"U-9" (ВМС Германии), "ТС-16" (ВМФ СССР)
"Тип IIB" (Германия)
фотография:
ПЛ U-9 типа IIB ВМС Германии.
историческая справка:
1935 год 8 апреля
Заложена в Киле (Германия) на верфи "Германия" (Germaniawerft);
1935 год 30 июля
Спущена на воду;
1935 год 21 августа
Вступила в строй ВМС Германии;
1935 год 1 сентября
Вошла в состав 1-й Флотилии. Вошла в боевой состав флота;
1939 год 25 августа - 15 сентября
Боевой поход. 25 августа 1939 года U-9 вышла из Вильгельмсхафена в свой первый боевой поход. Имела приказ контролировать грузоперевозки на предмет контрабанды в районе Северного моря и восточного побережья Шотландии. За 22 дня похода проверила 2
нейтральных судна и не обнаружила контрабандных грузов. 15 сентября 1939 года вернулась в Вильгельмсхафен;
1939 год 1 октября - 31 декабря
Использовалась для учебных целей;
Принимала участие во II Мировой войне. Совершила 19 боевых походов. Потопила 8 судов (17.221 брт) и 1 повредила (412 брт).
1940 год январь - август
Совершила 6 боевых походов, в ходе которых потопила 6 судов и 1 корабль. 17.01.1940 - ТР "Фландрия" (Швеция), 18.01.1940 - ТР "Патрия" (Швеция), между 6-12.02.1940
- ТР "Линда" (Эстония), 09.05.1940 - ПЛ "Дорис" (Франция), 11.05.1940 - ТР "Вийю" (Эстония), 12.05.1940 - ТР "Тринга" (Великобритания), 23.05.1940 - ТР "Сигурдс
Фалбаумс" (принадлежащий немецкой судоходной компании под флагом Латвии);
1940 год 16 - 22 января
Боевой поход. 16 января 1940 года вышла из Вильгельмсхафена в направлении восточного побережья Британии. 18 января 1940 года обнаружила два шведских грузовых судна - "Patria" (ТР "Патрия", Швеция) и "Flandria" (ТР "Фландрия", Швеция), шедших
курсом на юг. Суда показались подозрительными, так как не несли флага национальной принадлежности. В 22.23 и 22.40 ПЛ выпустила по ним две торпеды, которые, однако, не достигли цели. 30 минут спустя, "Flandria" снова была обнаружена и в 23.53
потоплена одной торпедой. 19 января 1940 года в 01:45 торпеда попала в "Patria", после чего судно быстро затонуло. 4 выживших из 23 членов экипажа "Partia" были позднее подняты на борт шведского грузового судна Frigg, а 4 выживших из 21 члена
экипажа "Flandria" были спасены норвежским грузовым судном Balzac два дня спустя. В тот же день, 19 января, на ПЛ обнаружилась поломка топливопровода, в результате чего она была вынуждена прекратить операцию и на следующий день вернуться в порт
в Гельголанд для ремонта. 22 января 1940 года, после ремонта, ПЛ была отправлена в Вильгельмсхафен;
1940 год 5 - 17 февраля
Боевой поход. 5 февраля 1940 года вышла из Вильгельмсхафена с целью целью постановку минного поля в Мори-Ферт как часть подготовки к операции Нордмарк. 11 февраля 1940 года, в 18.20, ПЛ выстрелила одиночной торпедой по эстонскому судну "Linda"
(ТР "Линда", Эстония). Попадание привело к тому, что судно разломилось, и носовая часть мгновенно затонула. Кормовая часть последовала за ней спустя четыре минуты. Один из членов экипажа погиб. 14 февраля 1940 года ПЛ завершила миссию, однако
вынуждена была простоять три дня в Гельголанде, в связи со льдом, блокировавшим вход в гавань Вильгельмсхафена. Позднее, 4 мая 1940 года, на одной из мин, установленных 10 февраля на расстоянии в 4 миль (6,4 км) в направлении 330° от Тарбат-Несс,
подорвался британский танкер San Tiburcio, через 45 минут судно разломилось надвое и затонуло. Капитан и все 39 членов экипажа были подняты на борт судна эскорта HMS Leicester City (FY223), и высажены на берег в Инвергордоне;
1940 год 14 - 20 марта
Боевой поход с целью охоты на подводные лодки противника.;
1940 год 4 - 24 апреля
Боевой поход. 4 апреля 1940 года вышла из Вильгельмсхафен в боевой поход для поддержки сил вторжения в операции «Везерюбунг» (вторжение в Норвегию). Совместно с U-14, U-56, U-60 и U-62 составила Третью Группу. 14 апреля лодка зашла в Бремен для
пополнения припасов с тренировочного судна Bremse. 20 апреля 1940 года осуществила торпедный залп по польскому эсминцу ORP Blyskawica, но промахнулась. 24 апреля 1940 года по окончании похода ПЛ пришла в Киль;
1940 год 5 - 15 мая
Боевой поход. 5 мая 1940 года U-9 вышла из Киля, имея задачей патрулирование прибрежные воды Бельгии для поддержки немецкого вторжения в Нижние Земли. 6 мая 1940 года во время столкновения с судном Sperrbrecher на выходе из Кильского канала U-boat
слегка повредила носовую часть. Повреждения были устранены в тот же день в Гельголанде. 9 мая 1940 года атаковала двумя торпедами G7a находившуюся в надводном положении французскую субмарину Doris. Одна торпеда прошла мимо, вторая же попала в цель,
в результате чего подводная лодка затонула в течение минуты, унеся с собой жизни 45 человек. Трое из погибших служили в КВМФ Великобритании. 11 мая 1940 года в 00.49 атаковала судно "Viiu" (ТР "Вийю", Эстония"), шедшее без эскорта. После попадания
одной торпедой G7e в район мостика, судно за минуту ушло на дно в районе буя Вестхиндер. Пятеро выживших (из 20 членов экипажа) были спасены HMS Arctic Hunter (FY1614) в десяти милях к востоку от острова Носс. В 14.00 того же дня, 11 мая, шедшее так
же без эскорта судно Tringa (ТР "Тринга", Великобритания) в полутора милях от буя Вестхиндер, в устье Шельды, получило торпеду в кормовую часть и немедленно затонуло. Погибли капитан, 15 членов экипажа и бельгийский лоцман. Шесть членов экипажа были
позднее спасены HMS Malcolm, и высажены на берег в Рамсгит 13 мая. 15 мая 1940 года закончила поход в Вильгельмсхафене.;
1940 год 16 - 30 мая
Боевой поход. Пополнив припасы, 16 мая 1940 года вышла в прибрежные воды Бельгии для охоты на корабли, пытающиеся уйти в Англию. 18 мая 1940 года в Северном море обнаружила ПЛ противника, однако ситуация обошлась без стрельбы с обеих сторон. 23 мая
в 12.54 лодка обнаружила "Sigurd Faulbaum" (ТР "Сигурдс Фалбаумс", Латвия). После того, как ПЛ выстрелила по нему двумя торпедами и попала обеими, судно разломилось надвое и затонуло на расстоянии примерно 15 миль (24 км) к северо-востоку от Зебрюгге.
30 мая 1940 года U-9 вернулась в Киль;
1940 год 1 июля
Перечислена в состав 24-й Флотилии, занималась учебной подготовкой;
1940 год 1 ноября
Перечислена в состав 21-й Флотилии, использовалась для учебных целей;
1942 год
Осенью 1941 года, когда стало ясно, что война с СССР из молниеносной превратилась в затяжную, немецкое командование решило перебросить на Черное море часть своих
военно-морских сил. Было решено в их число включить и 6 ПЛ, в том числе и "U-9". Так как проход Черноморскими проливами был исключен, переброска
осуществлялась на специальных понтонах по маршруту Киль - Гамбург - Дрезден (по Эльбе) - Юбигау, после чего сухопутным путем на трейлерах до Ингольштадта и далее
на мелкосидящих понтонах вниз по Дунаю до Сулины, а затем на буксирах или своим ходом к месту базирования - в Констанцу (Румыния). Перебазирование лодки началось
весной 1942 года, а через 10 месяцев "U-9" снова вступила в строй, причем на транспортировку ПЛ было затрачено всего шесть недель;
1942 год 1 октября
Перечислена в состав 30 Флотилии с базированием на Констанцу, использовалась для патрулирования на коммуникациях противника (совершила 12 боевых походов). Принимала участие в боевых действиях против советского Черноморского флота;
1942 год 11 ноября - 1 декабря
Боевой поход (командир - Hans-Joachim Schmidt-Weichert) из Констанцы. Патрулирование возле Трабзона, Батуми, Поти и Сухуми. 19 ноября сделала фотографии порта Поти;
1942 год 19 декабря - 1943 год 7 января
Боевой поход (командир - Hans-Joachim Schmidt-Weichert) из Констанцы. Патрулирование между Гагрой и Туапсе. 27 декабря 1942 года ПЛ была атакована советским минным тральщиком около Сочи, сбросившим 8 глубинных бомб,
нанесших лишь незначительные повреждения;
1943 год 3 февраля - 3 марта
Боевой поход (командир - Hans-Joachim Schmidt-Weichert) из Констанцы. Патрулирование возле Новороссийска и Геленджика;
1943 год 17 апреля - 10 мая
Боевой поход (командир - Hans-Joachim Schmidt-Weichert) из Констанцы. Патрулирование между Сухуми и Адлером;
1943 год 20 мая - 12 июня
Боевой поход (командир - Hans-Joachim Schmidt-Weichert) из Констанцы. Патрулирование между Геленджиком и Туапсе;
1943 год 26 августа - 10 сентября
Боевой поход (командир - Hans-Joachim Schmidt-Weichert) из Констанцы. патрулирование между Батуми, Поти и Сухуми. 4 сентября вынуждена была прервать поход из-за поломки компасов, гидрофона и перископа. 6 сентября встала
на ремонт в Севастополе. По окончании ремонта, 9 сентября, вышла в Констанцу;
1943 год 2 октября - 6 ноября
Боевой поход (командир - Heinrich Klapdor) из Констанцы. До 11 октября охотилась на подводные лодки возле Феодосии, затем патрулировала между Сухуми и Адлером. 23 октября зашла в Феодосию для пополнения запасов. 29 октября донесла, что в 21.30 в
квадрате CL9312, к NW от Сочи, был вероятно потоплен торпедой советский танкер водоизмещением 3000 тонн. Подтверждения нет;
1943 год 28 ноября - 25 декабря
Боевой поход (командир - Heinrich Klapdor) из Констанцы. Патрулирование между Поти, Гаграми и Туапсе. 16 декабря зашла в Феодосию для пополнения запасов, и, затем, патрулировала возле Батуми;
1944 год 21 - 28 февраля
Боевой поход (командир - Heinrich Klapdor) из Констанцы. Охотилась на подводные лодки на юге Крыма. 24 февраля из-за проблем с двигателем была вынуждена прервать поход и перейти в Севастополь. После небольшого ремонта направилась обратно в Констанцу
для замены блока цилиндров;
1944 год 23 марта - 2 апреля
Боевой поход (командир - Heinrich Klapdor) из Констанцы. Задачей было патрулирование прибрежных вод возле Поти. 30 марта зашла в Феодосию для дозаправки, высадив так же заболевшего члена экипажа. На следующий день (31 марта), во время советского
авианалёта на гавань, одна бомба попала в левый борт ПЛ - появилась трещина в прочном корпусе. Командир ПЛ получил осколочные раненияв и был отправлен в госпиталь. Командование принял первый помощник командира лейтенант Dehrmann. Выйдя из Феодосии 31
марта, прошла через Ялту в Севастополь, где и встала в аварийный ремонт для подготовки к переходу в Констанцу;
1944 год 5 - 6 апреляя
Перешла из Севастополя в Констанцу и встала в аварийный ремонт;
1944 год 26 апреля - 28 мая
Боевой поход (командир - Klaus Petersen) из Констанцы. Патрулирование между Туапсе и Новороссийском. 5 мая 1944 года, ПЛ доложила о потоплении около Туапсе в квадрате CL91, артиллерийским огнем небольшого рыболовного судна водоизмещением 50 тонн. 11 мая
1944, при нахождении в квадрате Grid CL 9187, в точке 43.50N, 39.26E , ПЛ обнаружила советский конвой из танкера, миноносца, тральщика, семи малых кораблей охранения и трех гидросамолетов МБР-2. Лодка атаковала конвой самонаводящейся акустической торпедой
Т-5 "Цаункениг" в 16.32, и через 2 минуты 31 секунду услышала взрыв торпеды. Торпедой был поврежден СКР "Шторм" (водоизмещение 412 тонн). После атаки конвоя, лодка подверглась атаке со стороны сил эскорта и получила незначительные повреждения. 17 мая 1944
года, ПЛ доложила, что в поддень в квадрате CL6620, в 18 милях SE от Геленджика, она через 46 секунд наблюдала попадание торпеды в нос атакованного танкера и танкер поврежден. Подтверждения нет. 25 мая 1944 года, ПЛ доложила, что до полудня к югу от Туапсе
в квадрате CL9170, был атакован торпедой и поврежден сторожевой катер или охотник за ПЛ. Подтверждения нет;
1944 год 15 июля - 11 агуста
Боевой поход (командир - Heinrich Klapdor) из Констанцы. Патрулирование в районе Сочи;
1944 год 20 августа
Потоплена в 10.30 в ВМБ Констанца бомбами самолетов "Пе-2" 40-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота. Получила прямое попадание и легла на грунт у пирса;
1945 год
В начале года поднята АСС ЧФ и отбуксирована в г.Николаев;
1945 год 19 апреля
Поставлена в восстановительный ремонт. Переименована в "ТС-16" и зачислена в состав ВМФ СССР;
1945 год 20 апреля
Вошла в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;
1945 год 12 ноября
Перечислена в состав ОУДнПЛ ЧФ;
1946 год 12 декабря
Исключена из состава ВМФ СССР в виду невозможности восстановления. Железный Крест с рубки ПЛ U-9 представлен в экспозиции музея ЧФ РФ.
командиры в ВМС Германии:
1. Hans-Gunther Looff (21.08.1935-1935)
2. Werner von Schmidt (30.09.1935-01.10.1937)
3. Ludwig Mathes (01.10.1937-18.09.1939)
4. Max-Martin Schulte (19.09.1939-29.12.1939)
5. Wolfgang Luth (30.12.1939-10.06.1940)
6. Wolfgang Kaufmann (11.06.1940-20.10.1940)
7. Joachim Deecke (21.10.1940-08.06.1941)
8. Hans-Joachim Schmidt-Weichert (02.07.1941-30.04.1942, 28.10.1942-15.09.1943)
9. Heinrich Klapdor (05.1942-10.1942 (?), 16.09.1943-20.08.1944)
10. Martin Landt-Hayen (05.04.1944-06.04.1944) на переход
11. Klaus Petersen (07.04.1944-06.1944) прикомандирован на время лечения командира
командиры в ВМФ СССР (в/ч .....):
1. Каменский В.С. (04?.1945-1945-1946?) возможно, числился командиром нескольких ПЛ ОУДнПЛ ЧФ
2. Буянский Б.С. (06(03?).1946-12.1946)
список источников:
1. Патянин С.В., Нагирняк В.А. "Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 2", МК, №10, 2005г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, 2004г.
3. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, 2000г.
4. Информация с сайта "Uboat.net".
5. Информация с сайта Великая Отечественная - под водой.
6. Ольховатский О.Н., Чаговец Н.Ф. "Феодосийский подплав", Санкт-Петербург, 2012г.
7. Тонина О.И. "Подводная лодка U-9. Черное море"
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2022