«Угроза невозвращения».
Спасение автономного рабочего снаряда АС-4. 04.07.1991
Репродукция картины А. Лубянова «Случай с АС-4»
Немного предыстории. 17
марта 1989 года списанная подводная
лодка С-348 проекта
613 затонула при буксировке из Балаклавы в Одессу (переводили для конвертации
и продажи в Турцию в качестве металлолома). Когда ПЛ затонула,
то вместе с ней ушела на дно и буксирный конец – почти
200 метров пропиленового каната, который, в отличие от других корабельных
канатов, плавает на воде. Чтобы не мешать судоходству в указанном районе, был вызван
тральщик, экипаж которого отрезал плавающую часть каната, а к оставшемуся концу
привязал груз и утопил его. В результате из пропиленового конца образовалась
огромная, плавающая под водой змееобразная арка. Вершина свода арки устремилась
вверх, к поверхности, груз служил одним основанием арки, другим основанием был
нос подводной лодки. Естественно, что об этом никто и не
знал.
В июле 1991 года для
отработки боевой подготовки и обследование затонувшей подводной лодки вышло
спасательное судно «Михаил Рудницкий» с двумя подводными
аппаратами на борту (автономным
рабочим снарядом АС-4 проекта
1839 и спасательным
снарядом АС-5 проекта
1837). Тактическая пара должна была обследовать положение и состояние
подводной лодки и параллельно отработать учебно-тренировочную задачу по
стыковке СПС с
подводной лодкой. АС-4 должен был
обнаружить искомый подводный объект, после чего вызвать АС-5 для контрольного
«присоса» к комингс-площадке
подводной лодки. Для того, чтобы наверху с
обеспечивающего судна видели, где находится в каждый момент времени аппарат, к нему
за рубкой привязывали длинный капроновый конец с плавающим наверху пестрым
красно-белым поплавком (буй Реднова). В зависимости
от глубины погружения длина сигнального троса устанавливалась по-разному и
заблаговременно. В этот раз длину сигнального конца отмерили в 300 метров.
4 июля 1991 года начались
учения. АС-4 нашел подводную лодку, лежащую на глубине около ста метров с
дифферентом на нос в 7 градусов, без крена. С целью
осмотра подводкой лодки аппарат два раза обошел ее от носа до кормы и, не видя
опасности в виде громадной арки, два раза прошел через нее, как сквозь туннель,
вместе с болтающимся за кормой сигнальным канатом. Два каната перехлестнулись и
основательно затянулись на аппарате, но экипаж АС-4 этого пока не ощущал, т.к.
вызвав по звукоподводной связи АС-5, лег рядом с подводной
лодкой на грунт, чтобы не мешать работе коллег. Отработав
задачу, АС-5 всплыл, чудом не
зацепившись за плавающие концы. Когда АС-4 начал всплывать, выяснилось что
подъему, что-то мешает (аппарат уже был основательно опутан канатами). Чтобы
освободиться от неведомой преграды, подводный аппарат начал крутиться и
выполнять разнообразные маневры, в результате которых только ухудшил свое положение
– сигнальный капроновый конец с муссингами намотался
на маршевый винт. Винт заклинило, он вместе с валопроводом
сдвинулся с места и вытянулся из корпуса. Произошла разгерметизация винто-рулевого комплекса, вследствие чего через кормовой
сальник в отсек стала поступать
вода. Наступило угрожающее
положение.
Несмотря на это, командир АС-4
капитан 3 ранга Сергей Викторович Цыганков и мичманы Виктор Бычук
и Владимир Кулаковский проявили хладнокровие и решительность. Было введено в
действие аварийное устройство, и дейдвудный сальник основательно зажали.
Поступление воды прекратилось, но двигаться аппарат теперь не мог, как и не мог
всплыть на поверхность, до которой еще было целых 60
метров.
В связи с угрозой
невозвращения, АС-4 дал сигнал бедствия - «Не могу всплыть!» Причины были
сообщены только предположительно. Сразу же Дежурному спасательному отряду
сыграли боевую тревогу. В район бедствия
немедленно вышло спасательное судно «Эпрон» с водолазным
колоколом и водолазами на борту, буксир с рейдовым оборудованием и спасательное
судно-катамаран «Коммуна» с аппаратом
АС-32 проекта
18392 (командир – капитан-лейтенант Илькам Файзуллин).
На кораблях отсутствовал специальный технологический инструмент для возможности
выполнения подобных спасательных работ. Из
5-миллиметровой стали срочно был изготовлен небольшой резак-нож, остро
заточенный с одной стороны. На всякий случай с собой захватили еще
и ножовку по
металлу.
На «Михаиле Рудницком» состоялось большое совещание по спасению АС-4. В
связи с неординарностью ситуации общее руководство спасательной операцией осуществлял
командир группы подводных лодок специального назначения капитан 2 ранга Вадим
Дмитриевич Крейза. На «Эпроне»
также находился начальник ПСС ЧФ капитан 1 ранга Геннадий Леонидович Васенко.
День клонился к вечеру, а
АС-4 находился в подводном плену с самого утра. По расчетам, запаса воздуха с
учетом регенерации должно было хватить экипажу АС-4 примерно на трое суток, но никто
не хотел переносить операцию на утро следующего дня, зная, что под водой ждут
незамедлительных действий.
В 18.00 подводный аппарат АС-32
отошел от «Коммуны» и начал погружение. Спасатель сразу же вышел на опутанный канатами и зависший в воде АС-4. За АС-32 тоже тянулся
сигнальный конец с буем, так что, видя перед собой наглядный пример
неосторожности, экипажу Фаизуллина требовалось
работать крайне бдительно и осмотрительно. Виртуозно подойдя к АС-4, экипаж
АС-32 в иллюминаторы увидел потрясающую картину: полосатый подводный аппарат
был опутан тросом, как муха паутиной. Манипулируя ножом-резаком как хирургическим
скальпелем, АС-32 начал аккуратно подрезать, натянутые концы. Манипулятор не
рука человека, поэтому даже простые операции переходят в разряд трудновыполнимых. Нож
скользил медленно и часто промахивался, необходимые нажимные усилия пришлось
создавать, двигаясь вверх-вниз самим аппаратом. Но постепенно дело пошло - один
за другим натянутые концы обвисли и АС-4
пошел на всплытие.
Вся подводная операция
заняла один час. Но какой! Усилиями многих людей и кораблей аппарат АС-4 и его экипаж был спасен.
По материалам из книги А.Лубянова «Прорыв в глубину».