Rambler's Top100 Гидростат Е.Г. Даниленко

Проект гидростата Е.Г. Даниленко ("ЕГД").


1. Количество аппаратов проекта: 1.


2. Фотография:



3. Состав проекта:


Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 МОСКВА: Завод “Парострой” (1).

1

 ЕГД

-

20.05.1923

02.09.1923

1923


4. История проекта:


В России работы по проектированию и строительству гидростатов начались в двадцатых годах. В марте 1923 года была организована ЭПРОН — Экспедиция подводных работ особого назначения. ЭПРОН родилась из легенды о золотом кладе. В этой истории была своя Троя и свой Шлиман - инженер Владимир Сергеевич Языков, с 1908 г. безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъему английского парохода “Черный принц” (этот знаменитый корабль назывался просто “Prince” (“Принц”), а определение “черный”, с которым он вошел в историю, получил позднее стараниями журналистов), затонувшего во время Крымской войны под Балаклавой в числе других восьми кораблей соединенной эскадры, разбитой ураганом о балаклавские скалы. С 70-х годов XIX века “Принца” попеременно искали немцы, французы, норвежцы, ведь предполагалось, что он вез 500000 золотых соверенов! В начале 1923 г. Языков приехал в Москву и со своей сумасшедшей “золотой идеей” обратился к заместителю председателя РВС Э.М. Склянскому и командующему Военно-морскими силами В.И. Зофу; в очередной раз не встретив понимания, он отправился в ОГПУ, где его предложение показалось любопытным: предполагалось, что “Черный принц” вез 400000 фунтов стерлингов золотом! Уже в конце февраля 1923 г. Языков попал на прием к Ягоде и сумел заинтересовать его. Дальше события разворачивались с космической даже для “революционной” эпохи скоростью.

В последующие дни инициативная группа (В.С.Языков, Д.А. Карпович и инженер-механик Евгений Григорьевич Даниленко, по проекту которого должен был строиться глубоководный снаряд) зачисляется на довольствие и поступает в распоряжение ОГПУ. 13 марта Ягода отдал приказ о создании ЭПРОН, утверждении ее первого штата и начальника - В.С. Языкова. Таким образом, с самого начала у ЭПРОН был комиссар - “руководитель” от ОГПУ Мейер и “начальник” Языков. Их задачей стала организация, как сказано в самом приказе, “наилучших условий работы для “экспедиции за золотом”. До лета 1923 г. Захаров-Мейер и Языков должны были обеспечить постройку “в наикратчайший срок” снаряда для спуска на большую глубину (гидростата).

Хроника принятия и исполнения решений по ЭПРОН в это время впечатляет своей оперативностью. К 4 апреля 1923 г. Даниленко заканчивает работу над проектом глубоководного снаряда и направляет его эскиз для консультации в Научно-технический отдел (НТО) ВСНХ, 14-го НТО дает заключение о практической осуществимости спусков и работы в снаряде Даниленко на глубинах до 60-80 саженей. 20 мая рабочие чертежи сдаются на московский завод “Парострой”, где при содействии выдающегося инженера В.Г. Шухова стальной корпус снаряда (весом свыше 10 т) изготавливается за три месяца - ход работ контролируют сами И.С. Уншлихт и Г.Г. Ягода. К началу июля намечается отправить корпус снаряда в Севастополь для окончательной сборки. 14 июля платформа с корпусом уходит в Крым, а 18-го Мейер сам выезжает в Севастополь, и все лето там и в Балаклаве ведутся подготовительные работы.

Два чекиста, несколько опытных водолазов, врач, корабельный инженер и бухгалтер - вот какими силами начиналась работа по подъему затонувших судов. Феоктист Андреевич Шпакович - начальник плавучей базы, Константин Алексеевич Павловский - доктор, Антон Никитич Григорьев - главный штурман и помощник начальника базы, Кузьма Иванович Масалыгин - механик глубоководного снаряда, Анатолий Захарьевич Каплановский - начальник технической части. И команда - И.Д.Прокопенко, Ф.Ф.Ивасенко и др.

Гидростат Даниленко построенный по заказу ЭПРОН был расчитан на глубину погружения 150 м. и был оборудован манипулятором, прожектором, телефоном и системой подъема в случае обрыва троса. Воздух для трех (двух?) членов экипажа подавался с катера по гибкому резиновому шлангу. Тайна золотого груза «Черного принца» так и не была разгадана, и до сих пор ждет своего часа. Но первые погружения в Балаклавской бухте не прошли даром. Экспедиция подводных работ получила богатый опыт подводных изысканий, позволивший ей впоследствии найти и поднять 110 затонувших судов.

Гидростат Даниленко успешно использовался в подводных работах на глубинах до 150 м на Белом море, с его помощью была обнаружена канонерская лодка «Русалка», погибшая в 1893 году в Финском заливе.


5. Схема (изображение) проекта:



6. Тактико-технические данные проекта:


Глубина погружения                до 150 метров.

Экипаж                                    3 (2?) человека.


7. Источники:


- Войтов Д.В. «Подводные обитаемые аппараты», АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
- Фото из книги Малова В. «Подводные исследования», Слово, Москва, 2001г.
- Карпичев В.Г. «Водолазное дело в России»
- Сорокина М.Ю. «В поисках затонувших кораблей», Природа, №1, 2001г.
- Заферман М.Л. «Развитие отечественных рыбохозяйственных подводных исследований»


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2006