Rambler's Top100 Подводная лодка HMS L-55, Л-55, ПЗС-6 тип "L" III серии

HMS L-55 (ВМС Великобритания),
L-55, Л-55, ПЗС-2, ПЗС-6 (ВМФ СССР)

Тип «L» III серии (Великобритания)




фотография:


Подводная лодка L-55


ПЛ L-55 типа "L" III серии на Неве.
Предположительно ноябрь 1932 года.




историческая справка:


1917 год май
Заложена на верфи «Fairfield Shipbuilding & Engineering Company» в Глазго (Великобритания);

1918 год
Спущена на воду;

1918 год 19 декабря
Вступила в состав Королевских ВМС Великобритании;

1918 год - 1919 год
Участвовала в боевых действиях против Советской России в ходе Гражданской войны. Была переведена на Балтийское море в составе эскадры союзников, вошла в состав отряда подводных лодок. Основными задачами отряда являлись наблюдение за силами Красного Флота и атака при их попытке выйти за пределы района Кронштадта. Базируясь в Ревеле, совершала боевые походы в южную часть Финского залива;

1919 год 4 июня
При попытке атаковать в Копорском заливе ЭМ «Азард» и « Гавриил» в результате неучтенного сноса течением, подорвалась на английском минном заграждении в точке с координатами 59°55' с.ш., 28°46'06'' в.д., весь экипаж (42 человека) погиб. Адмиралтейство Великобритании официально объявило о гибели ПЛ, но заявило о спасении большей части экипажа. Подробности инцидента выглядят следующим образом. «L-55» находилась на позиции в Копорском заливе. В 17.37 ПЛ обнаружила советские ЭМ «Азард» и «Гавриил» (командиры Н.Н. Несвицкий и В.В. Севастьянов) и вышла на них в атаку, выполнив двухторпедный залп. С обоих ЭМ почти одновременно был обнаружен след торпед, от которых оба ЭМ уклонились. После выпуска торпед ПЛ не удержалась на глубине и над водой показалась часть рубки. В этот момент с бакового 4-х дюймового орудия ЭМ « Азард» был произведен выстрел. Над ПЛ поднялся большой столб огня и дыма. При докладе по результатам похода начальнику ДОТ Дмитриеву С.Н., начальник дивизиона ЭМ Ростовцев Л.Н., находившийся в момент атаки на ЭМ « Азард», в рапорте указал: «...на месте лодки появился громадный столб воды не менее чем при взрыве мины заграждения, черного цвета, и видны были летящие в воздух обломки. На месте взрыва, до которого оставалось только 15 - 20 саженей, был сильный водоворот, с громадной силой выходил воздух, образуя белую пену». Тем не менее, командование посчитало, что ПЛ уничтожена выстрелом с ЭМ « Азард». Командир корабля Несвицкий Н.Н., комендор Богов С. в числе первых были награждены орденом Красного Знамени. После подъема ПЛ на поверхность и ее обследования, версия потопления ПЛ артиллерийским снарядом не подтвердилась, поскольку были обнаружены только повреждения от мины заграждения, а носовая часть надстройки и ограждения рубки не пострадали. По всей видимости, ПЛ имела снос течением и при всплытии по левому привальному брусу за минреп была притянута мина заграждения, которая и взорвалась в кормовой части ограждения рубки. Но версия потопления артиллерийским снарядом очень прочно укрепилась во многих советских изданиях;

1926 год
В конце года случайно обнаружена тральщиками "Клюз" и "Защитник". Было зацеплено и поднято на борт прицельное устройство от 4-дюймовой пушки, принадлежавшее, как было установлено, подводной лодке L-55;

1927 год ноябрь
Приказ уточнить место гибели L-55 и отыскать саму лодку в ноябре получили тральщики "Змей" и "Клюз" и, не мешкая, приступили к его выполнению. Кроме осеннего ненастья, поиск затонувшей лодки значительно осложняли минные заграждения, щедро выставленные английскими кораблями в несчастливом для них 1919 г. по всей акватории Копорской губы. К осени 1927 г. наши тральщики успели уничтожить лишь мины, установленные на глубинах до 40 футов (1 фут=0,3048 м.), но оставшиеся нетронутыми противолодочные мины нижнего яруса (60 футов) представляли большую опасность для выполнения поисковых работ. Тем не менее, действуя очень аккуратно, умело используя придонные тралы и миноискатели, "Змей" и "Клюз" вскоре обнаружили на дне залива большую массу металла. Погрузившийся под воду водолаз, однако, не смог ее найти. Тогда решили попробовать отыскать лодку путем волочения по грунту снятых с тральщиков четырехпалых якорей (кошек). И не ошиблись: 20 ноября кошка более удачливого "Змея" зацепилась за какое-то донное препятствие, которое, ко всеобщей радости моряков, оказалось разыскиваемой подводной лодкой, о чем уверенно доложил спущенный под воду по якорь-цепи кошки водолазный инструктор Н.С. Хроленко. По его словам, L-55 лежала на глубине 32 м. Таким образом, проявив смелость и находчивость, команды тральщиков "Змей" и "Клюз" отлично справились с поставленной командованием задачей. Доклад Хроленко Н.С. содержал сведения об отсутствии видимых повреждений, что стало одним из важных доводов при принятии решения о подъеме и восстановлении пл. Впоследствии, в октябре 1928 года, Хроленко Н.С. был осужден военным трибуналом МСБМ за неверный доклад о состоянии ПЛ и приговорен к лишению свободы сроком на шесть месяцев без строгой изоляции. Принимая во внимание первую судимость Хроленко Н.С. и его прежнюю добросовестную службу, осуждение постановили считать условным;

1927 год 21 ноября
Обследована водолазами ЭПРОНа. Для выполнения подводных работ была сформирована отдельная водолазная партия, куда вошли лучшие специалисты ЭПРОН во главе с начальником оперативной части Экспедиции старейшим мастером подводного дела Ф.А. Шпаковичем;

1928 год 27 апреля
Принято решение Управления Морских Сил РККА о подъеме подводной лодки. Разработкой технического проекта предстоящих судоподъемных работ руководил бывший подпоручик царского флота талантливый корабельный инженер Тимофей Иванович Бобрицкий, имевший на своем счету 10 поднятых военных кораблей и гражданских судов, включая подводные лодки. Определив расчетным путем массу L-55 (не более 860 т) и сопоставив ее с фактическими возможностями грузоподъемных средств "Коммуны", Т. И. Бобрицкий предложил поднимать затонувшую английскую лодку с помощью четырех (по числу гиней) гибких металлических полотенец, симметрично подведенных под ее днище и соединенных верхними концами с гинями судна-спасателя. В отличие от громоздких и неудобных в обращении понтонов, которые широко использовались в судоподъемном деле, предложенный Бобрицким способ был более надежным, простым и, что особенно важно, полностью исключал деформацию поврежденного корпуса лодки. При твердом грунте морского дна наиболее сложной и трудоемкой стала бы, пожалуй, заводка металлических полотенец под днище лодки. Но, к счастью, L-55 лежала на мягком (смесь песка и глины) грунте, что значительно облегчало работу водолазов;

1928 год 19 мая
После очистки Финского залива от льда прибывшая в Кронштадт водолазная партия экспедиции продолжила обследование лодки. Более детальный осмотр лодки показал, что задняя часть рубки снесена взрывом, и что непосредственной причиной гибели лодки был взрыв мины заграждения;

1928 год 10 июня - 13 августа
Подъем спасательным судном "Коммуна", буксировка в Кронштадт и постановка в док. Судоподъемные, водолазные и иные работы шли очень медленно и были связаны с определенным риском. Например, когда однажды "Коммуна" стояла в заданной точке с опущенными в воду тросами и шлангами и не имела возможности дать ход, вблизи нее вдруг всплыла английская мина. К счастью, она прошла под самым бортом спасательного судна, не задев его, и все окончилось благополучно. Утром 11 августа подводную лодку L-55 без особых приключений наконец-то подняли гинями на поверхность и тут же наскоро заделали зиявшую в корпусе огромную пробоину. В тот же день, соблюдая необходимые меры предосторожности, спасательное судно "Коммуна" взяло курс на Кронштадт и после суточного перехода вечером 12 августа отшвартовалось у стенки Кронштадтского пароходного завода. Операция по подъему английской подводной лодки была успешно завершена. 13 августа на L-55 побывали наркомвоенмор и председатель Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилов, начальник Морских Сил РККА Р.А. Муклевич и начальник Морских Сил Балтийского моря М.В. Викторов. Они поздравили эпроновцев и помогавших им военных моряков с успешным окончанием судоподъемных работ и поблагодарили за службу. L-55 ввели в один из Кронштадтских доков и поставили на клети. Подъем подводной лодки был осуществлен несмотря на заявленный протест МИД Великобритании;

1928 год 14 - 30 августа
После того, как моряки проникли внутрь ПЛ, их глазам открылась удручающая картина. Осмотр показал, что взрыв мины повлек немедленную гибель людей на тех местах, где они находились в момент катастрофы. В средней части в районе повреждения прочного корпуса найдены костяки с остатками сухожилий. В средней части лодки смерть членов экипажа последовала от удара, в корме и носовых отсеках подводники были оглушены взрывами и сразу же захлебнулись в потоке воды. Никаких следов борьбы за живучесть найти не удалось, все внутренние переборки оказались незадраенными. Особенно от взрыва пострадала средняя часть подводной лодки, куда из-за разрушений пришлось прокладывать путь с помощью автогена. Одновременно велся сбор документов, фотографий, обмундирования, поскольку оставалась надежда что эти вещи в какой-то мере помогут идентифицировать членов экипажа и избежать обезличивания. Всего при осмотре было обнаружено 38 останков английских моряков. Сохранность корпуса и механизмов оказалась хорошая, остались неповрежденными 9 штук 533-мм торпед. Об обнаружении погибших английских подводников Советский Союз немедленно уведомил правительство Великобритании и предложил ему принять тела моряков для захоронения на родине. По договоренности между Англией и Норвегией для выполнения этой деликатной миссии с согласия СССР в Кронштадт прибыл норвежский транспорт "Трору". 30 августа 1928 г. на Кронштадтском рейде в присутствии главного командования порта, представителей Наркомата иностранных дел, штаба Балтийского флота и норвежского консула на транспорт погрузили 38 гробов с останками членов команды L-55. В тот же день "Трору" вышел в море, взяв курс на Англию;

1928 год 20 сентября
Издан приказ Реввоенсовета СССР №319, подписанный лично Наркомвоенмором и Председателем РВС Ворошиловым К.Е. Он отмечал: «Благодаря энергии, умелости и революционному энтузиазму всего личного состава ЭПРОНа... мы получили в свои руки новый документ истории Гражданской войны и английского вмешательства в нее и в то же время технически совершенное судно, принадлежащее к одному из мощных классов английского подводного флота. Произведенная ЭПРОНом работа свидетельствует о прекрасной организации и в то же время о большой отваге личного состава, производившего работы при самых неблагоприятных условиях погоды. Эти работы являются исключительным достижением не только для СССР, но и для заграницы». Участники работ получили денежное вознаграждение в размере от 5 до 200 руб. в зависимости от должности. Наиболее отличившимся дополнительно к деньгам вручили по комплекту фотоснимков, сделанных во время операции. Всему же личному составу судов обеспечения подарили групповые фотографии подъема L-55 с личными подписями;

1928 год - 1931 год
Восстановительный ремонт на Балтийском Заводе. Обследование лодки показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта от центрального поста и до шестого отсека полностью разрушены, причем рваные листы обшивки вмяты внутрь лодки. Сильно повреждены главные и вспомогательные механизмы, арматура и трубопроводы. В то же время аккумуляторная батарея, воздухо-хранители, а также снаряды и торпеды, на удивление, остались целы. Расположение, величина и характер разрушений - все свидетельствовало о том, что подводная лодка L-55 погибла в результате подрыва на английской мине заграждения: лодка коснулась ее при срочном погружении после неудачной торпедной атаки советских эсминцев. Финансирование восстановительных работ (1 млн. рублей) осуществлялось через фонд "Ответ Чемберлену". Принимая во внимание, что при постройке L-55 был учтен опыт 1 Мировой войны и то, что в ходе послевоенного сокращения флота Великобритания оставила в строю все лодки типа "L", субмарина подверглась тщательному изучению советских специалистов, а при проектировании и постройке отечественных подводных лодок II и III серий были использованы некоторые, наиболее удачные технические решения британских конструкторов. Большие разрушения корпуса, серьезные повреждения главных и вспомогательных механизмов, наконец, полное отсутствие какой-либо технической документации существенно осложняли задачу восстановления подводной лодки L-55. Наиболее скептически настроенные специалисты считали эту затею практически невыполнимой и безнадежной. Однако предстоящие трудности не испугали конструкторов Техбюро № 4 (П.З. Голосовского, В.В. Перловского, К.И. Руберовского и др.), которые под руководством главного инженера Б.М. Малинина взялись за разработку технической документации, необходимой для выполнения восстановительных работ на лодке. Б.М. Малинин и его коллеги, словно художники с натуры, мастерски "срисовали" с английской субмарины около тысячи различных чертежей, а также составили очень нужные экипажу подробные инструкции по управлению механизмами, системами, устройствами. Большую помощь судостроителям в восстановлении лодки оказали опытные подводники, особенно старейший инженер-механик подводных сил России К.Ф. Игнатьев. В процессе восстановительных работ заметных переделок и перепланировок внутри отсеков L-55 не предусматривалось;

1931 год
Подводную лодку посетил Нарком Обороны К.Е. Ворошилов;

1931 год 27 июля
Была полностью восстановлена и предъявлена заводом к сдаче Постоянной комиссии по испытаниям и приемке кораблей. Лодкой командовал В.С. Воробьев, испытаниями руководил опытный моряк-подводник Я.К. Зубарев. Приемосдаточные испытания длились три недели и в целом прошли успешно. Все лодочные механизмы и устройства работали без перебоев;

1931 год 7 августа
Вступила в строй. Внесена в списки кораблей ВМС РККА под наименованием "L-55";

1931 год 5 октября
Вошла в состав Морских Сил Балтийского Моря. Зачислена в состав 2-го дивизиона ПЛ МСБМ;

1931 год 13 октября
Совешила первое пробное погружение во внутренней гавани Кронштадта;

1931 год 24 октября
По данным В.Б. Муженикова ("Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.) в Финском заливе в 35 милях к западу от Ленинграда германский пароход "Гратиа" (Gratia) таранил и потопил со всем экипажем ПЛ L-55, всплывшую на его пути. Считается, что в катастрофе погибло 50 подводников. Вскоре ПЛ вновь подняли и ввели в строй. Этот случай не подтвержден ни одним отечественным источником (все ссылки на инцедент только в зарубежной литературе) и скорее всего не имеет отношения к действительной судьбе ПЛ L-55;

1932 год 5 - 11 ноября
Участвовала в параде на Неве;

1932 год 10 декабря
Для упрощения делопроизводства латинская "L" заменена на русскую "Л", и лодка переименована в "Л-55";

1932 год 28 декабря
В составе дивизиона вошла в состав БрПЛ МСБМ;

1933 год
С апреля использовалась для испытаний корабельной аппаратуры и подготовки личного состава;

1934 год - 1935 год
Прошла ремонт в Кронштадте. Дизеля фирмы "Виккерс" заменены на отечественные, более надежные 42БМ6;

1935 год 11 января
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1939 год
Входила в состав УБрПЛ КБФ;

1940 год 10 января
Была выведена из боевого состава и переквалифицирована в опытовую, входила в состав УБрПЛ КБФ, базировалась на Кронштадт;

1940 год июль
Приняла участие в параде на Неве в честь дня ВМФ СССР;

1941 год сентябрь
Перешла из Кронштадта в Ленинград;

1941 год 6 сентября
Вошла в состав ОУДнПЛ КБФ;

1942 год 14 февраля
При стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде получила повреждения от осколков снаряда, взорвавшегося на палубе ПЛБ "ИС-10". Лодка получила 11 осколочных пробоин в ограждении рубки и пробоину в обшивке булевой цистерны. Погиб один член экипажа.;

1942 год 11 мая
Переоборудована в плавучую зарядовую станцию. Переименована в "ПЗС-2";

1942 год 8 августа
Законсервирована и переведена в состав отряда судов тыла Краснознаменного Балтийского флота, сданных на хранение в Кронштадский военный порт;

1942 год октябрь
Расформирован экипаж;

1943 год март
Набран экипаж;

1943 год 7 мая
Расконсервирована и введена в строй как самоходная плавучая зарядовая станция. Возвращена в состав БрПЛ КБФ;

1943 год декабрь
При нахождении на зимовке в Ленинграде на Неве у пристани на территории фабрики им. Ногина во время ледостава была сорвана со швартовов и вжата льдом в береговой откос. Съем лодки с мели занял целую неделю;

1944 год 1 - 4 декабря
Своим ходом перешла из Кронштадта на Ханко, где до конца войны обеспечивала базирование лодок БрПЛ КБФ. Есть данные о переходе в Хельсинки 08.10.1944;

1945 год 16 февраля
Исключена из боевого состава ВМФ СССР;

1946 год 25 февраля
Переформирована в состав 1-й БрПЛ Юго-Балтийского флота (с января 1947 - 4-й ВМФ);

1947 год 8 апреля
Законсервирована и поставлена на отстой в Лиепае;

1949 год 16 мая
Переименована в "ПЗС-6";

1950 год 25 сентября
Исключена из списков судов ВМФ СССР и передана для разделки на металл и утилизацию;

1950 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

1960 год (?)
Разобрана на металл.





командиры в ВМС Великобритании:


1. Charles М.S. Chapman (Чарльз Чапмэн) (1918-1919)

командиры в ВМФ СССР:


1. Воробьев В.С. (1929-01.1934)
2. Басуков Н.Ф. (03.01.1934-01.1935), по данным источника №15 командовал с 03.09.1938 до 15.06.1940
3. Подпоринов В.К. (01.1935-04.1936) ВРИД
4. Слюнин В.В. (04.1935-02.1938)
5. Трипольский А.В. (09.02.1938-03.09.1938)
6. Браун И.Я. (28.02.1940-25.06.1941)
7. Чернышев А.Н. (07.1941-1942, 03.1943-08.1944) начальник ПЗС
8. Морозов П.А. (18.02.1942-28.09.1942) (?) начальник ПЗС
9. Дорин В.К. (08.1944-11.1944) начальник ПЗС
10. Кувшинов М.С. (01.1945-05.1945-194?) начальник ПЗС



дополнительная информация:


1. Фотографии на сайте "Русский подплав".
2. Список погибших 04.07.1919г.
3. Список погибших 14.02.1942г.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2004г.
4. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
5. Информация с сайта "Английские подводные лодки".
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
7. "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
8. Балабин В.В. "Английская субмарина под военно-морским флагом СССР".
9. Черепков А. "ЭПРОН реанимировал подлодки".
10. Муженикова В.Б "Аврии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Ппринт, Санкт-Петербург, 2005г.
11. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
12. Сорокина М.Ю. "В поисках затонувших кораблей", Природа, №1, 2001г.
13. Фотография из статьи Сорокиной М.Ю. "В поисках затонувших кораблей".
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
16. Смагин А.А. "Участие советских подводных лодок английской постройки в Великой отечественной войне"



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2003-2022 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2022 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.