Тип «Rechinul» (Румыния).
1. Количество подводных лодок проекта: 2
2. Изображение проекта:
МЗ S2 «Marsuinul»
ПЛ S1 «Rechinul» с сетепрорезателем
3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
РУМЫНИЯ: Галаца. Государственная судоверфь (2). |
||||||
1 |
- |
1938 |
05.05.1941 |
09.05.1943 |
14.09.1944 пер. в «ТС-1» |
|
2 |
- |
1938 |
25.05.1941 |
07.1943 |
14.09.1944 пер. в «ТС-2» |
4. История проекта:
В 1937 году в Румынии решили построить 3 подводные лодки по новому проекту, который разработали немецкие инженеры, работавшие в голландской фирме «Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IvS) в Гааге. За основу был взят проект германской ПЛ типа IA (Type IA U-boat), вернее даже ее прототип – испанская ПЛ «Е-1». Предполагалось, что это будут минные заградители, но было принято решение о использовании одной из ПЛ (S-1) как атакующей. От постройки третьей ПЛ правительство Румынии отказалось. Места для мин использовались как дополнительные топливные цистерны. Обе подводные лодки были заложена на государственной судоверфи в Галаце (Румыния), вступили в строй ВМС Румынии и принимали участие в боевых действиях против Советского Черноморского флота. Все работы велись под наблюдением и с помощью специалистов немецкой фирмы «Deschimag» из Бремена.
Подводные лодки были полуторакорпусными шестиотсечными кораблями. Концевые (торпедные) отсеки являлись отсеками-убежищами. Они были ограничены сферическими переборками и оборудованы спасательными люками. Отсеком-убежищем служил и центральный пост с прочной боевой рубкой, в которой находились два перископа. В нос и в корму от центрального поста в отдельных отсеках располагались две группы аккумуляторной батареи по 62 элемента. Также в отдельных отсеках размещались дизели и электромоторы. В междубортном пространстве ПЛ располагалось восемь балластных цистерн, а также прочные цистерны: уравнительная и быстрого погружения. В носовой оконечности находилась цистерна плавучести. У ПЛ были неубираемые в корпус носовые горизонтальные рули и доковый киль.
Через год после вступления в строй, 29 августа 1945 года, обе ПЛ были захвачены в Констанце советскими войсками в качестве трофеев. 05.09.1944 г. ПЛ вошли в состав ВМФ СССР и присоединились к кораблям Черноморского флота под наименованиями «ТС-1» и «ТС-2».
В дальнейшем «ТС-1» была исключена из состава ВМФ СССР и передана Социалистической Республике Румыния, где служила в составе её ВМС под прежним наименованием до конца 1950-х годов, после чего сдана на слом.
Судьба «ТС-2» сложилась иначе - после взрыва торпед у причала в Потийском порту (20.02.1945, командир капитан 3 ранга А.С. Алиновский, погибло 14 человек) была поднята аварийно-спасательной службой ЧФ и поставлена в восстановительный ремонт. Ввиду нецелесообразности восстановления, выведена из состава ВМФ СССР 28 ноября 1950г и сдана на слом.
5. Схема проекта:
Схема общего расположения подводной лодки ТС-1*:
1 - цистерна плавучести; 2 - носовые 533-мм торпедные аппараты; 3 - цепной ящик; 4 - носовой отсек (торпедный и жилых помещений экипажа);
5 - носовой входной люк; 6 - носовой торпедопогрузочный люк; 7 - цистерна главного балласта №7; 8-запасныеторпеды; 9 - носовая дифферентная цистерна;
10-торпедо-заместительные цистерны; 11 - носовой аккумуляторный отсек (жилые помещения командного состава); 1 2 - цистерна главного балласта №6;
13 - носовая аккумуляторная батарея; 14 - 88-мм орудие; 15 -ходовой мостик; 16 - рубочный люк; 17 - зенитный перископ; 18 - перископ атаки; 19 - боевая рубка;
20 - шахта перископа атаки; 21 - шахта зенитного перископа; 22 цистерна главного балласта №5; 23 - центральный отсек; 24 - центральный пост;
25 - цистерна быстрого погружения; 26 - уравнительная цистерна; 27 - уравнительная цистерна, приспособленная под хранение топлива;
28 - кормовой аккумуляторный отсек (жилые помещения экипажа и командного состава); 29 - цистерна главного балласта №4; 30 - дизельный отсек;
31 - топливные цистерны; 32 - топливная цистерна №2; 33 - дизель; 34 - глушитель дизеля; 35 - цистерны циркуляционного масла; 36 - разобщительная муфта;
37 - кормовой торпедопогрузочный люк: 38 - кормовой входной люк; 39 - кормовой торпедный (электромоторный) отсек; 40 - цистерна главного балласта №2;
41 - главный гребной электродвигатель; 42 - упорный подшипник; 43 - опорный подшипник; 44 - масляная цистерна; 45 - кормовая дифферентная цистерна;
46 - кормовая торпедо-заместительная цистерна; 47 - кормовые 533-мм торпедные аппараты: 48 - цистерна главного балласта №1; 49 - носовые горизонтальные рули;
50 - цистерна главного балласта №3; 51 - кормовые горизонтальные рули; 52 - артиллерийский погреб; 53 - шахта для хранения 20-мм автомата.
* Схема выполнена Ю.В. Апальковым на основе подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"
6. Тактико-технические данные проекта:
S1 (румынские ист.) S2 (румынские ист.) (отечественные.
ист.)
водоизмещение надводное 585 т 508
т (?) 636 (612?) т
подводное 680 т 630 т (?) 860 т
скорость в надв.
положении 17 узлов 16 узлов 16,6 узлов
в подв. положении 9,0 узлов 9,0 узлов 8,0 узлов
дальность
плавания в НП 9,5 уз 7000 миль 8000 миль 8040 миль
в НП 16,7 уз - - 1115
миль
в НП 10,0 уз - - 2520
миль
в ПП 8,6 уз - - 8,2
мили
в ПП 4,0 уз 85 миль - 68 миль
экипаж 45
человек 45 человек 45 (43?)человек
глубина
погружения 80м 80м 80м
автономность 45
суток 45 суток 45 (29?) суток
размерения,
м 58х6,5х3,6 68,7х6,5х3,6 68,0х6,45х4,1
силовая установка, дизель-электрическая, л.с. 2х920/2х430 2х920/2х430 2х920/2х430
вооружение НТА 533мм 4 (+ 4 резерв) шт. 2 (+2 резев) шт. 4 шт.
КТА 533мм 2 шт. 2 шт. 2 шт
орудие 88 мм 1 шт. (60 снар.) 1
шт. 1 шт.
орудие 20 мм 1 шт. (3200 снар.) 1 шт. 1
шт.
мины, шт. 0 10 (по пять на борт) -
7. Источники:
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Минск, «Харвест», 2002г.
- Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Москва, «Военное издательство», 1988г.
- Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.», ч.1, Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2004г.
- Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
- Информация с сайта http://www.wwii.home.ro.
- Схема из книги Гусева А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.», ч.1
- Рисунки из книги Тараса А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.»
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017