Rambler's Top100 Подводная лодка С-31, ПЗС-23. Тип "С" IX-бис серии

Флаг С-31

Н-31, C-31, ПЗС-23

Тип «С» IX-бис серии




фотография:


Подводная лодка С-31

ПЛ С-31 типа "С" IX-бис в Поти. 1942 год.




историческая справка:


1937 год 5 октября
Заложена на заводе №198 (Черноморский судостроительный имени А. Марти) в г.Николаев как ПЛ Н-31 (с 20.10.1937 - С-31). По другим данным заложена 06.10.1937 или 07.10.1937;

1939 год 22 февраля
Спущена на воду;

1939 год апрель
Подчинена 13-му ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1940 год 15 марта
При швартовке ПЛ Л-4, из-за неправильного маневрирования, форштевнем ударила в плавучий бон. В свою очередь плавучий бон своими выступающими фланцами ударил ПЛ С-31, стоящую с его южной стороны. Легкий корпус ПЛ С-31 и бон получили незначительные повреждения. Повреждения устранены в течении суток силами завода №198 и базы 1-й БрПЛ ЧФ;

1940 год 28 марта
Столкнулась с катером ОВРа ГБ ЧФ;

1940 год 19 июня
Вступила в строй;

1940 год 25 июня
Поднят Военно-морской флаг, вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 11 февраля (предположительно)
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ с базированием на г.Севастополь;

1941 год 22 июня
Начало ВОВ встретила в Севастополе, где проходила гарантийный ремонт;

1941 год 15 июля - 3 августа
15.7 в 17.07 вышла в первый боевой поход на позицию в ста милях южнее Феодосии в р-не мыса Меганом (позиция №8) для несения дозорной службы. Встреч с противником не имела и в 23.00 2.8 начала движение в Севастополь, куда прибыла в 09.12 следующих суток;

1941 год 21 августа - 8 сентября
21.8 в 15.55 вышла во второй боевой поход в р-н мыса Шаблер – мыса Калиакриа (позиция № 12), которую заняла в 12.00 следующих суток. Встреч с противником не имела и 4.9 начала движение в Севастополь, куда прибыла в 10.07 8.9;

1941 год 25 сентября - 13 октября
25.9 в 14.00 вышла в третий боевой поход в р-н мыса Шаблер – мыса Калиакриа (позицию № 12), которую заняла в 06.00 27.9. 27.9 обнаружен румынский миноносец типа «Налука», но атака сорвалась из-за позднего обнаружения цели и невыгодного курсового угла. 7.10 днем при попытке сблизиться с отрядом кораблей ВМС Румынии, который визуально не наблюдался, четырежды обстреляна СКА противника. В целом поход прошел безрезультатно, хотя именно в этот период через позицию ПЛ следовали главные силы румынского флота, обеспечивавшие минные постановки у побережья Болгарии. Противник не был обнаружен т.к. пл большую часть времени держалась вдали от берега. 13.10 в 13.55 прибыла в Севастополь;

1941 год с 26 октября
26 .10 в 15.30 вышла в Каркинитский залив для обстрела береговых целей. В 02.22 – 02.49 следующих суток обстреляла населенные пункты Бой-Казак, Средний Сарай, Чатырлык и Пахомово с дистанции 75 – 100 кбт., выпущено 79 100-мм снарядов. В Севастополь прибыла в 14.51;

1941 год 29 октября - 12 ноября
29.10 в 10.00 вышла в боевой поход в р-н мыса Эмине (позиция № 22), которую заняла утром следующих суток. По причине длительного нахождения ПЛ вдали от берега противник не был обнаружен, 9.11 начала движение в Поти, куда прибыла в 10.00 12.11;

1941 год 12 ноября - 1942 год 16 января
Текущий ремонт с докованием. 16.1 вступила в строй;

1942 год 28 января - 13 февраля
28.1 в 11.00 вышла в боевой поход в р-н восточнее мыса Эмине (позиция № 28), которую заняла к 21.00 30.1. Встреч с противником не имела и в 19.00 11.2 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 14.56 13.2;

1942 год 17 апреля - 7 мая
17.4 в 18.45 вышла в боевой поход в р-н мыса Куру-буру (позиция № 37), которую заняла в 11.36 19.4. На позиции ПЛ патрулировала на удалении 25 – 30 миль от берега, встреч с противником не имела, 1.5 обнаружила турецкий баркас. В 20.39 4.5 начала движение в Поти, куда прибыла в 05.12 7.5;

1942 год 28 - 29 мая
Выполнила переход в Новороссийск для принятия участия в снабжении Севастополя. Обеспечивающим на время транспортных походов назначен командир ПЛ «С-33» кап. 3 ранга Алексеев Б.А.;

1942 год 30 мая - 2 июня
Первый транспортный поход. С 15.25 30.5 по 00.00 1.6 переход в Севастополь. С 07.30 1.6 по 13.30 2.6 Переход в Новороссийск;

1942 год 3 - 5 июня
Второй транспортный поход. С 20.00 3.6 по 23.45 4.6 переход в Севастополь. С 02.05 по 22.35 5.6 Переход в Новороссийск;

1942 год 5 - 6 июня
Перешла в Туапсе;

1942 год 7 - 10 июня
Третий транспортный поход. С 12.05 7.6 по 23.20 8.6 переход в Севастополь. С 03.30 9.6 по 07.25 10.6 Переход в Новороссийск. 9.6 при выходе из бухты в 40 м от кормы лодки взорвался тяжелый снаряд - повреждено освещение и антенна. Эвакуировано 20 человек;

1942 год 12 - 16 июня
Четвертый транспортный поход. С 15.00 12.6 по 20.00 13.6 переход в Севастополь. Вечером 13.6 в районе м. Айтодор атакована СКА, сбросившими 2 глб. С 20.50 14.6 по 08.30 16.6 Переход в Туапсе. Эвакуировано 19 человек;

1942 год 18 - 21 июня
Пятый транспортный поход. С 12.10 18.6 по 22.00 19.6 переход в Севастополь. С 01.50 20.6 по 07.28 21.6 Переход в Туапсе. В 14.00 20.6 в точке 43гр54,6' С.Ш./34гр14,5' в.д. обнаружила перископ ПЛ противника - очевидно обнаружена итальянская ПЛ "СВ-6". 21.6 на ПЛ вышла из строя муфта "Бамаг" и прогорел коллектор левого дизеля. Эвакуировано 20 человек;

1942 год 3 - 4 июля
Выполнила переход в Поти;

1942 год 6 - 26 августа
В 15.08 6.8 вышла в район Констанцы (позиция №34). 9.8 прибыла на позицию. За время патрулирования несколько раз обнаруживала СКА противника. В 21.00 23.8 начала возвращение в базу. В 06.00 26.8 прибыла в Поти;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06.1944г. - 1-й БрПЛ);

1942 год 11 - 12 сентября
Перешла в Туапсе;

1942 год 12 - 30 сентября
В 20.19 12.9 вышла в район Ялта - Феодосия (позиции №47-48). 14.9 прибыла на позицию. В ночь на 20.9 осуществила навигационное обеспечение набега советских ТКА на Ялту. В 13.02 21.9 произвела торпедную атаку ОТР в Ялтинском заливе (ТР 1500 т, атака=подв/ви/ 2, д=10 каб., промах - безрезультатно атакован неизвестный ТР, взрывом торпеды на берегу убито 5 германских военнослужащих). Вечером подверглась преследованию итальянского ТКА "МАS-572", безрезультатно сбросившего 14 глб. В 13.25 22.9 произвела торпедную атаку КОН (ТЩ с БДБ на буксире, 3 ТКА) в районе Ялты (БДБ, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 1 мин услышан взрыв, в связи с чем баржу посчитали уничтоженной - зарубежных данных нет, по-видимому, безуспешно атакована БДБ "F 359"). Контратакована ТКА, сбросившими 6 глб. В 19.32-19.37 27.9 с д=51 каб. обстреляла Ялту, выпустив 22 100-мм снаряда. Через 2 мин противник открыл ответный огонь, после чего ПЛ погрузилась. 29.9 при возвращении по ошибке атакована 2 советскими самолетами типа МБР-2. В 08.40 30.9 прибыла в Поти;

1942 год 25 - 27 ноября
В 17.35 25.11 вышла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №49). 26.11 из-за ударов волн по корпусу лодки в кормовой части надстройки по правому борту оторвались 3 листа обшивки. Кромкой одного из оторвавшихся листов была перетерта оклетневка гребного вала, которая, намотавшись на вал, заклинила его. В 18.45 27.11 возвратилась в Поти;

1942 год 4 - 24 декабря
В 17.18 4.12 вышла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №49). 7.12 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 22.12 начала возвращение в базу и в 08.55 24.12 прибыла в Поти;

1943 года 6 января - 9 июля
Начала текущий ремонт, продолжавшийся до 9.7. 26.04.1943г. в госпитале умер от сыпного тифа лейтенант м/с Лубков Н.Н.;

1943 год 11 июля
В 14.00 11.7 во время похода на боевую подготовку в 80 милях западнее Поти обнаружила ПЛ противника, которую безрезулътатно преследовала до 21.00 - обнаружена германская ПЛ "U 23";

1943 год 21 июля - 15 августа
В 20.48 21.7 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82). В 04.34 25.7 прибыла на позицию. Утром 28.7 не смогла атаковать КОН БДБ из-за болыного КУ. В 15.39 произвела торпедную атаку КОН (1 БДБ, 1 СКА) в точке 45°09,3' с.ш./32°47,2' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/2, д=10 каб., через 106 сек услышано 2 глухих взрыва - германская БДБ наблюдала одну торпеду, прошедшую мимо). Контратакована БДБ, сбросившими 3 глб. Утром 30.7 отказалась от атаки ОТР, опознав в нем германсие БО типа "КТ". Обнаружена и подверглась 1,5-часовому преследованию, в ходе которого на ПЛ сброшено 29 глб. В результате близких разрывов глб на лодке были повреждены некоторые электроизмерительные приборы, магнитный компас и эхолот. 1-3.8 по приказу командования действовала в районе Сулина - Констанца (позиция №81). С 4.8 действовала на позиции №82. В 21.02 11.8 начала возвращение в базу и в 06.20 15.8 прибыла в Поти;

1943 год 29 сентября - 27 октября
В 19.05 29.9 вышла в район Тарханкут - Евпатория (позиция №95). В 02.50 1.10 прибыла на позицию. В начале патрулирования обнаружила пять германских плавающих мин. В 06.20 17.10 произвела торпедную атаку КОН (9 БДБ, 3 СКА) в точке 44°59' с.ш./32°56' в.д. (БДБ, атака=подв/вр/4, д=4 каб., через 35 сек услышан взрыв - возможно повреждена германская БДБ "F-418". Хотя четырехторпедный залп был дан всего с 4 кбт, попадания достичь не удалось. Скорее всего, торпеды, установленные на углубление 1,5 м, прошли под баржей, имевшей меньшую осадку. В течение дня немецкий конвой дважды подвергался ударам советских торпедоносцев. БДБ F-418 получила попадания трех торпед и была брошена немцами возле Ак-Мечети. Этот факт дал некоторым историкам основание считать, что ПЛ С-31 была причастна к гибели вражеского корабля). Преследования не было. В 21.46 18.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ЭМ, 3 СКА) в точке 44°58' с.ш./32°46' в.д. (ТР 5-6000 т, атака=подв/ви/2, д=3 каб., через 24 и 30 сек услышаны 2 взрыва - несмотря на победный доклад, зарубежных данных нет). Преследования не было. В 19.55 24.10 начала возвращение в базу и в 06.36 27.10 прибыла в Поти;

1943 год 28 ноября - 28 декабря
В 17.24 28.11 вышла в район м. Тарханкут - Тевдра (позиция №100). В 05.35 1.12 прибыла на позицию. Утром 2.12 не смогла атаковать КОН БДБ из-за болыпого КУ. В 16.19 5.12 произвела торпедную атаку КОН (3 буксира с 3 речными баржами) в точке 45°40,4' с.ш./ 32°08,5' в.д. (баржа, атака=подв/ви/2, д=4 каб., промах, по-видимому, торпеды прошли под баржей - зарубежных данных нет, возможно атакован КОН барж "Роллер"). Преследованию не подвергалась. В 12.06 9.12 произвела торпедную атаку КОН (4 БДБ) в точке 45°29,4' с.ш./32°18,6' в.д. (БДБ, атака=подв/вр/4, услышано 2 взрыва - потоплена герм. БДБ "F-580", перевозила полевые орудия и 20 т боеприпасов, +12, =1). Контратакована БДБ противника, сбросившими на безопасном удалении 4 глб. С 21.12 действовала также в районе м. Тарханкут - Ак-Мечеть (позиция №99). В 22.00 25.12 начала возвращение в базу и в 08.00 утра 28.12 прибыла в Поти;

1944 год январь - февраль
Прошла текущий ремонт (10-22.2 прошла докование);

1944 год 17 марта
В 19.30 17.3 вышла в район западнее м. Тарханкут (позиции №101а, 102). В 05.18 21.3 прибыла на позицию. Вечером 24.3 не смогла выйти в атаку на КОН противника из-за большой дистанции. 5.4 перешла на позицию №105. С 13.4 действовала в районе юго-западнее м. Херсонес (позиция №9). В 10.04 13.4 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 1 ЭМ, 4 СКА) в точке 43°38' с.ш./31°ОО' в.д. (ТР 3000 т, атака=подв/вр/4, д=4-4,5 каб., через 38 сек услышан взрыв - безуспешно атакован германский КОН, куда входили ТР "Тисса", "Ардял" и "Хельга"). Контратакована германским БО "Uj 103", сбросившим на безопасном удалении от ПЛ 26 глб. Днем 16.4 не смогла выйти в атаку на 2 ТР из-за малой плотности АБ. Вечером 18.4 не смогла сблизиться с поврежденным советскими ВВС румынским ТР "Альба Юлия" из-за болыпого КУ и угрозы тарана ЭМ. Обнаружена и контратакована кораблями охранения, сбросившими 13 глб. В 23.15 начала возвращение в базу и в 05.40 21.4 прибыла в Поти;

1944 год 22 апреля - 22 мая
Проходила усиленный навигационный ремонт;

1944 год 3 - 9 июня
Проходила усиленный навигационный ремонт;

1944 год 7 июля - 2 августа
Проходила усиленный навигационный ремонт (в остальное время совершила многочисленные выходы для боевой подготовки);

1944 год 3 августа
Принимала участие в испытаниях торпед ЭТ-80 на ЧФ;

1944 год 5 августа
Перешла в Батуми;

1944 год 16 августа - 15 сентября
В 20.30 16.8 вышла в район Бургаса (позицию №46/54). В 02.22 20.8 прибыла на позицию. С 28.8 по указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника. В течение похода на ПЛ постоянно обнаруживались мелкие неисправности. В 20.20 12.9 начала возвращение в базу и в 06.20 15.9 прибыла в Поти;

1944 год 25 сентября
1-я Севастопольская БрПЛ награждена орденом Красного Знамени и стала наименоваться - 1-я Севастопольская Краснознаменная БрПЛ ЧФ;

1944 год 30 октября - декабрь
С 30.10 до конца года находилась в среднем ремонте;

1944 год 5 ноября
Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени;

1945 год 10 января
По вине помощника командира ПЛ Щ-215, его корабль навалился кормой на ПЛ С-31 и повредил три лопасти свого правого винта и загнул лопасть винта ПЛ С-31;

1945 год 7 - 22 мая
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении ЧФ;

1945 год 7 - 16 июня
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении ЧФ;

1945 год 8 - 25 сентября
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в ОУ ЧФ;

1945 год 22 сентября
При переводе лодок, ПЛ С-33 ударила кормовой частью в левый борт ПЛ С-31, а затем ударилась об угол зарядового пирса. В результате ПЛ С-33 получила повреждения надстройки в районе между 9 и 15 шпангоутами. У ПЛ С-31 была пробита цистерны № 2 и был разрушен набор цистерны № 2 левого борта;

1945 год - 1951 год
Прошла аварийный и капитальный ремонт. В январе 1951 года переформирована в состав 153-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ. По окончании ремонта перечислена в состав отдельной Севастопольской Краснознаменной 154-й БрПЛ ЧФ с базированием на г.Поти (с 15.05.1954 - на г.Туапсе);

1955 год 14 марта
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию;

1955 года 6 апреля
Переименована в ПЗС-23;

1967 год 13 марта
В составе 153-й БрПЛ вошла в 14-ю ДиПЛ КЧФ с базированием на Южную бухту в г.Севастополь;

1975 год 14 марта
Исключена из списков ВМФ и сдана на слом. Впоследствии на базе «Главвторчермета» в Инкермане (г.Севастополь) разделана на металл.




дополнительная информация:


1. Информация и фотографии на сайте "Русский подплав".
2. Список погибших 26.04.1943г.



командиры:


1. Фартушный И.Ф. (19.03.1939–02.05.1942)
2. Белоруков Н.П. (08.05.1942–06.1944)
3. Смирнов Н.И. (10.1945–11.1947), возможно с 06.1944 совмещал командование с ПЛ М-115
4. Буянский Б.С. (1947?-1948-1949)
5. Агафонов (1949?-1951-1952?)
6. Кондратьев В.И. (1952?-1953)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №2, 2000г.
8. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2005-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005-2017 Design by Ilya S.Kurganov and Andrey S.Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.