд вышла подводная лодка
Щ-403
под командованием капитан-лейтенанта Семена Ивановича Коваленко. В ночь на 19 февраля в 5 милях от бухты Хоннингсвог
в условиях плохой видимости она встретила отряд немецких кораблей в составе
минного заградителя “Бруммер” {бывший норвежский “Олав Трюггвассон”) и тральщиков
М-1502 и М-1503. Зная, что перед ним противник, командир минзага. приказав дать полный ход, с дистанции 400-500
метров пошел на таран лодки, которая пришла в движение и, обойдя “Бруммер” по большой дуге, прошла у него перед носом.
Стоявшие на палубе “Щуки” ее вахтенный офицер, штурман и боцман, приняв “Бруммер” за ... эскортный корабль союзного конвоя, махали
немецким морякам руками и кричали о себе “Русские, русские!”. Так как лодка
избежала тарана, то противник открыл по ней огонь из всех орудий, достигнув
прямого попадания в прочный корпус. В то же время М-1503. обойдя с левого борта
продолжающий двигаться на большой скорости минзаг,
через несколько минут вышел на лодку и нанес ей под углом 45° скользящий
таранный удар позади боевой рубки. Капитан-лейтенант Коваленко, выскочив на
мостик и оценив обстановку, дал команду остановить дизели, чтобы произвести
срочное погружение, но был тяжело ранен и упал. в то время, как его помощник, штурман и боцман уже
спустились вниз. Однако в следующую минуту штурман вновь выскочил наверх и
крикнул: “Есть кто на мостике?”. Не получив никакого ответа, он скомандовал
“Все вниз! срочное погружение!” и, встав на трап, успел захлопнуть рубочный люк перед самым форштевнем немецкого тральщика,
вновь вышедшего в атаку. Тут на лодке потряс новый, мощный таранный удар. На
какой-то момент один из немецких унтер-офицеров без приказа спрыгнул с помощью
бросательного конца на палубу советской лодки и накинул петлю на ноги лежавшего
там без сознания ее тяжелораненого командира. Когда “щука” погрузилась,
советский подводник оказался на борту немецкого тральщика. Так
капитан-лейтенант С.И. Коваленко попал в плен. где ему ампутировали раненую ногу. Вскоре немцы узнали, что
он был командиром подводной лодки и начались допросы, но он или молчал, или
давал неверные показания. Советского моряка бросили в лагерь для военнопленных
подводников под Парижем, где в 1944 году капитан-лейтенант С.И. Коваленко был
расстрелян немцами.
20 мая 1942 года в свой восьмой за войну боевой поход — район острова Фулей вышла подводная лодка Щ-422
под командованием капитана 3 ранга Алексея Кирьяновича
Малышева. Он начал войну командиром этой лодки в звании еще капитан-лейтенанта
и в третьем боевом походе открыл счет подводников Северного флота, потопив 12
сентября 1941 года в Танафьорде транспорт “Оттар Ярл” тоннажем 1459 брт. За
свой четвертый поход, в котором в районе мыса Нордкин
артогнем был потоплен мотобот, а его команда — взята
в плен. Малышев был награжден Орденом Ленина. До лета 1942 года Щ-422 под его
командованием совершила еще два боевых похода. В восьмом походе между
командиром и новым его комиссаром старшим политруком Абрамом Ефимовичем Табенкиным возникли разногласия. К тому же на лодке вышел
из строя гирокомпас, и командир, в прошлом дивизионный штурман, взялся починить
его, но после ремонта прибор пришел вообще в безнадежное состояние. В
результате всего этого военком дал в базу радиограмму с просьбой отозвать лодку
с позиции ввиду явной трусости командира. По возвращении в базу
капитан-лейтенант А.К. Малышев по доносу комиссара был предан суду военного
трибунала и по его приговору расстрелян. (Существуют данные, что Малышев погиб
еще до исполнения приговора — в тюрьме во время налета немецкой авиации).
11 августа 1942 года на позицию в район мыс Нордкин
— порт Берлевог вышла в свой очередной, десятый за
войну боевой поход подводная лодка Щ-402
под командованием капитана 3 ранга Николая Гурьевича
Столбова, который встретил войну на этой должности в звании еще
капитан-лейтенанта. За два года боевых действий лодка,
ставшая 3 апреля 1942 года Краснознаменной, провела 15 торпедных атак по
кораблям и судам противника, потопила два из них — 17 октября 1941 года в
проливе Серейзунд транспорт “Вестеролен”
тоннажем 682 брт, а 27 февраля 42-го в Лаке-фьорде, у
мыса Сверхольд-Клуббен немецкий сторожевой корабль
НМ-01. 14 августа в районе Танафьорда в 1 час 58
минут ночи при зарядке аккумуляторных батарей на лодке произошел взрыв
газов — электрики пропустили срок вентиляции на 25 минут и покинули свои посты.
Возникший пожар охватил 2-й и 10-й отсеки лодки, при этом погибло 18 членов
экипажа корабля и ее командир — капитан 3 ранга Н.Г. Столбов. По возвращении в
базу тела погибших были извлечены из отсеков и похоронены в братской могиле на
кладбище города Полярный.
24 февраля 1944 гола по неизвестной причине покончил жизнь самоубийством
командир подводной лодки С-15
капитан 3 ранга Александр Иванович Мадиссон. Он
встретил войну капитан-лейтенантом в должности командира бывшей латвийской
подводной лодки “Ронис”. находившейся к 22 июня 1941 года на ремонте в Лиепае. На следующий день из-за невозможности вывода в море и во избежание
захвата противником эта лодка, в числе других ремонтировавшихся кораблей была
взорвана советскими моряками, а самому Мадиссону
посчастливилось уцелеть при обороне Лиепаи. 22 апреля 1943 года он получил под
свое командование подводную лодку С-15 Каспийской военной флотилии, которую
затем перевел на Север. Выйдя во второй свой боевой поход 19 февраля
1944 года, “эска” уже на следующий день вернулась в
базу из-за болезни командира, а через четыре дня капитан 3 ранга А.И. Мадиссон покончил жизнь самоубийством.
Краснознаменный
Балтийский флот
Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, в передовой
базе КБФ в Лиепае, кроме уже упоминавшейся выше “Ронис”,
в ремонте находилось еще 5 кораблей 1-й бригады подводных лодок — С-1, С-3,
М-71, М-80 и “Спидола”. Из них в море удалось выйти лишь С-3, да и то она могла
идти лишь в надводном положении. Кроме “родного” экипажа на
лодке шла часть моряков с оставшейся в Лиепаи Краснознаменной С-1
во главе с ее командиром капитаном 3 ранга Иваном Тихоновичем Морским.
На переходе в районе мыса Ужава С-3 была потоплена
немецкими торпедными катерами С-35 и С-60. Погибли почти все, находившиеся на
борту “эски”, в том числе — и капитан 3 ранга И.П.
Морской.
М-80,
как уже было сказано выше, выйти в море не могла, и ее экипаж после подрыва
своего корабля пополнил ряды защитников города. Командир “Малютки”
капитан-лейтенант Федор Михайлович Мочалов после взятия немцами Лиепаи попал в
плен, откуда уже не вернулся. Судьба его точно не известна, однако гибель
подводника не вызывает сомнений.
11 августа 1941 года подводная лодка Щ-405
под командованием капитана-лейтенанта Ильи
Александровича Сидоренко возвращался в Главную базу КБФ — Таллин
— из боевого похода. Западнее мыса Ристна при переходе из
крейсерского в позиционное положение на ходу под дизелями лодка внезапно
получила большой дифферент. Спасая корабль, вахтенный офицер закрыл входной
люк. Лодка легла на грунт на глубине 125 метров, а спустя полчаса всплыла.
Вместе с помощником командира и двумя краснофлотцами, находившимися в момент
погружения на мостике, погиб и командир “щуки” капитан-лейтенант И.А.
Сидоренко.
К началу войны одна из новых подводных лодок КБФ — Л-21
— не успела вступить в строй, хотя и находилась в высокой
степени готовности и на ней был экипаж во главе с капитан-лейтенантом
Николаем Николаевичем Куликовым. Когда под Ленинградом сложилось критическое
положение, в числе отправленных на сухопутный фронт моряков были и подводники.
Капитан-лейтенант Н.Н. Куликов, возглавивший один из боевых отрядов моряков погиб
14 августа 1941 года смертью храбрых в бою у города Копорье.
31 октября 1941 года из Кронштадта в третий боевой поход вышла подводная
лодка С-9
под командованием капитана 3 ранга Сергея Антоновича Рогачевского. В день 24-й
годовщины Октябрьской революции на позиции в Аландском
море в сильный шторм с ходового мостика волной были смыты три человека —
сигнальщик, вахтенный офицер и командир корабля, найти которых не удалось.
26 июля 1942 года в Кронштадт с позиции у порта Данциг (ныне - Гданск) вернулась подводная лодка С-4
под командованием капитана 2 ранга Дмитрия Сергеевича Абросимова. 15 августа
она вышла из Главной базы в Ленинград, но на переходе у борта лодки взорвалась
немецкая мина, повредив ее легкий корпус. Командира волной выбросило за борт, в
воде он снова был контужен, ударившись, видимо, о какой-то предмет, потонул.
Через несколько дней труп капитана 2 ранга Д.С. Абросимова прибило к северному
форту Кронштадта, на кладбище которого он и был похоронен.
В ночь на 3 июля 1943 года из Кронштадта к острову Лавенсаари (Гогланд) вышли две советские подводные лодки — М-96 и М-102. Переход прошел благополучно, но противник. очевидно, обнаружил лодки и 7 июля на остров последовало пять воздушных налетов. М-96 отошла от пирса и легла на грунт, а М-102 капитан-лейтенанта Петра Васильевича Гладилина с отходом несколько задержалась и продолжала стоять, отшвартованная у борта баржи. Лодка была готова к отходу, но на ней ждали командира, который был на берегу в штабе. Наконец командир появился, ему оставалось сделать всего несколько шагов, чтобы занять свое место, но когда он приблизился к трапу, у борта “Малютки” разорвалась бомба. Не успев ступить на трап, командир упал на палубу баржи, сраженный осколком. Ранним утром 8 июля М-102 с приспущенным флагом вышла в Кронштадт, а через три дня капитан-лейтенант П.В. Гладилин со всеми воинскими почестями был похоронен на Кронштадском военном кладбище.
Черноморский флот
С началом войны на боевые позиции из
Севастополя вышли три советские подводные лодки — Щ-205.
Щ-206 и Щ-209. Этот первый выход окончился неудачно — Щ-206 не вернулась на
базу, а две другие лодки противника не обнаружили. Командиру Щ-205
капитан-лейтенанту Павлу Севастьяновичу Дронину в
этом выходе была поставлена боевая задача — занять позицию в районе мыса Сфынтул-Георге (Олинька). Пробыв
в море 18 суток, лодка 9 июля вернулась в Севастополь. Однако после проверки
штурманских прокладок и журнала боевых действий выяснилось, что “Щука” не дошла
до назначенной позиции, что было расценено как трусость командира и
невыполнение им боевого приказа. Капитан-лейтенант П.С. Дронин был предан суду
военного трибунала и по его приговору расстрелян.
24 марта 1942 года на порт Туапсе был
произведен большой налет немецкой авиации. В ходе его погибли, в частности, два
командира советских подводных лодок — капитан 3 ранга Иван Назарович
Киселев и капитан-лейтенант Дмитрий Митрофанович Денежко.
Оба они командовали лодками — Щ-209
и Щ-213
соответственно — с самого начала войны и совершили по шесть боевых походов каждый,
причем на счету Д.М. Денежко приходятся две победы —
потопление в районе пролива Босфор 23 и 24 мая 1942 года соответственно
турецкого танкера “Чанхая” тоннажем 454 брт и болгарского каботажного судна “Струма” тоннажем 144 брт соответственно.
22 сентября 1943 года подводная лодка
М-51
использовавшаяся в основном в учебных целях, производила погружение в районе Очамчури. Командир корабля кап.-лейт. Михаил Михайлович Голубев
допустил ошибку и не успел закрыть рубочный люк.
Лодка упала на 12-метровую глубину с затопленным центральным постом. При этом
погибло 7 человек, в том числе и командир лодки М.М. Голубев.