Rambler's Top100 Угроза невозвращения

«Угроза невозвращения».

Спасение автономного рабочего снаряда АС-4. 04.07.1991


Угроза невозвращения

Репродукция картины А. Лубянова «Случай с АС-4»

Немного предыстории. 17 марта 1989 года списанная подводная лодка С-348 проекта 613 затонула при буксировке из Балаклавы в Одессу (переводили для конвертации и продажи в Турцию в качестве металлолома). Когда ПЛ затонула, то вместе с ней ушела на дно и буксирный конец – почти 200 метров пропиленового каната, который, в отличие от других корабельных канатов, плавает на воде. Чтобы не мешать судоходству в указанном районе, был вызван тральщик, экипаж которого отрезал плавающую часть каната, а к оставшемуся концу привязал груз и утопил его. В результате из пропиленового конца образовалась огромная, плавающая под водой змееобразная арка. Вершина свода арки устремилась вверх, к поверхности, груз служил одним основанием арки, другим основанием был нос подводной лодки. Естественно, что об этом никто и не знал.


В июле 1991 года для отработки боевой подготовки и обследование затонувшей подводной лодки вышло спасательное судно «Михаил Рудницкий» с двумя подводными аппаратами на борту (автономным рабочим снарядом АС-4 проекта 1839 и спасательным снарядом АС-5 проекта 1837). Тактическая пара должна была обследовать положение и состояние подводной лодки и параллельно отработать учебно-тренировочную задачу  по  стыковке  СПС  с   подводной  лодкой. АС-4 должен был обнаружить искомый подводный объект, после чего вызвать АС-5 для контрольного «присоса» к комингс-площадке подводной лодки. Для того, чтобы наверху с обеспечивающего судна видели, где находится в каждый момент времени аппарат, к нему за рубкой привязывали длинный капроновый конец с плавающим наверху пестрым красно-белым поплавком (буй Реднова). В зависимости от глубины погружения длина сигнального троса устанавливалась по-разному и заблаговременно. В этот раз длину сигнального конца отмерили в 300 метров.

4 июля 1991 года начались учения. АС-4 нашел подводную лодку, лежащую на глубине около ста метров с дифферентом на нос в 7 градусов, без крена. С целью осмотра подводкой лодки аппарат два раза обошел ее от носа до кормы и, не видя опасности в виде громадной арки, два раза прошел через нее, как сквозь туннель, вместе с болтающимся за кормой сигнальным канатом. Два каната перехлестнулись и основательно затянулись на аппарате, но экипаж АС-4 этого пока не ощущал, т.к. вызвав по звукоподводной связи АС-5, лег рядом с  подводной  лодкой  на  грунт, чтобы не мешать работе коллег. Отработав задачу,   АС-5 всплыл, чудом не зацепившись за плавающие концы. Когда АС-4 начал всплывать, выяснилось что подъему, что-то мешает (аппарат уже был основательно опутан канатами). Чтобы освободиться от неведомой преграды, подводный аппарат начал крутиться и выполнять разнообразные маневры, в результате которых только ухудшил свое положение – сигнальный капроновый конец с муссингами намотался на маршевый винт. Винт заклинило, он вместе с валопроводом сдвинулся с места и вытянулся из корпуса. Произошла разгерметизация винто-рулевого комплекса, вследствие чего через кормовой сальник в отсек стала поступать  вода.   Наступило  угрожающее   положение.


Несмотря на это, командир АС-4 капитан 3 ранга Сергей Викторович Цыганков и мичманы Виктор Бычук и Владимир Кулаковский проявили хладнокровие и решительность. Было введено в действие аварийное устройство, и дейдвудный сальник основательно зажали. Поступление воды прекратилось, но двигаться аппарат теперь не мог, как и не мог всплыть на поверхность, до которой еще было целых  60  метров.

В связи с угрозой невозвращения, АС-4 дал сигнал бедствия - «Не могу всплыть!» Причины были сообщены только предположительно. Сразу же Дежурному спасательному отряду сыграли боевую  тревогу. В район бедствия немедленно вышло спасательное судно «Эпрон» с водолазным колоколом и водолазами на борту, буксир с рейдовым оборудованием и спасательное судно-катамаран «Коммуна» с аппаратом АС-32 проекта 18392 (командир – капитан-лейтенант Илькам Файзуллин). На кораблях отсутствовал специальный технологический инструмент для возможности выполнения подобных спасательных работ. Из 5-миллиметровой стали срочно был изготовлен небольшой резак-нож, остро заточенный с одной стороны. На всякий случай с собой захватили  еще  и  ножовку  по  металлу.

На «Михаиле Рудницком» состоялось большое совещание по спасению АС-4. В связи с неординарностью ситуации общее руководство спасательной операцией осуществлял командир группы подводных лодок специального назначения капитан 2 ранга Вадим Дмитриевич Крейза. На «Эпроне» также находился начальник ПСС ЧФ капитан 1 ранга Геннадий Леонидович Васенко.

День клонился к вечеру, а АС-4 находился в подводном плену с самого утра. По расчетам, запаса воздуха с учетом регенерации должно было хватить экипажу АС-4 примерно на трое суток, но никто не хотел переносить операцию на утро следующего дня, зная, что под водой ждут незамедлительных  действий.


В 18.00 подводный аппарат АС-32 отошел от «Коммуны» и начал погружение. Спасатель сразу же вышел на опутанный канатами и зависший в воде АС-4. За АС-32 тоже тянулся сигнальный конец с буем, так что, видя перед собой наглядный пример неосторожности, экипажу Фаизуллина требовалось работать крайне бдительно и осмотрительно. Виртуозно подойдя к АС-4, экипаж АС-32 в иллюминаторы увидел потрясающую картину: полосатый подводный аппарат был опутан тросом, как муха паутиной. Манипулируя ножом-резаком как хирургическим скальпелем, АС-32 начал аккуратно подрезать, натянутые концы. Манипулятор не рука человека, поэтому даже простые операции переходят в разряд  трудновыполнимых. Нож скользил медленно и часто промахивался, необходимые нажимные усилия пришлось создавать, двигаясь вверх-вниз самим аппаратом. Но постепенно дело пошло - один за другим натянутые концы обвисли и АС-4   пошел   на  всплытие.

Вся подводная операция заняла один час. Но какой! Усилиями многих людей и кораблей аппарат  АС-4 и его экипаж  был спасен.

По материалам из книги А.Лубянова «Прорыв в глубину».



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016