Rambler's Top100 Последний поход Корсара Черного моря

Последний поход Корсара Черного моря

Известная и красивая старая фотография – море, парусник и подводная лодка. Но каким унылым выглядит барк, еще бы – если приглядеться то хорошо виден буксирный конец – это «приз». «Приз» - это судно с грузом, захваченное в морском бою. Обладатель приза – одна из самых результативных подводных лодок подводного флота России и СССР, подводная лодка «Морж»


Подводная лодка Морж

ПЛ «Морж» заходит в Севастополь с призом – турецким парусником барком «Belguzar» с грузом керосина. 27.06.1916


Подводные лодки типа «Морж» вступили в строй Черноморского флота России с началом Первой Мировой Войны и уже с 1915 года приняли самое активное участие в подводной войне на Черном море.

Подводная лодка «Морж» с мая 1915 года по май 1917 года выполнила тридцать (!!!!) боевых походов, в ходе которых уничтожила 24 парусных судна и парохода (кроме этого возможно еще несколько барж-магонов), повредила 1 транспорт 1 парусный барк доставила в Севастополь. Кроме этого подводная лодка активно атаковала и другие суда, которым удалось избежать гибели – ПЛ «Морж» произвела не менее 10 атак на надводные суда и, даже, 1 атаку (по ошибке) на свою же подводную лодку «Нерпа».

До октября 1916 года подводной лодкой командовал старший лейтенант Погорецкий Владимир Владимирович (выполнил 22 похода). За заслуги был награжден в 1915 году – Георгиевским оружием, а в 1916 году - орденами Святого Владимира 4 ст. с мечами и бантом и Святого Станислава 2 ст. с мечами. С октября 1916 года и до момента гибели, подводной лодкой командовал старший лейтенант Гадон Альфред (Альфред-Викентий) Стефанович (выполнил 8 походов). За заслуги был награжден в 1917 году орденом Святого Владимира 4 ст. с бантом.

Вот как описывает последний поход ПЛ «Морж» в своей статье «Тайна пропавшего «Моржа» Иванов В.Б.:

«Последний раз «Морж» вышел из Севастополя вечером 28 апреля 1917 года: он должен был сменить на позиции у Босфора подводную лодку «Кашалот». Один из мотористов лодки «Морж», посланный с поручением на берег, не успел возвратиться на борт. Вскочив в стоявшую у стенки шлюпку, матрос безуспешно пытался догнать свой корабль. Но тот увеличил ход и скрылся за бонами. Видимо, командир лодки спешил выйти в море до наступления темноты — во всяком случае, он не стал дожидаться отставшего моториста и тем самым спас ему жизнь - о «Морже» более не было никаких известий.

Долгое время весьма вероятной считалась версия о гибели подводной лодки «Морж» в результате атаки германского самолета в районе Эрегли или обстрела береговой батареей вблизи устья реки Сакария. Однако обнаруженные документы из германского военного архива в г. Фрейбурге позволяют в этом усомниться и проливают свет на некоторые детали последнего похода ПЛ. Оказывается, достоверно гибель «Моржа» не наблюдали ни пилоты, ни береговые посты неприятеля. Каждый раз после атак самолетов или обстрелов береговой артиллерией турецкие посты наблюдали вновь всплывавшую подводную лодку, которая не только не ушла из района, но и продолжала свои действия против турецкого судоходства.

30 апреля в 8 ч 10 мин турецкие береговые посты у порта Эрегли (где первоначально и действовал «Морж») наблюдали русскую подводную лодку на расстоянии 10 миль от берега, причем ПЛ была замечена в тот момент, когда уничтожала парусное судно. Через 20 мин вызванный в этот район германский гидросамолет № 654 обнаружил лодку и атаковал ее, сбросив шесть бомб. Лодка срочно погрузилась; позже пилот отмечал, что ПЛ всплыла на поверхность и ушла в открытое море.

Примерно через час, в 9 ч 45 мин, у селения Алаплы турки вновь заметили всплывшую в надводное положение русскую подводную, которая уничтожила парусное судно. И вновь тот же германский самолет заставил ее погрузиться, сбросив несколько бомб. Командир лодки явно не желал уходить из района, где (видимо, в связи с уменьшением активности русского флота) оживилось судоходство. В 13 ч 30 мин того же дня западнее селения Мейенгази русская подводная лодка потопила еще два парусника.

4 мая в 9 ч береговая охрана рейда реки Сакария также наблюдала в море русскую подводную лодку, а в 12 ч батарея береговой обороны Акчакоджа открыла огонь по всплывавшей подводной лодке и выпустила 18 снарядов, причем «личный состав батареи наблюдал большое облако коричневого дыма». Однако вызванный к месту событий из Эрегли все тот же германский самолет № 654, патрулировавший в районе обнаружения лодки, ничего более не обнаружил. Во всех случаях речь могла идти только о «Морже» - единственной находившейся в море русской подводной лодке.

На основе этих данных долгое время считалось, что лодка погибла либо у Эрегли, либо у Босфора, где позже был найден спасательный круг с надписью по-русски: МОРЖЪ. В августе 2000 года в Черном море у входа в Босфор работала международная подводная экспедиция, имевшая своей целью поиск погибшей здесь 24 февраля 1942 года небольшой болгарской шхуны «Struma» с еврейскими беженцами. В процессе поиска аквалангисты осмотрели значительный участок морского дна и находящиеся там затонувшие объекты. В ходе очередного погружения 26 августа 2000 года на 90-метровой глубине в точке с координатами 41°22, 45¢ с. ш. и 29°15, 81¢ в. д. Дэвид Уилкинс (видеооператор) и доктор Герент Фолкс-Джонс (оба из Великобритании) обнаружили лежащую на грунте неопознанную подводную лодку. Поскольку время пребывания на такой глубине было весьма ограничено, аквалангисты успели только заснять короткий видеофильм, ограничившись беглым осмотром обнаруженного объекта. Последующее тщательное совместное изучение этого фильма, а также архивных материалов и фотографий позволило авторам и подводным исследователям однозначно идентифицировать находку как русскую подводную лодку «Морж».

Как и любой затонувший корабль, лодка представляет собой печальное и вместе с тем волнующее зрелище. Укутанная, словно погребальным саваном, многочисленными обрывками рыбацких сетей, погибшая субмарина продолжает хранить тайну своих последних мгновений. Корпус ее лежит на грунте почти на ровном киле, и только кормовая оконечность протяженностью около 12 м оторвана мощным взрывом как раз в том месте, где заканчиваются кормовые торпедные аппараты. При этом оторванная корма развернута почти на 180° так, что винты почти упираются в место разрыва корпуса. К тому же, корма лежит с креном около 70° на левый борт. Правый кормовой горизонтальный руль огромным плавником возвышается над останками кормовой оконечности, внутри которой хорошо различим один из двух 450-мм торпедных аппаратов. Отчетливо видны оба четырехлопастных гребных винта, из которых левый наполовину занесен илом. Правый гребной вал выступает далеко за кромку оторванной кормовой части.

От места разрыва корпус лодки на протяжении 6 - 8 м имеет значительные разрушения: в районе 4-й пары палубных торпедных аппаратов Джевецкого обшивка местами провалилась, скрыв под собой и кормовое 47-мм орудие. Внутри носовой части почти все пространство замыто грунтом. Достаточно хорошо видны элементы решетчатого торпедного аппарата системы Джевецкого (№ 6, из 3-й пары левого борта), а также края ниши еще одного решетчатого аппарата, правда, торпед в них не видно — вероятно, по настоянию командира их перестали брать на борт из-за малой эффективности, а также излишнего риска при возможном попадании в лодку неприятельских снарядов или бомб.
На рубке, похоже, частично отсутствует легкая обшивка, зато местами различимы остатки сохранившегося леерного ограждения. Тумбы обоих перископов возвышаются над погибшим кораблем, а крышка рубочного люка лодки, теперь укрытая рыбацкой сетью, приоткрыта. Перед рубкой выделяется основание средней радиомачты. Дальше в сторону носовой оконечности аквалангисты не ходили, и насколько там сохранился корпус, пока неизвестно.

Судя по нейтральному положению горизонтальных рулей погибшей лодки, а также обеих частей корпуса на грунте, она в момент взрыва, скорее всего, находилась на поверхности моря, а причиной гибели ее стала дрейфующая мина


28 июня 1996 года на безымянной могиле русских моряков на территории генерального консульства России в Стамбуле (Турция) был открыт памятник морякам ПЛ "Морж"

Подводная лодка Морж Подводная лодка Морж

Вечная память погибшим при исполнения воинского долга подводникам!

Список погибших подводников ПЛ «Морж».



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016