Rambler's Top100 Подводная лодка L-55, Л-55, ПЗС-6 тип "L" III серии

L-55, Л-55, ПЗС-2, ПЗС-6

Тип «L» III серии (Великобритания)




фотография:


Подводная лодка L-55


ПЛ L-55 типа "L" III серии на Неве.
Предположительно ноябрь 1932 года.




историческая справка:


1917 год май
Заложена на верфи «Fairfield Shipbuilding & Engineering Company» в Глазго (Великобритания);

1918 год
Спущена на воду;

1918 год 19 декабря
Вступила в состав Королевских ВМС Великобритании;

1918 год - 1919 год
Участвовала в боевых действиях против Красной Армии в ходе Гражданской войны в Балтийском море;

1919 год 4 июня
При попытке атаковать в Копорском заливе ЭМ «Азард» и « Гавриил» в результате неучтенного сноса течением, подорвалась на английском минном заграждении в точке с координатами 59°55' с.ш., 28°46'06'' в.д., весь экипаж погиб. Адмиралтейство Великобритании официально объявило о гибели ПЛ, но заявило о спасении большей части экипажа. Подробности инцидента выглядят следующим образом. «L-55» находилась на позиции в Копорском заливе. В 17.37 ПЛ обнаружила советские ЭМ «Азард» и «Гавриил» (командиры Н.Н. Несвицкий и В.В. Севастьянов) и вышла на них в атаку, выполнив двухторпедный залп. С обоих ЭМ почти одновременно был обнаружен след торпед, от которых оба ЭМ уклонились. После выпуска торпед ПЛ не удержалась на глубине и над водой показалась часть рубки. В этот момент с бакового 4-х дюймового орудия ЭМ « Азард» был произведен выстрел. Над ПЛ поднялся большой столб огня и дыма. При докладе по результатам похода начальнику ДОТ Дмитриеву С.Н., начальник дивизиона ЭМ Ростовцев Л.Н., находившийся в момент атаки на ЭМ « Азард», в рапорте указал: «...на месте лодки появился громадный столб воды не менее чем при взрыве мины заграждения, черного цвета, и видны были летящие в воздух обломки. На месте взрыва, до которого оставалось только 15 - 20 саженей, был сильный водоворот, с громадной силой выходил воздух, образуя белую пену». Тем не менее, командование посчитало, что ПЛ уничтожена выстрелом с ЭМ « Азард». Командир корабля Несвицкий Н.Н., комендор С. Богов в числе первых были награждены орденом Красного Знамени. После подъема ПЛ на поверхность и ее обследования, версия потопления ПЛ артиллерийским снарядом не подтвердилась, поскольку были обнаружены только повреждения от мины заграждения, а носовая часть надстройки и ограждения рубки не пострадали. По всей видимости, ПЛ имела снос течением и при всплытии по левому привальному брусу за минреп была притянута мина заграждения, которая и взорвалась в кормовой части ограждения рубки. Но версия потопления артиллерийским снарядом очень прочно укрепилась во многих советских изданиях;

1926 год
В конце года случайно обнаружена тральщиками "Клюз" и "Защитник". Было зацеплено и поднято на борт прицельное устройство от 4-дюймовой пушки, принадлежавшее, как было установлено, подводной лодке L-55;

1927 год ноябрь
Приказ уточнить место гибели L-55 и отыскать саму лодку в ноябре получили тральщики "Змей" и "Клюз" и, не мешкая, приступили к его выполнению. Кроме осеннего ненастья, поиск затонувшей лодки значительно осложняли минные заграждения, щедро выставленные английскими кораблями в несчастливом для них 1919 г. по всей акватории Копорской губы. К осени 1927 г. наши тральщики успели уничтожить лишь мины, установленные на глубинах до 40 футов (1 фут=0,3048 м.), но оставшиеся нетронутыми противолодочные мины нижнего яруса (60 футов) представляли большую опасность для выполнения поисковых работ. Тем не менее, действуя очень аккуратно, умело используя придонные тралы и миноискатели, "Змей" и "Клюз" вскоре обнаружили на дне залива большую массу металла. Погрузившийся под воду водолаз, однако, не смог ее найти. Тогда решили попробовать отыскать лодку путем волочения по грунту снятых с тральщиков четырехпалых якорей (кошек). И не ошиблись: 20 ноября кошка более удачливого "Змея" зацепилась за какое-то донное препятствие, которое, ко всеобщей радости моряков, оказалось разыскиваемой подводной лодкой, о чем уверенно доложил спущенный под воду по якорь-цепи кошки водолазный инструктор Н.С. Хроленко. По его словам, L-55 лежала на глубине 32 м. Таким образом, проявив смелость и находчивость, команды тральщиков "Змей" и "Клюз" отлично справились с поставленной командованием задачей. Доклад Хроленко Н.С. содержал сведения об отсутствии видимых повреждений, что стало одним из важных доводов при принятии решения о подъеме и восстановлении пл. Впоследствии, в октябре 1928 года, Хроленко Н.С. был осужден военным трибуналом МСБМ за неверный доклад о состоянии ПЛ и приговорен к лишению свободы сроком на шесть месяцев без строгой изоляции. Принимая во внимание первую судимость Хроленко Н.С. и его прежнюю добросовестную службу, осуждение постановили считать условным;

1927 год 21 ноября
Обследована водолазами ЭПРОНа. Для выполнения подводных работ была сформирована отдельная водолазная партия, куда вошли лучшие специалисты ЭПРОН во главе с начальником оперативной части Экспедиции старейшим мастером подводного дела Ф.А. Шпаковичем;

1928 год 27 апреля
Принято решение Управления Морских Сил РККА о подъеме подводной лодки. Разработкой технического проекта предстоящих судоподъемных работ руководил бывший подпоручик царского флота талантливый корабельный инженер Тимофей Иванович Бобрицкий, имевший на своем счету 10 поднятых военных кораблей и гражданских судов, включая подводные лодки. Определив расчетным путем массу L-55 (не более 860 т) и сопоставив ее с фактическими возможностями грузоподъемных средств "Коммуны", Т. И. Бобрицкий предложил поднимать затонувшую английскую лодку с помощью четырех (по числу гиней) гибких металлических полотенец, симметрично подведенных под ее днище и соединенных верхними концами с гинями судна-спасателя. В отличие от громоздких и неудобных в обращении понтонов, которые широко использовались в судоподъемном деле, предложенный Бобрицким способ был более надежным, простым и, что особенно важно, полностью исключал деформацию поврежденного корпуса лодки. При твердом грунте морского дна наиболее сложной и трудоемкой стала бы, пожалуй, заводка металлических полотенец под днище лодки. Но, к счастью, L-55 лежала на мягком (смесь песка и глины) грунте, что значительно облегчало работу водолазов;

1928 год 19 мая
После очистки Финского залива от льда прибывшая в Кронштадт водолазная партия экспедиции продолжила обследование лодки. Более детальный осмотр лодки показал, что задняя часть рубки снесена взрывом, и что непосредственной причиной гибели лодки был взрыв мины заграждения;

1928 год 10 июня - 13 августа
Подъем спасательным судном "Коммуна", буксировка в Кронштадт и постановка в док. Судоподъемные, водолазные и иные работы шли очень медленно и были связаны с определенным риском. Например, когда однажды "Коммуна" стояла в заданной точке с опущенными в воду тросами и шлангами и не имела возможности дать ход, вблизи нее вдруг всплыла английская мина. К счастью, она прошла под самым бортом спасательного судна, не задев его, и все окончилось благополучно. Утром 11 августа подводную лодку L-55 без особых приключений наконец-то подняли гинями на поверхность и тут же наскоро заделали зиявшую в корпусе огромную пробоину. В тот же день, соблюдая необходимые меры предосторожности, спасательное судно "Коммуна" взяло курс на Кронштадт и после суточного перехода вечером 12 августа отшвартовалось у стенки Кронштадтского пароходного завода. Операция по подъему английской подводной лодки была успешно завершена. 13 августа на L-55 побывали наркомвоенмор и председатель Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилов, начальник Морских Сил РККА Р.А. Муклевич и начальник Морских Сил Балтийского моря М.В. Викторов. Они поздравили эпроновцев и помогавших им военных моряков с успешным окончанием судоподъемных работ и поблагодарили за службу. L-55 ввели в один из Кронштадтских доков и поставили на клети. Подъем подводной лодки был осуществлен несмотря на заявленный протест МИД Великобритании;

1928 год 14 - 30 августа
После того, как моряки проникли внутрь ПЛ, их глазам открылась удручающая картина. Осмотр показал, что взрыв мины повлек немедленную гибель людей на тех местах, где они находились в момент катастрофы. В средней части в районе повреждения прочного корпуса найдены костяки с остатками сухожилий. В средней части лодки смерть членов экипажа последовала от удара, в корме и носовых отсеках подводники были оглушены взрывами и сразу же захлебнулись в потоке воды. Никаких следов борьбы за живучесть найти не удалось, все внутренние переборки оказались незадраенными. Особенно от взрыва пострадала средняя часть подводной лодки, куда из-за разрушений пришлось прокладывать путь с помощью автогена. Одновременно велся сбор документов, фотографий, обмундирования, поскольку оставалась надежда что эти вещи в какой-то мере помогут идентифицировать членов экипажа и избежать обезличивания. Всего при осмотре было обнаружено 38 останков английских моряков. Сохранность корпуса и механизмов оказалась хорошая, остались неповрежденными 9 штук 533-мм торпед. Об обнаружении погибших английских подводников Советский Союз немедленно уведомил правительство Великобритании и предложил ему принять тела моряков для захоронения на родине. По договоренности между Англией и Норвегией для выполнения этой деликатной миссии с согласия СССР в Кронштадт прибыл норвежский транспорт "Трору". 30 августа 1928 г. на Кронштадтском рейде в присутствии главного командования порта, представителей Наркомата иностранных дел, штаба Балтийского флота и норвежского консула на транспорт погрузили 38 гробов с останками членов команды L-55. В тот же день "Трору" вышел в море, взяв курс на Англию;

1928 год 20 сентября
Издан приказ Реввоенсовета СССР №319, подписанный лично Наркомвоенмором и Председателем РВС Ворошиловым К.Е. Он отмечал: «Благодаря энергии, умелости и революционному энтузиазму всего личного состава ЭПРОНа... мы получили в свои руки новый документ истории Гражданской войны и английского вмешательства в нее и в то же время технически совершенное судно, принадлежащее к одному из мощных классов английского подводного флота. Произведенная ЭПРОНом работа свидетельствует о прекрасной организации и в то же время о большой отваге личного состава, производившего работы при самых неблагоприятных условиях погоды. Эти работы являются исключительным достижением не только для СССР, но и для заграницы». Участники работ получили денежное вознаграждение в размере от 5 до 200 руб. в зависимости от должности. Наиболее отличившимся дополнительно к деньгам вручили по комплекту фотоснимков, сделанных во время операции. Всему же личному составу судов обеспечения подарили групповые фотографии подъема L-55 с личными подписями;

1928 год - 1931 год
Восстановительный ремонт на Балтийском Заводе. Обследование лодки показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта от центрального поста и до шестого отсека полностью разрушены, причем рваные листы обшивки вмяты внутрь лодки. Сильно повреждены главные и вспомогательные механизмы, арматура и трубопроводы. В то же время аккумуляторная батарея, воздухо-хранители, а также снаряды и торпеды, на удивление, остались целы. Расположение, величина и характер разрушений - все свидетельствовало о том, что подводная лодка L-55 погибла в результате подрыва на английской мине заграждения: лодка коснулась ее при срочном погружении после неудачной торпедной атаки советских эсминцев. Финансирование восстановительных работ (1 млн. рублей) осуществлялось через фонд "Ответ Чемберлену". Принимая во внимание, что при постройке L-55 был учтен опыт 1 Мировой войны и то, что в ходе послевоенного сокращения флота Великобритания оставила в строю все лодки типа "L", субмарина подверглась тщательному изучению советских специалистов, а при проектировании и постройке отечественных подводных лодок II и III серий были использованы некоторые, наиболее удачные технические решения британских конструкторов. Большие разрушения корпуса, серьезные повреждения главных и вспомогательных механизмов, наконец, полное отсутствие какой-либо технической документации существенно осложняли задачу восстановления подводной лодки L-55. Наиболее скептически настроенные специалисты считали эту затею практически невыполнимой и безнадежной. Однако предстоящие трудности не испугали конструкторов Техбюро № 4 (П.З. Голосовского, В.В. Перловского, К.И. Руберовского и др.), которые под руководством главного инженера Б.М. Малинина взялись за разработку технической документации, необходимой для выполнения восстановительных работ на лодке. Б.М. Малинин и его коллеги, словно художники с натуры, мастерски "срисовали" с английской субмарины около тысячи различных чертежей, а также составили очень нужные экипажу подробные инструкции по управлению механизмами, системами, устройствами. Большую помощь судостроителям в восстановлении лодки оказали опытные подводники, особенно старейший инженер-механик подводных сил России К.Ф. Игнатьев. В процессе восстановительных работ заметных переделок и перепланировок внутри отсеков L-55 не предусматривалось;

1931 год
Подводную лодку посетил Нарком Обороны К.Е. Ворошилов;

1931 год 27 июля
Была полностью восстановлена и предъявлена заводом к сдаче Постоянной комиссии по испытаниям и приемке кораблей. Лодкой командовал В.С. Воробьев, испытаниями руководил опытный моряк-подводник Я.К. Зубарев. Приемосдаточные испытания длились три недели и в целом прошли успешно. Все лодочные механизмы и устройства работали без перебоев;

1931 год 7 августа
Вступила в строй. Внесена в списки кораблей ВМС РККА под наименованием "L-55";

1931 год 5 октября
Вошла в состав Морских Сил Балтийского Моря. Зачислена в состав 2-го дивизиона ПЛ МСБМ;

1931 год 13 октября
Совешила первое пробное погружение во внутренней гавани Кронштадта;

1931 год 24 октября
По данным В.Б. Муженикова ("Аврии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Ппринт, Санкт-Петербург, 2005г.) в Финском заливе в 35 милях к западу от Ленинграда германский пароход "Граттиа" (Grattia) таранил и потопил со всем экипажем ПЛ L-55, всплывшую на его пути. Считается, что в катастрофе погибло 50 подводников. Вскоре ПЛ вновь подняли и ввели в строй. Этот случай не подтвержден ни одним отечественным источником (все ссылки на инцедент только в зарубежной литературе) и скорее всего не имеет отношения к действительной судьбе ПЛ L-55;

1932 год 5 - 11 ноября
Участвовала в параде на Неве;

1932 год 10 декабря
Для упрощения делопроизводства латинская "L" заменена на русскую "Л", и лодка переименована в "Л-55";

1932 год 28 декабря
В составе дивизиона вошла в состав БрПЛ МСБМ;

1933 год
С апреля использовалась для испытаний корабельной аппаратуры и подготовки личного состава;

1934 год - 1935 год
Прошла ремонт в Кронштадте. Дизеля фирмы "Виккерс" заменены на отечественные, более надежные 42БМ6;

1935 год 11 января
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1939 год
Входила в состав УБрПЛ КБФ;

1940 год 10 января
Была выведена из боевого состава и переквалифицирована в опытовую, входила в состав УБрПЛ КБФ, базировалась на Кронштадт;

1940 год июль
Приняла участие в параде на Неве в честь дня ВМФ СССР;

1941 год сентябрь
Перешла из Кронштадта в Ленинград;

1941 год 6 сентября
Вошла в состав ОУДнПЛ КБФ;

1942 год 14 февраля
При стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде получила повреждения от осколков снаряда, взорвавшегося на палубе ПЛБ "ИС-10". Лодка получила 11 осколочных пробоин в ограждении рубки и пробоину в обшивке булевой цистерны;

1942 год 11 мая
Переоборудована в плавучую зарядовую станцию. Переименована в "ПЗС-2";

1942 год 8 августа
Законсервирована и переведена в состав отряда судов тыла Краснознаменного Балтийского флота, сданных на хранение в Кронштадский военный порт;

1942 год октябрь
Расформирован экипаж;

1943 год март
Набран экипаж;

1943 год 7 мая
Расконсервирована и введена в строй как самоходная плавучая зарядовая станция. Возвращена в состав БрПЛ КБФ;

1943 год декабрь
При нахождении на зимовке в Ленинграде на Неве у пристани на территории фабрики им. Ногина во время ледостава была сорвана со швартовов и вжата льдом в береговой откос. Съем лодки с мели занял целую неделю;

1944 год 1 - 4 декабря
Своим ходом перешла из Кронштадта на Ханко, где до конца войны обеспечивала базирование лодок БрПЛ КБФ. Есть данные о переходе в Хельсинки 08.10.1944;

1945 год 16 февраля
Исключена из боевого состава ВМФ СССР;

1946 год 25 февраля
Переформирована в состав 1-й БрПЛ Юго-Балтийского флота (с января 1947 - 4-й ВМФ);

1947 год 8 апреля
Законсервирована и поставлена на отстой в Лиепае;

1949 год 16 мая
Переименована в "ПЗС-6";

1950 год 25 сентября
Исключена из списков судов ВМФ СССР и передана для разделки на металл и утилизацию;

1950 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

1960 год (?)
Разобрана на металл.





дополнительная информация:


1. Фотографии на сайте "Русский подплав".



командиры:


1. Чарльз Чапмэн (Charles Chapman), ВМС Великобритании (1918-1919)
2. Воробьев В.С. (1929-1934)
3. Басуков Н.Ф. (03.01.1934-1935), по данным источника №15 командовал до 15.06.1940, возможно что с 03.09.1938.
4. Подпоринов В.К. (01.1935-04.1936) ВРИД
5. Слюнин В.В. (1935-1938)
6. Трипольский А.В. (09.02.1938-03.09.1938)
7. Браун И.Я. (28.02.1940-25.06.1941)
8. Чернышев А.Н. (07.1941-1942, 03.1943-08.1944) начальник ПЗС
9. Морозов П.А. (18.02.1942-28.09.1942) (?) начальник ПЗС
10. Дорин В.К. (08.1944-11.1944) начальник ПЗС
11. Кувшинов М.С. (01.1945-05.1945-194?) начальник ПЗС



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2004г.
4. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
5. Информация с сайта "Английские подводные лодки".
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
7. "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
8. Балабин В.В. "Английская субмарина под военно-морским флагом СССР".
9. Черепков А. "ЭПРОН реанимировал подлодки".
10. Муженикова В.Б "Аврии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Ппринт, Санкт-Петербург, 2005г.
11. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
12. Сорокина М.Ю. "В поисках затонувших кораблей", Природа, №1, 2001г.
13. Фотография из статьи Сорокиной М.Ю. "В поисках затонувших кораблей".
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
16. Смагин А.А. "Участие советских подводных лодок английской постройки в Великой отечественной войне"



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2003-2016 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.