Навигационная авария ПЛ М-252 с гибелью 25% экипажа
Подводные
лодки типа «М» XV серии из состава 90-й ОБрПЛ ТОФ.
Май 1959 года.
Мы живем в большой
стране, у нас большой подводный флот, и даже аварии и катастрофы ПЛ у нас на
слуху большие – Комсомолец … Курск … Нерпа… Но гибель
людей это всегда трагедия, какого размера бы не был бы корабль и сколько бы не
погибло членов экипажа.
19 сентября 1959 г. при
возвращении в базу во время шторма ПЛ М-252
типа «М»
XV серии из состава 90-й ОБрПЛ ТОФ села на камни
в Татарском проливе у входа в залив Советская Гавань. При эвакуации погибло 7 подводников (штатный экипаж 28-32 человека).
Подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Боровкова Сергея Николаевича была хоть и послевоенной постройки, но относилась к классу малых подводных лодок спроектированных еще до войны. На М-252 еще осенью 1958 года были оформлены документы на списание из состава ВМФ по техническому состоянию, но Главком ВМФ документы не подписал и экипаж продолжил заниматься боевой подготовкой. В сентябре 1959 года подводная лодка находилась в боеспособном состоянии, была подготовлена к одиночным боевым действиям в прибрежных районах при защите своего побережья и ВМБ.
18 сентября 1959 года подводная лодка М-252 находилась в море по плану боевой подготовки. После получения извещения о приближении тайфуна "Надежда" последовал запоздалый приказ командного пункта о возвращении в базу. На ПЛ оказался неисправным один дизель (рассыпались вкладыши опорно-упорного подшипника, запасного не было, т.к. для старых кораблей они уже не делались) и значительная ошибка в определении места (из-за недостаточного учета сноса от дрейфа и течения командиром БЧ-1 ст.л-том Ивановым А.). Все это происходило в условиях сильного шторма (6-8 баллов) и плохой ночной видимости.
Ночью 19 сентября 1959 года штурман ПЛ принял входной огонь бухты перед базой за входные огни в Советскую Гавань (в большинстве источников указывается, что это была бухта Обманная - севернее базы, но ветераны экипажа утверждают, что это произошло в бухте Сетуан (Ситуан) - южнее базы). Скалистый берег открылся для подводников внезапно, да ещё так, что отворачивать от этого берега нужно было как раз в сторону единственного работающего двигателя. Вывернуть не удалось и ПЛ выбросило на камни у входа в залив Советская Гавань.
Мощные волны начали крушить корпус ПЛ, который получил значительные пробоины. Командир ПЛ отдал приказ экипажу покинуть корабль. Хотя вода была не особенно холодной, семеро моряков разбились насмерть, преодолевая полосу штормового прибоя.
В некоторых источниках ошибочно указывается, что при спасении вплавь погибли четверо, пятеро или шестеро моряков.
Четверо
подводников были похоронены в братской могиле на мысе Гаврилова (бухта Западная,
в некоторых источниках ошибочно – бухта Северная). ПЛ М-252
была доставлена на СРЗ-263 г.Советская Гавань,
признана неремонтопригодной и разобрана на метал. Работало три комиссии по
уголовному делу по факту гибели людей. Все комиссии сделали одинаковый вывод,
что основной обвиняемый, командир ПЛ, не виновен. Однако
в ноябре командир ПЛ был снят с должности. Через шесть
лет настойчивый офицер снова смог подняться на командирский мостик. Боровков
Сергей Николаевич в течении нескольких лет последовательно командовал ПЛ М-258
(проект
А615), М-355
(проект
А615) и С-95
(проект
613).
19 сентября 1959 года во время шторма погибли:
1. Аленер Леонид Борисович, 19?? г.р., старший лейтенант, помощник командира ПЛ.;
2. Соколов Борис Георгиевич, 1937 г.р., лейтенант, командир БЧ-3;
3. Лучинин Пётр Хрисамфович, 19?? г.р., старшина 1 статьи, командир отделения р/с;
4. Коковихин Сергей Артемьевич, 1938 г.р., матрос, старший р/с;
5. Сукновальник Гиршу Хацкелевич, 19?? г.р., старший матрос, командир отделения г/а;
6. Батуков Анатолий Иванович, 1939 г.р., матрос, ученик моториста;
7. Сивков Евгений Иванович, 1939 г.р., матрос, ученик радиста.
Памятник на братской могиле
лейтенанта Соколова Б.Г., матросов Коковихина С.А., Батукова А.И. и Сивкова Е.И.,
погибших на ПЛ М-252. Мыс Гаврилова в бухте Западная.
Вечная память подводникам,
погибшим при исполнении служебного долга перед Родиной!
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016-2018