Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "CB"

Тип «CB» («Costiero», тип «В»). Италия



1. Количество подводных лодок проекта: 12 (1 серия) и 10+28 (2 серия)


2. Изображение проекта:


ПЛ тип CB 1 серия

Тип “CB” (первой серии)


ПЛ тип CB 2 серия

Тип “CB” (второй серии)



3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 Италия: Верфь "Caproni Taliedo", Милан (12), I серия

1

 «CB-1»

-

27.01.1941

1941

1941

 захвачена Красной Армией
 с 20.10.1944 - ТМ-4

2

 «CB-2»

-

27.01.1941

1941

1941

 захвачена Красной Армией
 с 20.10.1944 - ТМ-5

3

 «CB-3»

-

10.05.1941

1941

1941

 захвачена Красной Армией
 данные СССР: с 20.10.1944 - ТМ-6
 данные Италии: была без номера

4

 «CB-4»

-

10.05.1941

1941

1941

 захвачена Красной Армией
 данные СССР: с 20.10.1944 - ТМ-7
 данные Италии: с 20.10.1944 - ТМ-6

5

 «CB-6»

-

10.05.1941

1941

1941

 захвачена Красной Армией
 данные СССР: была без номера
 данные Италии: с 20.10.1944 - ТМ-7



4. История проекта:


Итальянский инженер-майор Спинелли (Spinelli) весной 1940 года разработал проект лодки типа «СВ» («Costiero», тип «В»), предназначенной в первую очередь для борьбы с подводными лодками противника в районе своих портов.

Сверхмалая подводная лодка была полуторакорпусной. Трубные торпедные аппараты установливались выше ватерлинии, что облегчало погрузку боезапаса. ПЛ можно было перевозить по железной дороге. Ее вооружение состояло из двух 450-мм торпед в трубных аппаратах, смонтированных по бортам между верхней палубой и ватерлинией надводного положения. Для улучшения мореходных качеств лодка имела широкую палубу надстройки, значительный развал борта в носовой оконечности и ограждение входного люка. Носовые горизонтальные рули отсутствовали, зато кормовой рулевой комплекс был выполнен в виде крестовины, аналогично рулевому комплексу современных одновальных подводных лодок. Благодаря большой дальности плавания, лодки типа «СВ» можно было использовать не только для обороны своих портов, но и в наступательных целях. Однако в последнем случае весьма серьезную проблему представляло длительное пребывание четырех человек в очень тесном внутреннем пространстве, ибо теоретически продолжительность плавания могла достигать почти 12 суток. Поэтому на практике лодки типа «СВ» не уходили от своих баз дальше, чем на 100—150 миль, а их реальная автономность не превышала 4-х суток.

Командование итальянского флота решило построить всего лишь 6 таких лодок. Две первые (СВ-1 и СВ-2) строил завод «Caproni» в Милане, под наблюдением конструктора, майора Спинелли. Они вступили в строй в январе 1941 года, а следующие четыре — 10 мая, за месяц до первой годовщины начала войны Италии на стороне Германии. Действия этих 6 лодок (первой серии, СВ-1 - СВ-6) привели в начале 1943 года к решению о постройке еще 72 лодок этого типа. Предполагалось, что они составят 12 эскадр, по 6 лодок в каждой.

По плану, с лета 1943 года каждый месяц верфи должны были сдавать одну эскадру лодок данного типа. Заказы разместили на заводе «Caproni» в Милане и на верфи «Avis» в Кастелламмаре ди Стабия, недалеко от Неаполя. Но ухудшение ситуации на фронтах привело к сокращению первоначального плана на 22 единицы. Теперь «Caproni» должен был построить 40 лодок, «Аvis» — только 10. Но в действительности, до капитуляции Италии флот успел получить лишь 6 очередных ПЛ типа «СВ» первой серии (СВ-7 - СВ-12).

К дню капитуляции Италии в Пуле находились еще 4 подводные лодки второй серии (СВ-13 — СВ-16), проходившие сдаточные испытания. Назаводе «Caproni» в Милане строились 6 лодок второй серии (СВ-17 — СВ-22). Все они в 1943—44 гг. были достроены и сданы флоту. Еще 28 лодок данного типа не были построены. На заводах остались корпуса в разных стадиях готовности, различное оборудование, приборы, двигатели и т.д.

Две подводные лодки этого типа сохранились. СВ-20 стала экспонатом военного музея в Загребе, а СВ-22 - военного музея в Триесте.


5. Схема проекта:


ПЛ типа CB


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение, т:                            

- надводное нормальное                        35,4 (36?)

- подводное                                           45

Размеры, м:

- длина наибольшая                               15

- ширина наибольшая                            3

- осадка средняя                                   2,1

- высота корпуса                                   4,52

Главные механизмы:

- тип установки                                       дизель-электрическая

- число дизелей                                     1, фирмы "Isotta-Frascini"

- суммарная мощность, л. с.                  90

- число электродвигателей                     1, фирмы "Brown Bovery"

- суммарная мощность, л. с.                  60 (в некоторых источниках - 100)

Скорость хода максимальная, узлы:

- надводная                                           7,5

- подводная                                           6,6

Дальность плавания, миль:

- надвод. (скоростью хода уз).               450 (7,5), 1400 (5)

- подвод. скоростью максим, хода         50 (3), 7 (6,6)

Глубина погружения, м :

- предельная                                          55

Вооружение, число:

- 450-мм боковых ТА                              2

Автономность (максимальная), суток      12

Экипаж, чел.                                           4


7. Источники:


- Тарас А.Е. "Сверхмалые подводные лодки 1914-2004", Харвест, Минск, 2004г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
- Норченко А.Н. "Итальянские sommergibili на Черном море", Подводный флот №2.
- Информация с сайта http://www.subnetitalia.it.
- Информация с сайта "Итальянские ВМС во WWII".
- Информация с сайта http://navyworld.narod.ru


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2018