Н-6, С-6
Тип «С» IX-бис серии
фотография:
ПЛ С-4 и С-6 IX-бис серии, ПЛ "С-1" IX серии. Либава, 1940г.
Фотография из специального выпуска ВТА "Тайфун" №7, 2008г.
историческая справка:
1935 год 28 декабря
Заложена в Ленинграде на Балтийском заводе (с 1937 - Завод №189) под литерным обозначентем "Н-6". По другим данным заложена 28.11.1936;
1938 год 31 марта
Спущена на воду;
1937 год 20 октября
Переименована в "С-6";
1939 год 30 октября
Вступила в строй;
1939 год 27 ноября
Вошла в состав Балтийского флота, зачислена в состав 16-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ, с базированием на г.Либава. Поднят флаг ВМФ. Вступила в кампанию;
1939 год ноябрь - декабрь
Советско-Финскую войну встретила в Ленинграде, но в первые же дни войны в составе дивизиона перешла в Либаву;
1939 год декабрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-Финской войне. Несла дозор у Либавы (требует уточнения);
1940 год 31 мая
Подчинена командованию ЭОН (3 ПЛ типа "С" IX-бис серии и 2 ЭМ - "Стремительный" и "Сметливый") для перехода на Северный флот;
1940 год 17 июня
Возвращена в состав 1-й БрПЛ КБФ из-за того, что переход ЭОН был отменен;
1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;
1941 год июнь
В начале июня прошла докование. К началу ВОВ находилась в г.Усть-Двинск, числилась во 2-й линии;
1941 год 23 июня - 12 июля
Боевой поход в район Померанской бухты (позиция №1). Вышла из Усть-Двинска 23.6 и 25.6 заняла позицию. Большую часть времени патрулировала далеко от берега и встреч с
противником не имела. Утром 7.7 начала возвращение в базу. Днем 9.7 прибыла в бухту Кихелькона, где ожидала эскорт для перехода в Таллин. Командир ПЛ, считая себя в
безопасности, разрешил личному составу купаться. В 15.23 лодка была атакована самолетом Ju-88. Две 250-кг бомбы упали в 100 м от ПЛ. Самолет сделал три захода и
обстрелял лодку пулеметным огнем. В результате обстрела было убито 3 человека, тяжело ранено - 4 человека, в т.ч. командир лодки, легко ранено - 3 человека, в т.ч.
военком. Отражая атаку артиллерийским огнем ПЛ вышла из бухты и в 16.17 погрузилась. В командование лодкой вступил находившийся на борту дивизионный штурман ст.
лейтенант А.И. Ильин, в дальнейшем раненый командир продолжал руководить, перемещаясь по лодке (в частности, к перископу) на руках у матросов. Он стал первым из балтийских
подводников, получившим правительственную награду — орден Боевого Красного Знамени. Днем 10.7 во время перехода в Триги (осуществляла его совместно с "С-5"
в охранении СКА) атакована самолетом противника, сбросившим 2 бомбы. После атаки погрузилась и отстала от отряда. Вечером в подводном положении обнаружена и атакована своими СКА.
В ночь на 11.7 после всплытия обстреляна береговой батареей с м. Пангенук. Днем встречена СКА и сопровождена в Триги, куда прибыла в ночь на 12.7;
1941 год 12 июля - 3 августа
12.7 перешла в Таллин, 14-15.7 - в Кронштадт, 2-3.8 - в Таллин;
1941 год 6 - ? августа
Боевой поход в район Карлскрона - о. Борнхольм (позиция №2). В ночь на 6.8 вышла из Таллина в охранении БТЩ-207, -210, -211, -215, -218, 5 СКА и сопровождалась ими до
района м. Ристна. После выхода из Финского залива лодка погрузилась и пошла на позицию в назначенный район. В течение похода на связь не выходила и в базу не вернулась.
6.8 ПЛ неудачно атакована германской ПЛ "U-142". Вероятная причина гибели - подрыв на мине заграждения "Вартбург". На ПЛ погибло 48 членов экипажа и (возможно) один офицер штаба бригады;
1941 год 6 октября
Исключена из состава ВМФ;
2011 год август
В прибрежных водах шведского острова Эланд дайверы обнаружили остов подводной лодки типа "С". ПЛ находится на глубине 40-45 метров и отлично сохранилась. Винты и руль целы. Рядом покоится
торпеда. Метрах в трех от корпуса лежит оторванная носовая часть (предположительно причина гибели - подрыв на мине). Корпус обтягивают рыболовецкие сети. На прицеле 100-миллиметрового орудия заводской номер 30
и год изготовления 1936-й;
2012 год осень
Представители ВМС Швеции обследовали подводную лодку и уверенно предполагают, что это ПЛ С-6. Об этом стало известно из письма помощника Главнокомандующего ВМС Швеции, капитана 1-го ранга Кристиана
Аллермана, пришедшего в адрес Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников. В своем письме шведский морской офицер ссылается на результаты экспедиции, организованной по его инициативе к месту крушения
советского корабля. Обследование затонувшего подводного корабля осуществлено командой спасательного судна подводных лодок Королевского флота Швеции "Белос", которое ради этой цели совершило поход к
берегам острова Готланд. Краткие результаты экспедиции отражены в уже упоминавшемся письме помощника Главнокомандующего ВМС Швеции Кристиана Аллермана на имя председателя Санкт-Петербургского клуба
моряков-подводников Игоря Курдина. По информации Аллермана, судно "Белос" не только обнаружило погибшую подлодку, но и установило ее точные координаты, которые не во всем совпадают с тем районом, на
который ранее указывала команда шведских дайверов;
2012 год декабрь
Командующий шведским флотом Ян Тернквист в письме Главкому российского ВМФ Виктору Чиркову официально назвал место гибели подлодки. По данным ВМС Швеции, подводная лодка находится в международных водах в
шведской экономической зоне. Глубина местоположения - 46 метров, грунт - песчаный и гладкий. Кормовая часть подводной лодки лежит на грунте курсом 70 градусов. Корпус лодки расколот на две части. Носовая часть
длиной 20 метров лежит к северу от кормовой части. Кормовая часть длиной около 40 метров начинается перед носовой артустановкой. Рядом с другими обломками на грунте обнаружен торпедообразный объект.
Анализ наблюдаемых повреждений и их местоположение позволяют сделать вывод, что ПЛ погибла на 3-й линии немецкого минного заграждения "Вартбург" (WARTBURG).
командиры:
1. Воробьев В.А. (1937-21.07.1937) арестован
2. Матвеев С.И. (22.08.1938-04.03.1939)
3. Кульбакин В.Ф. (29.03.1939-09.07.1941)
4. Кулыгин Н.Н. (07.12.1940-23.12.1940, ВРИД?; 23.07.1941-08.1941)
дополнительная информация:
1. Список членов экипажа, погибших 09.07.1941.
2. Список членов экипажа, погибших в августе 1941 года.
3. Фотография остова ПЛ С-6 на дне. 2012 год.
список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
13. Информация с сайтов новостных агентств.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017