ПЛ Н-2, С-2
Тип «С» IX серии (проект "Е-2")
фотография:
ПЛ С-2 типа "С" IX серии в море.
Снимок сделан финнами
во время ходовых испытаний в Финском заливе.
историческая справка:
1934 год 31 декабря командиры:
1. Черный В.Ф. (16.03.1936-10.02.1938) дополнительная информация:
1. Список подводников погибших на ПЛ 01.1940. список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2018
Заложена на Балтийском заводе в г.Ленинград под наименованием "Н-2";
1935 год 21 декабря
Спущена на воду;
1936 год апрель
Предполагалась к названию "Молотовец". Не переименовывалась;
1936 год август
Окончание заводских испытаний;
1936 год 11 сентября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;
1936 год 23 сентября
Вошла в состав КБФ. Поднят военно-морской флаг. Зачислена в 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1937 год 20 октября
Получила наименование С-2;
1939 год октябрь
В составе дивизиона перебазирована для дальнейшего базирования в Таллин;
1939 год 22 (24?) ноября
При выходе из минной гавани Таллина ЭМ "Гордый" навалился на носовую оконечность ПЛ С-2. На ПЛ была повреждена обшивка ЛК в районе 7-го отсека;
1939 год ноябрь
Советско-Финскую войну встретила в составе 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;
1939 год 28 ноября - 6 декабря
Боевой поход. 28.11 вышла в поход. С 30.11 по 5.12 находилась на позиции №16 у северной оконечности острова Готланд.
Ничего, кроме германских транспортов, обнаружить не удалось. 6.12 ПЛ вернулась в Либаву. При возвращении выявились мелкие неполадки в работе одного из винтов;
1939 год 7 - 24 декабря
После похода встала на мелкий ремонт, но с учетом плохой подготовленности базы он затянулся до 24.12;
1939 год декабрь
Однако и после ремонта ПЛ не сразу смогла выйти в море. Дело в том, что 17.12 в должность командира вступил капитан-лейтенант И.А. Соколов, ранее возглавлявший
экипаж строившейся ПЛ С-8. Командир ПЛ С-2 И.А. Мороз, как оказалось, страдал болезнью сердца, но по непонятным причинам до войны это оставалось не выявленным;
1940 год январь
Боевой поход. В 18.00 1.1 вышла из Либавы на позицию в Ботнический залив. На борту ПЛ находились командир 13-го ДнПЛ КБФ капитан 3 ранга Тутышкин Г.Н. и флагманский штурман 1-й БрПЛ КБФ старший лейтенант
Колесников В.К. Вечером 2.1 ПЛ достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование Южного Кваркена. 3.1 в 04.20. была получена последняя квитанция с ПЛ. Больше ПЛ на связь не выходила, о ее судьбе
и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не известно. Предположительно ПЛ погибла на минном заграждении, выставленном 9-14.12.1939 года финским МЗ "Лоухи" в проливе Южный Кваркен
у острова Маркет. 14.1 ПБ "Смольный", а 21.1 ЛД "Минск" якобы принимали сигналы с ПЛ, но связь наладить так и не смогли. 18.1 на ПЛ был передан приказ оставить позицию и вернуться в базу. ПЛ
"С-2" стала единственным кораблем РККФ, погибшим в "Зимней войне";
1940 год 28 марта
Исключена из состава ВМФ;
2009 год 9 июня
После девяти лет поисков в территориальных водах Швеции обнаружена советская подводная лодка "С-2". Находку сделала группа шведских поисковиков,
которые с помощью подводной камеры с дистанционным управлением два года назад нашли недалеко от Аландских островов ПЛ "Щ-305". Носовой отсек ПЛ
имеет следы сильного взрыва - очевидно из-за того, что она подорвалась на мине (поэтому идентификация ПЛ заняла очень длительное время). ПЛ считается воинской морской
могилой, точное ее местоположение будет сообщено соответствующим шведским инстанциям, которые примут окончательное решение о публикации координат или сохранении их в секрете;
2010 год 17 августа
Была проведена Церемония памяти погибших подводников советской ПЛ С-2 прошла на борту корабля финской береговой охраны "Tursas" в точке гибели ПЛ в Финском заливе.
На борту корабля присутствовали родственники погибших моряков, официальная делегация РФ во главе с Послом РФ в Финлядии Александром Юрьевичем Румянцеым, делегация Санкт-Петербургского Клуба
моряков-подводников во главе с его председателем капитаном 1 ранга Игорем Курдиным, Губернатор Аландских островов Питер Линдбек, военно-морской атташе Швеции в России капитан 1 ранга Кристиан
Аллерман, а также все пять дайверов во главе с Бьерном Розенлефом, которые и обнаружили подводную лодку в начале лета 2009 года. В точке гибели подводной лодки в соответствие с Корабельным
уставом прошла церемония памяти погибших подводников - на воду был спущен венок с бескозыркой, а протоиерей отец Алексей (Настоятель Чесменской церкви СПб) отслужил панихиду по "воинам,
в море погибшим..." В память советских подводников прозвучали три долгих гудка и был приспущен государственный флаг Финляндии. Команде дайверов во главе с Бьерном Розенлефом была передана
мемориальная доска с надписью "Здесь покоится самоотверженный экипаж советской подводной лодки С-2, погибшей в январе 1940 года", изготовленная на Балтийском заводе. В последствии дайверы
закрепили её на корпусе затонувшей ПЛ С-2. На время церемонии корабль финской береговой охраны находился в дрейфе и с помощью системы динамического позиционирования
удерживал свое местоположение точно над точкой гибели подводной лодки.
2. Мороз И.А. (09.02.1938-17.12.1939)
3. Соколов И.А. (17.12.1939-01.1940)
2. Фотография орудия ПЛ С-2 на дне. 2009 год.
3. Фоторепортаж о Церемонии памяти погибших подводников. 2010 год.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
4. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
5. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С"", Морская коллекция, №02, 2000г.
8. Фотография из книги Балакина С.А., Морозова М.Э. "Подводные лодки типа "С"".
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Информация с сайта http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/06/09/n_1370423.shtml.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.