Rambler's Top100 Второе рождение РПКСН К-407

Николаев А.С. 20.03.2016.

Второй день рождения РПКСН К-407

Все это случилось 23 года назад, в несчастливый для моряков день - в пятницу - 20 марта 1993 года в 6 часов утра. В результате попытки скрытного слежения произошло столкновение ПЛА SSN-646 «Grayling» (типа «Sturgeon») ВМС США с РПКСН К-407 проекта 667БДРМ в Баренцевом море недалеко от острова Кильдин (в полигонах боевой подготовки Северного флота).

Второй день рождения РПКСН К-407

РПКСН К-407 с повреждениями после столкновения 20.03.1993г.


В результате столкновения оба корабля получили повреждения легкого корпуса различной степени тяжести, личный состав не пострадал. В тот же день московское радио передало сообщение ИТАР-ТАСС о столкновении в Баренцевом море «российской подводной лодки с неопознанным подводным объектом». Оперативно сработали средства массовой информации. От неожиданности, должно быть, в США подтвердили факт столкновения (никогда такого за ними не водилось!) и даже назвали подводную лодку - «Грейлинг», которая вскоре вернулась в Норфолк.

схема столкновения

Схема маневрирования и столкновения


Президент Билл Клинтон был взбешен. Командира ПЛА сняли с должности. В большинстве источников говорится о том, что повреждения ПЛА были столь значительны, что ее вскоре вывели из боевой линии, списали и утилизировали. Однако ее также как и РПКСН оперативно отремонтировали, и она прослужила еще почти 4 года, после чего в 1997 году была выведена в резерв и через год утилизирована (что не удивительно, так как ей в этот год исполнилось 28 лет). Иначе на рубке РПКСН К-407 «Новомосковск» красовалась бы звезда с цифрой «1» как и на АПЛ Б-276 «Кострома».


SSN-646 Grayling

19 июня 1996 года. SSN-646 "Grayling" на территории верфи "Electric Boat
является кораблестроительным подразделением корпорации "General Dynamics"



Как отмечают эксперты, если бы К-407 столкнулся с SSN-646 на 20 секунд позже, то американская лодка протаранила бы ракетный отсек РПКСН, повредив шахты и ракеты. Вероятнее всего, как отмечают специалисты, в этом случае могли погибнуть обе подводные лодки. Поэтому те, кто помнит, как это произошло, и принимал активное участие в событиях, вечером обязательно поднимут рюмку за второй день рождения своего корабля и свое второе рождение.

памятный значок

на 15 летний юбилей события был выпущен памятный значок, но не всем он достался и в нем оказалась ошибка –

столкновение произошло у оильдин (о.Котлин - это остров в Балтийском море).


По официальным выводам комиссии, не явились непосредственной причиной столкновения, но способствовали происшествию следующие недостатки в деятельности (неправильные действия) КП СФ, командира РПКСН, командира БЧ-7 и операторов ГАК:


1. В нарушение ст.23 Пр. КСФ 1990г. N-0108 не соблюдалась периодичность передачи на ПЛ информации о типах ВРСЗ, глубинах залегания ССЗ, а также данных о положении и характеристиках гидрологических фронтальных зон.


2. В нарушение ст.73 РБИ РЭС ВМФ-89 замер ВРСЗ во всем возможном диапазоне глубин погружения РПКСН не производился.


3. Как следствие анализ ГАУ и их влияние на эффективность гидроакустического наблюдения был проведен поверхностно без учета возможных сезонных изменений, и наличия аномальных явлений среды в районе плавания.


4. Расчет ожидаемых дальностей обнаружения иностранных ПЛ производился по фиксированному значению шумности, возможные колебания параметров Г/А характеристик целей в зависимости от класса (типа) и азимутальной анизотропии шумового поля не учитывались.


5. При выборе способа проверки отсутствия слежения не принимались в расчет возможные варианты маневрирования следящей ПЛА, не были назначены при маневре проверки отсутствия слежения, глубина погружения и режимы работы ГАК МГК-520, оптимальные для поиска малошумных ПЛА в реальных ГЛУ.


6. Положение органов управления МГК-520 самовольно изменялось операторами и никем не контролировалось.


7. необоснованный отказ командира РПКСН от использования ГАС с ГПБА МГБС-541.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016