Rambler's Top100 Подводная лодка Д-3, "Красногвардеец". Тип "Д" I серии

"Красногвардеец" (бортовой №33 и №23),
У-6, Д-3
тип "Д" I серии




фотография:


Подводная лодка Д-3


ПЛ "Д-3" (тип "Д" I серии). Северный флот.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы и "Ленинцы".




историческая справка:


1927 год 5 марта
Заложена на стапеле Балтийского завода под наименованием "Красногвардеец";

1929 год 12 июля
Спущена на воду;

1931 год 1 октября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1931 год 10 октября (14 ноября?)
Поднят Военно-морской флаг;

1931 год 14 ноября
Вошла в состав МСБМ. Зачислена в 3-й дивизион ПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 33;

1931 год 20 ноября
Подписание приемного акта (по некоторым данным). Вступление в строй по приказу РВС;

1932 год 28 декабря
Перечислена в состав 2-го дивизиона БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 23;

1933 год 14 апреля
Перечислена в учебный дивизион БрПЛ МСБМ под наименованием "У-6";

1933 год 26 июля - 21 сентября
Осуществила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-2 совместо с другими НК;

1933 год 21 сентября
Вошла в состав ОДнПЛ Северной военной флотилии (с 11.05.1937 - Северный флот) с базированием на г.Мурманск;

1933 год осень
Первое плавание дивизиона состоялось уже поздней осенью. Корабли дошли до Тереберки и вернулись обратно;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение Д-3 (первоначально использовалось написание D-3). Приказ о периименовании подписан 21.08.1934;

1935 год сентябрь
В тяжелых метеорологических условиях совершила в составе дивизиона трехдневный переход к Новой Земле, а вернувшись из похода участвовала в тактических учениях;

1935 год 6 ноября
В составе дивизиона перешла в специально созданную для ПЛ базу в Екатерининской гавани города Полярный;

1936 год 13 июля
При подготовке к погружению была оставлена открытой шахта системы вентиляции АБ. Во время погружения для проведения учебной торпедной атаки в ЦП стала поступать забортная вода. После того как все ЦГБ аварийно продули ВВД, ПЛ всплыла на поверхность;

1936 год июль - август
Совершила 28-суточное плавание в Белом море, во время которого проверялась материальная часть и отрабатывались учебно-боевые задачи. После этого ПЛ осталась в Архангельске для ремонта;

1936 год 14 августа - 26 сентября
Арктический поход (в составе ДнПЛ и в сопровождении гидрографического судна "Таймыр", в Баренцевом море на ПЛ "Д-3" возникла неисправность, и ей пришлось вернуться в базу для кратковременного ремонта). После 28 августа совместно с ПЛ "Д-2" совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя в общей сложности 3673 мили;

1937 год
Прошла в надводном положении 8299 миль и 929 миль - в подводном;

1937 год октябрь
Возвращаясь в Полярное обнаружила группу рыболовецких траулеров, принадлежащих Великобритании или Норвегии. Командир ПЛ принял решение обойти траулеры в подводном положении. В ходе выполнения маневра ПЛ попала в противолодочную сеть, не обозначенную на карте. Около часа меняя ходы ПЛ пыталась вырваться из подводной ловошки. Когда это удалось, ПЛ в подводном положении шла в направлении Полярного, пока позволяла плотность электролита в АБ. Лишь вечером ПЛ всплыла в надводное положение. Экипаж обнаружил, что корпус и ограждение рубки опутаны противолодочными сетями времен Первой мировой войны (в 1916 году англичане выставили на Иокоганьском рейде противолодочное заграждение в виде сети). Кроме этого было выявлено повреждение рулей;

1938 год 4 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1938 год 5 февраля
Направилась в Кольский залив для определения магнитной девиации, а утром следующего дня легла на курс выхода из залива в Баренцево море. На борту лодки находилась группа лучших радистов флота. Они и должны были поддерживать радиомост: станция "СП-1" - Москва;

1938 год 6 - 18 февраля
Участвовала в операции по снятию с льдины полярной станции "СП-1" во главе с Д.И. Папаниным. Следуя в Гренландское море первой из советских ПЛ вышла в Западное полушарие (заняла позицию в районе о. Ян-Майен). 13.2 впервые в истории прошла под арктическим льдом, форсировав 5-кабельтовую ледовую перемычку, отделявшую её от чистой воды (30-минутное погружение). За время похода пройдено 2410 миль;

1938 год осень
Перешла по ББК на Балтийский завод (Завод № 189) в г.Ленинград;

1938 год октябрь - 1940 год апрель
Прошла на Балтийском заводе в г.Ленинград капитальный ремонт и модернизацию;

1940 год октябрь
Перешла по ББК на Север к постоянному месту базирования;

1940 год 14 ноября
Безуспешно участвовала в поисках пропавшей ПЛ Д-1;

1941 год 22 июня
К началу ВОВ находшась в губе Мотка, где осуществляла боевую подготовку. По плану летом 1941 г. должна была пройти гарантийный ремонт;

1941 год 23 июня - 4 июля
Боевой поход. В 19.43 23.6 вышла в район Порсангер-фьорда (позиция №3; обеспечивающий - командир 1-го ДПЛ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев). 27.6 находясь в подводном положении обнаружила перископ ПЛ противника, от которой уклонилась срочным погружением - ложный контакт. При возвращении с позиции на д=65 каб обнаружила ПЛ противника в надводном положении, от которой уклонилась погружением - ложный контакт. В 17.13 4.7 прибыла в Полярное;

1941 год 17 - 28 июля
Боевой поход. В 17.35 17.7 вышла в район Лоппского моря (позиция №2; обеспечивающий - капитан 3 ранга И.А. Колышкин). В 14.31 20.7 прибыла на позицию. На протяжении большей части похода держалась на значительном удалении от берега. Через плохо закрывающийся клинкет левого дизеля внутрь ПЛ поступало до 1 т воды в час, на протяжении похода 2 раза выходил из строя лаг, внутрь командирского перископа попадала вода. В 04.00 25.7 отозвана в базу в связи с ожидаемой операцией британского авианосного соединения у берегов Норвегии. В 07.30 28.7 прибыла в Полярное;

1941 год 28 июля - 3 августа
Прошла навигационный ремонт;

1941 год 12 августа
Днем 12.8 при воздушном налете во время стоянки в губе Оленья огнем 45-мм орудия сбила бомбардировщик типа Fw-200 - точных данных нет, в эти сутки 5-й воздушный флот потерял пропавшим без вести в районе Киркенеса один истребитель типа Вf-110 (Me-110?);

1941 год 16 августа - 7 сентября
Боевой поход. В 03.00 16.8 вышла в район Варде (позиция №5). В О3.ОО 17.8 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать ОТР-з из-за большого КУ. В 22.50 19.8 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКА) в районе Перс-фьорда (ТР ? т, атака= подв/пр/1, д=10 каб., перед залпом боцман "утопил" перископ, выстрел сделан "вслепую", промах - зарубежных данных нет, по-видимому атакован КОН, включавший германские ТР "Сивас", "Донау", "Ротенфельс", "Бармбек" и "Стамсунд"). Преследования не было. Днем 25.8 не смогла атаковать КОН, так как не успела лечь на боевой курс из-за временного выхода из строя вертикального руля. В 19.30 6.9 начала возвращение в базу и в 19.00 7.9 прибыла в Полярное;

1941 год 22 сентября - 17 октября
Боевой поход. В 15 ч 22.9 вышла в район м. Нордкин - Тана-фьорд (позиция №4; обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 3 ранга И. А. Колышкин и начальник политотдела БПЛ полковой комиссар А.П. Байков). В 0 ч 24.9 прибыла на позицию. В 11.21 26.9 произвела торпедную атаку ОТР в Конгс-фьорде (ТР 1500-2000 т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., через 2 мин услышан 1 взрыв, в 11.30 цель в перископ не обнаружена - зарубежных данных нет, по-видимому атаковано норвежское судно). Преследования не было. Утром 27.9 не смогла атаковать ЭМ противника из-за заклинивания крышек ТА. В 12.05 произвела торпедную атаку ОТР восточнее Гамвика (ТН 1500-2000 т, атака=подв/пр/1, д=12 каб., взрывов не было, через 3 мин командир в перископ наблюдал медленное погружение ТН, в 12.13 горизонт чист - зарубежных данных нет, по-видимому безуспешно атаковано норвежское судно). Преследования не было. В 13.57 30.9 произвела торпедную атаку ОТР (рядом находился еще ОТР) севернее Омганга (ТР 2-3000 т, атака=подв/ви/3, д=8-9 каб., достоверной информации о взрывах нет, чсрез 5 мин в перископ ТР не обнаружен - зарубежных данных нет). Преследования не было. Днем не смогла атаковать КОН из-за кратковременной посадки на мель. Утром 1.10 не смогла атаковать КОН из-за помех, создаваемых кораблями охранения. 2 или 3.10 оборвался трос командирского перископа - устранено. В начале октября несколько дней штормовала в районе зарядки АБ. В 14.26 11.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ) севернее м. Сейбонес (ТР 5000-6000 т, атака=подв/ви/3, д=8 каб., услышано 2 взрыва - нападение не зафиксировано, по-видимому, атакован германский КОН, включавший ТР "Георг Л.М. Русс" и ТН "Германн Андерсен"). Преследования не было. 13.10 в Тана-фьорде попала в сеть, освободиться от которой удалось спустя 1 ч. Днем 14.10 не смогла атаковать КОН из-за внезапного ухудшения видимости. В эти же сутки на ПЛ вышла из строя ШПС - внутрь вибраторов попала вода. В 1 ч 16.10 начала возвращение в базу ив 13.30 17.10 прибыла в Полярное. В выводах командира БрПЛ СФ о боевом походе подводной лодки "Д-3" указывалось: "Большой боевой успех (прим. автора - вернувшись из похода, командир лодки заявил о четырех атаках, в ходе которых было потоплено 1 танкер и 3 транспорта противника) подводная лодка "Д-3" имела в данной обстановке благодаря тому, что всю ее боевую деятельность направлял командир 3-го дивизиона подводных лодок, который фактически командовал кораблем...";

1941 год 20 октября - 11 ноября
Прошла докование в Мурманске;

1941 год 28 октября
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1941 год 29 октября
Командир ПЛ Константинов Ф.В. снят с должности. Согласно докладам обеспечивающих, в боевом походе командир «Д-3» проявил нерешительность, растерянность и нервозность. Они и рекомендовали назначить на подводную лодку нового командира;

1941 год 22 ноября - 15 декабря
Боевой поход. В 12 ч 22.11 вышла в район м. Нордкап (позиция №3; обеспечивающий - командир 3-го ДнПЛ капитан 2 ранга И.А. Колышкин). На переходе вышел из строя гирокомпас (неисправен в течение всего похода), в результатс чего ПЛ имела невязку в 60 миль и только в 10 ч 24.11 прибыла на позицию. В 13.44 28.11 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ТЩ) в устье Порсангер-фьорда (ТР 6000 т, атака=подв/ви/3, д=8-10 каб., через 1 мин услышан взрыв - атака незафиксирована, безуспешно атакован германский КОН, включавший германские ТР "Людвиг", "Альдеборан" и норвежский ТН "Эрлиж Линдё"). Преследования не было. В 12.53 5.12 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ММ) западнее м. Сверхольт-клуббен (ТР 10000 т, атака=подв/ ви/4, д=8-10каб.,через 1 мин услышано 2 взрыва, в 13.15 в перископ наблюдался тонущий ТР, в 13.55 ТР не наблюдался - зарубежных данных нет, по-видимому атакован германский КОН, включавший ТР "Леуна" и "Феодосия"). Преследования не было. В 13.58 6.12 произвела торпедную атаку КОН (1 трехмачтовый ТР, 1 ТЩ) северо-восточнее м. Сверхольт-клуббен (ТР 8000 т, атака=подв/ви/3, д=10 каб., через 1 мин услышан взрыв, в 14.18 в перископ наблюдалось погружение ТР, в 14.24 наблюдал ТР, с большим дифферентом на нос - зарубежных данных нет, по-видимому атакован германский КОН, включавший норвежский ТР "Мошилл" и "Рингар", однако по данным многих советских источников жертвой этой атаки стал танкер "Абрахам Линкольн", водоизмещением в 9570 брт., но даже представить судно с таким названием в составе нацистского флота очень фантастично). Преследования не было. В эти сутки на ПЛ вышли из строя лаг и эхолот. 12-13.12 штормовала в районе зарядки АБ. В 21 ч 13.12 начала возвращение в базу и в 12.25 15.12 прибыла в Полярное. По итогом похода командование посчитало 2 ТР уничтоженными. По итогам последнего похода ей засчитали уничтожение трех транспортов противника, общим водоизмещением 25.000 брт. (по итогам 1941 года - 7 транспортов в 36.000 брт);

1941 год 1 декабря
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1941 год 21 декабря
Начала текущий ремонт на заводе НК РП в Мурманске;

1942 год 17 января
Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество" подводная лодка награждена Орденом Красного Знамени;

1942 год 6 февраля Вступила в строй;

1942 год 20 февраля - 16 марта
Боевой поход. В 20.00 20.2 вышла в район м. Нордкин (позиция №4). В 07.54 22.2 прибыла на позицию. 23.2 не смогла проникнуть в Тана-фьорд из-за плохой видимости. Утром 24.2 не смогла атаковать НСУ по той же причине. Днем не смогла атаковать 2 ТЩ из-за внезапного изменения курса цели. В этот день из-за пропуска верхней головки вышел из строя командирский псрископ. Днем 27.2 не смогла атаковать КОН из-за нсправильного маневрирования. Спустя 2 ч не смогла атаковать этот же конвой, выходивший с рейда Мехавн из-за большого КУ. 28.2 обслсдовала Мехавн-фьорд. Вечером 2.3 в районе Тана-фьорда ударилась о каменистый грунт из-за неправильных показаний эхолота - из-за повреждения ограждения затруднена перекладка вертикального руля. Вечером 3.3 несмогла атаковать 2 ТЩ из-за внезапного изменения курса цели. В 11.43 8.3 получила приказ занять позицию прикрытия КОН PQ-12 (позиция Б). Днем на переходе обнаружила союзный КОН "РQ-12", сблизится с которым не смогла из-за внезапного ухудшения видимости и большого КУ. В 15.50 расстреляла плавующую мину. В 02.10 11.3 покинула позицию для оказания помощи ПЛ "Щ-402". Утром 12.3 получила приказ вернуться на позицию "Б", в 06.24 13.3 - на позицию №4. Утром 14.3 не смогла атаковать ТЩ из-за плохой видимости. В 13.40 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 3 СКР) восточнее Гамвика (СКР, атака=подв/ви/ 2, д=10каб., через 1 мин. услышан взрыв - одна торпеда прошла у кормы германского ТЩ "М 1504", находившегося в охранении ТР "Хомборгзунд" и "Вардё", обнаруживший торпедный след гидросамолет сбросил 3 50-кг бомбы). В ходе 2-часового преследования БО "Uj 1108" и "Uj 1109" сбросили 34 глб (30 по германским данным), от близких взрывов которых получил повреждения кингстон уравнительной цистерны, через лопнувшее стекло водомерной колонки цистерны в ЦП начала поступать вода. В 20.20 начала возвращение в базу. В 02.40 16.3 в районе м. Выев-Наволок несколько раз ударялась о каменистый грунт, в результате чего повреждена обшивка ЦГБ. В 11.00 прибыла в Полярное. Командование посчитало СКА уничтоженным;

1942 год 26 марта - 26 апреля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 3 апреля
Приказом Наркома ВМФ ПЛ получила почетное звание "Гвардейской";

1942 год 2 - 18 мая
Боевой поход. В 21.12 1.5 вышла в район северо-западнее Вардё (позиция №5; обеспечивающий - начальник штаба БрПЛ кап.2р. Б.И. Скорохватов). В 07.10 2.5 прибыла на позицию. В 21.15 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТН, 4 СКР) восточнее м. Харбакен (ТР 6000 т, атака=подв/ви/2, д=8 каб., через 60 сек услышан сильный взрыв, в 21.29 в перископ наблюдался ТР с креном на правый борт и дифферентом на нос - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Ирис", ТН "Алгол"). Преследования не было. Утром 3.5 расстреляла плавующую мину. Утром 11.5 не смогла атаковать ОТР из-за плохой видимости. Днем дважды атакована самолетами, которые сбросили по ПЛ в подводном положении 26 глб. Вечером не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. 13.5 обнаружила плавующую мину. В ночь на 16.5 в подводном положении атакована самолетами противника, сбросившими 23 бомбы. В 12.23 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТН, 6 СКР) у м. Маккаур(ТР9000т,атака=подв/ви/3, д=12 каб., черсз 75 и 90 сек услышаны 2 взрыва - атака не зафиксирована, по-видимому атакован КОН, включавший ТР "Кнуте Нельсон", "Фригга", "Каупангер", ТН "Алгол", "Олеум"). Преследования не было. В 14.45 17.5 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 6 СКР) восточнее м. Маккаур (ТР 12000 т, атака=подв/ви/3, д=8 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший норвежский ТР "Халлингдал" и германский "Тихука"; 1 торпеда прошла между БО "Uj 1106" и СКР "V 5902"). В течение 2,5 ч преследовалась БО "Uj 1102", "Uj 1106", "Uj 1111", СКР "V 6108" без сброса глб. В 23.30 начала возвращение в базу. В 16.24 18.5 обнаружила перископ, от которого уклонилась в надводном положении. В 19.05 прибыла в Полярное. По возвращении из похода командир лодки доложил о потоплении трех транспортов противника, общим водоизмещением 26.000 брт;

1942 год 20 мая - 2 июня
Прошла навигационный ремонт;

1942 год июнь
Боевой поход. В 14.00 10.6 вышла в район Тана-фьорда (позиция №4). 30.6 не ответила на приказ о возвращении в базу. 9.7 истек срок автономности. Возможные причины гибели: 10.6 подрыв на мине заграждения "Бантос-А" у северного побережья п-ва Рыбачий (которое поставили 20 марта 1942 года минные заградители "Бруммер" и "Кобра", так благополучно избежавшие торпед с "Д-3" за неделю до минной постановки), подрыв на мине заграждений "Шпеер-III" в районе Берлевога, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 53 члена экипажа;

1942 год 8 августа
Исключена из состава ВМФ. ПЛ "Д-3" была первым кораблем ВМФ СССР, добившимся одновременно Гвардейского звания и ставшим Краснознаменным. По официальным советским данным на счету ПЛ "Д-3" было 8 потопленных судов противника общим водоизмещением 28.140 брт и повреждение одного транспорта в 3.200 брт. Однако противник не подтвердил успешность ни одной из атак. Это нисколько не принижает степень героизма экипажа и его командиров - погодные условия на Севере, близость береговой черты, трудность визуального контроля результатов и активное противодействие противника не давали возможности достоверно оценить результаты торпедных атак;

2012 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точное место и причина гибели не установлены.




командиры:


1. Грибоедов К.Н. (15.05.1929-1931, 1932-1934)
2. Попов М.Н. (09.04.1934-11.1937)
3. Котельников В.Н. (19.11.1937-30.04.1941)
4. Константинов Ф.В. (30.04(06.05).1941-29.10.1941)
5. Бибиев М.А. (29.10.1941-06.1942)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ "Д-3" в Мурманске. Лето 1935 года.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Морозов М.Э. "Боевые биографии Гвардейских подводных лодок Северного флота (часть I)", Подводник России, №4, 2004г.
3. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15) 1999г.
4. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945.часть 3. Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
5. Реданский В.Г. "Во льдах и подо льдами", Вече, Москва. 2004г.
6. Козлов И.А. Шломин В.С. "Краснознаменный Северный Флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
7. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
10. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
11. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
12. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017