Подводные силы Украины.
21.01.2016 главком Военно-морских сил Украины Сергей
Гайдук заявил, что его страна до 2020 года намерена возродить подводный флот. В
его состав, как запланировали в украинском министерстве обороны, войдут две или
четыре подводные лодки. "Подводные силы должны стать элитой флота и важным
боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе", - сказал
Гайдук в интервью украинскому изданию Defense Express.
Корпус ПЛ СС-310 проекта 690 в
Херсоне. 2015 год.
По его словам, на
данный момент Киевом рассматриваются различные варианты оснащения возрождаемых
украинских подводных сил. При этом учитываются особенности возможного района их
боевого применения. "С учетом особенностей гидрологии и глубины Черного моря
это могут быть сверхмалые, малые или даже средние подводные лодки, в том числе
на правах аренды", - добавил Гайдук.
Оставив за рамками обсуждения
возможность и целесообразность таких действий, мне стало интересно вспомнить
историю подводного флота Украины (особенно заметив в интервью слово «возрождение»).
В своей статье «подводные челны запорожцев» не рассматриваю – оставляю эту тему
для тех, у кого или слишком необузданная фантазия, или больное воображение.
Самое удивительное,
что через пару лет Украина сможет на совершенно законных основаниях отметить
столетие своего подводного флота. И как бы смешно это не звучало, исторически
это абсолютно верно.
09.01.1918 была провозглашена
независимость Украинской Народной Республики. А 23.10.1918 захваченные в
Севастополе подводные лодки Российского флота, были переданы представителями оккупационного
германского командования правительству Украины, без права понимать на них
Андреевский флаг. Среди этих подводных лодок относительно боеготовыми были 4 ПЛ типа «Барс» («Гагара», «Буревестник», «Утка» и «Орлан»), ПЛ
типа «Морж» («Тюлень») и ПЛ
типа «АГ» («АГ-21»). В резерве находились 3 подводные лодки типа «Нарвал» («Нарвал», «Кит» и «Кашалот») и недоремонтированный «Краб» (типа «Краб»).
Лодки типа «Карп», «Касатка» и «Сом», которые
были еще до 1918 года сданы к порту на хранение, не считаю, хотя они как
металлолом и присутствовали в Севастополе. В Николаеве под контроль Украины были
переданы недостроенная АГ-22 типа «АГ» и
капитально ремонтируемая (капитально разобранная для ремонта) ПЛ «Нерпа» типа «Морж», а также две
недостроенные ПЛ типа «Барс» и комплекты
для сборки еще четырех ПЛ типа «АГ». Этот достаточно многочисленный подводный флот
Украины просуществовал месяц и 24.11.1918 перешел под контроль англо-французкого оккупационного командования. Но как говорят – из песни слов не выкинешь –
подводные лодки в составе флота Украины были и почти сто лет тому назад.
В дальнейшем своего
подводного флота у Украины официально не было, аж до
1997 года. Постройку подводных лодок на предприятиях Украинской ССР и
использование на ее территории военно-морских баз и пунктов базирования в
интересах Черноморского флота СССР считать продолжением истории подводного
флота Украины было бы абсолютно неправильно – был подводный флот СССР, в котором
несли службу представители многих национальностей великой страны.
11.07.1997 в состав
ВМС Украины вошла подводная лодка Черноморского флота Б-435 (с 21.07.1997
– U01 Запорiжжя)
проекта 641.
01.08.1997 года было согласовано Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о
параметрах раздела Черноморского флота (ратифицировано Федеральным собранием 03.07.1999г.
(№123-ФЗ)). По этому соглашению в ВМС Украины предназначался целый ряд
подводных лодок и глубоководных аппаратов : аппарат АС-6 (проект 1832),
аппарат АС-8 (проект 1832), аппарат АС-5 (проект 1837),
аппарат АС-11 (проект 1837),
ПЛ-мишень СМ-422 (проект 613В), ПЛ-мишень СС-256 (проект 690)
и ПЛ Б-9 (проект 641).
Однако все эти корабли и аппараты в итоге были переданы Черноморскому флоту РФ
в порядке взаиморасчетов при разделе флота.
В период 1997 – 2014 года вся деятельность подводных сил
Украины была сосредоточена на своем единственном корабле – ПЛ U01
Запорiжжя. Эта ПЛ с 2002
по 2012 год ремонтировалась, но так и не смогла стать боеготовым кораблем.
22.03.2014 г. после возвращения Крыма в состав России была передана в состав
ВМФ России. Однако ошибочно было считать, что в этот период в Украине больше не
было подводных лодок. В 2000 году для организации музея фонду «Славутич»
передали ПЛ-мишень СС-310 (проект
690). ПЛ перевели в Херсон
где она и по сей день медленно превращается в ржавый хлам (по состоянию на 2015
год находилась в полузатопленном состоянии). А в
Одессе с 1980 года находится корпус ПЛ МС-296 (проект
А615). Сейчас эта лодка с номером М-305 является частью
мемориала 411 батареи ... правда не знаю, коснулась ли «декоммунизация»
и этого объекта воинской славы СССР. Тем не менее, на данный момент этот памятник
является единственной подводной лодкой Украины. На протяжении всей своей истории,
подводный флот Украины не представлял собой какой либо боеспособной структуры,
способной решать хотя бы минимальные боевые задачи прибрежной зоны. Прошу
понять меня правильно – несмотря на это на Украине проживает много заслуженных
и уважаемых ветеранов-подводников,
которые отдали свои лучшие годы службе в подводных силах ВМФ СССР.
Сможет ли эта страна создать свой подводный флот, покажет будущее, но шансов сделать это в ближайшее время – нет, даже теоретически. Оборудованные пункты базирования, ремонтная и оружейная база, службы обеспечения и спасения, учебная база и подготовленные экипажи с опытными командирами, даже по желанию и приказанию высшего военного руководства целой страны из ниоткуда вдруг не появляются. Это длительный, системный и дорогостоящий процесс.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016