|
С-104, ПЗС-57, ЗАС-10 |
фотография:
Краснознамённая ПЛ С-104 типа "С" IX-бис серии возвращается из похода, в котором потопила Uj-1209. Полярный, 26.06.1944г.
историческая справка:
1938 год 4 сентября командиры (в/ч .....):
1. Кулыгин Н.Н. (23.12.1940-23.07.1941) дополнительная информация:
1. Список погибших в марте 1954 года список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2024
Заложена на заводе №112 ("Красное Сормово") в г.Горький. По другим данным заложена 13.11.1938;
1939 год 25 апреля
Спущена на воду;
1941 год осень
В октябре переведена для достройки на завод №638 (им.Сталина) в г.Астрахань, а затем для производства приемо-сдаточных испытаний - в Баку;
1942 год 22 сентября
Вступила в строй. По другим данным вступила в строй 29.09.1942;
1942 год 15 октября
Вошла в состав Каспийской военной флотилии;
1943 год 14 - 17 апреля
Начала переход на Северный флот в составе Отдельного Отряда ПЛ КВФ. Перешла из Баку в Астрахань;
1943 год 24 апреля - 1 мая
Перешла из Астрахани в Саратов, затем в начале мая - в Горький;
1943 год 7 - 25 мая
Перешла по внутреним водным путям из Горького в Архангельск;
1943 год 28(25?) мая
Перечислена в состав Северного флота;
1943 год 2 июня
Вошла в состав Отдельного Учебного ДнПЛ БрПЛ СФ;
1943 год
В некоторых источниках упоминается о присвоении ПЛ почетного наименования "Пензенский комсомолец";
1943 год 28 - 30 сентября
После завершения курса боевой подготовки перешла из Молотовска в Полярный;
1943 год 30 сентября
Вошла в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярный;
1943 год 12 октября
В 09.09 во время стоянки в губе Оленья подверглась нападению 4 самолетов типа FFW-190, обстрелявших ПЛ пушечно-пулеметным огнем и сбросивших 4 250-кг бомбы по
корме на расстоянии 20-70 м. В результате близких разрывов подорван входной люк IV отсека, повреждены ЦГБ №4,5,7,9, лопнули 13 баков АБ, вышли из строя некоторые приборы и механизмы;;
1943 год 30 октября - 17 ноября
Прошла аварийный ремонт;
1944 год 17 января - 5 февраля
Боевой поход в район м. Нордкин (сектор №5; операция «РВ-1»; обеспечивающий — командир 5-го ДнПЛ кап.2р. П.И.Егоров). Из-за выявленной неисправности гирокомпаса
выход ПЛ был перенесен с 16.00 на 21.00 17.1. Из-за сильного опьянения командир ПЛ прибыл на инстркутаж в штаб БрПЛ с опозданием на 3 часа. В 23.47 17.1 ПЛ вышла
на позицию. В 20.15 19.1 прибыла на позицию. Утром 20.1 при срочном погружении из-за оставленных на комингсе верхнего рубочного люка наглазников начала погружение с
незадраенным люком, но аварийно всплыла с глубины 10 м. Ночью 24.1 обнаружила ОБК (несколько СКР, СКА и м/б), от которого уклонилась погружением. Во время шторма
было утеряно ограждение носовых горизонтальных рулей, треснул шов ЦГБ №5 по правому борту, оторвана антенна. Кроме того, лопнула масляная магистраль правого дизеля,
начала вибрировать правая линия вала, плохо работали разобщительные муфты. В 01.21 3.2 начала возвращение в базу и в 12.52 5.2 прибыла в Полярный. По возвращении в
базу командир ПЛ за систематическое пьянство был отстранен от командования, а затем снят с должности расжалован в рядовые;
1944 год 13 - 20 марта
Прошла навигационный ремонт и докование;
1944 год 13 - 19 апреля
Боевой поход в район м. Слетнес — Берлевог (сектор «Е»; операция «РВ-3»). В 22.40 13.4 вышла на позицию. 16.4 прибыла на позицию, но из-за неисправности
гирокомпаса командир ПЛ принял решение начать возвращение в базу. В 03.16 19.4 прибыла в Полярный;
1944 год 21 апреля - 7 мая
Боевой поход в район м. Слетнес — Берлевог (сектор «Е»; операция «РВ-3»). В 22.20 21.4 вышла на позицию. В 02.13 22.4 в точке 69.31,0 с.ш./34.10,0 В.Д атакована
ПЛ противника, от торпеды которой (прошла на расстоянии 8-10 м) уклонилась в надводном положении — зарубежных данных нет. В 19.30 23.4 прибыла на позицию. 25.4
штормовала в районе зарядки АБ. В течении похода безуспешно пыталась перехватить КОН. В ходе похода вышли из строя гирокомпас н зенитный перископ. В 03.25 6.5
начала возвращение в базу и в 16.15 7.5 прибыла в Полярный;
1944 год 11 - 25 мая
Осуществила смену АБ;
1944 год 25 мая - 5 июня
Осуществила ремонт горизонтальных рулей;
1944 год 11 - 26 июня
Боевой поход в район Конгс-фьорда (сектор №03; операция «РВ-5»). В 14.00 11.6 вышла на позицию. В 21.30 12.6 прибыла на позицию. 13.6 и 18-19.6 находилась в
районе зарядки АБ. 17.6 не смогла атаковать KOН из-за большой дистанции и КУ. В 16.27 20.6 произвела торпедную агаку КОН (2 ТР, 4 ТЩ, 3 СКР, 2 СКА) в районе м.
Омганг (ТР 8000 т и СКР, атака подводная, 4 торпеды (в т.ч. 2 с НВС), дистанция 12 и 3-4 каб. соответственно, через 38 сек в перископ наблюдался взрыв горпеды у
борта СКР, через 95 сек - у борта ТР и через 110 сек — у борта ТЩ. В точке 71.01 с.ш./28.38 в.д. попаданием 2 торпед потоплен германский БО «Uj 1209»).
Подверглась 1.5 часовому преследованию кораблями противника, сбросивших 41 (33 по германским данным) глб. В результате близких разрывов образовалась
трещина в шве топливной цистерны №2, через которую соляр попал в аккумуляторную яму. Вышел из строя зенитный перископ. 21.6 и 23.6 находилась в районе зарядки АБ.
В 07.10 25.6 начала возвращение в базу и в 10.00 26.6 прибыла в Полярный;
1944 год июнь - август
Находилась в навигационном ремонте. В ходе ремонта установлена выдвижная антенна ВАН-ПЗ;
1944 год 15 августа - 13 сентября
Боевой поход в район м. Желания (позиция №11). В 01.30 15.8 вышла на позицию. В 14.00 18.8 прибыла на позицию. Патрулировала на расстоянии 25-30 миль от берега,
встреч с кораблями противника не имела. В 17.00 9.9 начала возвращение в базу и в 21.10 13.9 прибыла в Полярный;
1944 год 8 - 24 октября
Боевой поход в район Тана-фьорда (сектор "С"; операция «Вест»). В 21.15 8.10 вышла на позицию. В 18.54 10.10 прибыла на позицию. В 13.17 12.10 произвела торпедную
атаку КОН (2 ТР, 1 ТЩ, 4 СКВ, 4 СКА, 2 БДБ) в районе Берлевог (ТР 7000 и СКР, атака подводная, 4 торпеды с НВС, дистанция 7 каб., через 60 сек услышано 2 взрыва,
в 13.26 в перископ наблюдался КОН, в составе которого отсутствовали ТР и СКР, на поверхности моря наблюдались многочисленные обломки, две шлюпки, а также плававшие
люди - в точке 70.55,5 с.ш./29.07 в.д. потоплен германский ТР «Лумме» ("Lummе", 1730 брт), перевозил 950 т разборных деревянных казарм. В некоторых источниках
указывается, что вместе с транспортом потоплен охотник "Uj-1220"). Преследования не было. В 00.50 15.10 произвела торпедную атаку KOН (3 ТР, 3 СКР, 1 ТЩ) в районе
Берлевога (ТР ? т, атака надводная, 2 торпеды, дистанця 5-6 каб., промах). В 01.03 КОН атакован повторно (атака надводная, 1 торпеда, из-за ошибки выстрел осуществлен
по команде «товсь», составом верхней вахты наблюдался взрыв у борта среднего ТР 6000 т, зарубежных данных нет, хотя командование засчитало командиру ПЛ потопление
транспорта в 5000 брт). Преследования не было. Утром 16.10 не смогла атаковать ОБК (3 СКВ и 3 СКА) из-за большой дистанции и КУ. В 21.00 22.10 начала возвращение в
базу и в 16.30 24.10 прибыла в Полярный;
1944 год 25 ноября
Начала текущий ремонт;
1945 год май
Находилась в ремонте у борта ПЛМ «Красный Горн»;
1945 год 24 мая
Награждена Орденом Боевого Красного Знамени;
1946 год
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ ОБрПЛ СФ с прежним местом базирования;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;
1951 год март
Переформирована в состав 162-й БрПЛ 33-й Дивизии ПЛ СФ с прежнм местом базирования;
1952 год
Окончила ремонт;
1953 год осень
Прошла ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;
1954 год март
ПЛ готовилась к переходу на Тихоокеанский Флот и стояла в п.Роста на СРЗ-35. Во время отлива, командир БЧ-2-3 ст. л-т Гентцельт Е. спускался по сильно наклонённому трапу на ПЛ, сорвался и упал в воду, при этом ударился головой,
захлебнулся и погиб;
1954 год 6 апреля
Перечислена в состав Тихоокеанского флота;
1954 год 10 июля - 5 октября
Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-64 (4 ПЛ проекта 613 и 4 ПЛ типа "С" IX-бис) по Севморпути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (п-ов Камчатка).
ПЛ типа "С" IX-бис серии были изношенными, «израненными» в боях Великой Отечественной войны. Их корпуса были варенными-переваренными - все в заплатах и сварочных швах. По свидетельству
участников перехода, внутри корпусов стоял страшный скрежет и грохот от трения и ударов о льдины - было впечатление, что рядом рвутся глубинные бомбы. Неприятности доставляли специально установленные
чугунные винты. Кроме всего прочего, в отсеках было очень холодно - берегли моторесурс аккумуляторных батарей. О нормальном человеческом сне и туалете не было и речи. Вахту несли как обычно. Проводили
учения по аварийной тревоге, занятия по специальности и политподготовке. На переходе питались, в основном, консервами. Обеспечивали проход во льдах ледоколы «Ермак», «Ленин» и «Вячеслав Каганович»;
1954 год октябрь
После перехода сразу переведена на "Дальзавод" в г.Владивосток для послепоходового ремонта и после оценки состояния, предназначена к списанию;
1955 год 14 марта
Выведена из боевого состава ВМФ, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию;
1955 год 13 июня
Переименована в ПЗС-57;
1956 год - 1957 год
Проходила переоборудование в зарядовую станцию на "Дальзаводе" в г.Владивосток;
1956 год 9 августа
В качестве зарядовой станции включена (директива ГШ ВМФ № ОМУ-1980сс от 09.08.1956) в состав 182-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с (последующим после окончаниия перестройки) базированием на бухту Крашенинникова;
1957 год 12 января
Переименована в ЗАС-10 (циркуляр НШ КчВФл №4/0135 от 16.03.1957);
1957 год 10 декабря
Во время шторма при следовании на буксире у ледокола "Добрыня Никитич" из Владивостока в Петропавловск-Камчатский выброшена на берег в заливе Васильева у острова Парамушир, вскоре снята с камней Аварийно-спасательной Службой ТОФ;
1958 год 16 января
Экипаж вошел в состав 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с дислокацией на бухту Крашенинникова (циркуляр НШ КчВФл ТОФ №4/028 от 16.01.1958);
1958 год 6 октября
Расформирован экипаж;
1958 год 31 декабря
Принято решение о сдаче корабля на слом (дириктива НШ КчВФл ТОФ №0753 от 31.12.1958);
1959 год 19 января
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. В дальнейшем разобрана на металл (предположительно в начале 60-х годов);
1959 год 1 апреля
Исключена из состава КчВФл ТОФ.
2. Никифоров М.И. (01.1942-21.02.1944)
3. Калибров С.С. (21.02.1944-13.03.1944) ВРИД
4. Тураев В.А. (13.03.1944-04.1945)
5. Васильев Г.М. (09.1945-1948)
6. Соколов М.Л. (1948-1950)
7. Шишкин В.Н. (1950-1953)
8. Фиронов Д.А. (03.1953-10.1954)
9. Глухов Г.?. (10.1954-1955)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С"", Морская коллекция, №2 2000г.
7. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
9. Спецвыпуск №1, ВМА "Тайфун", 2003г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Фотография из архива ЦВММ.
12. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, 2005г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
14. Исторический журнал соединения (01.91.1952-29.11.1966).