Rambler's Top100 М-401, КБП-26, УТС-66 Проект 95

М-401, КБП-26, УТС-66

Проект 95




фотография:


М-401




историческая справка:


1939 год 16 ноября
Заложена на заводе № 196 в г.Ленинграде;

1941 год 1 июля (31 мая ?)
Спущена на воду;

1941 год 1 августа
Была погружена на баржу, и по Волго-Балтийскому каналу отправлена в Горький на судостроительный завод № 112;

1941 год ноября
Отбуксирована в Баку для проведения испытаний;

1941 год ноябрь - 1944 год октябрь
Испытания на Каспийском море. В ходе испытаний при работе энергоустановки по замкнутому циклу произошло несколько случаев небольших взрывов ("хлопков") газовой среды, приводивших к пожарам в дизельных отсеках;

1942 год 23 ноября
Самая тяжелая авария на подводной лодке произошла 23 ноября 1942 года во время заводских ходовых испытаний. Лодка в течении нескольких часов находилась в подводном положении, главные двигатели работали по замкнутому циклу, проводились испытания по замеру скоростей в подводном положении. Надо отметить, что лодка развила ход в 12,5 - 13 уз, что в то время являлось значительным достижением для подводного корабля столь небольшого водоизмещения. В 14 ч 27 мин оператор на пульте управления энергоустановкой обнаружил, что дистанционно управляемый клапан на расходном кислородном трубопроводе заклинило в открытом положении, давление в носовом дизельном отсеке стало быстро расти, а цвет газовой среды становился голубоватым. Об этом сразу же доложили командиру электромеханической боевой части Ю.Н. Кузьминскому и командиру лодки М.И. Шейхатовичу, принявшему решение всплывать в надводное положение. В это же время автор проекта энергоустановки В.С. Дмитриевский и оператор пульта управления конструктор Н.С.Иссерлис через иллюминатор на переборке увидели пожар в носовом дизельном отсеке. В.С. Дмитриевский без разрешения командования лодки, создавая при этом большую опасность для всего личного состава, самовольно отдраил дверь и вошел в аварийный отсек. Через несколько секунд он выскочил оттуда в горящей одежде, которую погасили моряки, находившиеся в центральном посту. Пожар в дизельном отсеке продолжался. В.С. Дмитриевский, по-видимому, опасаясь повышения давления от нагрева в кислородной цистерне и соответственно в дизельном отсеке, самовольно открыл клапан на трубопроводе стравливания кислорода в центральный пост. Одежда на нем снова вспыхнула, одновременно загорелась одежда и на присутствующих в отсеке Н.С. Иссерлисе, Ю.Н. Кузьминском, Зимине и других. Все они получили небольшие ожоги. После всплытия лодки оператор пульта управления перекрыл клапан подачи кислорода в центральный пост и открыл клапан стравливания его за борт. Тлевшую на людях одежду погасили, но пожар во 2-м и 3-м отсеках все еще продолжался. Горели электрические кабели, краска и другое оборудование, возникла большая задымленность. Командир приказал личному составу покинуть лодку и перейти на обеспечивающий тральщик. Личному составу 1-го отсека пройти через центральный пост, охваченный огнем, не удалось, поэтому им пришлось задраить дверь и остаться в своем отсеке. В радиорубке находился обгоревший и потерявший сознание радист, которого смогли вынести наверх и оказать медицинскую помощь. Затем вывели личный состав 1-го отсека и выгрузили боеприпас для 45-мм орудия. В.С. Дмитриевского, получившего очень тяжелые ожоги и потерявшего сознание, спасти не удалось. Борьбу за живучесть лодки продолжал вести Ю.Н. Кузьминский, находившийся в изолирующем дыхательном аппарате. Во время пожара в центральном посту обгорела краска и изоляция корпусных конструкций и устройств, сгорели резиновые детали, электрокабели и другое оборудование; в 3-м отсеке прогорел всасывающий коллектор главного двигателя, сгорели дюритовые соединения на газопроводе у газового охладителя, обгорели амортизаторы дизелей и часть сальников, сгорела изоляция электропроводки, краска и другие горючие материалы. После аварии ремонтные работы по восстановлению подводной лодки, из-за отсутствия запасных частей, приборов, необходимых материалов, слабой производственной базы мастерских, не говоря уже о тяжелой обстановке военного времени, затянулись надолго. Органы НКВД начали расследование причин катастрофы, постоянно проводя допросы личного состава М-401, судостроителей и сотрудников ОКБ;

1944 год 31 октября
Окончание швартовых испытаний;

1945 год 10 июня
Окончание ходовых испытаний на Каспии;

1945 год июнь - декабрь
Государственные испытания. Всего с момента постройки М-401 совершила 74 выхода в море, 68 погружений, прошла 2800 миль, из них 360 миль под водой под дизелями, работающими по замкнутому циклу;

1946 год
Принята в состав ВМФ;

1946 год 25 февраля
Перечислена в состав УДнПЛ УБрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ);

1946 год
По железной дороге доставлена в Ленинград на судостроительный завод № 196, где был произведен текущий ремонт;

В дальнейшем подводная лодка использовалась для отработки различных опытных конструкций, внедрявшихся на лодки с единым двигателем новых проектов, а также для подготовки специалистов. Так, например, в 1949 году на лодке испытывался трубопровод новой конструкции для выхлопных газов дизелей, проверялись в работе опытные постоянно следящие газоанализаторы кислорода, разработанные в Ленинградском технологическом институте, опробовались средства снижения шума от работы энергоустановки;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1953 год 27 января
Переформирована в кабинет боевой подготовки, переименована в КБП-26, передана в состав КВМК и поставлена в Зимней гавани Кронштадта на прикол. Впоследствии ПЛ установили на территории соединения подводных лодок;

1957 год 25 февраля
Переформирована в учебно-тренировочную станцию, переименована в УТС-66;

1959 год 18 апреля
Исключена из списков кораблей ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации;

1959 год 1 октября
Расформирован экипаж. Позже корпус ПЛ разделан на металл на Ленинградской базе «Главвторчермета» в Угольной гавани;



командиры:


1. Оболенцев Е.П. (24.05.1941-09.04.1942)
2. Шейхатович М.И. (09.04.1942-21.03.1947)
3. Кейсерман Г.Л. (29.01.1947-07.04.1948)
4. Матиясевич А.М. (04.1948-02.1950)




список источников:


1. Широкорад А.П. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
3. Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись.
4. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
5. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
6. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2004-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.