Николаев А.С. 20.03.2016.
Второй день рождения РПКСН К-407
Все это
случилось 23 года назад, в несчастливый для моряков день - в пятницу - 20 марта 1993 года в 6 часов утра.
В результате попытки скрытного слежения произошло столкновение ПЛА SSN-646 «Grayling» (типа «Sturgeon») ВМС
США с РПКСН К-407
проекта 667БДРМ в Баренцевом море недалеко от острова Кильдин (в полигонах боевой подготовки Северного флота).
РПКСН
К-407 с повреждениями после столкновения 20.03.1993г.
В результате столкновения
оба корабля получили повреждения легкого корпуса различной степени тяжести,
личный состав не пострадал. В тот же день
московское радио передало сообщение ИТАР-ТАСС о столкновении в Баренцевом море
«российской подводной лодки с неопознанным подводным объектом». Оперативно
сработали средства массовой информации. От неожиданности, должно быть, в США подтвердили факт столкновения
(никогда такого за ними не водилось!) и даже назвали подводную лодку - «Грейлинг», которая вскоре вернулась в Норфолк.
Схема маневрирования и столкновения
Президент
Билл Клинтон был взбешен. Командира ПЛА сняли с должности. В большинстве
источников говорится о том, что повреждения ПЛА были столь значительны, что ее
вскоре вывели из боевой линии, списали и утилизировали. Однако ее также
как и РПКСН оперативно отремонтировали, и она прослужила еще почти 4 года,
после чего в 1997 году была выведена в резерв и через год утилизирована (что не
удивительно, так как ей в этот год исполнилось 28 лет). Иначе на рубке РПКСН
К-407 «Новомосковск» красовалась бы звезда с цифрой «1» как и на АПЛ Б-276 «Кострома».
19 июня 1996 года. SSN-646 "Grayling" на
территории верфи "Electric Boat
является кораблестроительным подразделением
корпорации "General Dynamics"
Как отмечают эксперты, если
бы К-407 столкнулся с SSN-646
на 20 секунд позже, то американская лодка протаранила бы ракетный отсек РПКСН,
повредив шахты и ракеты. Вероятнее всего, как отмечают специалисты, в этом
случае могли погибнуть обе подводные лодки. Поэтому те, кто помнит, как это произошло, и принимал активное участие в событиях,
вечером обязательно поднимут рюмку за второй день рождения своего
корабля и свое второе рождение.
на 15 летний юбилей события
был выпущен памятный значок, но не всем он достался и
в нем оказалась ошибка –
столкновение произошло у о.Кильдин (о.Котлин
- это остров в Балтийском море).
По
официальным выводам комиссии, не явились непосредственной причиной
столкновения, но способствовали происшествию следующие недостатки
в деятельности (неправильные действия) КП СФ, командира РПКСН,
1.
В нарушение ст.23 Пр. КСФ 1990г. N-0108
не соблюдалась периодичность передачи на ПЛ
информации о типах ВРСЗ, глубинах залегания ССЗ, а также данных
о положении и характеристиках гидрологических фронтальных зон.
2.
В нарушение ст.73 РБИ РЭС ВМФ-89 замер ВРСЗ во всем возможном
диапазоне глубин погружения РПКСН не производился.
3.
Как следствие анализ ГАУ и их влияние на эффективность
гидроакустического наблюдения был проведен поверхностно без учета возможных
сезонных изменений, и наличия аномальных явлений среды в районе
плавания.
4.
Расчет ожидаемых дальностей обнаружения иностранных ПЛ
производился по фиксированному значению шумности, возможные колебания
параметров Г/А характеристик целей в зависимости от класса (типа)
и азимутальной анизотропии шумового поля не учитывались.
5.
При выборе способа проверки отсутствия слежения не принимались
в расчет возможные варианты маневрирования следящей ПЛА, не были
назначены при маневре проверки отсутствия слежения, глубина погружения
и режимы работы ГАК МГК-520, оптимальные для поиска малошумных
ПЛА в реальных ГЛУ.
6.
Положение органов управления МГК-520 самовольно изменялось операторами
и никем не контролировалось.
7.
необоснованный отказ командира РПКСН от использования ГАС с ГПБА
МГБС-541.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»