С-19
Тип «С» IX-бис (IX-бис 2) серии
фотография:
Дифферентовка ПЛ С-19 типа "С" IX-бис (IX-бис 2) серии
историческая справка:
1939 год 30 сентября
Заложена в г.Ленинград на заводе №196. По другим данным - 30.11.1939;
1941 год 14 марта
Спущена на воду;
1941 год 22 июня
На начало ВОВ имела техническую готовность 75,5%;
1941 год июль - август
Отбуксирована по внутренним водным системам на завод №112 (г.Горький). Находилась в ожидании дальнейших решений наркома ВМФ;
1941 год октябрь
Отбуксирована для достройки на завод №638 (им. Сталина) в Астрахань. Возможно достраивалась по проекту ПЛ типа "С" IX-бис 2 серии;
1944 год 21 февраля
Вступила в строй;
1944 год 22 апреля
Вошла в состав Каспийской Военной флотилии. По другим данным - 23.02.1944;
1944 год 15 марта - 18 мая
Совершила переход в составе отдельного отряда ПЛ по внутренним водным системам из г.Баку в г.Архангельск, а затем в г.Молотовск;
1944 год 18 мая
Перечислена в состав Северного флота. В период нахождения на Каспии и в Белом море корабль использовался для испытаний новой техники - в т.ч. сетепрорезателей подрывного типа и 25-мм зенитного автомата 84-КМ.
На ПЛ была установлена ГАС "Дракон" и СГ "Спрут";
1944 год 8 июня
Вошла в состав Отдельного Учебного ДнПЛ СФ;
1944 год 15 июня
Окончание восстановительного ремонта;
1944 год 17 - 18 октября
Перешла из Молотовска в Полярный. Зачислена в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ СФ;
1944 год 13 - 28 ноября
Боевой поход в район Лоппского моря (сектор «Ж»). В 16.25 13.11 вышла на позицию. В 16.25 15.11 прибыла на позицию. Днем 16.11 в районе зарядки АБ обнаружила 1 ТЩ и
2 СКА, от которых уклонилась погружением. Вечером не смогла атаковать CKР из-за неудачного маневрирования. 17.11 при попытке произвести поиск в проливе Серё-сунд
обнаружила при помощи ГАС «Дракон» мины заграждений «Flankensperre-IV» и «NW-20». После выявления невязки счисления командир от прорыва отказался. 18.11 при
попытке пройти в проход между о. Арней и о. Лоппа обнаружила 2 мины заграждения «Flankensperre-II», затем в 14.50 в точке 70.25.2 с.ш./ 21.34 в.д. на глубине 15 м.
коснулась минрепа мины, взрыва не последовало. Днем 20.11 не смогла атаковать 2 ТЩ из-за большой дистанции, 21-23.11 штормовала в районе зарядки АБ. 24.11 командир
отказался от атаки 2 ТЩ осуществлявших поиск ПЛ. При уклонении на глубине 37 м ударилась о грунт. 25-26.11 штормовала и районе зарядки АБ. Из-за пропуска кингстонов
не смогла использовать топливо из ТБЦ. В 02.15 27.11 начала возвращение и базу и в 22.27 28.11 прибыла В Полярный;
1944 год декабрь
Осуществляла ремонт тумб перископов;
1945 год 29 января
На стоявшую у пирса ПЛ С-19 навалилась маневрировавшая на рейде ПЛ С-56, повреждены 2 лопасти винта;
1945 год 20 февраля
Начала гарантийный ремонт;
1945 год 9 мая
Находилась в ремонте у борта ПЛМ "Красный Горн";
1945 год
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ ОБрПЛ СФ с прежним местом базирования;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;
1950 год сентябрь
Совместно с восьмью ПЛ БрПЛ участвовала в одностороннем флотском учении "Организация и ведение противодесантной обороны совместно с сухопутными войсками";
1951 год март
Переформирована в состав 162-й БрПЛ 33-й Дивизии ПЛ СФ с прежнм местом базирования;
1953 год декабрь
Закончила ремонт на СРЗ-6 в Пала губе;
1955 год июнь
Выгрузив боезапас перешла в Белое море в г.Молотовск. Была поставлена к стенке завода;
1955 год июнь
Перечислена в состав 241-й бригады опытовых кораблей СФ с базированием на Новую Землю;
1955 год июнь - июль
Переоборудование для проведения испытаний по воздействию ядерного оружия;
1955 год июль - август
Перебазирование в губу Черная на Новой Земле. ПЛ была установлена на якорные бочки в надводном положении на расстоянии 1400 м от эпицентра
планируемого ядерного взрыва. На корабле по боевым постам были размещены животные, расставлены бачки с пищей и водой для них, а
также выставлены запасы автономного пайка продовольствия и питьевой воды для проверки воздействия излучения и радиации;
1955 год 21 сентября
Участвовала в испытании ядерного оружия (подводный взрыв торпеды Т-V (Т-5), ядерное испытание №22). Находилась на расстоянии 1200 м. от эпицентра в позиционном(?) положении. ПЛ в дальнейшем отбуксирована в бухту Песцовую.
По результатам осмотра внутренних повреждений практически не было, корпус обожжен снаружи, палуба исковеркана, ограждение рубки повреждено. Из-за того что передняя крышка одного из торпедных аппаратов ПЛ была открыта (в
соответствии с программой испытаний), в первый отсек поступило около 15 тонн воды. После дезактивации ПЛ была подготовлена к переходу в Молотовск. Повреждения устранены личным составом за два дня;
1955 год сентябрь
Переход в Молотовск. В ходе перехода из-за нехватки топлива была осуществлена передача топлива с ПЛ С-84, путем покладки ПЛ С-19 на грунт на глубине 5-6 метров,
подхода ПЛ С-84, передачи топливных шлангов и перекачки топлива;
1955 год 30 декабря
Выведена из боевого состава и переквалифицирована в опытовую. Передана в распоряжение Центральных управлений ВМФ;
1955 год - 1956 год зима
Подготовка к испытаниям ядерного оружия;
1957 год 7 сентября
Участвовала в испытании ядерного оружия (наземный взрыв, ядерное испытание №43). Находилась в губе Чёрная на расстоянии 1500 м. от эпицентра в крейсерском положении. Повреждений не получила, боеспособность сохранила полностью;
1957 год 10 октября
Участвовала в испытании ядерного оружия (стрельба торпедой Т-V (Т-5) с ПЛ С-144 проекта 613). Находилась в губе Чёрная на расстоянии 700 м. от эпицентра в позиционном положении. Осталась на плаву, но из за сильных повреждений,
в том числе и средств вооружения, стала небоеспособной. Оставлена на грунте в губе Чёрная на Новой Земле;
1958 год 28 января
Расформирован экипаж;
1958 год 1 марта
Искючена из списков ВМФ СССР.
командиры:
1. Сазонов Д.М. (27.03.1941-31.07.1941)
2. Косенко А.А. (30.07.1943-05.06.1944)
3. Макаренков Г.Ф. (10.06.1944-03.1949)
4. Байков ?.?. (1949-1951-1952?)
5. Шаповалов В.С. (1951?-1952-12.1953)
6. Паргамон И.Н. (12.1953-12.1956)
дополнительная информация:
1. Фотография кораблей и подводных лодок в момент атомного взрыва. 21.09.1955.
список источников:
1. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
2. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
3. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С"", Морская коллекция, №2 2000г.
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
5. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг." ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945г.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Очерки по истории ЛПМБ "Рубин"", т.2, ЛПМБ "Рубин", Ленинград, 1979г.
8. Паргамон И.Н. "Первые атомные взрывы на Новой Земле", журнал "Подводный флот" №5.
9. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
12. Химаныч О. "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики".
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024