Сказ о том как «Ильмень» продавали
Музей
«Minsk World» в г.Шэньчжэнь (Китай). Бывший ТАКР «Минск» с оборудованием, вооружением
и даже несколькими самолетами. 2015 год.
Тема распродажи и
уничтожения ВМФ в уже далекие 90-е годы не новая, время от времени она
появляется в СМИ и интернете. Северный
флот в тех ужасных условиях все-тики сумел сохранить свое боевое ядро, для того
чтобы была возможность его восстановления. С остальными флотами все оказалось
существенно хуже. И если потери Черноморского и Балтийского флота можно как-то
объяснить геополитическими проблемами – потеря баз, раздел флота и т.п, то для Тихоокеанского флота
никаких разумных объяснений, кроме как осознанного уничтожения, быть не может.
Самая известная сделка тех
времен это продажа в 1994 году двух тяжелых авианесущих
крейсеров ТОФ:
ТАКР «Новороссийск», продан
25.11.1994г., возраст 11 лет, цена остаточная 39 284 130 долларов США,
продан за 3 832 348 долларов США.
ТАКР «Минск», продан
25.11.1994г., возраст 15 лет, цена
остаточная 27 424 770 долларов США, продан за 4 236 709
долларов США.
Продавцы «Минска» и
«Новороссийска» утверждают, что корабли были проданы как металлом. . Эта сумма ориентировочно меньше 0,5% от их первоначальной стоимости. Крейсера
прослужили менее 20 лет. По американским правилам (уж они то свои деньги
считать умеют очень хорошо), корабль, прослуживший более 16
но менее 20 лет и находящийся в боеготовом состоянии, не может быть реализован
другому флоту по стоимости менее 50% первоначальной (правда, это для
усредненного корабля серии - то есть не первого и не последнего, ибо первый
гораздо дороже, последний - слегка дешевле). Продажа корабля
на слом определяется рыночной ценой, но вывод из состава флота (то есть из
консервации стадии D - полугодичная готовность к вводу в строй) не допускается,
пока остаточная стоимость корабля сохраняется в пределах 10% от стоимости
постройки - ее должны опустить ниже этой планки разукомплектования, но так,
чтобы стоимость работ не привела, наоборот, к росту стоимости останков).
Правда, это всё не относится к авианосцам и линкорам, для продажи которых
требуется специальное разрешение Конгресса и цена
каждого корабля определяется отдельно.
Таким образом, если средства
от продажи двух ТАКР на тот момент
потратить на закупку вооружений, то можно было бы купить от силы 3 (три) танка М1
"Абрамс", но не новых, а нуждающихся в
модернизации.
Но я собственно не об этом –
это достаточно широко известная совместная афера ЦУМР и ВЭС МО и командования
ВМФ. Однако не так широко известен другой факт, который имеет отношение к этой
сделке. Оказывается «довеском» к этой сделке (также 25.11.1994г.) был продан МРЗК проекта 861
«Ильмень» (контракт №148/8/11014050 от 06.10.1994), причем за очень приличную
сумму в 3 180 390 долларов США (по сравнению с авианосцами то вообще
совсем не плохо). Меня очень заинтересовал этот корабль
и я очень сильно удивился, когда обнаружил что это ССВ-742 водоизмещением 2500
тонн и 1972 года постройки и внешним видом рыбацкого сейнера (пусть меня
простят те кто служил на этих разведчиках, это только для образного сравнения)…
но по цене авианосца.
Оказывается, под видом
маленького корабля МРЗК проекта 861 «Ильмень» было продано еще 29 единиц
корабельного состава (подводных лодок, надводных кораблей и судов специального
назначения):
-
три больших десантных корабля проекта 1171: «А. Торцев»,
БДК-25, «С. Лазо»;
-
пять больших десантных кораблей проекта 775:
БДК-197, БДК-63, БДК-90, БДК-181, БДК-48;
- малый
ракетный корабль проекта 1234 МРК «Вихрь»;
-
сторожевой корабль проекта 1135 «Горделивый»;
-
малый десантный корабль проекта 771 МДК-96;
-
три сторожевых корабля проекта 159: СКР-138, СКР-133, СКР-128;
- две
плавбазы подводных лодок проекта 1883: «И.Кучеренко», «И.Вахромеев»;
-
малый противолодочный корабль проекта 204: МПК-114;
-
два малых противолодочных корабля проекта 1124: МПК-81, МПК-122;
- морской
тральщик проекта 266: МТ-208;
- два
морских тральщика проекта 254: МТ-27, МТ-53;
- подводная
лодка проекта 690: СС-368;
- подводная
лодка проекта 651: Б-63;
- подводная
лодка проекта 629А: Б-163;
- три
подводные
лодки проекта 641: Б-85,
Б-
833, Б-112;
- ОИС
проекта 861 «Заполярье»;
Общий тоннаж 30 единиц
составлял: 55 643 тонны, при этом вес металла
составлял: 38 905,1 тонны. Готов согласиться
с тем, что многие корабли к этому моменту выслужили положенные сроки (подводные
были все в состоянии отстоя перед утилизацией) и подлежали утилизации (хотя
практически все перешли к покупателю своим ходом). Но продавцы занизили в 1,7
раза минимальную цену металлолома, равную 140 долларов США и определили её
в среднем как 81,74 доллара США за тонну, тем самым нанеся государству существенный
ущерб. Про то, что многие корабли продавались с
вооружением и документацией даже не обсуждаю – ущерб обороноспособности был
нанесен просто колоссальный
Более подробно распродажа
Тихоокеанского флота описывается в записках адмирала Булавина «Как уничтожалась
морская мощь России».