С-102, ПЗС-56, ЗАС-9, ПЗС-19
Тип «С» IX-бис серии
фотография:
ПЛ С-102 типа "С" IX-бис серии в Кольском заливе.
историческая справка:
1937 год 20 июня командиры (в/ч .....):
1. Иванов Б.В. (21.06.1940-09.07.1941) список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2020
Заложена на заводе №112 ("Красное Сормово") в г.Горький. В некоторых источниках датой закладки указывается 25.06.1937 или 30.06.1973;
1938 год 20 апреля
Спущена на воду. В некоторых источниках датой спуска на воду указывается 24.04.1938. Переведена на Балтику. Вошла в состав 4-й УБрПЛ КБФ;
1940 год 17 октября
Включена в состав 16-го ДнПЛ ОВСКРПК КБФ;
1940 год 21 октября
При проведении 24-часовых испытаний на полную скорость хода в надводном положении на восточных подходах к о.Гогланд в 22.55 столкнулась с финским пароходом "Астрид" (Astrid, 602 брт.). Пароход не нес
опознавательных огней, имел деревянную конструкцию и керосиновое освещение. В результате аварии параход затонул. 10 человек (2 женщины, 4 юнги и 4 матроса) погибли, троих (капитан, механих и кочегар) -
спас экипаж ПЛ. Хотя аврия произошла по вине шхуны, командир ПЛ кп.л-т Иванов Б.В. и командир 16-го ДнПЛ кап.л-т Хомяков М.Ф. были понижены в звании на одну ступнь;
1940 год 16 декабря
Вступила в строй. В некоторых источниках датой вступления в строй указывается 29.12.1940;
1940 год 18 декабря
Вышла на переход из Кронштадта в Либаву совместно с ПЛ С-101 за буксиром КП-1. Шла в позиционном положении. При выходе на рейд повредила лопасти винтов. Вышла из строя на 15 суток;
1940 год 27 декабря
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;
1940 год 29 декабря
Поднят Военно-морской флаг. Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44. Зачислена в состав 18-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Либаву;
1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Усть-Двинск;
1941 год 7 мая
В составе дивизиона перешла к месту дислокации из Либавы;
1941 год 22 июня
Находилась в Усть-Двинске, числилась во второй линии;
1941 год 27 июня - 15 июля
27.6 вышла на позицию в западной части Рижского залива (позиция №11), обеспечивающий - командир 2-го ДнПЛ КБФ капитан 2 ранга В.А.
Червинский. До 8.7 занимала позицию севернее о. Рухну. 7.7 командир 1-ой БрПЛ приказал перехватить ВсКР противника, прорвавшийся
в Рижский залив (реально ПЛБ КАТЩ "MRS-11"). Т.к. приказ был получен только через 12 часов, перехватить ПЛБ не удалось. 10.7
обнаружив КОН пыталась атаковать в надводном положении, но из-за сильного охранения от атаки оказалась. В 19.32 12.7 в районе южнее
мыса Колкасрагс обнаружила КОН (1 ММ, 7 СКА, 8 буксиров и 17 барж - корабли десантного соединения "Балтика"). Малые
глубины и прикрытие конвоя с воздуха помешали командиру ПЛ выйти в атаку. В 22.10 донесла об обнаружении КОН в штаб КБФ. Вечером
14.7 отозвана в базу и 15.7 самостоятельно прибыла в Триги. По возвращении ПЛ в базу, её командир был снят с должности по
результатам похода (вопрос о снятии поднимался еще до войны);
1941 год 17 июля
Перешла в Таллин;
1941 год 22 - 26 июля
Прошла докование и подготовку для перехода на Север;
1941 год 5 августа - 12 сентября
Перешла на Северный флот совместно с ПЛ С-101 по Беломорско-Балтийскому каналу. Переходом командовал Хомяков М.Ф. 12.9 прибыла в г.Беломорск;
1941 год 16 сентября
Перешла в г.Архангельск;
1941 год 17 сентября
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав Учебного ДнПЛ УБрПЛ СФ;
1941 год 8 - 10 октября
После завершения курса боевой подготовки перешла в г.Полярный. Вошла в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ;
1941 год 21 октября - 13 ноября
Боевой поход в район Тана-фьорд - Бос-фьорд (позиция №4). В 21.30 21.10 вышла в район. В 19.00 22.10 прибыла на позицию. 23-28.10 штормова-ла и районе зарядки АБ.
Около 07.40 25.10, когда ПЛ находилась в надводном положении за борт штормовой волной смыло дивизионного штурмана старшего лейтенанта Кальнина Е.Г. (3-й ДиПЛ СФ),
который находился на мостике один, ПЛ около 20 минут шла без всякой верхней вахты. В 09.24 29.10 обнаружила 2 ТР. Командир от атаки отказался из-за большого КУ и
дистанции. В 10.55 29.10, при попытке удержаться на перископной глубине, ПЛ по ошибке экипажа приняла 6 тонн воды (командир приказал принять 0,5 тонны) и
провалилась на глубину 110 м., а затем, в результате принятых мер, так же стремительно была выброшена на поверхность. Принимая меры ко вторичному уходу под воду
командир погрузил ПЛ на 130 м. (кормовой глубиномер показывал 150 м.) с дифферентом до 30 градусов на корму. После аварйного всплытия дифферент перешел на нос и
достиг 40 градусов. Из АБ вылилась часть электролита. ПЛ всплыла в 40 кбт. от кораблей охранения (предположительно похожих на СКР). Растерявшись, командир ПЛ
принял решения отрываться от кораблей противника в надводном положении, что ему удалось, т.к. преследования по какой-то причине не производилось.
2-5.11 штормовала в районе зарядки АБ. 10.11 ПЛ обнаружила шум винтов и звуки взрыва. Командир ПЛ посчитал себя обнаруженным и прервал контакт. После
безрезультатного трехнедельного патрулирования вечером 11.11 ПЛ начала возвращение в базу. В 01.10 13.11 обнаружила две вспышки, которые посчитала артиллерийским
огнем малого НК, от которого уклонилась погружением (скорее всего это ПЛ противника пыталась произвести опознование). В 13.30 13.11 благополучно вернулась в г.Полярный;
1941 год 19 ноября - 19 декабря
Прошла аварийный ремонт с докованиви;
1941 год 28 декабря
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ СФ;
1942 год 3 - 20 января
Боевой поход в район Вардё (позиция №5; обеспечивающий командир 2-го ДнПЛ ст.л-т М.Ф. Хомяков). B 00.50 3.1 вышла на позицию. В 00.00 4.1 прибыла па позицию. Утром
4.1 не смогла атаковать КОН из-за кратковременной посадки на мель. В 17.53-19.49 5.1 высадила РГ (3 чел.) в Перс-фьорде в точке 70.27.5 с.ш./30.37.7 в.д. В 15.23 10.1 в
в устье Перс-фьорда атаковала одиночный ТР (ТР 2000 т. атака - подводная, 2 торпедами, дистанция 10-12 каб.. услышан взрыв, через 1 мин. в перископ ТР не обнаружен -
зарубежных данных нет, по-видимому, атаковано норвежское судно). Командир ПЛ заявил о потоплении транспорта в 2.000 брт. В 10.39 14.1 атаковала КОН (2 ТР, 3 кор.охр)
в точке 70.41.2 с.ш./31.07.0 в.д. в устье Сюльте-фьорда (ТР 8000 т. атака - подводная, 4 торпедами, дистанция 6-8 каб, услышало 3 взрыва, потоплен германский ТР
"Тюркхайм" ("Turkheim", бывший шведский "Fagervik", 1904 брт), следовал в балласте, погибло 2 моряка). ПЛ подверглась ожесточенной контратаке германских охотников
"Uj-1205", "Uj-1403" и СКР "Полярфронт" (V-5903), сбросившими в течение 6 часов 140 глб (по германским данным - 198 глб). Из-за повреждений, полученных в начале
бомбардировки, ПЛ начала всплывать, но после приема дополнительного балласта легла на грунт на глубине 86 м., В результате бомбардировки в заполненных топливом ЦГБ №3
и №6 образовались трещины, была повреждена система вентиляции ЦГБ, вышло из строя электрическое управление вертикальным и горизонтальными рулями, поврежден эхолот.
При всплытии дифферент на нос достигал 64 градусов, вследствие чего произошел пролив электролита. В течение 15-17.1 ПЛ находилась в районе зарядки АБ устраняя
повреждения, полученные и ходе бомбардировки. В течение 16-18.1 наблюдала на позиции корабли ПЛО противника, производившие профилактическое бомбометание. В 20.14-21.02
18.1 приняла па борт РГ в Перс-фьорде. В 01.47 20.1 начала возвращение в базу и в 22.15 прибыла в г.Полярный;
1942 год 1 - 25 февраля
Прошла аварийный ремонт с докованием;
1942 год 2 - 27 марта
Боевой поход в район Вардё (позиция №5). В 18.30 2.3 вышла из базы на позицию. В 17.50 3.3 прибыла на позицию. Произвела ремонт кормовых горизонтальных
рулей. С 18.00 до 19.00 зафиксировала 7 взрывов глубинных бомб. В 11.36 4.3 обнаружила ТР в сопровождении 2 СКР. Из-за плохой управляемости не смогла выйти в
атаку (кроме этого была плохая видимость и КОН имел большой КУ). 5-7.3 штормовала в районе зарядки АБ. 7.3 получила приказ занять позицию прикрытия KOН "PQ-12"
(позиция "Г"). В 09.00 8.3 перешла на новую позицию. 13.3 получила приказ вернуться на позицию №5. В 03.10 14.3 покинула позицию прикрытия и в 13.59 вернулась
на основную позицию. В течении часа зафиксировала 14 взрывов глубинных бомб. В 20.10 16.3 легла на грунт в расстоянии 2-3 кбт от берега, чтобы под прикрытием
темноты высадить разведгруппу. В 21.24-22.30 16.3 произвела высадку РГ (1 чел.) в точке 70.27,7 с.ш./30.46,8 в.д. 18-23.3 штормовала. Вечером 19.3 обнаружила 2
ТЩ на соседней позиции. Командир отказался от атаки. 19.3 ударами волн повреждены кормовые горизонтальные рули. С 17.3 по 26.3 командир очень часто фиксировал
разрывы глубинных бомб и снарядов. Считая, что преследуется кораблями ПЛО, командир перископ не поднимал и в атаки не выходил. Утром 22.3 при погружении не
закрылся левый газоотводный клапан - внутрь поступило 12 т воды. В 12.30 22.3 обнаружила плавующую мину. В 03.15 26.3 начала возвращение в базу и в 05.52 27.3
прибыла в г.Полярный;
1942 год 1 апреля - 2 мая
Прошла навигационный ремонт;
1942 год 17 мая - 2 июня
Боевой поход в район Лоппского моря (позиция №2; обеспечивающий командир 2-го ДнПЛ кап.л-т М.Ф.Хомяков). В 07.56 17.5 вышла на позицию. До Цып-Наволока
экскортировалась 2 МО. В 01.30 19.5 прибыла на позицию. В 23.07 19.5 обнаружила 3 ТР, но в атаку выйти не успела. Произвела четыре поиска в проливе Серё-сунд.
В 14.07 24.5 при попытке произвести поиск в Квенанген-фьорде дважды коснулась минрепов германского заграждения - Flankensperre-II", посте чего легла на обратный
курс. 25.5 обнаружила 2 плавающие мины. Днем 26.5 на безопасном удалении от ПЛ взорвалось несколько глб. В 12.35 27.5 уклонилась погружением от самолета
противника. По корме зафиксировала множество взрывов. В 11.11 28.5 обнаружила перископ на дистанции 12 кбт. за кормой, от которого уклонилась маневрированием.
28.5 два раза уклонялась погружением от самолетов противника. В 10.30 31.5 донесла командованию об израсходовании топлива. Получила разрешение на возвращение
(по отчету командира начала возвращение в 02.20 31.5). На переходе в 13.23 1.6 уклонилась погружением от самолета противника. В 19.38 и 23.35 1.6 обнаруживала
перископ, от которого уклонялась маневрированием. В 01.02 2.6 обнаружила самолет противника от которого уклонилась погружением. В 03.02 от о. Кильдин возвращалась
под экскортом 2 МО. В 05.25 2.6 прибыла в г.Полярный;
1942 год 5 июн - 7 июля
Прошла навигационный ремонт, затем произвела замену АБ (установлена АБ для ПЛ типа "Д");
1942 год 15 сентября
Вступила в строй;
1942 год 24 сентября - 17 октября
Боевой поход в район м. Желания. В 23.12 24.9 вышла на позицию. В 10.00 29.9 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 06.55 14.10 начала
возвращение в базу и в 12.35 17.10 прибыла в г.Полярный;
1942 год 4 - 16 ноября
Боевой поход на позицию "Д". В 16.00 4.11 вышла на позицию для обеспечения перехода одиночных ТР. Днем 5.11 получила приказ произвести поиск шлюпок с ТР "Декабрист"
в квадрате, ограниченном параллелями 75.17 с.ш. п 74.28 с.ш. и меридианами 25.00 в.д. и 30.00 в.д. Утром 6.11 прибыла на позицию. Вечером 14.11 отозвана в базу и в
10.20 16.11 прибыла в г.Полярный;
1942 год 15 декабря - 1943 год 7 января
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 20.22 15.12 вышла на позицию. 16.12 форсировала предполагаемое минное заграждение. В 05.45 17.12 прибыла на
позицию. Утром 19.12 дважды обнаруживала СКР от которого уклонилась. 23-25.12 и 27.12 штормовала в районе зарядки АБ. В 00.30 31.12 начала возвращение в базу.
На переходе уклонилась погружением от самолета противника. В 15.21 1.1 вошла в Кольский залив, стала на якорь у о. Торос. Утром 2.1 перешла к м. Цып-Наволок, где
находилась до утра 7.1 из-за непогоды. В 12.19 7.1 прибыла в г.Полярный;
1943 год 11 января - 15 апреля
Прошла текущий ремонт с заменой АБ;
1943 год 30 мая - 16 июня
Боевой поход в район мыса Нордкап (позиция №3). В 21.00 30.5 вышла на позицию. В 10.30 1.6 прибыла на позицию. В первые дни похода вышел из строя зенитный перископ.
В 17.03 3.6 в точке 71.13,4 сш, 28.04,8 в.д. при форсировании минного заграждения "NW-27" на глубине 75 м подорвалась па трубке КА мины UMВ. В результате взрыва
временно вышло из строя электрическое управление вертикальным рулем, повреждено освещение, начал стучать левый гребной вал. В 15.05 4.6 в точке 71.56,5 с.ш. 27.22 в.д.
безрезультатно атакована ПЛ противника. 5.6 штормовала в районе зарядки АБ. В 21.15 8.6 в точке 71.29,9 с.ш./27.33,9 в.д. обнаружила перископ ПЛ противника. В 06.15
14.6 начала возвращение в базу и в 22.16 16.6 прибыла в г.Полярный;
1943 год 22 июня - 25 июля
Прошла навигационный ремонт;
1943 год 7 - 25 августа
Боевой поход в район м. Нордкап - м. Сейбунес (позиция №3). В 11.11 7.8 вышла на позицию. В 04.40 9.8 прибыла на позицию. 9-12.8 находиласьврайоне зарядки АБ
из-за плохой видимости. Утром 13.8 вблизи ПЛ зафиксировано 20 взрывов - по-видимому при движении на перископной глубине обнаружена самолетом. Вечером 17.8 не
смогла атаковать СКР из-за изменения курса цели. В 05.19 (05.09?_ 18.8 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКР, 2 сам.) в точке около 71.08.1 с.ш./28.18,7
в.д. (ТР 6000-8000 т и створившийся ТЩ, атака - подводная, 2 торпедами (1 с НВС), дистанция 12 каб., через 100 сек услышан 1 взрыв - безуспешно атакован германскй
КОН, включавший ТР "Наталь", "Вельхайм", "Тюбинген", "Дубург", "Швабен", "Мендоза", ТН "Элизе". "Олеум" (голландский), "Рот", 2 БДБ; наблюдались следы 2 торпед,
одна из которых шла по поверхности). Контратакована германскими БО, сбросившими на безопасном удалении 4 (5 по германским данным) глб. В 20.25 23.8 начала
возвращение в базу и в 13.10 25.8 прибыла в г.Полярный. Командир доложил о возможном уничтожении ТР;
1943 год 1 - 17 октября
Боевой поход в район м. Омганг - м. Сверхольт-клуббен (позиция №6). В 22.18 30.9 вышла на позицию. В 09.50 2.10 прибыла на позицию. 3-4.10 штормовала в районе
зарядки АБ. В 00.08-02.09 7.10 произвела высадку РГ в точке 71.04,75 с.ш./27.28,45 в.д. 8.10 и 12.10 штормовала в районе зарядки АБ. Из-за штормовой погоды
сорвано ограждение носовых горизонтальных рулей правого борта, оторвало 2 листа легкого корпуса в кормовой части. Встреч с кораблями противника не имела. Несколько
раз обнаруживала плавующие мины. В 03.44 16.10 начала возвращение в базу и в 07.58 17.10 прибыла в г.Полярный;
1943 год 2 ноября - 4 декабря
Прошла навигационный ремонт;
1943 год 26 декабря - 1944 год 3 января
В 18.05 26.12 выслана на перехват германского ЛК "Шарнхорст". В 11.00 28.12 прибыла на позицию (днем 27.12 получено сообщение о потоплении ЛК англичанами). В 18.07
31.12 получила приказ действовать в район Тана-фьорда (позиция №2). Вечером прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 17.23 2.1 начала возвращение
в базу и в 19.17 3.1 прибыла в г.Полярный;
1944 год 17 - 30 января
Боевой поход в район м. Нордкни - м. Слетнес (сектор №4; операция "РВ-1"). В 14.00 17.1 вышла в район. В 07.30 19.1 прибыла на позицию. Действия на позиции
осложнялись возникшей неисправностью правого гребного электромотора. В 23.35 20.1 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР) западнее м. Слетнес (ТР 6-8000 т,
атака - надводная, 4 торпеды (в т.ч. 2 с НВС), дистанция 12-15 каб., услышан 1 взрыв - атака не зафиксирована, безуспешно атакован германскй КОН "Ki-103-Rf",
включавший 11 ТР). Преследования не было. 23.1 из-за повреждения шахты вытяжной вентиляции погрузилась с дифферентом в 30 градусов. 26.1 в нижнем положении
заклинен зенитный перископ. В 21.00 28.1 начала возвращение в базу и в 07.51 30.1 прибыла в г.Полярный. По возвращению командиру ПЛ засчитали поражение цели;
1944 год февраль
На ПЛ осуществлялись работы по замене зенитного перископа;
1944 год 3 - 20 марта
Боевой поход в район Порсангер-фьорд - м. Нордкап (позиция "Z"). В 19.00 3.3 вышла на позицию. В 06.13 6.3 прибыла на позицию. 6-7.3 штормовала в районе зарядки АБ.
Днем 10.3 командир отказался от атаки ТЩ. поскольку ТЩ, по мнению командира, вел поиск ПЛ. 11.3 получила приказ действовать в районе до м. Слетнес. Днем 13.3 в районе
зарядки АБ обнаружила плавующую мину. Из-за шторма были потеряны 2 листа легкого корпуса, обтекатели части кингстонов ЦГБ. Утром 15.3 командир отказался от атаки 3 ТЩ,
осуществлявших поиск ПЛ. В 22.13 17.3 начала возвращение в базу и в 04.33 20.3 прибыла в г.Полярный;
1944 год 4 апреля - 12 сентября
Прошла текущий ремонт, в ходе которого были установлены ГАС "Дракон" и оборудование для использования торпед ЭТ-80;
1944 год 10 - 25 октября
Боевой поход в район м. Маккаур - м. Берлевог (сектор "Д"; операция "Вест"). В 20.45 10.10 вышла на позицию. 11.10 временно вышел из строя гиро-компас. В 03.22 12.10
прибыла на позицию. Утром 14.10 командир отказался от атаки СКР, осуществлявшего профилактическое бомбометание. Утром 16.10 командир не смог атаковать 2 СКР из-за
большой дистанции. 22.10 штормовала в районе зарядки АБ. Днем 24.10 при попытке атаковать СКР (реально ТЩ "М 361" и "М 381") обнаружена и атакована кораблями
противника, сбросившими на безопасном удалении около 30 глб (в некоторых источниках ошибочно указывается на то, что 24.10 ПЛ уничтожила сторожевой корабль "NKi 05"
("Sperber", 178 брт)). В 23.26 начала возвращение в базу и в 19.18 25.10 прибыла в г.Полярный;
1946 год
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ ОБрПЛ СФ с прежним местом базирования;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;
1950 год сентябрь
Участвовала в односторонних флотских учениях "Организация и ведение ПДО побережья совместно с сухопутными войсками";
1951 год март
Переформирована в состав 162-й БрПЛ 33-й Дивизии ПЛ СФ с прежним местом базирования;
1952 год июль
Приняла участие в военно-морском параде в честь Дня ВМФ на рейде г.Североморск;
1954 год 6 апреля
Перечислена в состав Тихоокеанского флота;
1954 год 10 июля - 5 октября
После ремонта на заводе №893 (СРЗ "Звездочка") в г.Молотовск (ответственный сдатчик - Эдельман З.Б.) совершила межфлотский переход в составе ЭОН-64 (4 ПЛ проекта 613 и 4 ПЛ типа "С" IX-бис) по Севморпути
из Екатерининской гавани в бухту Тарья (п-ов Камчатка). ПЛ типа "С" IX-бис серии были изношенными, «израненными» в боях Великой Отечественной войны. Их корпуса были варенными-переваренными - все в заплатах и сварочных швах.
По свидетельству участников перехода, внутри корпусов стоял страшный скрежет и грохот от трения и ударов о льдины - было впечатление, что рядом рвутся глубинные бомбы. Неприятности доставляли специально установленные
чугунные винты. Кроме всего прочего, в отсеках было очень холодно - берегли моторесурс аккумуляторных батарей. О нормальном человеческом сне и туалете не было и речи. Вахту несли как обычно. Проводили
учения по аварийной тревоге, занятия по специальности и политподготовке. На переходе питались, в основном, консервами. Обеспечивали проход во льдах ледоколы «Ермак», «Ленин» и «Вячеслав Каганович»;
1954 год октябрь
Зачислена в состав 182 БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова. Возможно, после перехода сразу переведена на "Дальзавод" в г.Владивосток для послепоходового ремонта и после
оценки состояния, предназначена к списанию;
1955 гоод 14 марта
Разоружена и исключена из боевого состава ВМФ СССР. Переформирована в плавучую зарядовую станцию;
1955 год 13 июня
Переименована в ПЗС-56;
1956 год
Находилась в г.Владивосток. Входила в состав 52-го ДнСРПЛ 79-й БрСРК ТОФ (с 09.1956 - в составе 4-й БрУСПЛ ПС ТОФ);
1957 год 12 января
Переименована в ЗАС-9;
1966 год 8 июня
Переименована в ПЗС-19;
1967 год 30 января (ноября?)
Исключена из списков судов ВМФ и сдана на слом;
1967 год 15 декабря
Расформирован экипаж.
2. Городничий Л.И. (31.07.1941-17.10.1945)
3. Пархомюк И.Л. (02.01.1949-11.1952)
4. Хлонин А.С. (11.1952-10.1954-1955?)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С"", Морская коллекция, №2 2000г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
9. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
10. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
11. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941 - 1943 год.
12. Спецвыпуск №1 ВМА "Тайфун", 2003г.
13. Фотография из книги Тараса А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны".
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Сборник "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Северодвинск, 2004г.
16. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, 2005г.
17. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
18. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.