Rambler's Top100 Фотографии подводных лодок типа «Барс». Особенности идентификации.

Фотографии подводных лодок типа «Барс».

Особенности идентификации.

 

Фотографии подводных лодок типа Барс. Особенности идентификации.

ПЛ «Львица»

Идентификация подводных лодок типа «Барс» достаточно широко обсуждаема на многих форумах, но, тем не менее, системно к этому никто так и не подошел. Когда мне надоело находить, даже в очень серьезных источниках, ошибочные идентификации этих ПЛ, я решил попытаться дать любому желающему возможность точно идентифицировать корабль, даже не будучи в этом вопросе экспертом. В данном описании я исключаю артвооружение (которое является очень показательным, но не все хорошо в нем могут разбираться), описание особенностей двигательной установки, размещение якорей, диаметры кингстонов и т.п. Я постараюсь описать особенности размещения внешних торпедных аппаратов (очень показательный критерий идентификации), систему нумерации по годам и кораблям, а также некоторые визуальные особенности некоторых кораблей, определение которых доступно любому наблюдательному читателю.

Торпедные ниши глубиной около 1,5 метров по исходному проекту (по типу ПЛ «Барс»).

ПЛ «Барс». Размеры ниши хорошо сравнимы с ростом человека

Такие ниши получили ПЛ «Барс», «Гепард» и «Вепрь». Однако Испытания головных ПЛ «Барс» и «Гепард» выявили ряд конструктивных недостатков, в том числе и чрезмерно низкое расположение ТА системы Джевецкого. В итоге ТА Джевецкого было решено перенести на верхнюю палубу, а ниши для них заделать. На ПЛ «Волк» переделка была произведена в процессе достройки, а на ПЛ «Вепрь» и «Гепард» в период зимовок 1915-1917 гг. А вот ПЛ «Барс» судя по всему так и дожила свой век в первозданном виде.

Торпедные аппараты на верхней палубе (по типу ПЛ «Волк»)

ПЛ «Волк». Хорошо видно,  что вообще нет ниши – аппарат практически лежит на палубе.

Но очевидно конструкторы впали в другую крайность, и, подняв торпедные аппараты на верхнюю палубу, сильно усложнили перемещение по палубе и обслуживание самих аппаратов. Скорее всего, поэтому, завод Ноблесснера в Ревеле не стал делать таких резких движений и свою партию подводных лодок оборудовал уменьшенными до 50 см нишами для ТА.


Торпедные ниши глубиной около 50-см (по типу ПЛ «Тигр»)

ПЛ «Кугуар». Размеры ниши хорошо сравнимы с ростом человека

Такие ниши получили большинство ПЛ этого типа: «Тигр», «Львица», «Пантера», «Ягуар», «Рысь», «Кугуар», «Единорог», «Змея», «Гагара», «Утка», «Буревестник», «Орлан», «Лебедь» и «Пеликан».

От корабля к кораблю количество и размещение торпедных аппаратов иногда серьезно отличалось. ПЛ «Гагара» не имела в дальних нишах ТА. ПЛ «Утка» получила только 4 средних ТА без дальних ниш, а ПЛ Николаевского завода «Наваль» (ПЛ «Буревестник», «Орлан», «Лебедь» и «Пеликан») имели ниши только в оконечностях ПЛ.

Несколько особняком в этом ряду стоит ПЛ «Ягуар», которая получила только 4 ТА конструкции завода Г.А. Лесснера (без средних ниш). Мне не удалось найти хороших фотографий ниши. Предполагаю, что она была приблизительно такого же размера, как и для ТА Джевецкого (возможно несколько глубже и со скосом). Этот вариант можно считать экспериментальным.

ПЛ «Ягуар». Размеры ниши хорошо сравнимы с ростом человека

Тем не менее, это оказался не последний вариант размещения ТА на верхней палубе. Начиная с ПЛ «Леопард» появилась еще одна разновидность – с небольшими нишами, скорее даже выемками под решетки крепления ТА.


Небольшие торпедные ниши с косым срезом (по типу ПЛ «Леопард»)

ПЛ «Тур». Размеры углубления очень незначительны

Такие ниши имели ПЛ «Леопард», «Угорь», «Тур» и предположительно «Язь»

Изначально торпедные аппараты не планировались к установке на ПЛ «Ёрш» и «Форель» (так как они строились как минные заградители). Эксплуатация и опыт мирового кораблестроения показал ненужность наружных торпедных аппаратов и поэтому в дальнейшем со всех уцелевших подводных лодок эти аппараты были демонтированы, а ниши полностью заделаны. На Черноморских лодках это произошло в 1919 году, а на Балтийских - в период капитальных ремонтов 1920-1925 гг. Причем до этого момента никаких дополнительных подниманий-убираний аппаратов и заделывания ниш не производилось. После этого верхняя палуба стала выглядеть вот таким образом:

Бывшая ПЛ «Тур» после капитального ремонта в 20-х годах

Подводные лодки этой серии имели достаточно большое количество особенностей, которые позволяли их легко отличать до капитальных ремонтов, однако потом все стало сложнее. Поэтому каждый желающий в интернете что-либо проиллюстрировать фотографией ПЛ типа «Барс», практически не думая называет корабли как захочется. Тем не менее, есть достаточно возможностей для точной идентификации всех кораблей по номерам, которые достаточно четко видны на многих фотографиях и некоторых особенностях конструкции, о которых мало упоминаний в технической литературе по этому проекту.

Нумерация подводных лодок типа «Барс» на Балтике

Основная путаница возникает при попытках просто привязать цифру на рубке ПЛ к тому кораблю, который нуждается в идентификации. Все гораздо сложнее – цифры менялись и не один раз.

 

20.12.1920

01.10.1921

1922-1923

14.11.1931

10.12.1932

15.09.1934

 

номер

наимен.

наимен.

номер

номер

 номер

номер 

Вепрь

1

ПЛ-11

 

 

 

 

 

Волк

2

ПЛ-2

Батрак

2

21

У-1

Б-5

Змея

8

ПЛ-6

Пролетарий

6

23

У-2

Б-6

Тигр

3

ПЛ-1

Коммунар

1

11

 

Б-1

Пантера

4

ПЛ-5

Комиссар

5

13

 

Б-2

Рысь

5

ПЛ-7

Большевик

7

14

 

Б-3

Кугуар

7

ПЛ-10

 

 

 

 

 

Леопард

6

ПЛ-4

Красноармеец

4

24

У-3

Б-7

Угорь

9

ПЛ-12?

Тур

10

ПЛ-3

Товарищ

3

12

 

Б-8

Ягуар

11

ПЛ-8

Краснофлотец

8

22

15

Б-4

Ёрш

12

ПЛ-9

Рабочий

9

 

 

 

Форель

13

ПЛ-13

 

 

 

 

 

 


Некоторые конструктивные особенности

На ПЛ «Волк», «Леопард» и «Пантера» для обеспечения зарядки АБ на перископной глубине было осуществлено удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов; на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей. ПЛ «Змея» за все время своей службы так и осталась с пустой кормовой надстройкой (без шахты вентиляции и без второго орудия).

Бывшие ПЛ «Волк» и ПЛ «Пантера» с характерными трубами газоотводов.

Пример идентификации.

В заключение для примера рассмотрим сильно растиражированную ошибку и правильно идентифицируем корабль:

Везде эту ПЛ почему-то идентифицируют как ПЛ «Леопард». Смотрим таблицу – номер, вроде соответствует, газоотвод тоже имеет характерную форму для этой ПЛ. Однако, обратите внимание на ниши ТА – они по типу ПЛ «Тигр» - около 50 см. А на ПЛ «Леопард» были совершенно неглубокие косые ниши. Итак, на каком корабле с такими нишами был удлиненный газоотвод? Только на ПЛ «Пантера». Смотрим таблицу – да, и номер «4» она носила с 20.12.1920 по 01.10.1921. Судя по одежде моряков на фотографии - это теплое время года. Вот вам и дата съемки ПЛ «Пантера» – лето 1921 года.


P.S. После обсуждения статьи и консультаций с коллегами-историками выяснилось, что был еще один вариант нумерации. Он существовал недолго с 1921 по 1922 год. Удалось достоверно установить, что в этот период ПЛ "Волк" была с №1, "Пантера" - №2, "Змея" - №5, "Тигр" - №6, "Тур" - №8, "Ёрш" - №9, остальные соответствия пока установить не удалось (как предположение: "Ягуар" - №3, "Рысь" - №4, "Леопард" - №7). Буду благодарен за уточнения.




Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016-2019