Rambler's Top100 Подводная лодка Д-6 "Якобинец". Тип "Д" I серии

"Якобинец" (бортовой №29 и №13), Д-6
тип "Д" I серии




фотография:


Подводная лодка Якобинец


Подводная лодка "Якобинец" типа "Д" I серии. 1933 год.




историческая справка:


1927 год 14 апреля
Заложена в Николаеве на заводе им. А.Марти под наименованием "Якобинец". По другим данным заложена 25.03.1927;

1930 год 12 мая
Спущена на воду. По другим данным - 15.11.1930;

1931 год 3 февраля
Зачислена в 1-й ДнПЛ Бригады ПЛ МСЧМ;

1931 год 15 июня
Подписан приемный акт (по другим данным - 09.06.1931). Вступила в строй, получила бортовой № 29;

1931 год 12 июня
Вошла в состав Морских сил Черного моря;

1931 год 20 ноября
Вступила в строй по приказу РВС;

1932 год 1 июня (предположительно)
Получила бортовой № 13;

1933 год
По воспоминаниям членов экипажа была произведена замена выдвижного устройства перископа после столкновения с надводным кораблем (предположительно при дифферентовке в базе);

1933 год 18 - 21 октября
Находилась с визитом в Стамбуле (Турция) в составе отряда НК и ПЛ;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение "Д-6";

1935 год 11 января
Вошла в состав Черноморского Флота;

1935 год
Совершила длительное автономное плавание. Семь членов экипажа, включая командира И.М. Нестерова, были награждены орденами Ленина. Со слов одного из членов экипажа (краснофлотца Кухарского), в дальний поход взяли какого-то учёного (возможно это был доцент физмата МГУ Сорокин Л.В., который занимался первыми гравиметрическими исследованиями с подводных лодок). В один из дней, где-то во время навигационных сумерек, вахтенный офицер принял яркие звезды за самолеты и подал команду "воздух, срочное погружение…". и, когда все пытались быстро спуститься внутрь лодки, ученый наоборот, хотел вылезти и посмотреть, чем всем очень мешал - ели успели закрыть люк. Командир решил лечь на грунт и переждать. Учёного, естественно, все кругом ругали и говорили, что так нельзя, но через некоторое время ученый доказал командиру, что это не самолеты а звёзды. После того, как решили всплывать, выяснилось, что лодка увязла носовой частью в иле, и ее присосало... Только после нескольких часов попыток всплыть, лодке удалось отрваться от грунта, и она вылетела наверх как пробка;

1935 год - 1936 год
Прошла модернизацию, при которой носовое орудие было опущено ниже мостика, и сформировано ограждение рубки как у подводной лодки типа "Л";

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 11-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 16 марта
Во время проворачивания механизмов после дачи ВВД произошел разрыв ЦГБ №5, заполненной соляром;

1939 год 3 декабря
При стоянке в базе при подъеме перископа из-за невнимательности личного состава произошла поломка головки перископа;

1940 год июнь — июль
Находилась в боевом походе на позиции у Босфора в течении 20-ти суток;

1940 год
Заняла 1-е место в бригаде по итогам боевой подготовки в 1940 году. За 103 ходовых дня она прошла 6832 мили над и 405 миль под водой, выпустила 63 практические торпеды;

1941 год февраль
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год февраль
По графику должна была еще в конце 1940 года стать в капремонт с модернизацией (замена нсового орудия и установка его на палубу и т.п.) на заводе №201 в Севастополе, но в связи с задержкой ввода в строй ПЛ "Д-4" продолжала числится в строю, несмотря на то, что техническая комиссия флота запретила ей выходить в море. Демонтаж механизмов начался только в середине февраля;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась на капитальном ремонте на заводе №201 (г.Севастополь), ввод в строй планировался в 1942 году. Числилась в составе 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 18 августа
Вышла в море, но в 60 милях западнее Севастополя подверглась налету авиации противника, получила повреждения и вынуждена была вернуться и снова встать на ремонт;

1941 год август
Поставлена на консервацию. В ходе обороны Севастополя многократно повреждена артобстрелами и авиационными налетами;

1941 год 12 ноября
При бомбардировке Морского завода в Севастополе вторично повреждена;

1942 год 13 января
Политрук ПЛ Д-6 Гусев И.Е. погиб при разведывательно диверсионной операции на Судакском пляже. Находился в окружении с группой бойцов, вел бой в течении нескольких часов, израсходовав боезапас и будчи тяжело раненым прыгнул со скалы в воду, где и утонул. Посмертно был награжден орденом Ленина;

1942 год 26 июня
Ввиду невозможности эвакуации с разобранными корпусом и механизмами, по приказу командования взорвана и уничтожена экипажем накануне оставления города советскими войсками. Члены экипажа ПЛ "Д-6" принимали активное участие в обороне главной базы;

1942 год 11 июля
Исключена из состава ВМФ;

1945 год весна
Поднята аварийно-спасательной службой ЧФ;

1945 год 7 июня
Ввиду нецелесообразности восстановления вторично исключена из состава ЧФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.




командиры:


1. Жимаринский Н.А. (1928-13.04.1932)
2. Кулишов И.Д. (01.05.1931-12.04.1932 ВРИД?, 13.04.1932-13.11.1933)
3. Нестеров И.М. (13.11.1933-08.04.1934 ИД?, 09.04.1934-09.03.1936)
4. Бородич Ю.Ю. (09.03.1936-29.01.1938)
5. Новиков Н.Д. (29.01.1938-25.03.1938 ИД, 26.03.1938-29.10.1939)
6. Израилевич И.С. (29.10.1939-03.04.1941)
7. Митрофанов П.В. (04.1941-26.06.1942) ВРИД



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Список погибших 13.01.1942
3. Фотография ПЛ Д-6 на морском параде периода 1937-1940гг.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Муженикова В.Б "Аврии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Ппринт, Санкт-Петербург, 2005г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.
14. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
15. Воспоминания членов экипажа.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022