Rambler's Top100 Д-4 "Революционер" Тип "Д" I серии

"Революционер" (бортовой №21 и №11), Д-4
тип "Д" I серии



фотография:


Д-4


ПЛ "Революционер" (тип "Д" I серии, бортовой №11). Предположительно 1933 год.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы и "Ленинцы".



историческая справка:


1927 год 14 апреля
Заложена в Николаеве на заводе им. А.Марти под наименованием "Революционер". По другим данным заложена 25.03.1927;

1930 год 16 марта
В Севастополе в доке произведено первое погружение. При заполнении ЦГБ появился крен, который доходил до 7 градусов. Испытания пришлось приостановить. Точно также появились недопустимые крены при всплытии;

1930 год 22 марта
Повторная попытка спуска на воду. Появление недопустимых кренов;

1930 год 1 апреля
Повторная попытка спуска на воду. Появление недопустимых кренов. Определена причина возникновения кренов - серьезная ошибка при проектировании системы погружения и всплытия. Проект был признан вредительским. Начальник Техбюро №4 Малинин М.Б и его ближайшие помощники Крюгер Э.Э. и Базилевский С.А. обвинены в умышленном вредительстве и осуждены на несколько лет лишения свободы. Однако позже они были условно-досрочно освобождены и вернулись в Техбюро №4. Система погружения-всплытия была срочно переделана. Прежние общие клапана вентиляции были заменены на отдельные для каждой из бортовых ЦГБ, а на их турбопроводах вентиляции установили невозвратные клапаны;

1930 год 16 апреля
Спущена на воду. По другим данным - 21.03.1930;

1930 год 30 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй, предположительно получила бортовой № 21;

1931 год 5 января
Вошла в состав Морских сил Черного моря;

1931 год январь
Совершила 2-х суточный ледовый переход в Севастополь;

1931 год 3 февраля
Вступила в строй по приказу РВС;

1931 год 3 февраля
Зачислена в 1-й ДнПЛ Бригады ПЛ МСЧМ;

1932 год 1 июня (предположительно)
Получила бортовой № 11;

1933 год 18 - 21 октября
Находилась с визитом в Стамбуле (Турция) в составе отряда НК и ПЛ;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение "Д-4";

1935 год 11 января
Вошла в состав Черноморского Флота;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 11-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1938 год декабрь
Встала в капитальный ремонт с модернизацией на "Севморзаводе" (завод №201, г.Севастополь);

1941 год февраль
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 22 июня
К началу войны находилась в Севастополе на заводе №201, где в мае закончила капитальный ремонт и проходила сдаточные испытания. Числилась в составе 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 23 сентября
Вступила в строй;

1941 год 29 сентября - 10 октября
В 14.30 29.9 вышла в дозор в район юго-западнее Севастополя (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. В 17.47 10.10 вернулась в Севастополь;

1941 год 28 октября - 7 ноября
В 08.21 28.10 вышла в район м. Шаблер (позиция №20). 29.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 5.11 начала возвращение в базу и в 12.15 7.11 прибыла в Севастополь (по ошибке не приняла приказ о возвращении в Поти);

1941 год 9 - 10 ноября
Перешла в Поти;

1941 год 23 - 26 ноября
В 16.00 23.11 вышла для обстрела войск противника в районе Ялты. В 18.30-18.40 25.11 с д=54 каб. обстреляла город, выпустив 42 100-мм снаряда. Из-за частых осечек, начавшихся после 40 выстрела (орудие имело заводской брак) прекратила обстрел и погрузилась. В 00.30 26.11 прибыла в Севастополь;

1941 год 29 ноября - 11 декабря
В 19.20 29.11 вышла в район м. Шаблер (позиция №20). В 06.00 1.12 прибыла на позицию. В 09.14 произвела торпедную атаку румынского КОН (1 ТР, 2 ЭМ) северо-восточнее м. Шаблер (ТР 6000 т, атака=нодв/пр/3 (торпеды 45-36), д=6 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва с интервалом в 3 сек. - безуспешно атакован румынский ТР "Карпати"). В 09.19-12.22 румынские ЭМ "Р. Фердинанд" и "Р. Мария" сбросили на ПЛ 36 глб. На ПЛ вышло из строя несколько предохранителей, было выбито несколько рубильников и автоматов. В 19.00 8.12 начала возвращение в базу и в 13.00 11.12 прибыла в Поти;

1942 год 14 - 27 января
В 11.00 14.1 вышла в район восточнее м. Эмине (позиция №28). В 5 ч 17.1 прибыла на позицию. В течение всего похода штормовала в восточной части позиции, всплывала под перископ с интервалом в 4 ч. Встреч с кораблями противника не имела. В 19.00 24.1 по приказу командира БПЛ начала возвращение в базу и в 16 ч 27.1 прибыла в Поти;

1942 год 9 - 23 марта
В 03.20 9.3 вышла в район восточнее м. Эмине (позиция №36). В 4 ч 12.3 прибыла на позицию. Во время шторма (значения крена достигали 40°) из 15 баков АБ частично вылился электролит - сопротивление АБ упало до нуля. Встреч с кораблями противника не имела. В 0 ч 20.3 начала возвращение в базу, в 10 ч 22.3 прибыла в Поти;

1942 год 5 - 6 мая
5-6.5 перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 7 - 11 мая
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 16.37 7.5, прибыла в Севастополь в 03.17 9.5. Перевезла 50,6т продовольствия. Вышла из Севастополя в 21.20 9.5, прибыла в Новороссийск в 13.30 11.5;

1942 год 13 - 21 мая
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 16.52 13.5, прибыла в Севастополь в 20.00 17.5. Перевезла 56т продовольствия. Вышла из Севастополя в 06.38 19.5, прибыла в Новороссийск в 14.05 21.5;

1942 год 23 - 28 мая
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 19.56 23.5, прибыла в Севастополь в 01.00 26.5. Перевезла 26,7 т продовольствия и 35 т боеприпасов. Вышла из Севастополя в 01.00 26.5, прибыла в Новороссийск в 06.30 28.5. Днем 27.5 в районе м. Айтодор была атакована германскими СКА, сбросившими 9 глб;

1942 год 29 мая - 4 июня
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 16.30 29.5, прибыла в Севастополь в 01.15 1.6. В 20.35 29.5 в районе м. Утриш атакована гидроторпедоносцем противника, от которого уклонилась погружением. В 05.30 30.5 южнее Керченского пролива атакована самолетом типа Ju-87, от которого уклонилась срочным погружением. Днем 31.5 у м. Херсонес атакована самолетом, сбросившим по корме 5 бомб. Перевезла 15 т продовольствия и 45 т боеприрасов. Вышла из Севастополя в 03.55 2.6, прибыла в Новороссийск в 07.00 4.6. В 18.08-20.00 2.6 подверглась преследованию нескольких СКА, сбросивших на лодку 22 глб.;

1942 год 5 - 11 июня
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 16.10 5.6, прибыла в Севастополь в 01.30 8.6. Днем 6.6 ум. Айтодор на лодку в подводном положении сброшено 10 авиабомб. Перевезла 3,5 т продовольствия и 43 т боеприрасов. Вышла из Севастополя в 03.37 9.6, прибыла в Новороссийск в 09.55 11.6. Утром 10.6 на протяжении 4 ч преследовалась СКА, сбросившими 15 глб. За все походы эвакуировала из Севастополя 78 человек;

1942 год 11 - 12 июня
Перешла в Поти;

1942 год 27 - 28 июня
Перешла в Новороссийск;

1942 год 29 июня - 5 июля
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 18.15 29.6 с 5,3 т продовольствия, 44 т боеприпасов и 0,9 т других грузов. В течение дня 1.7 в районе м. Херсонес неоднократно атаковывалась СКА и самолетами противника (вблизи ПЛ насчитано 506 взрывов бомб). В 07.19-11 ч 3.7 в подходной точке фарватера №3 Севастополя атакована итальянскими ТКА "МАS 570", "МАS 571", "МАS 573". После погружения подверглась преследованию, в ходе которого сброшено 95 глб. Не разгрузившись начала возвращение в базу. Прибыла в Новороссийск в 08.20 5.7;

1942 год 6 - 7 июля
Перешла в Поти;

1942 год 6 - 22 августа
В 05.00 6.8 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №37). 9-19.8 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 06.30 22.8 прибыла в Поти;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 25 августа
Перешла в Батуми;

1942 год 7 сентября
Перешла в Поти, где с серидины сентября начала текущий ремонт;

1943 год 6 февраля
Вступила в строй;

1943 год 14 февраля - 5 марта
В 18.00 14.2 вышла в район севернее м. Тарханкут (позиция №53). В 07.00 18.2 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 21.00 28.2 начала возвращение в базу и в 07.45 5.3 в Поти;

1943 год 23 марта - 12 апреля
В 19.15 23.3 вышла в район юго-восточнее м.Тарханкут (позиция №73). В 23.00 27.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.00 7.4 начала возвращение в базу и в 06.00 12.4 прибыла и Поти;

1943 год 22 мая - 11 июня
В 20.33 22.5 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82/82-а). Днем 25.5 у южного берега Крыма обнаружила КОН БДБ, однако атака на него сорвалась из-за неправильного маневрирования. В 00.00 27.5.прибыла на позицию. В 16.15 1.6 произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 2 ЭМ, 2 СКА) в точке 45°05' с.ш./32°51° в.д. (ЭМ, атака=подв/ви/4, д=7 каб., через 59 и 65 сек услышаны 2 взрыва - торпеды со взрывателями НВС взорвались не дойдя до румынского ЭМ "Марашти"). Контратакована ЭМ, сбросившим 14 глб. В результате близких разрывов нарушилась герметичность швов топливных цистерн. В 19.22 ПЛ атаковала этот же КОП повторно (ТН 2000 т, атака=подв/ви/2, д=3 каб., через 27 сек услышан взрыв - безуспешно атакован итальянский ТН "Селено"). Показавшаяся из воды рубка ПЛ обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем с ЭМ (в двух местах прострелен зенитный перископ), затем лодка атакована 2 глб. В 20.19 командир в перископ наблюдал ТН с дифферентом на корму и креном на левый борт, в 20.48 - гибель ТН. Утром 8.6 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. В 22.00 начала возвращение в базу и в 10.00 11.6 прибыла в Поти;

1943 год 3 - 28 августа
В 20.21 3.8 вышла в район м. Тархапкут (позиция №82). В 04.00 8.8 прибыла на позицию. Утром 10.8 обнаружила 2 ЭМ, идущих курсом на ПЛ, от которых уклонилась погружением. В 20.19 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ЭМ, 2 ТЩ, 5 СКА) в точке 45°03' с.ш./ 32°48,9' в.д. (ТР 6-7000 т, атака=подв/ви/4, д=12 каб., через 125, 145 и 165 сек услышаны взрывы - безуспешно атакован германский ТР "Бой Федерсен" ("Boy Feddersen", 6.689 брт, бывший советский ТР "Харьков"). Одновременно в 20.22 ТР "Бой Федерсен" был атакован 3 торпедоносцами Ил-4 5-го гмтап ВВС ЧФ, добившимися одного торпедного попадания в кормовую часть судна с левого борта ("Д-4" выпускала торпеды в правый борт судна). Тяжело поврежденный ТР был атакован 2 бомбардировщиками А-20 36-го мтап, безрезультатно сбросившими 8 авиабомб (их взрывы в 20.32 были зафиксированы на "Д-4", как взрывы глубинных бомб). Утром 11.8 судно затонуло.). Днем 11.8 не смогла атаковать ЭМ из-за большого КУ. Вечером, из-за помех со стороны сильного охранения, сорвалась атака на КОН. В 08.46 20.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ЭМ, 3 СКА) в точке 45°12,4' с.ш./32°53,6' в.д. (ТР 3000 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., услышан взрыв, гибель ТР наблюдалась в перископ - потоплен болгарский ТР "Варна", 2141 брт, перевозил боеприпасы, +3). СКА противника сбросил на большом удалении от ПЛ 7 глб. В 22.00 23.8 начала возвращение в базу и в 04.40 28.8 прибыла в Поти;

1943 год 11 ноября - декабрь
Последний боевой поход. В 18.35 11.11 вышла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №94). Утром 14.11 прибыла на позицию. В 03.00 15.11 при попытке атаковать КОН (2 ТР, 1 ЭМ, 2 СКА; на самом деле ПЛ обнаружила группу боевых кораблей противника, шедшую для постановки минного заграждения S-50) обнаружена и подверглась безрезультатному преследованию. В 06.00 17.11 не смогла атаковать КОН (2 БДБ, 1 ЭМ или ММ) из-за большого КУ. Около 10.00 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 ММ, 1 ТЩ) западнее Севастополя (ТР 4000 т, атака= подв/вр/4, д=3 каб., по донесению ТР поврежден - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Данубиус" и "КТ 25"). В 05.41 18.11 произвела торпедную атаку КОН (3 БДБ) юго-западнее м. Тарханкут (БДБ, атака=подв/?/?, д=? каб., промах по десантной барже №566 - зарубежных данных нет). В 03.18 19.11 не смогла атаковать КОН (1 ТР, 3 СКА) из-за большого КУ. В 09.12 утра 22.11 обнаружила отряд кораблей противника (1 КЛ, 1 ТЩ), однако при попытке выйти в атаку обнаружена противником - командир от атаки отказался. В некоторых источниках указывается, что 23.11 в районе Евпатории ПЛ отправила на дно транспорт "Santa Fe" в 4.627 брт., однако связь с ПЛ поддерживалась до 30.11 и ни о каких атаках командир командованию не доносил. Вечером 30.11 донесла о интенсивном движении транспортных самолетов противника в районе м. Тарханкут. В 15.53-16.02 1.12 командир "Щ-209" видел рубку ПЛ, принадлежащую "Д-4". В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не прибыла. По приказу должна была оставить позицию утром 8.12. Причины гибели: подрыв на мине германских заграждений S-47 или S-50, подрыв на плавающей мине, сорванной с заграждений S-46, S-47 или S-50, отказ техники или ошибка личного состава, а также атака сил ПЛО 2.12 (в 11.55 в квадрате, ограниченном параллелями 45°10' с.ш. и 45°15' с.ш. и меридианами 32°30' в.д. и 32°40' в.д. германская группа БО атаковала ПЛ, после чего наблюдала масляное пятно). Версия потопления "Д-4" в результате атаки германских БО "Uj 102", "Uj 103", "Uj 307", "Uj 2305" и "Uj 2308" в 10.15-13.00 4.12 в квадрате LQ-2660 не соответствует истине, поскольку данная атака была произведена против "Щ-209" На ПЛ погибло 53 члена экипажа. Посмертно весь экипаж ПЛ был представлен к орденам и медалям, командир ПЛ И.Я. Трофимов был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени;

1943 год 29 декабря
Исключена из боевого состава ВМФ;

2012 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Причина и место гибели достоверно не установлены.



командиры:


1. Сурин В.С. (1927-1931)
2. Моралев Н.К. (1931-1933)
3. Фролов А.С. (11.1933-02.1935)
4. Пермский Б.А. (27.02.1935-25.11.1939)
5. Зенин Н.Г. (25.09.1939-03.04.1941)
6. Израйлевич И.С. (03.04.1941-09(30).05.1943)
4. Трофимов И.Я. (09.05.1943-12.1943)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ "Революционер" в Стамбуле. 10.1933.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Муженикова В.Б "Аврии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Ппринт, Санкт-Петербург, 2005г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2015