"Lembit" (ВМС Эстонии), |
фотография:
Подводная лодка "Lembit" типа "Kalev" ВМС Эстонии
во время буксировки в док Балтийского судоремонтного завода (БСРЗ). 05.10.2001
историческая справка:
1934 год 12 декабря
Заключено соглашение о строительстве ПЛ между Министерство Обороны Эстонии и английской компанией "Vickers & Armstrongs Ltd.";
1935 год 19 июня
Заложена на верфи "Vickers & Armstrongs Ltd." в Барроу (Barrow, Великобритания) под наименованием "Lembit". По другим данным заложена 01.07.1935(?);
1936 год 7 июля
Спущена на воду;
1936 год 7(?) сентября
Укомплектован экипаж;
1937 год 14 мая
Вступила в строй после окончания испытаний;
1937 год 1 июня
Вошла в состав ВМС Эстонии;
1937 год 9 июля
Прибыла в Таллинн. Базровалась на Минную Гавань;
1937 год сентябрь
Совместно с ПЛ "Kalev" приняла участие в учениях эстонского Морского дивизиона (Merelaevastiku divisjoni), целью которых стала отработка задач, связанных с защитой Таллинна от нападения с моря;
1937 год
Специалистами германской фирмы "Atlas-Werke AG" были установлены эхолот и акустическое оборудование;
1938 год
Совместно с ПЛ "Kalev" совершила несколько отрядных и множество индивидуальных учений, посетила с официальным визитом Ригу;
1938 год 19 сентября
Установлено артиллерийское вооружение в Швеции на фирме "Bofors";
1939 год - 1940 год
Занималась боевой подготовкой. Большую часть времени находилась в Таллине. Экипаж только в 1939 году выполнил единственную стрельбу торпедами и ни разу не ставил мин. Основная задача экипажа при выходах в море - это отработка
погружения и всплытия. В одном из выходов при торопливом погружении в воду, ПЛ получила такой дифферент, что правый дизель был залит морской водой через выхлопную трубу (его потом пришлось разбирать и чистить). В летнее время
(с личного разрешения президента Эстонии) ПЛ выходила в море, в район Локса на учение. Иногда прилетал самолет, производил поиск лодки, имитировал бомбежку, а команда ПЛ из орудия вела стрельбу по самолету;
1939 год лето
Совместно с подводной лодкой "Kalev" принимала участие в секретных финско-эстонских манёврах, в ходе которых отрабатывалось отражение прорыва кораблей Краснознамённого Балтийского флота через Финский залив.
При этом подводные лодки посетили Хельсинки;
1939 год 22 ноября
Отдел строительства подводных лодок германского Штаба руководства войной на море выступил с инициативой о приобретении эстонских субмарин с целью использования их в качестве учебных кораблей подводных сил Кригсмарине.
В тот же день главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Э.Редер поручил военно-морскому атташе в Эстонии провести предварительные переговоры о закупке подводных лодок "Kalev" и "Lembit". Бесплодные переговоры с различными
вариантами достижения компромисса продолжались вплоть до 06.1940, когда правительство Эстонской республики ушло в отставку в результате советского ультиматума;
1940 год 13 августа
После вступления Эстонии в СССР зачислена в состав кораблей ВМФ СССР под наименованием "Лембит";
1940 год 19 августа
Поднят советский военно-морской флаг. Вошла в состав КБФ. Зачислена в состав 2-й БрПЛ КБФ (подчинялась непосредственно штабу бригады). Пятерым сверхсрочникам ВМС Эстонии, которые пожелали продолжить службу на ПЛ присвоили
воинское звание "мичман" и поставили во главе группы матросов и старшин по своим специальностям;
1940 год осень - зима
Подготовка документации, изучение материальной части и освоение корабля личным составом;
1941 год 11 февраля
После объявления новой организации подводных сил на Балтике вошла в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ с базированием на Либаву;
1941 год апрель
Перебазирована в Либаву;
1941 год 22 июня
Находилась в Либаве в организационном периоде;
1941 год 22 - 23 июня
В 23.20 22.6 вместе с ПЛ "Калев" и "С-7" в сопровождении тральщика "Фугас" и двух катеров типа "МО" покинула осаждённый город. 23.6 прибыла в Виндаву;
1941 год 25 - 27 июня
25.6 перешла в Усть-Двинск, 27.6 - в Куйвасте;
1941 год июль
1.7 перешла в Палдиски, 4.7 - в Таллин, 5.7 - в Кронштадт. 25-31.7 прошла докование (при переходе выяснилось, что корпус требует осмотра и ремонта);
1941 год 2 - 3 августа
Перешла в Таллин;
1941 год 10 - 21 августа
Боевой поход. В 17.21 10.8 вышла для минной постановки в районе м. Аркона. До меридиана м. Ристна (достигнут днем 11.8) эскортировалась БТЩ-203, -207, -209, -210,
-218 и 4 СКА. Утром 15.8 во время шторма на ПЛ вышла из строя гидравлическая система, что вызвало отказ приводов управления вертикальными и горизонтальным рулями,
подъема перископов, открытия люка пушки и минного устройства. Лодка продолжила движение, удерживаясь на курсе электромоторами, и через 3 ч экипаж ввел
гидравлическую систему в строй. 16.8 на подходах к о. Борнхольм обнаружила дозоры шведских СКР. Утром 17.8 прибыла на позицию, где наблюдала движение датского ТР.
Днем командир лодки уточнил разведывательные данные, полученные в ходе похода ПЛ "К-3", после чего в 18.02-19.50 из подводного положения в 13,5-15
милях севернее м. Аркона выставил минное заграждение (5 банок по 4 мин, интервал между банками 8,6-11,5 каб., минный интервал - 60 м, углубление - 2,5 м). Заграждение
было выставлено в стороне от судоходного фарватера. В качестве минных успехов "Лембита" в отечественной литературе часто называются суда, погибшие
11.1941 на плавающих минах, сорванных с германского оборонительного заграждения у Кольберга (германский ТР "Шванек", 2194 брт; 17.11.1941), либо на британских
заграждениях, выставленных авиацией (шведский ТР "Вольрат Там", 5787 брт; погиб в Северном море 10.11.1941, паром "Штарке" - тяжело поврежден 26.02.1942 в районе
Заснитца). Информация о повреждении германского УС "Дойчланд" 12.11.1941 до настоящего времени не подтверждена зарубежными исследователями. Вечером начала
возвращение в базу. Днем 21.8 встречена в устье Финского залива БТЩ-204, -207, -211, -215, -218 и 4 СКА, и в 21.17 прибыла в Таллинн;
1941 год 28 августа - 18 октября
28.8 для перехода в Кронштадт включена в состав отряда главных сил и 29.8 благополучно прибыла к месту назначения. 4.10 перешла в Ленинград, 17-18.10 - в Кронштадт;
1941 год 19 - 26 октября
Боевой поход. В 22.20 19.10 вышла в район Нарвской бухты (позиция №5). За время патрулирования несколько раз обнаруживала СКА и один раз ТР противника. В 06.00 26.10 вернулась в Кронштадт;
1941 год 5 ноября
Боевой поход. В 01.25 5.11 вышла для постановки мин у южного входа в пролив Бьеркезунд. Постановка осуществлена с 07.35 до 08.23 (5 банок по 4 мины, минный интервал -
60 м, углубление - 2,5 м). Возможно, что на минах "Лембита" 28.11.1941 погиб финский ТЩ "Порккала" (+32; поднят в 1942 г. и введен в строй). Более
вероятной причиной гибели ТЩ (осадка 2,5 м) представляются минные заграждения, выставленные советскими ТКА и СКА в проливе Бьеркезунд в 9.1941 (углубление 1,8 м).
Часто упоминаемые в качестве успехов "Лембита" финские КАТЩ "Куха-3" (погиб 3.11.1941) и МЗ "Паукку" (погиб в шторм 14.11.1941 в Выборгском заливе)
не могут оцениваться в качестве таковых. В 22.30 ПЛ прибыла в Кронштадт;
1941 год 7 ноября
Перешла в Ленинград для ремонта на заводе №196;
1941 год 21 ноября
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;
1941 год - 1942 год
Преодолевая немыслимые лишения и трудности с ремонтными материалами, электроэнергией, топливом, скудно питаясь по нормам полуголодного пайка, экипаж и рабочие
завода смогли отремонтировать корабль и подготовить его к боевым походам. Правда, осталась нерешенной проблема мин - в Кронштадте английских мин не было, а
отечественные по размерам не подходили к минным шахтам. В блокадном Ленинграде разрешить эту проблему не удалось - ПЛ предстояло выходить в море только с торпедами,
что лишало ее половины боевых возможностей;
1942 год 13 августа
В ночь на 13.8 перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе обстреляна артиллерией противника;
1942 год 17 августа - 22 сентября
Боевой поход. В 22.30 17.8 - 04.50 18.8 в сопровождении БТЩ-207, -210, -215 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 22.00 21.8 вышла в район о. Утё (позиция №5). До точки
погружения (12 миль западнее о. Лавенсари) ПЛ сопровождали БТЩ-210, -215, -217 и 4 СКА. При проводке вытралены 2 мины и 2 минных защитника. Утром 24.8 в районе о.
Осмусаар имела два мнимых случая встреч с минрепами. В 01.40 25.8 закончила форсирование Финского залива и прибыла на позицию. 26.8 произвела разведку рейда о. Утё.
При возвращении ПЛ выскочила на банку глубиной 4,5 м в 13 каб. от острова. При всплытии лодка была обнаружена береговым постом наблюдения противника. Днем 27.8
обнаружила отряд шведских боевых кораблей и шведский КОН, атаковать который не удалось из-за большой дистанции. 28.8 перешла для действий в район м-к Богшер - м-к
Чекарсерн. Днем 30.8 лодка не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. В 09.02 4.9 произвела торпедную атаку КОН (8 ТР, 4 СКР, несколько СКА) в 15 милях
юго-восточнее о. Утё (ТР 8000 т, атака=подв/пр/2,д=10 каб., через несколько минут услышан взрыв большой силы, в 09.37 в перископ обнаружено только 7 ТР - корабли
германского КОН наблюдали торпеду, взорвавшуюся на мелководье). Противник ПЛ не преследовал. 5.9 для проведения обсервации отходила к м. Ристна. Днем 9.9 обнаружила
КОН у о. Богшер, но при выходе в атаку была вынуждена погрузиться из-за угрозы тарана СКР. В 18.53 13.9 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 4 СКР, 2 СКА) в районе
о. Утё (ТР ? т, атака=подв/пр/2,д=12-14 каб., промах - зарубежных данных нет). Вечером 13.9 получила приказ возвратиться в базу, но командир решил отложить начало
перехода на 1 сутки до полной зарядки АБ. В 12.07 14.9 произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 3 СКР, 2 СКА) (ТР 8000 т, атака=подв/ви/2, д=7-8 каб., командир лодки
наблюдал в перископ погружение 1 ТР, второй - горел - в точке 59°35'5 с.ш./21°12'5 в.д. тяжело поврежден германский ТР "Финнланд", 5281 брт, перевозивший отпускников
из Финляндии в Германию. +6, -90 (4 скончалось от ран), ТР затонул утром 15.9.1942 в точке 59°36'8 с.ш./21°14'5 в.д.. впоследствии поднят и 1.7.1943 введен в строй).
Германские СКР "V 307", "V 302", "V 310" до 15.00 преследовали ПЛ (сброшено 50 глб). В 12.20 после близкого разрыва глб произошел взрыв водорода во 2-й группе АБ и
возгорание, при котором пострадало 6 человек. Через сорванный клинкет шахты лага поступила вода, вышло из строя оборудование радиорубки. До вечера лодка лежала на
грунте. В ночь на 15.9 отошла к м. Ристна и в ночь на 16.9 начала форсирование Финского залива. Вечером 17.9 южнее Хельсинки имела мнимый случай касания минрепа. С
наступлением темноты на Западном гогландском плесе всплыла для зарядки АБ и была обстреляна СКА из автоматической пушки, а затем, утром 18.9 атакована глб финского
СКА "VMV 2" и "VMV 13". В 18.30 в подводном положении выскочила на банку Преображения, но смогла самостоятельно сняться с нее. В 13.20 19.9 встречена 2 СКА в 6,5 каб.
южнее о. Соммерс и в 14.00 приведена к о. Лавенсари. В 21.01 21.9 - 05.20 22.9 в обеспечении КЛ "Кама", БТЩ-207, -211, -215, -217, -218 и 4 СКА перешла в Кронштадт.
На переходе БТЩ-211 в районе Деманстейнских банок был безуспешно атакован торпедой ТКА - зарубежных данных нет. По результатам похода 10 членов экипажа были
награждены Орденом Ленина, 14 - орденом Красного Знамени, 12 - орденом Красной Звезды. Военный совет КБФ представил командира ПЛ Матиясевича А.М. к званию "Героя
Советского Союза" (однако командир был награжден только Орденом Ленина, указ же о присвоении звания "Героя России" был подписан только 29.11.1995);
1942 год 5 октября
В ночь на 5.10 перешла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки;
1943 год 7 января
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;
1943 год апрель - май
11.4 выведена из дока и к 15.5 подготовлена к боевому походу;
1943 год август - ноябрь
Прошла докование и средний ремонт;
1944 год май - октябрь
Вечером 17.5 перешла в Кронштадт, где до октября осуществляла боевую подготовку. На ПЛ была погружена партия английских мин типа "Мотала", специально доставленных летом в Мурманск из Англии;
1944 год 1 - 18 октября
Боевой поход. 1-5.10 перешла финским шхерным фарватером в Балтийское море. 6.10 из-за необходимости дифферентовки (при первом же погружении ПЛ провалилась на
глубину 64 м) вернулась к о. Утё. Вечером 7.10 вышла в район севернее Кольберга (позиция №7). В 00.00 11.10 прибыла па позицию в 60 милях севернее м-ка Рюгенвальде.
В 17.00 11.10 ПЛ закончила постановку минных банок в квадрате, ограниченном точками 54°38'8 с.ш./15°53'8 в.д., 54°37'5 с.ш./15°57' в.д., 54°35'8 с.ш./15°53'7 в.д.,
54°36'1 с.ш./15°55' в.д. (5 банок но 4 мины, минный интервал - 50 м, углубление - 2,4 м). Через 3 ч после постановки в направлении минного заграждения услышан
сильный взрыв. Германский СКР "Vs 302", получивший, по сведениям Ю. Ровера, повреждения в результате подводного взрыва 24.11.1944 в точке 54°36' с.ш./16°'52' в.д.
(точка находится на суше. по-видимому, следует читать 54°36' с.ш./15°52' в.д.) скорее всего подорвался на минах "Лембита". Возможно на них
же 23.10.1944 погиб германский буксир "Пионер 5" (около 100 брт, точные координаты места гибели неизвестны), однако сомнительно, чтобы на минах, выставленных
с углублением 2,4 м, могло подорваться судно со столь малой осадкой. Возможно на минах "Лембита" погиб германский РТ "Шпрееуфер", 216 брт,
затонувший 24.11.1944 в точке 54°27' с.ш./15°45' в.д., но разница в координатах говорит в пользу того, что он скорее всего подорвался на британской донной мине.
ТР "Эберхард", "Элие" и "Эйхберг" подорвались на минах ПЛ "Л-21". Часто называемые в качестве успехов минной постановки ТР "Берлин", "Дрейхдейк",
"Лютьехорн", ТЩ "М 421" погибли в точках с координатами отличными от постановки "Лембита" на донных минах, выставленных британской авиацией.
ТР "Шванек" погиб в 1941 г. на германском минном заграждении у Кольберга. ПЛ "U 547" подорвалась на донной мине в устье р. Жиронда в августе 1944 и после перехода в
Норвегию исключена из состава флота. Вечером 12.10 ПЛ обнаружила восточнее о. Борнхольм КРЛ типа "Нюрнберг", но не смогла выйти в атаку на него из-за большой скорости
и частого изменения курса цели. В 02.18 13.10 произвела торпедную атаку ОТР в 45 милях южнее о. Эланд (ТР 5000 т, атака=надв/ви/2, д=7 каб., ТР уклонился). В 02.26
ПЛ произвела повторную атаку (атака=надв/ви/2, д=7 каб., наблюдалось попадание 2 торпед и гибель ТР - в точке 55°20' с.ш./15°20' в.д. потоплен датский ТР "Хильма Лоу",
2414 брт, совершал рейс с грузом угля из Готенхафена в Данию, +4). В 01.00 15.10 произвела торпедную атаку ТЩ или РТ в 45 милях южнее о. Эланд (атака=надв/пр/1,д=6
каб., промах, либо торпеда прошла под целью). В 01.09 ПЛ произвела повторную атаку (атака=надв/пр/1,д=5 каб., наблюдалось попадание торпеды и частичное погружение ТЩ -
зарубежных данных нет). Информация о потоплении лодкой германского ТЩ "М 3619" по-видимому не соответствует действительности, поскольку ТЩ погиб в ночь на 13.10.1944
в районе м-ка Риксгафт (в пределах позиции №5, занятой в указанные сутки ПЛ "С-4"). В ночь на 16.10 перешла для обсервации в район м-ка Хоборг, откуда
днем начала возвращение в базу из-за израсходования запасов топлива. В 11.23 17.10 прибыла к о. Утё, в 17.55 18.10 - в Хельсинки;
1944 год октябрь - ноябрь
24-25.10 перешла в Кронштадт для ремонта и снятия противоминного устройства. 30.10-14.11 находилась в доке. 24.11 прибыла к о. Лавенсари, 24-26.11 перешла в Хельсинки, 27.11 - на Ханко;
1944 год 28 ноября - 16 декабря
Боевой поход. Вышла в сектор, ограниченный пеленгами 315-360° от м. Брюстсрорт (позиция №3). В 21.00 1.12 прибыла на позицию. 2-3.12 командир ПЛ произвел разведку
прибрежного фарватера и в 14.25-14.48 3.12 произвел минную постановку в 3 милях северо-западнее м. Брюстерорт (координаты загражденного района - между параллелями
54°58'8 с.ш. и 55°00'8 с.ш., между меридианами 19°55'9 в.д. и 19°57'8 в.д., 10 банок по 2 мины, интервал между байками 1 каб., минный интервал - 50 м, углубление -
2,5 м). Днем 4.12 и 6.12 в направлении минного заграждения были слышны взрывы. По германским данным заграждение вытралено 4.12.1944 КАТЩ с ПЛБ "MRS 12". Часто
упоминаемый в качестве успеха постановки или торпедной атаки 11.12 германский ТР "Диршау" реально пропал без вести на переходе Данциг - Рига 2.12.1942 (по некоторым
данным 4.12.1942 погиб на мине в точке 54°47'с.ш./17°28'в.д.). 7.12 отходила к о. Готланд для производства обсервации. В 09.15 11.12 произвела торпедную атаку КОН
(3 ТР, 2 ТЩ, 1 СКР, 2 СКА) в точке 55°12'0 с.ш./19°55'3 в.д. (ТР 6000 т, атака=подв/ви/2,д=4 каб., через 35 сек услышаны сильные взрывы - зарубежных, данных нет,
очевидно, торпеды взорвались вблизи ПЛ). В результате взрывов поврежден легкий корпус и ограждение рубки, а в 10.30 обнаружилось сильное поступление воды в прочный
корпус. После атаки ПЛ провалилась до глубины 62 м, через 15 мин наблюдала в составе КОН только 2 ТР. В 21.00 лодка начала возвращение в базу. В 13.48 14.12 западнее
о. Утё (в точке 59°43'0 с.ш./21°19'6 в.д.) следуя в подводном положении на глубине 20-30 м (глубина моря по карте 60 м), ПЛ ударилась о подводный предмет (по всей
вероятности остов затонувшего судна, хотя во многих источниках указывается на таран германской ПЛ "U 479"), получив при этом незначительные повреждения легкого
корпуса. Версия о случайном столкновении с германской ПЛ "U 479" не подтверждается зарубежными данными (по свидетельству членов экипажа после всплытия наблюдалось
большое масляное пятно за кормой ПЛ, а на волнах колыхались обломки двух досок). Германская ПЛ вышла на позицию северо-западнее о. Осмусаар 27.10.1944, откуда в
последний раз выходила на связь 15.11.1944. В
связи с истечением срока автономности 12.12.1944 ПЛ объявлена пропавшей без вести. Наиболее вероятная причина гибели "U 479" - подрыв на германских или советских
минных заграждениях в устье Финского залива. 15.12 ПЛ прибыла в Турку. 16.12 перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт;
1945 год 6 марта
Награждена орденом Красного Знамени;
1945 год 23 марта - 14 апреля
Боевой поход. В 15.00 23.3 вышла в район восточнее банки Штольпе (позиция №4). До 21.07 25.3, когда ПЛ прибыла в точку погружения (59°46' с.ш./21°21' в.д.),
следовала в надводном положении в обеспечении финского ЛД "Сису". При проводке во льдах получила легкие повреждения корпуса и дейдвудных сальников, в результате
чего в трюм V отсека начала поступать вода, постоянно создававшая дифферентующий момент. В 18.00 28.3 прибыла на позицию в районе м-ка Риксгафт. В 12.45-13.27
30.3 произвела постановку минного заграждения в 10 милях северо-восточнее Риксгафта (5 банок по 4 мины между точками 54°54'7 с.ш./18°19'4 в.д. и 54°57'4 с.ш./18°20'
в.д.; минный интервал - 50 м, углубление - 2,5 м). В 15.30 в направлении заграждения были услышаны шумы винтов и 3 сильных взрыва, кроме того сильный взрыв произошел
вечером 2.4. Подтвержденных данных об успехах постановки нет. Возможно на минах "Лембита" погиб пропавший без вести 25.4.1945 в районе м-ка Риксгафт
СКР "Vs 343". СКР "Vs 1014" погиб 18.3.1945 в точке с координатами 56°00'с.ш./10°49'в.д. на британской донной мине. СКР "Vs 301" потоплен 19.3.1945 советскими ВВС
в районе Пиллау. БО "Uj 1108" потоплен 5.2.1943 в районе Берлевога (70°57' с.ш./ 29°13' в.д.) торпедой советской ПЛ "К-3". 4-5.4 ПЛ на грунте в районе
банки Северная Средняя ремонтировала гидравлическую машинку вертикального руля (не отремонтирована). В ночь на 5.4 определилась по м-ку Эланд-Седра-Удде, затем
вернулась для ремонта в район банки Северная Средняя. Днем намотала на левый винт рыбацкие сети. 6-7.4 имела ряд контактов с кораблями ПЛО, сбросивших на безопасном
удалении от ПЛ 83 глб. В 15.06 7.4 зафиксировала шум прошедших рядом 4 торпед - зарубежных данных нет. 8.4 продолжила ремонт вертикального руля. 9.4 в 40 милях южнее
м-ка Хоборг обнаружена и в течение 1,5 часов подвергалась преследованию кораблей ПЛО, сбросивших на безопасном удалении 85 глб. 10.4 преследование возобновилось,
одновременно вышел из строя коллектор левого дизеля и компрессор ВВД №2. В 01.51 11.4 ввиду аварийного состояния ПЛ командир начал возвращение в базу. В 07.07 13.4 в
районе о. Нюхамн встречена ЛД и в 10.44 14.4 прибыла в Турку;
1945 год апрель - май
Проходила межпоходовый ремонт в Турку;
1945 год 13 июня - 8 июля
13.6 вышла в боевой дозор на позицию от восточного берега острова Борнхольм до банки Штольпе и маяка Риксхёфт. Необходимо было держать под контролем морские пути,
которыми могли воспользоваться укрывающиеся от возмездия военные преступники. Днем ПЛ малошумными ходами галсировала в подводном положении, осматривая горизонт и
прослушивая море шумопеленгатором, а ночью - ходила в надводном положении. Имела касание рыбацких сетей в подводном положени.8.7 вернулиаь в Турку;
1945 год 22 июля
На День Военно-Морского Флота участвовала в параде боевых кораблей в Таллине;
1945 год август
В конце месяца член Военного совета КБФ вице-адмирал А.А. Николаев вручил экипажу орден Красного Знамени и Краснознаменный Военно-морской флаг. Воинский ритуал,
посвященный этому событию, состоялся на борту ПЛ;
1945 год 25 августа
Переформирована (требует уточнения?) в состав УДнПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1945 год 15 ноября
В составе УДнПЛ вошла в состав УБрПЛ КБФ (с 25.02.1946 - Северо-Балтийский флот);
1946 год 17 января
Выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную ПЛ и передана в распоряжение УОПП им. С.М. Кирова в Кронштадте;
1946 год 18 июня
Переименована в "У-1";
1946 год 30 декабря
После переподчинения переформирована в состав УДнПЛ УБрПЛ ОВСНК ВМС (с 01.02.1947 - 8-го ВМФ);
1948 год апрель
Переформирована в состав ОУДнПЛ 8-го ВМФ;
1949 год 12 января
Отнесена в классу средних ПЛ;
1949 год 9 июня
Переименована в "С-85";
1949 год октябрь
Базируясь на Кронштадт ходила в штурманский поход по маршруту Кронштадт - Таллин - Лиепая - Балтийск - Свиноуйсьце - Кронштадт;
1950 год 25 марта
В составе ОУДнПЛ вошла в состав КВМК;
1951 год март
Переформирована в состав 93-й БрПЛ КВМК (с 12.1951 - 93-я БрУСПЛ);
1951 год
Произвела 6 атак, выпустила 16 торпед, поставила 4 мины и выстрелила 83 снаряда в учебных целях;
1951 год декабрь
В условиях зимы, перешла из Кронштадта в Таллин, а затем в Лиепаю;
1952 год апрель
Перешла обратно в Кронштадт;
1952 год
По итогам года объявлена лучшей ПЛ соединения;
1954 год 1 августа
В составе бригады вошла в 68-ю ДиУК(ПЛ) (с 15.02.1957 - 68-я ДиУСПЛ);
1955 год 10 июня
Разоружена, переформирована и перестроена в УТС. Штаты уменьшины наполовину, сохранив главным образом старшин, для обучения молодых подводников;
1956 год 30 января
Переименована в "СТЖ-24";
1956 год 27 декабря
Переименована в "УТС-29";
1957 год 3 августа
Передана заводу №112 (г. Горький). Сохранена как экспериментальная лодка и пример Британского подводного кораблестроения. Водонепроницаемая крышка шахты хранения
оружия была взята за основу для проектирования люков шахт ракет новых Советских ПЛ;
1979 год 28 августа
Отбуксирована по внутренним водным системам в Таллин для дальнейшего использования в качестве филиала музея Балтфлота. Возвращено название
"Лембит";
1985 год 5 мая
После восстановительного ремонта поставлена на вечную стоянку в качестве мемориальной ПЛ комплекса "Музей Балтийского Флота" в гавани Пирита (Таллин);
1992 год 27 апреля
Провокационно захвачена вооруженными отрядами Департамента охраны края Эстонии. Поднят флаг Эстонии. Переименована в "Lembit";
1994 год 2 августа
Включена в состав ВМС Эстонии, как корабль №1. Открыта для осмотров, как отдел "Эстонского Морского Музея";
2001 год 5 октября
Отбуксирована от пирса в гавани Пирита в док, для очистки подводной части, замены, где необходимо корпуса, и проведения незначительных доработок во внутренних
помещениях ПЛ;
2001 год ноябрь
Специалисты Балтийского судоремонтного завода (БСРЗ) в Таллинне завершили ремонт подводной лодки - музея. Предполагалось, что ПЛ вернется к музейному причалу в
таллиннском районе Пирита сразу, как только наладится погода, но возвращение по ряду причин затянулось, и подлодка осталась в Минной гавани;
2002 год 8 декабря
На подводной лодке-музее, стоящей у причала таллиннской Минной гавани, утром произошел пожар. В происшествии погиб вахтенный матрос. Следователи Таллиннской полиции,
расследовавшие причины пожара на ПЛ, счтают, что возгорание мог вызвать масляный отопительный радиатор, установленный слишком близко к огнеопасным деталям внутри рубки;
2003 год
По сообщению пресс-секретаря правительства Эстонии, государство выделило 245 тыс. крон (1 евро = 15,6466 крон) на ремонт лодки - музея. 50 тыс. крон отведены на
внутренние работы в вахтенном помещении подлодки, 35 тыс. крон - на замену сгоревших деталей капитанского мостика, 25 тыс. крон - на обновление стенных панелей
командирской рубки, 57 тыс. крон - на ремонт электропроводки, очистка и покраска внешей стены рубки - 15 тыс. крон, установка противопожарной и охранной сигнализации -
45 тыс. крон и восстановление системы вентиляции - 18 тыс. крон;
2004 год (?)
После окончания восстановительного ремонта установлена у пирса в гавани Пирита в Таллинне. Открыта для осмотров как мемориальная ПЛ;
2010 год
Являлась действующим экспонатом Эстонского Морского Музея. Была открыта для посещения;
2011 год 16 мая
Был спущен морской флаг, а судно списано с учета морских сил Эстонии;
2011 год 20 - 21 мая
Судно вытащено из воды на берег, перебазировано и установлено в бывший царский ангар для гидросамолётов на постоянное сухое хранение в Эстонском Морском Музее;
2012 год 12 мая
После окончания косметического ремонта, открыта для осмотров экскурсантами как мемориальная ПЛ;
2017 год
Являлялась действующим экспонатом Эстонского Морского Музея.
командиры (ВМС Эстонии):
1. Шмидехельм Ф./Schmiedehelm F. (1936-19.08.1940)
2. Кокк Р./Kokk R. (19.08.1940-03.10.1940), ВРИД, старший офицер ПЛ
командиры (ВМФ СССР):
1. Полещук В.А. (03.10.1940-10.09.1941)
2. Матиясевич А.М. (30.08.1941-03.1946)
3. Руссин Ю.С. (04.1946-1952)
4. Кирток А.Н.(1952-1955)
5. Крылов Ю.А. (1955?-1956?)
дополнительная информация:
1. Страница экипажа
2. Фотография ПЛ "Lembit" во время спуска на воду. 07.07.1936
3. Фотография ПЛ "Лембит" в составе ВМФ СССР. 1945 год
4. Фотография мемориальной ПЛ "Lembit" после пожара. 08.12.2002
5. Фотография мемориальной ПЛ "Lembit" в гавани Пирита (Таллин). 04.01.2008
6. Фотография мемориальной ПЛ "Lembit" во время транспортировки на берег. 20.05.2011
7. Фотография мемориальной ПЛ "Lembit" в бывшем царском ангаре для гидросамолётов. 2012 год
список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г..
2. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, "Полигон", 2001г..
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2004г.
4. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
6. Информация с сайта Эстонского Морского Музея.
7. Фотография Kullike Roovali.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Гринкевич В.И. "Краснознаменная подводная лодка "Лембит", Ээсти Раамат, Таллин, 1986г.
10. Матиясевич А.М. "За двумя зайцами погонишься...".
11. Информация из газеты "Молодежь Эстонии", 04.02.2003
12. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
13. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017