Rambler's Top100 С-8, Н-8 Тип "С"; IX-бис серии

Н-8, С-8

Тип «С» IX-бис серии



фотография:



Остов ПЛ "С-8" типа "С" IX-бис серии.
Кадр из сюжета Ю.Липатова об обнаружении ПЛ С-8, НТВ, 2008 год.



историческая справка:


1936 год 14 декабря
Заложена в г.Горький на заводе "Красное Сормово" (с 1937 - завод №112) под литерным обозначентем "Н-8";

1937 год 5 апреля
Спущена на воду;

1937 год 20 октября
Переименована в "С-8";

1940 год
Совершила переход по Мариинской водной системе с завода №112 (г.Горький) в Ленинград в доке. Вошла в состав УБрПЛ КБФ;

1940 год 30 июня
Вступила в строй;

1940 год 23 июля
Вошла в состав Балтийского флота. Зачислена в состав 16-й ДнПЛ(?) 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;

1941 год июнь
К началу ВОВ, находилась в Усть-Двинске, числилась во 2-й линии;

1941 год 25 июня
Боевой поход. В 16.00 25.6 вышла на позицию в район Либавы. Близ рижского буя в момент дифферентовки был обнаружен перископ ПЛ - ложный контакт. Командир лодки принял решение возвращаться в Устъ-Двинск, где заявил, что в море не пойдет, поскольку считает себя к войне не подготовленным (есть версия, что под предлогом разрядки акамуляторов командир вернул лодку на базу, за что он был обвинен в трусости). Капитан 3 ранга М.С. Бойко был предан суду военного трибунала и и 08.08.1941 года расстрелян;

1941 год 27 июня - 11 июля
27.6 перешла в Куйвасте, 1.7 - в Палдиски, 4-5.7 - в Кронштадт, 10-11.7 - в Таллин;

1941 год 15 июля - 7 августа
Боевой поход. В 12.32 15.7 вышла в район перед западным входом в Ирбенский пролив (позиция №8; эскорт БТЩ-212,2 СКА, 3 ТКА, сопровождал ПЛ до района м. Ристна). Патрулировала на позиции с утра 16.7 по 5.8 (обеспечивающий - командир 1-го ДПЛ капитан 3 ранга А.В. Трипольский). Действия ПЛ серьезно осложнялись плохим техническим состоянием старой АБ. 17.7 обнаружила 2 ТЩ противника. 23.7 и 27.7 не смогла атаковать КОН в районе м-ка Ужава из-за невыгодного КУ. Днем 31.7 командир отказался от атаки КОН, посчитав себя обнаруженным СКР. Встречена днем 6.8 в районе м. Ристна эскортом ( БТЩ-207,-210,-211, -215, -218, 5 СКА) и в ночь на 7.8 отконвоирована в Таллин;

1941 год 15 августа - сентябрь
15.8 перешла в Кронштадт. 22.8 введена в док и подготовлена к проводке через ББК на СФ. В начале сентября возвращена в боеготовое состояние и 14.9 перешла из Ленинграда в Кронштадт. В середине сентября готовилась к прорыву через пролив Эресунд (операция отменена);

1941 год сентябрь
Боевой поход. В 21.15 10.10 вышла в юго-западную часть Балтийского моря (позиция №1; восточная граница - меридиан 15°30' в.д.). 11.10 ПЛ перешла к о. Гогланд. Эскорт до меридиана о. Кэри составляли БТЩ-206, -207, -209, -215, -217 и 6 СКА. При проводке БТЩ затралили 2 мины и 2 минных защитника. СКА "МО №301" подорвался на минном защитнике и был оставлен личным составом. В 02.30 12.10 отпущена эскортом в заданной точке. Утром 13.10 на ПЛ передан приказ атаковать корабли противника у побережья о. Хиума. В течение похода на связь не выходила (должна была донести о прохождении меридианов 21 и 24°) и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "Юминда" или "Вартбург", а также ошибка личного состава или отказ техники (есть версия о гибели у о. Эланд предположительно в артиллерийском бою со шведским броненосцем береговой обороны "Оскар II"). На ПЛ погибло 48 членов экипажа;

1941 год 15 декабря
Исключена из состава ВМФ;

1999 год июль
В 10 милях юго-восточнее маяка Несбю (южная оконечность о. Эланд) шведскими аквалангистами на дне была найдена затонувшая советская подводная лодка. Обследование позволило установить ее тактический номер - С-8. Открытые рубочные люки говорят о том, что корабль погиб, находясь в надводном положении. Поскольку место находки (56°10,7'N/16°39,8'О) практически точно повторяет координаты северной оконечности германского минного заграждения "Вартбург", выставленного в этом районе еще 20 - 21 июня 1941 года, можно предположить, что именно оно и стало причиной гибели С-8. Однако здесь есть несколько "но". Во-первых, плановой позицией С-8 должен был стать район Борнхольма, кратчайший путь к которому лежал в стороне от Эланда (фактически С-8 обнаружена на позиции не вернувшейся из августовского похода ПЛ С-6). Во-вторых, минные интервалы у трех линий заграждения "Вартбург" колебались от 307 до 464 м, и вероятность подрыва при однократном их пересечении была весьма не велика. В-третьих, ПЛ не сообщила о выходе в открытую часть моря, что ей строго предписывалось;

2008 год май
ЭМ "Настойчивый" осуществил поход к шведскому острову Эланд для проведения траурной церемонии по отданию воинских почестей погибшему экипажу подводной лодки. В траурной церемонии приняли участие группа ветеранов-подводников Балтийского флота, родственники погибших моряков, дипломаты двух стран, представители командования военно-морских сил Швеции, российские и шведские журналисты;

2012 год
На начало года к подъему не планировалась.



командиры:


1. Соколов И.А. (10.02.1939-17.12.1939)
2. Бойко М.С. (17.12.1939-29.06.1941)
3. Трипольский А.В. (29.06.1941-15.07.1941) ВРИД
4. Браун И.Я. (23.07.1941-10.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2012