Таран в Южно-Китайском море
История нашего подводного
флота изобилует столкновениями, впрочем, так же как и история всех других флотов
мира. Подводное мореплавание имеет много нюансов при использовании
гидроакустических средств, для определения как наличия подводных и надводных
целей, так и элементов и параметров их движения. А в условиях активного маневрирования
при противодействии друг другу в ограниченном пространстве, вероятность
столкновения кране высока. Одним словом «темное» и опасное это дело. Хотел бы
рассказать про аварию, в которой не до конца понятно, что произошло в
Южно-Китайском море с тем объектом, который 22 января 1983 года был протаранен
советской подводной
лодкой К-10 проекта
675 под командованием Валерия Николаевича Медведева.
Осмотр
повреждений ПЛАРК К-10 проекта 675. 1983 год.
Отрывок из статьи Григория Пасько «Столкновение»
Китайский таран
22 января 1983 года «К-10» находилась в Южно-Китайском море. Боевая служба шла своим чередом, и, как пишут в таких случаях, «ничто не предвещало беды». Глубина под килем – 4500 метров (подводники шутят: «Пять минут езды на автобусе»). Была суббота. После помывки личный состав подлодки смотрел художественный фильм в первом отсеке.
К назначенному для выхода на связь району подошли на восемь часов раньше установленного срока. В сам район требовалось войти в строго назначенное время. Командир Медведев решил проверить отсутствие слежения со стороны противолодочных сил США и Японии. При развороте на обратный курс получил соответствующие доклады от гидроакустиков. Всё было чисто! Глубина погружения – 54 метра.
Вдруг произошёл толчок: ощущение, будто лодка столкнулась с каким-то препятствием. Удар был мягким, но мощным. От столкновения сильно содрогнулся весь корпус подлодки. «К-10», будто сцепившись с неизвестным объектом, в течение некоторого времени двигалась вместе с ним. Затем они расцепились. Мгновенно была объявлена аварийная тревога. Первые носовые три отсека были загерметизированы вместе с находившимися в них людьми.
По
громкоговорящей связи Медведев запросил первый отсек. В ответ – тишина.
Оглушительная. Можно представить себе чувства командира в эти минуты. Между тем
лодка шла своим курсом и заданной глубиной, с небольшим падением
скорости. Чуть-чуть увеличился дифферент на нос.
Медведев говорит: «Я постоянно запрашивал первый отсек. От удара при столкновении матросы наверняка получили сильный стресс, надо было выяснить обстановку… Через две минуты, показавшиеся мне вечностью, из первого прошёл доклад: отсек герметичен!»
В
21 час 31 минуту всплыли в надводное положение. Над морем свирепствовал тайфун.
Чудовищной силы ветер и огромные волны бросали лодку, как маленькую щепку. Ночи
в тех широтах тёмные, может, поэтому, осматривая через перископную оптику море,
Медведев, по его словам, ничего не увидел. Дал команду вернуться в точку
столкновения. Прибыв туда, они со штурманом и сигнальщиком увидели оранжевый
проблесковый огонь удалявшейся подводной лодки. Приблизительно через 30–40
секунд огонь исчез. Медведев несколько раз повторил: «Об увиденных проблесковых огнях подводной лодки я
говорю сейчас впервые…» Валерий Николаевич замолчал. Видимо, он
вспоминал те трудные минуты. Он сотни раз мысленно возвращался в тот район и
пытался понять, с какой именно лодкой произошло столкновение. Пришёл к выводу,
что с китайской.
И
вот почему. В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 9.01.1959 в ЦКБ-16
с марта по декабрь 1959 года были подготовлены рабочие чертежи и
техническая документация по проекту 629 с комплексом Д-1 с ракетами
Р-11ФМ для передачи их Китайской Народной Республике. К осени 1960
года на судостроительном заводе в Даляне (КНР, бывший г. Дальний)
состоялась закладка первой из китайских ПЛ
проекта 629. Для ускорения её постройки широко использовались советские
конструкции, а также оборудование и механизмы с ПЛ
«К-139» (спущена на воду в мае 1960 года). Постройка китайской
ПЛ была закончена в конце 1961 года и получила
бортовой номер 200. Одновременно в г. Комсомольск-на-Амуре заложили
ПЛ под заводским номером 138. После постройки корабль по
частям перевезли в КНР и в конце 1962 года ввели в строй под
номером 208. Позже, года через два после случая с «К-10», стало известно, что в
1983 году эта китайская ПЛ № 208 погибла со всем
экипажем и группой учёных и инженеров во время испытаний китайской
баллистической ракеты JL-1. Учитывая, что на лодках проекта 629
экипаж составляет около 100 человек и что была ещё группа гражданских
специалистов, можно только предполагать точное количество жертв.
Примечательно,
что китайская сторона официально так и не связала столкновение с гибелью этой
лодки. Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная
лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». Окажись подводная лодка
«К-10» в точке столкновения на пять секунд раньше, возможно, она лежала бы
сейчас на глубине 4500 метров.…
Повреждения носовой части ПЛАРК К-10 после
столкновения
О
столкновении Медведев, разумеется, сразу же доложил на флот. В ответ было
приказано следовать в надводном положении на базу Камрань,
находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал их подошедший БПК «Петропавловск».
При осмотре лодки (для этого был создан дифферент на корму) выяснилось,
что её носовая часть имеет сильнейшие повреждения. Среди искорёженной
носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла. Килевая
стальная дорожка «К-10» толщиной 30 мм и длиной порядка 32 метров при
столкновении была срезана, как бритвой. После
осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном
состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном
положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном
положении. Конечно, это было почти безумием: при таких-то повреждениях – и в
подводном положении! Но приказ есть приказ. Без акустических станций,
практически на ощупь, но 4500 км прошли нормально. Медведев был уверен в своём
экипаже. И экипаж не подвёл своего командира. За такой переход в иной ситуации
морякам светили бы награды. Но не в этот раз. В этот раз
Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков объявил Медведеву взыскание.
От автора сайта:
В статье в информации по китайской лодке есть ряд неточностей
и ошибок. Факт того что китайская лодка была повреждена и затонула, официально
не подтвержден. Проект 031G достраивался по лицензии в Даляне с ракетным комплексом
Д-1. Подводная лодка зав. № 138 10.1959 была заложена на судостроительном заводе
№199 в г. Комсомольске-на-Амуре. Частями перевезена для достройки в г.Далянь (Китай) и
08.1960 – спущена на воду Для достройки использовались механизмы
и оборудование с Б-113 проекта 629, строившейся на судостроительном заводе №
199 в г. Комсомольске-на-Амуре. 1961 – вступила в строй
в ВМС НОАК. Головная подводная лодка собственной постройки – 12.1959 – заложена
на судостроительном заводе «Далянь» в г. Далянь (Китай).
При постройке были использованы механизмы и оборудование с разукомплектованной в
срочном порядке советской Б-46 проекта 629 (возможно, что комплекту деталей был
присвоен заводской номер 139, поэтому и возникла путаница с мифической
ПЛ К-139). 1964 – вступила в строй ВМС КНР.
Подводная
лодка проекта 031G ВМС НОАК
В 1974 году лодки прошли модернизацию – была демонтирована третья ракетная шахта, две оставшиеся переоборудованы под опытные баллистические ракеты JL–1 китайской разработки. 10.10.1982 г. – состоялся первый успешный пуск ракеты. 21.01.1983 г. – по косвенным данным, одна из подводных лодок проекта 031G находилась в море на испытаниях ракетного оружия с группой разработчиков ракетного комплекса на борту и погибла со всем экипажем после столкновения с неизвестным объектом. Эти корабли имели номера 200 и 208. Какой из кораблей погиб достоверно неизвестно, но в середине 80-х в составе ВМС НОАК находилась только одна лодка такого проекта. Предположительно погиб корабль с номером 208, т.к. новый корабль проекта 032 (дальнейшее развитие этого типа кораблей) получил номер 201. Информация о подводных силах ВМС НОАК крайне скудна и закрыта, поэтому достоверно, что произошло в 1983 году, мы вряд ли узнаем в ближайшее время.