Rambler's Top100 Подводная лодка С-101. Тип "С" IX-бис серии

Краснознаменный флаг ВМФ СССР

С-101
Тип «С» IX-бис серии




фотография:


Подводная лодка С-101

Краснознамённая ПЛ С-101 типа "С" IX-бис серии на морском параде в честь победы в ВОВ. 13.05.1945г.
Фотография Диамента Р. из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ в Великой отечественной войне 1941-1945 гг." ч.3.




историческая справка:


1937 год 20 июня
Заложена на заводе №112 ("Красное Сормово") в г.Горький. В некоторых источниках датой закладки указывается 30.06.1937;

1938 год 20 апреля
Спущена на воду. Переведена на Балтику. Вошла в состав 4-й УБрПЛ КБФ;

1940 год 17 октября
Включена в состав 16-го ДнПЛ ОВСКРПК КБФ;

1940 год 15 декабря
Вступила в строй. В некоторых источниках датой вступления в строй указывается 16.12.1940. Зачислена в состав 18-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Либаву;

1940 год 18 декабря
Выша на переход из Кронштадта в Либаву совместно с ПЛ С-102 за буксиром КП-1. Шла в позиционном положении. При выходе на рейд повредила лопасти винтов. Вышла из строя на 15 суток;

1940 год 27 декабря
Поднят Военно-морской флаг. Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Вступила в строй по приказу НК ВМФ-40;

1940 год 29 декабря
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Усть-Двинск;

1941 год 7 мая
В составе дивизиона перешла к месту дислокации из Либавы;

1941 год май - июнь
Дважды несла дозор в Ирбенском проливе;

1941 год 22 июня
Находилась в Усть-Двинске, числилась во второй линии;

1941 год 23 июня
Вышла в боевой поход в район Карлскроне, но была вынуждена вернуться из-за неполадок с дизелем;

1941 год 27 июня - 17 июля
Боевой поход. 27.6 вышла на позицию №8 перед западным входом в Ирбенский пролив. В течение всего похода отлеживалась на грунте, лишь изредка всплывая под перископ (пролежала на грунте 190 ч, плавала под водой 173 ч, плавала в НП - 142,5 ч). Встреч с противником не имела. 5.7 при погружении из-за неплотно закрытой крышки ТА приняла воду в торпедозаместительную цистерну. Получив дифферент на нос ПЛ ударилась о грунт на глубине 40 м, в результате чего произошел пролив электролита. Вечером 14.7 отозвана с позиции в базу. В 05.53 15.7 в районе о. Вильсанди подвеглась атаке самолета противника, который сбросил на ПЛ две бомбы и обстрелял ее из пулемета. Две сброшенные им бомбы, к счастью, не взорвались, хотя лётчик добился прямого попадания (одна бомба попала в барбет 100-мм орудия, пробила обшивку цистерны главного балласта №4 и соскользнула по прочному корпусу в воду; вторая упала в 3-4 м от борта). Днем прибыла в Триги. За пассивность в этом походе командир ПЛ получил выговор от командования. Этот поход стал одним из многих случаев в боевой карьере ПЛ, которая была прозвана "бомбоулавливателем";

1941 год 17 июля
Перешла в Таллин;

1941 год 18 июля
Перешла в Кронштадт;

1941 год 22 - 26 июля
Прошла докование и подготовку для перехода по Беломорско-Балтийскому каналу на Север;

1941 год 5 августа - 9 сентября
Перешла на Северный флот совместно с ПЛ С-102 по Беломорско-Балтийскому каналу. Переходом командовал Хомяков М.Ф. 9.9 прибыла в Беломорск, затем перешла в Архангельск;

1941 год 17 сентября
Перечислена в состав Северного флота. Вошлав состав Учебного ДнПЛ УБрПЛ СФ;

1941 год 7 октября
Начала переход в Полярный, но по пути у Зимнегорского маяка была ошибочно атакована двумя советскими самолетами МБР-2 (из-за неправильных действий вахтенного офицера, который приказал произвести срочное погружение). Одна бомба взорвалась недалеко от ПЛ. На ПЛ сдвинулись с фунтдаментов и были повреждены многие механизмы, а сама ПЛ, начав срочное погружение, провалилась на глубину 45 метров и легла на грунт. Через 45 минут ПЛ всплыла произвела опознование с самолетом МБР-2 и направилась в Архангельск, где встала на ремонт;

1941 год 7 октября - 17 ноября
Находилась в ремонте. 17.11 закончила докование;

1941 год 29 ноября
Вступила в строй;

1941 год 1 декабря
Перешла в Йокангу;

1941 год 9 декабря
Перешла в Кильдинскую салму;

1941 год 13 декабря
Прибыла в Полярное. Вошла в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1941 год 22 декабря
Встала в док в Мурманске;

1941 год 28 декабря
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ СФ с прежним местом базрования;

1942 год 1 - 27 февраля
Боевой поход в район Конгс-фьорда (позиция №4а; обеспечивающий - командир 2-го ДнПЛ ст.л-т М.Ф.Хомяков). В 05.10 1.2 вышла на позицию. В 8 ч 2.2 прибыла па позицию. В 18.03-20.15 3.2 высадила РГ (3 человека) в районе Тана-фьорда в точке 70.48,5 с.ш./29.25 в.д. В 16.34 6.2 произвела торпедную атаку ОТР в точке 70.48,3 с.ш./29.17,5 в.д. в районе м. Нолнес (ТР 5000 т, атака подводная по приборам, 2 торпеды, дистанция 13 каб., через 2 мин зафиксированы 2 отдаленных взрыва торпед, в 16.37 наблюдалось погружение ТР который затонул до трубы - разрушен и полностью затонул остов норвежского ТР «Мимона» ("Mimona", 1147 брт), этот ТР потерпел крушение в районе Берлевога 11.1, был разбит штормом и ввиду невозможности спасения 14.1 был исключен из списков судов компании-владельца. 19.1 остов судна был обстрелян ПЛ К-22). В 01.20 26.2 начала возвращение в базу и в 08.22 27.2 прибыла в Полярный;

1942 год 2 марта - 8 апреля
Прошла навигационный ремонт. В 11.33 24.3 во время стоянки у борта ПЛM №4 в Мурманске атакована 3 самолетами Ju 88. В результате взрыва 4 бомб (предположительно весом по 50 кг) на расстоянии 4-8 м от левого борта образовалась трещина в днище кормовой аккумуляторной ямы, лопнуло 7 баков АБ, вышли из строя многие электроизмерительные приборы. 8.4 вступила в строй;

1942 год 10 - 23 апреля
Боевой поход с целью прикрытия союзных конвоев "PQ-14" и "QP-10". В 23.35 10.4 вышла в район в 150 милях севернее о. Фуглё (позиция №12б). В 11.10 11.4 обнаружила ЭМ (по-видимому, входивший в состав союзного конвоя «QP-10»), от которого уклонилась срочным погружением. При погружении через незакрывшийся клапан был залит правый дизель. С 13.50 до 17.30 на различном удалении от ПЛ зафиксировано несколько взрывов. Вечером 12.4 обнаружила два корабля, опознанных как британские ЭМ. 22.22-23.15 и 01.40-04.20 13.4 дважды обнаруживалась кораблями, сбросившими на безопасном удалении несколько глб. При проверке границ позиции по карте выяснилось, что из-за неправильного перенесения границ с кальки на штурманскую карту восточная граница позиции нанесена на 5 градусов восточнее, чем приказано (ПЛ шла курсом 351 ° вместо 303°, в результате чего к утру 13.4 ошибка к востоку составила около 120 миль и район патрулирования ПЛ оказался прямо по курсу конвоев). В 08.44 обнаружила дымы КОН «QP-10», затем наблюдала его бой с германскими самолетами (в 10.08 погрузилась от 6 самолетов, 10.22 зафиксировала около 30 взрывов, с 10.55 до 16.40 еще большее количество взрывов, часть из которых возможно относилась к глб британских кораблей). В 07.50 14.4 прибыла па позицию. Утром 16.4 атакована гидросамолетом, сбросившим после погружения ПЛ 2 глб. С 15.20 до 22.40 преследовалась одиночным кораблем, сбросившим несколько глб. 20.4 вышел из строя кингстон ЦГБ №1. В 17.32 21.4 начала возвращение в базу. Утром 22.4 в точке 72.21 с.ш./27.01 в.д. произвела срочное погружение от самолета противника, после чего с 09.44 до 13.00 зафиксировала около 35 взрывов. В 20.40 22.4 получила приказ перейти для действий в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 01.06 23.4 командир БЧ-5 доложил о полном корпусном сообщении 1-й группы АБ. При вскрытии аккумуляторной ямы выяснилось, что при срочном погружении из-за неисправности клапана системы замещения топлива от давления забортной воды лопнула топливная цистерна №1 и в аккумуляторную яму поступил соляр. Выгнувшимися стенками цистерны были раздавлены корпуса 23 баков АБ. В 03.31 23.4 с разрешения командования начала возвращение в базу и в 17.53 прибыла в Полярный. За грубую ошибку и прокладке курса и связанные с ней последствия командир ПЛ был наказан властью командующего СФ;

1942 год 1 - 11 мая
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 16 - 27 мая
Боевой поход в район Тана-фьорда (позиция №4). В 23.00 16.5 вышла на позицию. В 20.40 17.5 прибыла на позицию. Ночью 18.5 командир отказался от атаки м/б из-за малой ценности цели. Днем 19.5 обнаружил шумы винтов и несколько взрывов глб по ШПС, однако в перископ цель не была обнаружена. В 23.58 24.5 получила оповещение о выходе КОН и последовала на перехват. В 05.40 25.5 обнаружила противника. В районе Тана-фьорда в 06.43 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 4 СКР) в точке 71.06,5 с.ш./28.26,5 в.д. (ТР ? т. атака подводная по приборам, 1 торпеда выпущена преждевременно из-за ошибки торпедиста, остальные торпеды не выпущены из-за резкого отворота цели, дистанция 18 каб., через 3 мин был услышан далекий раскатистый взрыв, предположительно взрыв торпеды при ударе о скалы — безуспешно атакован германский КОН, включавший ГС «Метеор»). Преследования не было. В 10.17 обнаружила 4 СКР (реально БО «Uj 1109», «Uj 1105». «Uj 1102» и «Uj 1108»). БО обнаружили ПЛ и открыли артиллерийский огонь по перископу ПЛ, а затем начали бомбометание. С 10.52 до 14.02 на ПЛ было сброшено 179 глб (из них 115 в течение первого часа). При первых же взрывах были заклинены кормовые горизонтальные рули, в результате чего на глубине 87 м ПЛ дважды ударилась о грунт и осуществила 1,5-часовую покладку на грунт. Из-за неправильных действий личного состава при погружении давление с ТБЦ №2 снято не было, в результате чего через лопнувший сварной шов топливной цистерны в трюм IV отсека начал поступать соляр. Выгнувшимися стенками цистерны раздавлено 5 баков АБ. В 12.25 25.5 ПЛ всплыла на глубину 45 м. и стала отходить на север. В 19.10 при попытке всплыть на перископную глубину была обнаружена самолетом противника, обстрелявшим ПЛ из пулеметов и сбросившим несколько бомб. С 04.00 26.5 экипаж ПЛ стал остро испытывать недостаток кислорода, и командир ПЛ принял решение всплыть и принять бой в надводном положении. В 06.40 ПЛ всплыла, горизонт оказался чист. В результате повреждений, полученных в ходе преследования на ПЛ была нарушена герметичность ЦГБ №1,3,4,7, нарушена центровка левой линии вала, повреждены зенитный перископ, магнитный компас, многие приборы и механизмы. ПЛ донесла о повреждениях и невозможности выполнять боевое задание, после чего получила разрешение на возвращение. В 23.50 26.5 начала возвращение в базу. В 03.17 27.5 обнаружила плавующую мину, в 14.03 и 14.10 - дважды перископ ПЛ, от которой уклонилась в надводном положении. В 20.52 встречена 3 МО, которые эскортировали ПЛ до о. Торос. В 22.50 прибыла в Полярный;

1942 год 28 мая - 20 июля
Прошла аварийный ремонт. В июне получила повреждения в ходе налета немецкой авиации на Мурманск;

1942 год 21 июля - 6 августа
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 03.00 21.7 вышла на позицию. В 21.55 21.7 прибыла на позицию. Действия на позиции сильно осложнялись плохим состоянием АБ. В 23.41 21.7 получено оповещение о прохождении 3 ТР противника, конвой перехватить не удалось. В 01.44 23.7 получено оповещение о прохождении КОН (3 ТР, 6 СКР) в районе Танахари, конвой перехватить не удалось. В 20.04 и 20.52 23.7 обнаруживались шумы винтов катера и СКР, но визуально обнаружить ничего не удалось. В период с 24.7 по 27.7 несколько раз фиксировались взрывы глубинных бомб. 25.7 временно вышла из строя фрикционная муфта правой липни вала. В 20.12 27.7 получено оповещение о прохождении 9 НК, конвой перехватить не удалось. В 23.26 27.7 получено оповещение о прохождении 1 ТР, транспорт перехватить не удалось. В 16.07 28.7 обнаружен СКР типа РТ. Командир решил уклониться от СКР. В 23.45 зафиксирован взрыв глубинной бомбы, а в 00.21 29.7 зафиксирован ряд взрывов и артиллерийская стрельба. В 03.29 29.7 получено оповещение о прохождении 1 ТР и 6 СКР. В 19.20 обнаружен самолет противника от которого ПЛ уклонилась погружением. На левом дизеле пробило прокладку крышки одного из цилиндров. Ремонт производился в подводном положении до 08.33 30.7. В 05.18 31.7 обнаружен шум винтов, в 05.22 в перископ обнаружено 2 ТР. При маневрировании было обнаружно охранение, в результате чего командир ПЛ принял решение отказаться от атаки. В 09.00 31.7 на глубине 20 м ПЛ ударилась кормой о какое-то препятствие - повреждена лопасть правого винта. В 15.12 и 15.50 31.7 зафиксированы 2 взрыва глб. С 20.00 2.8 ПЛ начала штормовать (ветер усилился до 8 баллов) у северной кромки позиции. В 01.50 3.8 в точке 71.26,7 с.ш./31.00 в.д. обнаружен малый полупалубный мотобот, в 02.19 с дистанции 6 кбт. по мотоботу открыт огонь из 45-мм орудия, безрезультатно выпущено 24 снаряда (заруб данных нет). Не добившись попаданий из-за крупной волны и малых размеров цели, командир ПЛ отказался от продолжения атаки. В 07.45 4.8 обнаружен шум винтов, позже визуально обнаружен СКР около 300т. Из-за невыгодных условий (большой КУ) командир ПЛ отказался от атаки. После замеров топлива (осталось только на возвращение) командир ПЛ в 04.40 донес об этом командованию. В 07.30 ПЛ получила приказ о возвращении в базу. В 11.00 ПЛ вышла из района позиции. При возвращении ПЛ обнаружила 9 плавующих мин, от расстрела которых командир ПЛ отказался из-за большой волны (4-5 баллов), по другим данным мин было 7 и при попытке расстрелять одну из них, 6-й снаряд застрял в казеннике 45-мм орудия. В 02.00 6.8 прибыла в Полярный. По результатам похода командиру ПЛ было указано на недостаточно настойчивые действия при ведении боевых действий. Обстрел мотобота был признан неправильным решением - т.к. существовала возможность того, что это был бот с погибшего корабля союзников;

1942 год 9 августа - 11 октября
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 2 - 15 ноября
Боевой поход для обеспечения перехода одиночных судов с Новой Земли в Исландию (прикрытие коммуникаций и спасение личного состава с погибших транспортов). В 13.52 2.11 вышла в район (позиция «Е»). На позицию прибыла в 00.00 4.11. С 12.06 до 15.30 4.11 на большом расстоянии от ПЛ зафиксированы взрывы бомб. В 16.58 (16.10?) получила телеграмму о том, что ТР "Декабрист" терпит бедствие после налета авиации противника. ПЛ было предписано следовать на помощь ТР. В указанную точку ПЛ прибыла в 23.02 4.11. Поиск безрезультатно производился в течении всей ночи и дня (ТР был потоплен авацией противника). Днем 4.11 уклонилась погружением от двух самолетов Ju-88. В эти же сутки по ошибке личного состава из ТА потеряна торпеда. В течение 5.11 на ПЛ фиксировались отдаленные взрывы. Производила поиск шлюпок с ТР до 17.05 5.11. В 21.30 получена телеграмма с указанием районов квадрата поиска (76.02 с.ш., 75.17 с.ш., 25.00 в.д., 30.00 в.д.). Поиск 6-7.11 результатов не принес (утром 7.11 были обнаружены шумы винтов, артиллерийская стрельбы, взрывы, однако визуально ничего обнаружить не удалось (по-видимому, была обнаружена германская эскадра, потопившая ТН «Донбасс»)). В 16.50 7.11 командир ПЛ получил приказание оказать помощь ТР союзников в точке 75.51 с.ш./ 31.00 в.д. ПЛ прибыла в назначенную точку и до 10.00 8.11 безрезультатно вела поиск. В 10.32 9.11 вернулась па позицию «Е». В 12.58 9.11 срочным погружением уклонилась от двух самолетов Ju-88. В последующие дни поиск транспортов и шлюпок оказался безрезультатным. В 19.40 13.11 приказом командования отозвана в базу. В 11.45 15.11 прибыла в Полярный;

1942 год 27 декабря - 1943 год 5 марта
Прошла текущий ремонт с заменой АБ. 1943: 5.3 вступили в строй;

1943 год 20 - 31 марта
Боевой поход в район м. Нордкин (позиция №4) с целью ведения неограниченной подводной войны и высадки разведгруппы на побережье противника. В 22.00 20.3 вышла из базы на позицию. Утром 21.3 на переходе при срочном погружении не открылся кингстон ЦГБ №5 ЛБ, в следствии чего дифферент достиг 35-40 гр, а ПЛ провалилась на глубину 60 м. и был пролит электролит. Из-за пролива электролита в подводном положении пришлось проводить щелочение и протирку АБ. В 23.00 21.3 форсировав предполагаемое минное заграждение прибыла на позицию. В 10.15 22.3 обнаружен мотобот, который ходил переменными курсами и периодически сбрасывал глубинные бомбы. В 11.28 22.3 обнаружены шумы винтов кораблей противника. В 11.31 визуально обнаружен КОН (4 ТР (среди них ГС "Фазан", ТР "Драу" и "Баия"), 2 ЭМ, 3 СКР, 2 МО). В районе Конгс-фьорда в 11.58 (11.54?) 22.3 произвела торпедную атаку КОН (ТР 7-8000 т, атака подводная, 4 торпеы, дистанция 6-8 каб., через 1 мин услышано 2 взрыва - безуспешно атакован транспорт "Драу", германские корабли наблюдали следы 2 торпед). Контратакована ТЩ «М 322» и «М 361», сбросившими на ПЛ 11 (10 по германским данным) глб. Из-за шторма с 23.3 до 26.3 была вынуждена отойти в мористую часть позиции. 27.3 вернулась на позицию, но противника не обнаружила. 27-28.3 перешла к м. Слетнес в связи с набеговой операцией советских ЭМ. В 11.15 28.3 обнаружила КОН (5 ТР, 4 СКР, НК, 2 МО). Атака не состоялась из-за обнаружения ПЛ одним из СКР. ПЛ уклонилась погружением, после всплытия в 12.20 КОН уже ушел за горизонт. В 11.46 29.3 обнаружила КОН (8 ТР, 5 СКР, 2 МО). В 11.59 29.3 в районе Конгс-фьорда произвела торпедную атаку КОН (ТР 8-9000 и 5000 т. атака подводная, 4 торпеды, дистанция 7-8 каб., через 50-55 сек услышан мощный затяжной взрыв, затем еще один меньшей силы - В точке 70.49 с.ш./29.30 в.д. потоплен германский ТР «Аякс», 2297 брт, перевозил 538 г овса и 349 т соломы). Силы ПЛО противника подвергли ПЛ длительному преследованию (с 12.02 до 20.00). СКР «V 6112», «V 6103» и «V 5902» сбросили на ПЛ более 60 глб (часть взрывов относилась к атакам ВВС СФ), не нанеся ПЛ никаких повреждений (хотя часть бомб разорвалась в непосредственной близости от ПЛ). За время похода ПЛ имела 3 случая касания минрепов. При возвращении в базу в 09.03 30.3 обнаржила плавующую мину, которую расстреляла из 45-мм орудия (выпущено 19 снарядов). По отчету командира ПЛ в ходе похода быстро и организованно произвела высадку разведгруппы (по данным Морзова М.Э. - из-за большого волнения РГ не смогла высадиться). В 08.55 (06.17?) 31.03 вернулась в Полярный. Командование подтвердило факт потопления двух транспортов, а уничтожение третьего посчитало требующим уточнения;

1943 год 20 апреля - 2 мая
Боевой поход в район м. Нордкин (позиция №4). В 00.11 20.4 вышла на позицию. В 01.20 21.4 прибыла па позицию. Днем 23.4 ие смогла атаковать КОН из-за помех, создаваемых гидросамолетом из состава охранения КОН. В 11.56 25.4 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 6 ТЩ, 2 СКР) в точке 70.55 с.ш./29.30 в.д. (ТР ? т, атака подводная, 4 торпеды, дистанцияя 9-10 каб., через 80 сек услышан 1 взрыв, затем 4 взрыва меньшей силы, безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Нойкурен», «Рауентхалер», «Леезее» и ТН «Германн Андерсен». Германские корабли наблюдали следы 4 торпед, 2 торпеды взорвались преждевременно, не дойя до кораблей КОН). Контратакована БО «Uj 1207», сбросившим между 11.59 и 14.55 46 (24 по германским данным) глб. В 14.49 1.5 в подводном положении зафиксировала прохождение вблизи 2 торпед (слышали акустик и личный состав I отсека) — уклонилась погружением на глубину 45 м. В 02.05 2.5 начала возвращение в базу и в 20.10 2.5 прибыла в Полярный;

1943 год 5 - 18 мая
Прошла навигационный ремонт;

1943 год 11 - 25 июня
Боевой поход в район м. Сейбунес — Перс-фьорд (позиция №4). В 00.17 11.6 вышла на позицию. В 12.45 11.6 обнаружена плавующая мина. В 17.00 12.6 прибыла на позицию. В 00.45 (00.43?) 13.6 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 6 ТЩ, 2 СКР. 3 СКА) в точке 69.50 с.ш./29.35,5 в.д. в районе Конгс-фьорда (ТР 3-4000 т. атака подводная, 4 торпеды, дистанция 8 каб., через 45 и 80 сек. услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший германские ТР «Байя», «Уленхорст», «Киль», ТН «Адлергрунд», «Мёвенриф» и итальянский ТР «Маггио XXIV». Германские корабли наблюдали 2 следа торпед). Контратакована германским БО, сбросившими 13 глб. В 19.33 14.6 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 13 НК) (ТР 3-4000 т, атака подводная по приборам, 2 торпеды, дистанция 12-14 каб., через 130-135 сек услышан 1 взрыв - атака не зафиксирована, безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Матиас Штиннес». «Фоника», «Эльзе», «Бинц» и «Севре», в ряде отечественных источниках указывается о повреждении СКА "V-6104"). Преследования не было. Утром 15.6 не смогла атаковать КОН из-за помех, создаваемых гидросамолетом. В 10.34 19.6 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 СКР. 3 ТЩ, 2 НСУ) в районе Конгс-фьорда (ТР 5000 т, атака подводная по приборам, 2 торпеды, дистанция=? каб., через 90-100 сек услышан 1 взрыв - безуспешно атакован германскй КОН, включавший ТР «Арктурус», ТН «Рогн», норвежский ТР «Танахорн», буксир «Стратманн» и БДБ «F-287», германские корабл наблюдали 2 следа торпед). Преследования не было. Вечером 20.6 не смогла атаковать ОБК (2 ММ, 2 ТЩ) из-за большого КУ. В 09.46 23.6 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ТЩ) в точке 70.47,5 с.ш./29.44 в.д.. (ТР 7000 т, атака подводная, 4 торпеды, дистанция 8 каб., через 65-70 еек услышан 1-й взрыв, затем 2-й, через 90 сек — 3-й очень большой силы - безуспешно атакован германский KOН, включавший поврежденные ранее ТР «Вандсбек», «Акка» и «Стелла», буксировавшиеся буксирами «Травл I», «Флойн II» и «Суурсаари». Кораблями наблюдалась появившаяся па поверхности рубка ПЛ). Подверглась преследованию — до 16.00 на безопасном удалении сброшено 36 глб. Вечером начала возвращение в базу и в 03.55 25.6 прибыла в Полярный. По результатам похода командование предположило возможное уничтожение ТР при атаке 23.6;

1943 год 1 июля
Перечислена (по данным Морозова М.Э.) в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное (возможно временно, т.к. по данным из многих источников, в т.ч. Платонова А.В., в 1944 году опять находилась в составе 2-го ДнПЛ БрПЛ СФ);

1943 год 7 августа - 2 сентября
Боевой поход в район к востоку от м. Желания (позиция №12; обеспечивающий - командир 5-го ДнПЛ Егоров П.И.). В 19.30 7.8 вышла на позицию. В ночь на 11.8 расстреляла плавующую мину. В 10.42 11.8 прибыла на позицию. Вечером 13.8 расстреляла плавующую мину. Утром 28.8 шумопеленгатор ПЛ обнаружил ПЛ противника.В 10.50 28.8 произвела торпедную атаку (ввиду не прохождения командиром ПЛ курса торпедных стрельб, согласно приказа командира БрПЛ, во время атаки в командование ПЛ временно вступил обеспечивавший поход командир 5-го ДнПЛ кап.2р. П.И.Егоров) ПЛ противника в точке 76.49 с.ш./69.40 в.д. (ПЛ, атака подводная, 3 торпеды, дальность 6 каб., через 45 сек услышан сильный взрыв, командир в перископ наблюдал попадание торпеды в цель и гибель ПЛ. В 11.08 в месте атаки наблюдалось большое пятно соляра, спасательный круг, трупы, предметы обмундирования и документы. Потоплена германская ПЛ «U-639» (769 т). Больше встреч с кораблями противника в походе не имела. В 23.30 1.9 начала возвращение в базу и в 08.23 2.9 прибыла в Полярный. За этот поход кап.2р. Егоров П.И. был награжден орденом Алесандра Невского;

1943 год 18 - 30 октября
Боевой поход в район м Омганг м. Сверхольт-клуббен (позиция №6). В 20.35 18.10 вышла на позицию. В 06.00 20.10 прибыла на позицию. В течение суток 21.10 находилась в районе зарядки АБ, устраняя задир поршня цилиндра правого дизеля. Днем 22.10 не смогла атаковать КОН из-за плохой управляемости. Ночью 25.10 командир отказался от атаки 2-х мачтовой лайбы из-за малой ценности объекта атаки. Днем 25.10 производила ремонт лопнувшей крышки цлиндра левого дизеля. В 17.08 26.10 произвела торпедную атаку ОБК (2 ТЩ) в точке 71.10,4 с.ш./28.10,4 в.д. (два створившихся ТЩ, атака подводная, 4 торпеды, дистанция 8 каб., через 90 сек в V-VII отсеках услышаны 3 взрыва, в 17.13 осмотром в перископ TЩ не обнаружены, зарубежных данных нет, возможно атакован норвежский ТР «Альта»). Преследования не было. Утром 27.10 вышел из строя гирокомпас. Ввиду невозможности ремонта и 00.45 28.10 начала возвращение в базу. В 07.58 29.10 стала на якорь у м. Могильный, в 06.05 30.10 продолжила движение и в 08.43 прибыла в Полярный;

1943 год 5 ноября - 1944 год июль
Находилась в среднем ремонте. В ходе ремонта были установлены ГАС "Дракон", СГ "Спрут", приборы ПУГ и ПУПО, а также оборудование для использования торпед ЭТ-80;

1944 год 8 июля
На переходе из пoс. Роста в Мурманск из-за выхода из строя электрического управления вертикальным рулем столкнулась с ТЩ №45, в результате чего получала пробоину в легком корпусе длиной 7 м. и повредила винт. Для ремонта повреждений понадобилось 10 суток;

1944 год 20 июля
На переходе через Кольский залив села на мель. За высокую аварийность командир ПЛ и командир БЧ-1 были сняты с должностей и назначены с понижением;

1944 год 5 сентября
Вступила в строй;

1944 год 5 - 24 сентября
Прошла ускоренный курс боевой подготовки;

1944 год 24 сентября - 1 октября
Прошла навигационный ремонт;

1944 год 3 октября
Во время испытаний произошла аварии правой турбовоздуходувки Бюхи. Для ремонта повреждений понадобилось 10 суток;

1944 год 26 октября - 11 ноября
Боевой поход в район м. Нордкап (сектор «А», операция «Вест»). В 16.00 26.10 вышла на позицию. В 01.59 27.10 севернее устья Кольского залива обнаружена и атакована кораблем союзного КОН «JW-61», сбросившими на безопасном удалении несколько глб. В 03.20 28.10 прибыла на позицию. Днем 28.10 не смогла атаковать ТЩ из-за нескольких сильных взрывов, произошедших вблизи ПЛ (вызваны, предположительно, глб, сброшенными с самолета). Утром 29.10 из-за попадания воды в кормовое отделение торледы ЭТ-80, находившейся в ТА №4, взорвалась АБ торпеды. Утром 30.10 при форсировании минного заграждения обнаружила при помощи ГАС «Дракон» 18 мин. Днем дважды не смогла атаковать германский ЭМ из-за невозможности удержаться на перископной глубине при 8-бальной волне. При форсировании в надводном положении заграждения «Урсула» обнаружила 18 мин при помощи ГАС «Дракон». В 08.08 31.10 произвела торпедную атаку ОБК (3 ЭМ) в районе м. Нордкии (ЭМ типа «Z-17», атака подводная по приборам, 3 торпеды ЭТ-80 (2 торпеды из ТА №2 и №3 не вышли, поскольку, из-за дифферента на нос в момент выстрела оказались поджаты буферами задних крышек ТА), дистанция 13 каб., через 180 сек личным составом V отсека услышан 1 взрыв, в 08.29 - горизонт чист - атака не зафиксирована, безуспешно атакованы германские ЭМ «Z 29», «Z 33» и «Z 31»). Преследования не было. В 15.15 произвела торпедную атаку 2 ТЩ (TЩ, атака подводная по приборам, 2 торпеды ЭТ-80, дистанция 11 каб., через 120 сек услышан 1 взрыв, безуспешно атакованы германские БО «Uj 1207» и «Uj 1222»). Контратакована БО, сбросившими между 15.20 и 21.56 147 глб. В результате близких разрывов глб лопнул шов в крыше топливной цистерны №1, через подорванный газоотводный клапан в V отсек стало поступать до 1.5 т воды и час, заполнена водой шахта ГАС «Дракон». Вышли из строя ГАС «Дракон» (временно), «Маре», лаг, часть освещения, вал лебедки перископа, перегорели предохранители вертикального руля. 1.11 ПЛ устраняла повреждения в районе зарядки АБ. 2.11 при форсировании заграждения «NW-27» обнаружила при помощи ГАС 10 мни. Утром 3.11 не смогла атаковать, одиночный ЭМ из-за неправильного маневрирования. Днем 4.11 не смогла атаковать 2 НСУ из-за большой дистанции. Утром 8.11 не смогла атаковать ПЛ противника из-за погружения цели. Днем 10.11 не смогла атаковать баржу и м/б из-за большой дистанции. В 23.00 начала возвращение в базу и в 21.00 11.11 прибыла в Полярный. Командиру засчитали потопление тральщика и повреждение эсминца;

1944 год 20 ноября
Начат ремонт (установка приборов и механизмов на амортизаторы, ремонт воздуходувки);

1945 год 31 января
Вступила в строй;

1945 год 13 мая
Участвовала в морском параде в Кольском заливе по случаю победы в ВОВ;

1945 год 24 мая
Награждена Орденом Боевого Красного Знамени;

1945 год
Перечислена в состав 5-го ДнПЛ ОБрПЛ СФ с прежним местом базирования;

1946 год
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ ОБрПЛ СФ с прежним местом базирования;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;

1951 год март
Переформирована в состав 162-й БрПЛ 33-й Дивизии ПЛ СФ с прежнм местом базирования;

1952 год
Находилась в ремонте;

1953 год осень
Окончила ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;

1953 год осень
Находилась у причала в г.Полярный. Рабочие завода, закончив последние работы в 1-м отсеке, поставили его на проверку герметичности, создав в нем давление 0,5 кг/кв.см. Была сделана соответствующая запись в черновом вахтенном журнале. Но записи в нем ведутся непрерывно и при смене вахтенного ЦП эта запись замечена не была. А сменяющийся вахтенный заступающего не предупредил о созданном давлении в 1-м отсеке. Вновь заступивший вахтенный в положенное время, в соответствии с инструкцией, пошел осматриватсь отсеки лодки. Ничего не подозревая, отдраил кремальер переборочной двери в 1-й (надутый воздухом) отсек. Клиновая защелка, не выдержав давления, соскочила. Переброчная дверь со страшной силой, отбросив вахтенного с переломанной рукой, ударила торпедный автомат стрельбы "ТАС-Л2", превратив его в некое подобие вопросительного знака. Сжатый воздух устремился во 2-й отсек. Так как объем первого отсека достаточно большой, то этот воздушный "выстрел" прошелся по всему кораблю. Во 2-м отсеке (кают-компании) на столе стояла бутылка, которая "засветила" в лоб переходящему из 3-го во 2-й отсек матросу. Он был буквально выброшен обратно в 3-й отсек. В нарушение инструкции, переборочная дверь из 3-го в 4-й отсек была отдраенной и воздух устремился в 4-й отсек. В это время старшина команды мотористов (мичман довольно крупных размеров) переходил из 5-го в 4-й отсек. Плоской переборочной дверью ему прищемило лицо. От испуга и боли он страшно завопил. Выходящего из лодки матроса "выстрелило" из тубуса верхнего рубочного люка. Куда бы он улетел – неизвестно, но его спас козырек ограждения рубки. А от травм - шапка и ватник. Все описанные действия произошли практически одновременно. Крики пострадавших во 2-м, 3-м и 4-м отсеках слились в один общий вопль. Можно себе представить состояние остальных членов экипажа, находившихся в это время в лодке. Командир ПЛ кап.3р. Гуляев И.И. и его старпом кап.л-т Абашидзе Ш. получили серьезные дисциплинарные взыскания;

1954 год декабрь
Переведена для ремонта к причалу завода №893 (СРЗ "Звездочка");

1955 год
Окончен ремонт на заводе №893 (ответственный сдатчик - Эдельман З.Б.);

1956 год 17 февраля
Разоружена и исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Возможно планировалась к переходу на Балтийское море, но по состоянию механизмов и корпуса была оставлена в г.Молотовск;

1956 год 23 марта
Корпус ПЛ был передан в распоряжение Отдельного Дивизиона Аварийно-Спасательной Службы Беломорской флотилии СФ, где использовался как учебная болванка для тренировок водолазов;

1957 год
Корпус ПЛ был разобран на металл в г.Мурманск.




командиры:


1. Векке В.К. (21.06.1940-21.11.1942)
2. Егоров П.И. (02.12.1942-29.06.1943)
3. Трофимов Е.Н. (23.07.1943-17.08.1944)
4. Зиновьев Н.Т. (17.08.1944-1946)
5. Глоба Я.Н. (07.1946-11.1949)
6. Евсеев И.А. (12.1949-07.1950)
7. Ярушников А.И. (1950-1951)
8. Козлов Ф.И. (1951-04.1953)
9. Гуляев И.И. (04.1953-08.1954)
10. Пондаков К.?. (1954-1956)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С"", Морская коллекция, №2 2000г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
9. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
10. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
11. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941 - 1943 год.
12. Фотография из книги Балакина С.А. и Морозова М.Э. "Подводные лодки типа "С"".
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Сборник "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Северодвинск, 2004г.
15. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", ч.3, Стратегия КМ, 2005г.
16. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
17. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024