Rambler's Top100 Подводная лодка С-12. Тип "С" IX-бис серии

С-12

Тип «С» IX-бис серии




фотография:


Подводная лодка С-12


ПЛ С-12 типа "С" IX-бис серии на дне. Вид на кормовую орудийную площадку.
Фото Janne Suhonen. 2018г.




историческая справка:


1937 год 20 октября
Заложена в г.Горький на заводе №112. По другим данным заложена 25.10.1937;

1938 год 20 апреля
Спущена на воду;

1940 год
Совершила переход по Мариинской водной системе с завода №112 (г.Горький) в Ленинград в доке;

1940 год 17 октября
Включена в состав 16-го ДнПЛ ОВСКРПК КБФ;

1941 год февраль
Переформирована в состав УБрПЛ КБФ;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась в Ленинграде - готовилась к ходовым испытаниям (степень технической готовности - 90%);

1941 год 24 июля
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1941 год 30 июля
Вошла в состав Балтийского флота. Вошла в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год 6 августа
Утвержден приемный акт;

1941 год август
Находилась в готовности к переводу в состав СФ;

1941 год сентябрь
В начале сентября возвращена в боеготовое состояние. 17.9 перешла в Кронштадт, 28.9 - в Ленинград;

1941 год 11 декабря
Во время стоянки у Дворцового моста повреждена осколками артиллерийского снаряда, разорвавшегося в 15 м от левого борта лодки - пробита обшивка цистерны главного балласта №2, перебита труба вентиляции;

1942 год лето
Сдача зачетов КПЛ;

1942 год 15 сентября
Утром 15.9 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1942 год 19 сентября - 18 ноября
В 20.20 19.9 - 03.47 20.9 в обеспечении БТЩ-207, -211, -215, 217, -218 и 2 СКА перешла к о.Лавенсари. В 22.03 и 22.07 БТЩ-215 и БТЩ-217, а затем в 23.28 БТЩ-215 наблюдали следы торпед (в последнем случае замечено 2 торпеды, одна из которых прошла под килем БТЩ - зарубежных данных нет). Севернее Деманстейнских банок затралена 1 мина. В 03.47 20.9 прибыла в точку погружения (35 каб. юго-западнее о.Лавенсари) и вышла в район Мемель - Виндава (позиция №3). В 18.45 20.9 в 7 милях западнее о.Гогланд ПЛ атакована финским самолетом типа СБ. При ночной зарядке АБ начался пожар разлившегося электролита, заставивший отключить всю носовую группу АБ. В 13.35 22.9 в 7,5 милях юго-западнее м-ка Калбодагрунд попала в сеть, была обнаружена и атакована финскими СКА "VMV 2" и "VMV 14" и самолетом, сбросившими около 40 глб. Вышли из строя оба компрессора, исправлены силами экипажа во главе с дивмехаником В. Коржом. Днем 25.9 в районе о.Осмусаар имела два мнимых случая встреч с минрепами. В 00.00 26.9 закончила форсирование Финского залива. С 26.9 - 27.9 находилась у о.Форэ, производя тренировку экипажа. В 06.00 28.9 прибыла на позицию в район м-ка Ужава. Вечером 29.9 отказалась от атаки КОН, поскольку была обнаружена ММ. Утром 30.9 перешла к м-ку Паппензее. Днем имела несколько контактов с кораблями и КОН противника (атаки сорвались из-за тумана), а в 15.30 не смогла выйти в атаку на ЛК типа "Шлезиен" (не открылись крышки кормовых ТА, заклиненные при бомбежках). В 02.56 5.10 произвела торпедную атаку КОН (2 ММ, 1 ТР) (ТР 8000 т, атака=надв/ви/2, д=3 каб., промах из-за задержки с выполнением команды "пли" - зарубежных данных нет). В 06.17 6.10 произвела торпедную атаку ОТР в 18 милях юго-западнее Мемеля (атака=надв/пр/1, д=4 каб., промах - безуспешно атакован германский РТ "Викинг"). В 06.23, 06.26 и 06.32 лодка атаковала ТР одиночными торпедами, которые либо тонули, либо проходили под целью. В 06.37 ПЛ открыла огонь из 100-мм орудия, но, после двух осечек, была вынуждена прекратить его ввиду появления СКР противника. Преследованию лодка не подвергалась. Днем 7.10 обнаружила несколько кораблей ПЛО и в ночь на 8.10 перешла к м-ку Ужава. Вечером попыталась атаковать ОТР, но боцман "утопил" лодку и момент залпа оказался пропущен. В течение суток 9.10 обнаружила несколько кораблей ПЛО. 10-17.10 штормовала в районе м-ка Ужава. 17.10 на лодке вышли из строя моторы обоих перископов (введены в строй 19.10). В 18.08 21.10 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, СКР, ТЩ, 2 СКА) в районе м-ка Паппензее (ТР 10000 т, атака=подв/пр/1, д=14 каб., через 2,5 мин наблюдалось попадание - в точке 59°21' с.ш./20°55' в.д. поврежден германский ТР "Sabine Howaldt" ("Сабине Ховальд"), 5956 брт, перевозивший отпускников вермахта из Финляндии в Германию, + 1, ТР отбуксирован в Мемель, позднее отремонтирован). В 18.12 с д=16 каб. выпущена торпеда в другой ТР - промах (в некоторых источниках есть данные о повреждении ТР "Эдит Боссельман" (954 брт)). После атаки на большом удалении от ПЛ сброшено 2 глб. В ночь на 22.10 перешла к м-ку Акменрагс. Днем атака КОН сорвалась из-за большой дистанции. 23.10-25.10 ПЛ штормовала на позиции. В 14.36 27.10 произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 2 ТЩ, СКР, 2 СКА) (ТР 15000 и 10000 т, атака=подв/пр/1+1, д=4 каб., услышаны 2 взрыва - в точке 56°51'8 с.ш./20°59'1 в.д. поврежден германский ТР "Malgasche" ("Мальгаш"), 6903 (6300?) брт, перевозивший отпускников из Финляндии в Германию, +1, -3, через 5 часов буксировки ТР сел на грунт в 2,5 милях от входа в аванпорт Либавы, 29.10 поднят и приведен в Либаву, позднее отремонтирован). Герм. СКР "V 303", "V 304", "V 305", "V 311", "V 1707", "V 1708" безуспешно контратаковали ПЛ, сбросив на нее 44 глб. Вечером 27.10 перешла в район м-ка Ужава, 29.10 - к Паланге. Днем 1.11 атака КОН сорвалась из-за малых глубин. 3.11 перешла в район м-ка Акменрагс, 4.11 - к м-ку Ужава. Утром 9.11 с разрешения командования начала возвращение в базу. 9.11 закончились запасы продовольствия, экипаж вскрыл НЗ. В 11.15 10.11 начала форсирование Финского залива. В 14.21 11.11 сев. о.Найссар подорвалась на трубке КА мины ЕМС (взрыв произошел в 23,5 м над лодкой). Возникла течь в прочном корпусе, временно вышел из строя гирокомпас. В 14.25 коснулась минрепа. В 15.23 ПЛ подорвалась на трубке КА повторно и получила небольшие дополнительные повреждения. В 17.09 13.11 в районе о.Вайндло коснулась минрепа (советское заграждение "10А", кроме того в ночь на 14.11 имела одну мнимую встречу с минрепом). В 15.30 14.11 прибыла в точку рандеву в районе о.Лавенсари и в 11.55 15.11 была встречена советскими СКА. В 14.40 прибыла в бухту Норре-Каппельлахт. В 17.00-23.15 18.11 в обеспечении БТЩ-207, -211,-215,-217,-218 и 2 СКА перешла в Кронштадт, завершив самый продолжительный поход советской подводной лодки за Великую Отечественную войну. За 1190 ходовых часов лодка прошла 4960 миль, в том числе 1774 под водой. Позже выяснилось, что за 11 суток движения через Финский залив ПЛ пересекла линии минных заграждений ровно 70 раз;

1943 год 20 мая
К 20.5 закончила подготовку к боевому походу. К этому времени корпус ПЛ был покрыт специальным электроизолирующим слоем, который должен был, по мнению авторов этого изобретения, предотвратить подрыв лодок на антенных минах;

1943 год 23 мая - 11 июня
В 23.00 23.5 - 01.20 24.5 в обеспечении 5 БТЩ, 4 СКА, 8 КДЗ перешла к маяку Шепелевский, где легла на грунт и после всплытия в 23.56 24.5 - 03.00 255 перешла к о. Лавенсари. 25.5-9.6 находилась в бух. Норре-Каппельлахт в готовности к выходу в боевой поход, который после возвращения "Щ-303" был отменен. В 21.47 9.6 - 02.29 10.6 в обеспечении 5 БТЩ, 4 СКА, 4 БКА, 2 КДЗ перешла к месту покладки на грунт у м-ка Шепелевский. В 01.25 10.6 КОН подвергся удару финского самолета, легко повредивших БТЩ-215 и тяжело - БТЩ-218 (сел на грунт на мелководье). В 00.22-03.10 11.6 в обеспечении 3 БТЩ, 4 СКА и 2 БКА перешла в Кронштадт;

1943 год 26 июня - август
В 23.35 26.7 - 01.34 27.7 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -211, -217, 4 СКА и 1 КДЗ перешла из Кронштадта к м-ку Шепелевский, где легла на грунт, и после всплытия в 23.55 27.7 - 03.40 28.7 перешла к о.Лавенсари. В 23.28 28.7 в обеспечении БТЩ-210, -211, -217 и 3 СКА вышла в точку погружения на Восточном гогландском плесе, откуда в 00.55 29.7 начала переход на позицию в устье Финского залива и Аландском море (севернее параллели 59°). В 23.30 29.7 командир ПЛ донес об окончании форсирования гогландского ПЛО-рубежа, в 03.25 30.7 - об окончании зарядки АБ в районе м-ка Родшер. В 02.40 31.7 было получено аналогичное сообщение из района в 8 милях юго-восточнее банки Калбодагрунд, в 02.55 1.8 - из района м-ка Кэри. Согласно донесениям контактов с силами ПЛО лодка не имела. В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: 1-2.8 подрыв на мине заграждения "Насхорн" севернее о. Найссар (где ПЛ по плану должна была осуществить форсирование сетевого заграждения "Вальрос"), а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 46 членов экипажа;

1943 год 29 сентября
Исключена из состава ВМФ;

2013 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точное место и причина гибели неизвестны;

2013 год 23 декабря
В ходе Морской коллегии заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что на 2014 год запланированы поиск и обследование подлодок С-4 в районе мыса Таран и С-12 в районе мыса Большой Тютерс. "Эти мероприятия будут планироваться в рамках боевой подготовки и учений водолазов и операторов автономных и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. Полученный практический опыт будет способствовать повышению уровня боевой готовности", - подчеркнул Федотенков А;

2018 год 29 июня
Экипаж морского тральщика (МТ) «Александр Обухов» Балтийского флота обнаружил в Балтийском море затонувшую подводную лодку. Предположительно, это подводная лодка ВМФ СССР С-12, погибшая в период Великой Отечественной войны. Об этом сообщила пресс-служба Западного военного округа. При обследовании дна моря в районе острова Большой Тютерс с применением современного поискового оборудования экипажем МТ на глубине 70 м была обнаружена затонувшая подводная лодка, лежащая на ровном киле. При дополнительном осмотре подводной лодки и последующим сравнением полученных данных с тактико-техническими характеристиками советских подводных лодок, было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам типа "С" IX-бис серии. Как отметили специалисты Балтийского флота, отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели именно подводной лодки С-12. В настоящее время на Балтийском флоте планируется проведение учения, в ходе которого при помощи специальной аппаратуры будет проведена окончательная идентификация обнаруженной подводной лодки;

2018 год 3 сентября
Подводная лодка С-12, местом гибели которой считалась акватория острова Большой Тютерс, была найдена и идентифицирована российской разведывательно-водолазной командой неподалёку от эстонского острова Найссаар. Команда поисковиков под руководством Константина Богданова обнаружила и идентифицировала советскую подлодку 1 сентября 2018 года. Лодка разорвана от взрыва на две части, находится на глубине 87 метров. Впервые подводную лодку у острова Найссаар обнаружили в ходе совместного проекта команды "Поклон кораблям Великой Победы" и финской команды "Divers of the Dark" в 2016 году. Тогда финская команда погрузилась на место обнаружения и классифицировала объект, как подводную лодку типа "С". Участники российской разведывательно-водолазной команды под руководством Богданова продолжили эту исследовательскую работу. За три погружения его команды, проведённых 1-2 сентября, подводная лодка была обследована, идентифицирована как подводная лодка "С-12". Была также произведена видеосъёмка подводного объекта. А лодка, обнаруженная тральщиком «Александр Обухов», требует достоверной идентификации, которая, надеюсь, не заставит себя долго ждать.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ С-12 (предположительно) типа "С" IX-бис серии весной-летом 1941 года.
2. Фотография ПЛ С-12 (предположительно) типа "С" IX-бис серии в ремонте весной 1943 года.
3. Список погибших в боевом походе 08.1943.



командиры:


1. Иванов Б.В. (24.01.1940-21.06.1940)
2. Тураев В.А. (03.1941-21.07.1943)
3. Бащенко А.А. (21.07.1943-08.1943)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
12. Информация с сайтов новостных агентств
13. Йолтуховский В.М., Козлов А.А. "ПРОТИВОМИННАЯ ЗАЩИТА НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ И ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ВМФ СССР (1941-1945).



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020