Rambler's Top100 Три с половиной дня на дне морском.

Три с половиной дня на дне морском.


Подводная лодка М-351

Подводная лодка М-351 проекта А615 в доке.


История подводного флота насыщена не только трагическими событиями, но и счастливыми избавлениями. Утром 22 августа 1957 года подводная лодка «М-351» (проект А615) из состава 27-й обрпл ПС ЧФ под командованием капитана 3-го ранга Ростислава Белозерова вышла из Балаклавы в район боевой подготовки для отработки учебно-боевых задач. В 14 час. 05 мин. командир ПЛ дал команду: «Срочное погружение! Поднять перископ! Погружаться на глубину 7 метров с дифферентом 2 градуса на нос!». Начав погружение, ПЛ внезапно дала резкий дифферент на корму. Несмотря на все усилия экипажа одержать ПЛ и аварийно всплыть, ПЛ «М-351» через 6 минут, почти вертикально (62 градуса), затонула на глубине 83 м. В прочном корпусе в заточении оказались 7 офицеров и 35 старшин и матросов. По расчетам, средств регенерации на борту оставалось на 70 часов, провизии — на двое суток.

Позже выяснится, что при срочном погружении не до конца закрылась захлопка (в результате ее конструктивных недостатков) шахты подачи воздуха к дизелям, хотя сигнал на табло в центральном посту показывал ее закрытое положение, что и ввело в заблуждение командира БЧ-5 инженер-капитан-лейтенанта Мигачева, открывшего после этого клапаны вентиляции средней группы системы главного балласта. В 6-й дизельный отсек под давлением стала быстро поступать вода, затапливая его. Поступившая из полузатопленного 6-го отсека вода через нарушенную давлением герметичность переборки стала проникать в 7-й кормовой отсек, в результате чего там произошло возгорание в электрощите, затем начался пожар. Четверо подводников, находившихся в отсеке: матросы Пинчук, Цимбал, Фокин и старшина команды электриков старшина 2-й статьи Коданев, приступили к борьбе за живучесть отсека и подводной лодки в целом. По сути, подводников в 7-м отсеке и экипаж спас от гибели старшина 2-й статьи Максимюк, который в практически мгновенно соорентировался и вручную закрыл захлопку, после чего поступление воды прекратилось. Однако внутрь прочного корпуса уже было принято около 45 т забортной воды, которая из затопленного на две трети 6-го отсека продолжала поступать в 7-й. Возникла угроза полного их затопления и гибели находившихся там людей. И командир приказал покинуть аварийный отсек. Моряки включились в ИДА и перешли через полузатопленный 6-й отсек в 5-й.

Подводная лодка М-351

Подводная лодка М-351 проекта А615 в море. Апрель 1962 года.


Не дожидаясь начала спасательной операции, подводники сделали все возможное для своего спасения. С ПЛ выпустили на поверхность аварийный буй. Пытаясь выровнять дифферент, все моряки перешли в первый отсек, туда же снесли различные тяжелые предметы, опустошили кормовую дифферентную цистерну. Однако это не помогло сдвинуть с места глубоко увязшую кормой в грунт лодку. Не удалось пустить в ход и главный осушительный насос, расположенный в центральном посту, чтобы откачать воду из кормовых отсеков. Чтобы помочь водоотливному насосу, весь личный состав, встав цепочкой, стал подручными средствами черпать воду в корме и передавать ее в трюм 1-го отсека, где она мало-помалу откачивалась за борт. Но для этого приходилось поднимать воду вручную на высоту 45-48 м., этот человеческий "конвейер" с небольшими перерывами работал 28 часов подряд и позволил удалить из корпуса 10-12 тонн воды. Положение лодки не менялось. Чтобы хоть как-то психологически отвлечься, экипаж провел комсомольское собрание, на котором принял в комсомол моториста матроса Н. Деринчука. Концентрация углекислого газа в отсеках увеличилась до 3%. Подводникам не хватало воздуха. К тому же люди стали замерзать: температура внутри прочного корпуса составляла около 7 градусов. Водолазное шерстяное бельё помощник командира лодки оставил на берегу, там оно, по его убеждению, надёжнее сохраняется. Но не только водолазное бельё осталось на берегу, также и гидрокомбинезоны для выхода из затонувшей ПЛ.

Что же в это время происходила вне прочного корпуса. Через час после того, как «М-351» не вышла на связь в условленное время, в район ее последнего погружения по тревоге были высланы аварийно-спасательные силы флота. Из бухты Южная в район Балаклавы вышло спасательное судно "Бештау". С мостика увидели на воде огонёк - это светился выпущенный лодкой аварийный сигнальный буй. В район аварии стали стягиваться боевые корабли флота - эсминцы, вместе с ними буксиры, катера. Установили рейдовые бочки, чтобы потом на них спасатель мог стать точно над лодкой. На "Бештау" на катере прибыли командующий флотом адмирал В.Касатонов, командующий подводными силами ЧФ капитан 1 ранга Н.Смирнов, командир 27-й обрпл капитан 1 ранга В.Куприянов. Смирнов и Куприянов на шлюпке, спущенной с "Бештау", подошли к бую, связались по телефону с командиром ПЛ. Он подробно доложил обстановку. Смирнов сообщил подводникам, что по флоту объявлена боевая тревога, в Севастополь вылетел ГК ВМФ, чтобы лично возглавить спасательные работы. С других флотов вылетели самые опытные водолазы. Об аварии доложили министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, который отдыхал в Крыму. Министр приказал бросить на спасение лодки все имеющиеся в ВМФ силы. Так как никто из водолазов никогда не работал с ПЛ проекта А615 (это был новый проект для Черноморского флота) из Балаклавы подошла к месту аварии ПЛ аналогичного проекта. Пока "Бештау" становился на бочки и якоря, 24 водолаза уже изучали устройство верхней палубы ПЛ, расположение арматуры эпроновской выгородки, определили, как открывать её крышку, как подключать шланги подачи и отсоса воздуха для дыхания личного состава, а также подачи воздуха высокого давления для продувания цистерн. Операция по спасению началась с серьёзной неудачи. Погода испортилась, разыгрался пятибалльный шторм. Решили произвести пробный спуск водолазного колокола с платформой, но без водолазов. К сожалению, водолазный колокол с беседкой навалился на сигнальный буй, тросы перепутались, сигнальный буй оторвало, так что спасатели лишились связи с ПЛ. Наконец под воду пошли первые два водолаза. Лодку они не нашли. Матрос Иван Герасюта из второй водолазной пары увидел в луче светильника фрагмент ПЛ, стоящей в грунте почти вертикально. Ему удалось закрепить трос-конец за лодку, а при подъёме на поверхность ещё захватить с грунта утонувший кабель сигнального буя. Несмотря на непогоду, водолазы продолжали работу под водой. Удалось провести и закрепить рядом с эпроновской выгородкой направляющий трос, а затем подвести шланги подачи и отсоса воздуха.

Подводная лодка М-351

Подводная лодка М-351 проекта А615 в море. Ноябрь 1962 года.


Спустя двое суток, днем 24 августа, спасателям удалось восстановит телефонную связь с лодкой и подать воздух в отсеки, это несколько разрядило обстановку внутри затонувшей ПЛ. Удалось передать на лодку через торпедный аппарат водолазное бельё, медикаменты, 12 аппаратов ИДА-51, 10 патронов регенерации воздуха, 30 литров спирта в резиновом мешке, 30 литров прекрасного крымского вина, 30 литров ещё не остывшего какао и письмо командиру ПЛ от его жены. Передавали всё в специально изготовленных на Балаклавском судоремонтном заводе цилиндрических, герметично закрывающихся стальных контейнерах-пеналах, свободно входящих в 533-мм торпедный аппарат. Командир разрешил членам экипажа выпить вина, думая, что это как-то подбодрит людей, снимет перенапряжение и позволит чуточку согреться. Многие подводники, выпив по кружке-две вина, начали терять сознание. От внутриотсечного переохлаждения ни спирт, ни вино не спасали. А наверху прорабатывался вопрос - с помощью буксиров попытаться рывком выдернуть лодку из ила, куда она кормой ушла метров на 10-12. Завели через носовую буксирную скобу лодки капроновый канат, потом ещё несколько канатов пропустили через дополнительно заведённую большую судоподъёмную скобу. 25 августа буксиры напрягли все свои силы. Подводники сообщили, что дифферент стал уменьшаться, сначала 50 градусов, затем 45, 40... По отсекам лодки прокатилось ликующее "Ура!". У подводников появилась возможность перемещаться в отсеках. Но дифферент, дойдя до 37 градусов, встал! и дальше снижаться не хотел. Ещё один рывок буксирами - и толстый канат лопнул, как гнилая нитка. Почти суточная работа водолазов и спасательных судов пошла насмарку. После обрыва троса у экипажа лодки началась нескрываемая депрессия. Появились сомнения в том, что её можно будет оторвать от грунта. Если капроновый конец заводили более суток, то повтор процедуры займёт времени не меньше. Воздух в лодке становился всё более отравленным. Дело в том, что его отсоса из лодки не происходило, где-то передавило шланги. Жизненных сил у экипажа становилось всё меньше, экономя их, моряки ложились от усталости и перенапряжения на койки.

Подводная лодка М-351

Схема положения подводной лодки М-351 на дне.

Водолазы вновь стали заводить теперь уже стальной трос. В это время на ПЛ, чувствуя безнадёжность положения, пошли на рискованный шаг. Командир собрал в центральном посту личный состав кормовых отсеков и обратился к ним с предложением: "Ребята! Вам известно, что буксировочный трос лопнул. Сейчас его заводят повторно, но у меня есть сомнения, что спасатели сумеют это сделать достаточно быстро. Обстановка в лодке вам известна. Я предложил командованию послать трёх человек в кормовые отсеки и надуть их воздухом, чтобы попытаться самим откачать воду. Работа эта сопряжена с известным вам риском, поэтому нам её выполнять запретили. Однако я считаю, что у нас выбора нет. Воздуха для дыхания хватит только на несколько часов, и мы можем не дождаться завершения спасательной операции...". Были отобраны трое - старшина 1 статьи Кучеров, старшины 2 статьи Антоников и Козлов. Они ушли в кормовые отсеки, начали надувать воздухом отсеки из баллонов ВВД, начиная с четвёртого и заканчивая седьмым. Давление в кормовых отсеках стало повышаться с 2 до 3,2 атмосферы. Воздух стал давить на воду в шестом и седьмом отсеках. Антоников нырял в неё, чтобы приготовить насос к работе. И наконец насос включился и начал забирать воду. Уровень её на глазах стал уменьшаться, а это значит, что лодка легчала, и весьма значительно. Но в это время сверху поступила команда прекратить работы, так как стальной трос заведён и буксиры готовы снова к рывку. Насос остановили, но наверху в чём-то произошла заминка. Снова попытались запустить насос, но он не запускался. Повысили давление в отсеках, насос забрал воду и стал откачивать её за борт. Пока наверху готовились выдёргивать лодку, внутри её удалось откачать всю воду из шестого и частично из седьмого, где осталось примерно 10 тонн. В результате этих действий лодка получила положительную плавучесть, так как ряд балластных цистерн был частично продут ещё в самом начале провала на глубину.

В ночь на 26 августа, несмотря на риск, спасатели тремя буксирами стали пытаться выдернуть субмарину из ила. В 00.42 начался повторный процесс "выдёргивания" уже значительно облегчённой лодки. К этому времени утих и шторм. В 02.28 экипаж лодки ощутил мощный рывок и резкое увеличение дифферента на корму. Стрелка глубиномера показала, что лодка начала всплытие. В лодке дали пузырь в кормовые балластные цистерны, дифферент начал отходить, и в 02.30 она всплыла. К лодке подошёл торпедный катер, командир которого передал командиру ПЛ записку, написанную карандашом: "Командиру тов. Белозорову. Поздравляю вас и весь личный состав лодки с проявленным мужеством, смелыми и умелыми действиями при выводе лодки из аварийного положения. Главком. 02.50". Так закончилась уникальная спасательная операция под Балаклавой. Более трех суток (84,5 часов) подводного плена для экипажа ПЛ «М-351» закончились. Жертв среди подводников и водолазов не было.

Подводная лодка М-351

Часть экипажа подводной лодки М-351 вскорре после спасения. 1957 год.
Второй слеве - командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Мигачев В., с мячом - фельдшер старший лейтенант м/с Родин А.,
в центре - командир ПЛ капитан 3 ранга Р.А. Белозеров.

7 января 1958 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении орденами и медалями личного состава ВМФ". За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом самоотверженность, мужество и инициативу были награждены водолазы: орденом Красной Звезды - 5 офицеров и мичманов, медалью «За боевые заслуги» - 5 мичманов и старшин. Отличившихся подводников ПЛ "М-351", мужественно и самоотверженно боровшихся за живучесть лодки в течение 3,5 суток, наградить «забыли», посчитав их виновниками аварийного происшествия.



Историческая справка ПЛ М-351 проекта А615



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2017