М-401, КБП-26, УТС-66
Проект 95
фотография:
историческая справка:
1939 год 16 ноября дополнительная информация:
1. Список погибших 23.11.1942. командиры:
1. Оболенцев Е.П. (24.05.1941-09.04.1942) список источников:
1. Широкорад А.П. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2024
Заложена на заводе № 196 в г.Ленинград;
1941 год 1 июля (31 мая ?)
Спущена на воду;
1941 год 1 августа
Была погружена на баржу, и по Волго-Балтийскому каналу отправлена в г.Горький на судостроительный завод № 112;
1941 год ноября
Отбуксирована в Баку для проведения испытаний;
1941 год ноябрь - 1944 год октябрь
Испытания на Каспийском море. В ходе испытаний при работе энергоустановки по замкнутому циклу произошло несколько
случаев небольших взрывов ("хлопков") газовой среды, приводивших к пожарам в дизельных отсеках;
1942 год 23 ноября
Самая тяжелая авария на подводной лодке произошла 23 ноября 1942 года во время заводских ходовых испытаний. Лодка в течении нескольких часов находилась в подводном положении, главные двигатели работали по замкнутому циклу,
проводились испытания по замеру скоростей в подводном положении. Надо отметить, что лодка развила ход в 12,5 - 13 уз, что в то время являлось значительным достижением для подводного корабля столь небольшого водоизмещения.
В 14 ч 27 мин оператор на пульте управления энергоустановкой обнаружил, что дистанционно управляемый клапан на расходном кислородном трубопроводе заклинило в открытом положении, давление в носовом дизельном отсеке стало
быстро расти, а цвет газовой среды становился голубоватым. Об этом сразу же доложили командиру электромеханической боевой части Ю.Н. Кузьминскому и командиру лодки М.И. Шейхатовичу, принявшему решение всплывать в надводное
положение. В это же время автор проекта энергоустановки В.С. Дмитриевский и оператор пульта управления конструктор Н.С.Иссерлис через иллюминатор на переборке увидели пожар в носовом дизельном отсеке. В.С. Дмитриевский без
разрешения командования лодки, создавая при этом большую опасность для всего личного состава, самовольно отдраил дверь и вошел в аварийный отсек. Через несколько секунд он выскочил оттуда в горящей одежде, которую погасили
моряки, находившиеся в центральном посту. Пожар в дизельном отсеке продолжался. В.С. Дмитриевский, по-видимому, опасаясь повышения давления от нагрева в кислородной цистерне и соответственно в дизельном отсеке, самовольно
открыл клапан на трубопроводе стравливания кислорода в центральный пост. Одежда на нем снова вспыхнула, одновременно загорелась одежда и на присутствующих в отсеке Н.С. Иссерлисе, Ю.Н. Кузьминском, Зимине и других. Все они
получили небольшие ожоги. После всплытия лодки оператор пульта управления перекрыл клапан подачи кислорода в центральный пост и открыл клапан стравливания его за борт. Тлевшую на людях одежду погасили, но пожар во 2-м и
3-м отсеках все еще продолжался. Горели электрические кабели, краска и другое оборудование, возникла большая задымленность. Командир приказал личному составу покинуть лодку и перейти на обеспечивающий тральщик. Личному
составу 1-го отсека пройти через центральный пост, охваченный огнем, не удалось, поэтому им пришлось задраить дверь и остаться в своем отсеке. В радиорубке находился обгоревший и потерявший сознание радист, которого смогли
вынести наверх и оказать медицинскую помощь. Затем вывели личный состав 1-го отсека и выгрузили боеприпас для 45-мм орудия. В.С. Дмитриевского, получившего очень тяжелые ожоги и потерявшего сознание, спасти не удалось.
Борьбу за живучесть лодки продолжал вести Ю.Н. Кузьминский, находившийся в изолирующем дыхательном аппарате. Во время пожара в центральном посту обгорела краска и изоляция корпусных конструкций и устройств, сгорели
резиновые детали, электрокабели и другое оборудование; в 3-м отсеке прогорел всасывающий коллектор главного двигателя, сгорели дюритовые соединения на газопроводе у газового охладителя, обгорели амортизаторы дизелей
и часть сальников, сгорела изоляция электропроводки, краска и другие горючие материалы. После аварии ремонтные работы по восстановлению подводной лодки, из-за отсутствия запасных частей, приборов, необходимых материалов,
слабой производственной базы мастерских, не говоря уже о тяжелой обстановке военного времени, затянулись надолго. Органы НКВД начали расследование причин катастрофы, постоянно проводя допросы личного состава М-401,
судостроителей и сотрудников ОКБ;
1944 год 31 октября
Окончание швартовых испытаний;
1945 год 10 июня
Окончание ходовых испытаний на Каспии;
1945 год июнь - декабрь
Государственные испытания. Всего с момента постройки М-401 совершила 74 выхода в море, 68 погружений, прошла 2800
миль, из них 360 миль под водой под дизелями, работающими по замкнутому циклу;
1946 год
Принята в состав ВМФ;
1946 год 25 февраля
Перечислена в состав УДнПЛ УБрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ);
1946 год
По железной дороге доставлена в Ленинград на судостроительный завод № 196, где был произведен текущий ремонт;
В дальнейшем подводная лодка использовалась для отработки различных опытных конструкций, внедрявшихся на лодки с единым двигателем
новых проектов, а также для подготовки специалистов. Так, например, в 1949 году на лодке испытывался трубопровод новой конструкции
для выхлопных газов дизелей, проверялись в работе опытные постоянно следящие газоанализаторы кислорода, разработанные в
Ленинградском технологическом институте, опробовались средства снижения шума от работы энергоустановки;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;
1953 год 27 января
Переформирована в кабинет боевой подготовки, переименована в КБП-26, передана в состав КВМК и
поставлена в Зимней гавани Кронштадта на прикол. Впоследствии ПЛ установили на территории соединения подводных лодок;
1957 год 25 февраля
Переформирована в учебно-тренировочную станцию, переименована в УТС-66;
1959 год 18 апреля
Исключена из списков кораблей ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации;
1959 год 1 октября
Расформирован экипаж. Позже корпус ПЛ разделан на металл на Ленинградской базе «Главвторчермета» в Угольной гавани;
2. Шейхатович М.И. (09.04.1942-21.01(03?).1947)
3. Кейсерман Г.Л. (29.01(03?).1947-07.04.1948)
4. Матиясевич А.М. (04.1948-02.1950)
2. Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
3. Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись.
4. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
5. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
6. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.