Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект "SH", Тип "XXVIIB5" (тип 127)

Тип «XXVIIB5» (Type 127) «Seehund» (Германия).

В ВМФ СССР, после достройки – проект «SH»



1. Количество подводных лодок проекта: 285 (из них по проекту "SH" - 2)


2. Изображение проекта:


СМПЛ Зеехунд

вид сбоку


СМПЛ Зеехунд


Один из «Seehund» в музее (Verkehrsmuseum, Германия)

фотография с сайта http://www.uboat.net.


3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):



Наименование корабля

Заводской номер

Даты работ по проекту "SH"

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГЕРМАНИЯ, ЭЛЬБИНГ: F.Schichau GmbH (136+188).

1

 U-6251

244
(ССЗ №196)

1947

02.11.1947

1948

 Достройка на Заводе №196

2

 U-6252

245?
(ССЗ №196)

1947

не спускалась

не вступала

 Достройка на Заводе №196



4. История проекта:


В 1944 год под обозначением XXVIIB5 ("Seehund" — "Тюлень"), позже — "тип 127", появился полностью доработанный под руководством Грима (Grim) проект СМПЛ с относительно мощной дизель-электрической силовой установкой (автомобильный дизель фирмы Bussing мощностью 60 л.с. и 25-сильный электродвигатель, используемый в осушительных насосах ПЛ), которая обладала почти всеми существующими устройствами большой "ныряющей"ПЛ.

Район плавания в надводном положении составлял (без наружных топливных цистерн) 270 миль при скорости 7,7 уз., с наружными цистернами — 550 миль (7,7 уз.) — разумеется, если выдерживал экипаж в тесном помещении лодки. Емкость АБ с 8-ю элементами 7 MAL 210 делала возможным плавание в погруженном состоянии на 63 мили 3-узловым или 19 миль 6-узловым ходом. Подводные ходовые качества в отношении скорости и района плавания получились хуже, чем при буксировочных испытаниях модели в июле 1944 г.

"Seehund" являлся концепцией более "полуподводной лодки" с очень малым надводным силуэтом и преимущественно подводными качествами.

Конструирование лодки длиной 11,865 м водоизмещением 12,3 м} было передано инженерному бюро "Глюкауф" (IBG), где и осуществлялось под руководством старшего советника кораблестроения Германии доктора Фишера.

В общей сложности немецкой промышленности удалось сдать заказчику 285 СМПЛ. Три СМПЛ типа "Seehund" изготовила фирма Howaldtswerke в Киле, 136 — F.Schichau GmbH в Эльбинге, остальные — GW. Лодки строились сериями независимости от верфи-строителя, имели небольшие отличия (наружные топливные цистерны, двигатели, комплектация оборудования и т.д.). С января 1945 года они участвовали в боевых действиях вплоть до конца войны.

Экипаж (командир и инженер-механик) составляли прошедшие обучение младшие офицеры или гардемарины.

Обычно "Seehund" опускался с работающим дизелем до глубины 10м, после чего инженер-механик включал электродвигатель. Это продолжалось секунды, так что дизель не успевал выкачать из лодки значительное количество воздуха. При срочном погружении командир, сидящий снаружи, соскальзывал с комингса люка вниз на свое сиденье, задраивал над головой люк и заполнял носовую балластную цистерну. Лодка на полном ходу ныряла под воду и через каких-нибудь 6-7 с находилась уже на глубине 5 м. "Seehund", принимавший при погружении почти вертикальное положение, мог уйти под воду гораздо быстрее: рекордное время его погружения равнялось 4 с. В этом случае дизель продолжал работать и под водой до тех пор, пока СМПЛ не опускалась до глубины 10 м, а в исключительных случаях — до 15-17 м. Это оказалось возможным благодаря тому, что выхлопные газы выбрасывались через клапан под давлением 2 атм. Только когда лодка достигала критической глубины 20 м, инженер-механик должен был по возможности быстрее закрыть клапан, так как здесь следовало опасаться, что постоянно увеличивающееся давление воды превысит давление выхлопных газов, и тогда вода ворвется в лодку и затопит двигатель. Теоретически было вполне возможно, что мотор, работая в режиме компрессора, выкачает из лодки весь воздух. Но еще в ходе испытания лодки было доказано, что в тот самый момент, когда у людей начиналось усиленное сердцебиение, появлялся шум в ушах и начинала ощущаться нехватка воздуха, дизель также прекращал работу — нехватка воздуха оказывала на него такое же воздействие, как и на двух членов экипажа. Пока давление воздуха в лодке не опускалось ниже 550 миллибар, они могли жить: люди - дышать, мотор - работать. Как только давление опускалось ниже этого уровня, и мотор, и люди выходили из строя. Конечно, на практике это случалось лишь в экстремальных случаях, но все же такая возможность не исключалась.

По опыту боевых действий "Seehund" показал удивительную живучесть. Был зафиксирован случай его провала на глубину до 70 м. Кроме того, СМПЛ почти не отражала радиолокационных волн. Даже столь опасные для подводников глубинные бомбы практически весьма редко могли ее поразить, так как самая сильная взрывная волна не находила на крохотном корпусе настоящего препятствия и только отбрасывала его под водой в сторону как мячик.

"Seehund" чутко реагировал на малейшее перемещение веса внутри него. Наиболее ярко это проявлялось во время движения на перископной глубине. Как только командиру казалось, что перископ высовывается из воды чуть-чуть больше нормального, и он опасался, что это может их выдать, они с бортинженером наклонялись немного вперед на своих сиденьях, и лодка сразу же с дифферентом на нос уходила немного глубже под воду. При зарывании экипаж просто откидывался на спинки кресел и таким способом отводил дифферент.

После окончания Второй мировой войны у советских специалистов появилась редкая возможность ознакомиться с новейшими образцами военной техники гитлеровской Германии. И если крупные боевые надводные корабли и ПЛ исследовались различными ЦКБ и НИИ, то ввод в строй и проведение испытаний ПЛ "Seehund" поручили заводу №196 ("Судомех", директор — Н.Н. Калиновский, с 1947 г. — В.Ф. Коврыжкин). Завод в это время строил ПЛ XV серии (проект 96). 30.01.1945г. в Эльбинге на верфи F.Schichau GmbH удалось захватить достаточно большое количество готовых секций ПЛ и документацию. В октябре 1944 года на этой верфи был размещен заказ на сборку ПЛ с номерами U-6251 - U-6442 со сроком готовности - сентябрь 1945 года. Однако к началу февраля 1945 года ни одну из этих ПЛ не успели официально заложить. Два корабля имели, высокую степень готовности, но подавляющее большинство остальных представляло собой только отдельные секции

В начале 1947 г. на завод из Восточной зоны оккупации с верфи Schichau поступили две СМПЛ "Seehund" в высокой степени готовности (U-6251 и U-6252), которые очевидно были сразу перезаложены на заводе №196 с целью достройки и испытаний. Также поступило еще несколько комплектов секций (U-6253 - U-6256), отдельные фрагменты комплектов (U-6256 - U-6300), оборудование и техническая документация. Заводское ОКБ (главный конструктор — В.М. Мудров сразу же приступило к разработке проектной и рабочей документации для обеспечения достройки и ввода в строй одной СМПЛ (U-6251 зав. №244, проект "SH"). ОКБ выполнило расчеты по отечественным методикам по теории корабля, проверочные расчеты прочности, разработало инструкции по эксплуатации и использованию боевых средств. По рабочей технической и отчетной документации ОКБ завода также разработало все недостающие чертежи, требуемые отечественными стандартами и нормами.

Руководил достройкой и вводом в строй лодки старший строитель И.А. Громов, сдаточным механиком был Г.И. Мусорин. Наблюдающими от КПА ГУК ВМС назначили старшего военпреда инженер-подполковника А.Н. Донченко, инженер-капитана 3 ранга Савенко, инженер-майора Бегак (кораблестроительная часть), инженер-капитана 3 ранга Тихолезова (минно-торпедная часть), инженер-капитанов 2 ранга Алексеенко и Роменко (электротехническая часть).

Трофейную СМПЛ "Seehund" доукомплектовали отечественными деталями и контрагентскими поставками, полностью собрали и спустили на воду 2 ноября 1947 года, после чего начались швартовные и ходовые испытания.

Швартовые испытания были полностью закончены 5 ноября 1947 года. В период с 5 по 20 ноября приемная комиссия ВМФ провела ходовые испытания (за исключением торпедных стрельб и глубоководных погружений). Вследствие резкого похолодания и наступившего ледостава испытания пришлось прервать, и СМПЛ подняли на стенку завода, демонтировали и законсервировали на зимний период.

В 1948 году завод провел доспусковые работы и швартовные испытания СМПЛ "Seehund" и сдал ее флоту. Вот в таком "германо-советском исполнении" лодка предстала перед советскими моряками, став первой советской боевой СМПЛ.


Описание технического устройства СМПЛ проекта «SH»:

Прочный корпус (ПК). ПК лодки был выполнен из обыкновенной углеродистой стали марки St42 МКМ (δт =2300 кг/см2) толщиной 4 и 6 мм и состоял из трех секций (носовой, средней и кормовой), которые стыковались на фланцах болтами M10 (по 76 шт. на стык). В районе АБ (средняя секция) и топливных цистерн ПК имели форму двух сопряженных цилиндров ("восьмерочную"), верхний из которых имел диаметр 1280 мм, а нижний — 550 мм. Конструкция ПК выполнена сварной из листов толщиной 4 мм (верхний) и 6 мм (нижний). Шпангоуты выполнены приварными из полосовой стали 6x40 мм. Расстояния между шп. - 300 мм. Носовая сферическая переборка имела толщину 4 мм, в корме концевой переборки не было - ПК приваривался прямо на мортиру линии вала.

На ПК имелось два рыма для подъема лодки, а также для швартовки.

Конструкции легкого корпуса (носовая и кормовая оконечность, балластные цистерны), а также прочные цистерны были также выполнены сварными и имели толщину обшивки 3-6 мм. Ограждение рубки - из листов 2-2,5 мм, причем носовая часть ограждения делалась стальной, а кормовая - дюралевой.

Механическая установка. В качестве главного двигателя был установлен автомобильный 6-цилиндровый 4-тактный нереверсивный дизель Bussing-NAG LD мощностью 105 л.с. (1800 об./мин.) выпуска 1944 г. Запуск двигателя производился от гребного электромотора. Все управление двигателем и разобщительной муфтой было вынесено на пост управления, механику.

На лодке имелся шнорхель, который снаружи запирался поплавковым клапаном, а изнутри - специальным быстрозапорным клапаном (в случае, когда лодка погружалась на 10-15 м с работающим двигателем).

Гребной винт - трехлопастный, левого вращения, стальной, отлит заодно со ступицей (диаметр - 0,5 м, шаг - 0,575, дисковое отношение - 0,8, шаговое отношение H/D=1,15).

Гребной электродвигатель - брызгонепроницаемый шунтовой, с легкой сериесной обмоткой, 4-полюсной. самовентилирующий, мощностью 18,4 кВт, напряжением 96 В (1040 об./мин.), мог работать в качестве генератора и гребного мотора.

АБ состояла из двух групп, имеющих по четыре блока каждая. Блок состоял из 24 элементов типа 7 MAL 210 емкостью 140 А.ч. Общий вес АБ - 2656 кг. Шесть аккумуляторных блоков размещались в носовой секции, два - в центральной секции, в киле. Зарядка батареи осуществлялась от работающего в режиме генератора электродвигателя или в базе с берега. Для освещения внутренних помещений использовались автомобильные плафоны.

Система погружения и всплытия. Для приема балласта на лодке имелось две ЦГБ (бескингстонные, носовая №2 и кормовая №1), уравнительная и носовая дифферентная. Заполнение ЦГБ производилось через шпигаты, вентилирование - через клапаны вентиляции, открывание и закрывание которых производилось из ЦП вручную. Заполнение дифферентной цистерны и откачка воды из нее производилась при помощи насоса, соединенного трубопроводом с уравнительной цистерной.

Весь запас воздуха высокого давления (ВВД) хранился в трех баллонах под давлением 180 кг/см. кв. Продувание главного балласта осуществлялось ВВД через редукционный клапан или отработанными газами дизеля через специальный трубопровод (когда лодка становилась под "шнорхель").

Из измерительных приборов на лодке в ЦП имелись два глубиномера (механический и пневматический), два дифферентометра (пузырьковый и трубчатый) и один угловой кренометр.

Вооружение. Торпедное вооружение состояло из двух торпед типа G7е калибра 533 мм весом 1348 кг. Торпеды имели положительную плавучесть +14 кг. На торпеде имелись Т-образные наделки (носовая и кормовая), на которыхона подвешивалась на направляющих дорожках (рельсах), которые, в свою очередь, через планки крепились к обшивке ПК. С правого и левого бортов СМПЛ имелись 4 лапы, к которым крепилась на болтах дубовая направляющая. Для предотвращения носового смещения торпеды был предусмотрен стопор, фиксирующий носовую наделку, а для предотвращения кормового — ограничитель, в который упиралась кормовая наделка торпеды.

Торпеда выстреливалась поворотом рукоятки механизма стрельбы: отдавался стопор и одновременно перемещением куркового зацепа откидывался курок, запускающий ее двигатель, после чего торпеда выходила по направляющей своим ходом.

Для погрузки торпед лодка поднималась из воды над пирсом за рымы на ПК, под нее заводилась с носа торпеда, постепенно входя по направляющим до упора. Поворотом рукоятки торпеда фиксировалась стопором, после чего лодку краном опускали на воду.

Связь, наблюдение, навигационное оборудование. Для наблюдения за поверхностью моря на лодке в ЦП установлен перископ (в носовой части рубки) длиной 1,6 м (между окулярами — 1,5 м). Вращение перископа осуществлялось вручную.

Радиопередатчик А-7-А (армейский), оборудованный антенной для радиосвязи на перископной глубине. Для связи командира с механиком, а также с обеспечивающим кораблем, был установлен телефон.

Из навигационного оборудования на лодке устанавливались компас "ПАМК" и малогабаритный компас "Гриб".

ГАС установлена не была (ее вес замещался балластом в носовой оконечности).

Управляемость. Вертикальный руль имел насадку Корта, предназначенную для улучшения условий работы винта (площадь вместе с насадкой составляла 0,49 м2). Угол перекладки вертикального руля на ПБ - 31°, ЛБ - 24°, угол перекладки горизонтальных рулей на погружение - 21°, на всплытие - 15°.

Управление всеми рулями было ручным. С командирского поста можно было управлять только вертикальным рулем, с поста механика - одновременно вертикальным и горизонтальными.

Остойчивость. Начальная метацентрическая высота при плавании ПЛ в пресной воде, определенная из опыта кренования 5 ноября 1947 г., в надводном положении составляла 6,5 см, в полном подводном —10 см.

Дальность плавания, скорости погружения, автономность, длительность непрерывного пребывания под водой не определялись.


Дальнейшая судьба СМПЛ сложилась следующим образом:

В 1948 году СМПЛ "Seehund" (зав. №244) передали Отряду подводного плавания в Кронштадт, где продолжились исследования ее боевых возможностей и перспективы использования в советских ВМС. Там "Seehund" находился вплоть до списания.

Оставшийся на заводе "Судомех" "Seehund" (U-6252) предлагали различным флотским организациям в качестве учебного пособия и уникального образца боевой техники, в том числе и ЛКИ, но никто не пожелал взять трофейную лодку на свой баланс. Из оставшихся секций СМПЛ на заводе "Судомехе" (U-6253 - U-6256) впоследствии соорудили плавучий макетный сарай (на основе четырех корпусов), в котором были изготовлены натурные макеты помещений и оборудования ПЛ проекта 705 (ЦП, реакторный отсек и район носовой прочной переборки). Оставшиеся от СМПЛ комплектующие (двигатели, приборы, оборудование) прибрали умелые руки судомеховцев. После сдачи головного заказа проекта 705, когда надобность в макетах отпала, из соображений секретности решили макеты не разбирать, а сжечь вместе с сараем, что и сделала специальная команда напротив Угольной гавани.

Хотя ПЛ "Seehund" не стала эпохальной, как ПЛ XXI, XXIII или XVII серий, заметно повлиявшие на послевоенное поколение подводных лодок, но и ей довелось оставить заметный след. Опыт СМПЛ "Seehund" впоследствии пригодился при проектировании и постройке многочисленных подводных аппаратов, производством которых начиная с 1970-х гг. занялся бывший завод "Судомех" (позднее - "Новое Адмиралтейство", далее - ЛАО, а ныне - ГП "Адмиралтейские верфи").


5. Схема проекта:


СМПЛ Зеехунд

Подробная схема. Укрупненный вид (720,1 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа 127 (Германия):
1 - Вертикальный руль, 2 - Горизонтальный руль, 3 - Гребной вал, 4 - Подшипник, 5 - Электромотор, 6 - Выхлопной клапан дизепьного двигателя, 7 - Кормовая балластная цистерна, 8 - Рым для лебедки, 9 - Дизельный двигатель, 10 - Воздухозаборник, 11 - Аккумуляторная батарея, 12 - Компас-пеленгатор, 13 - Рычаги управления рулями, 14 - Перископ, 15 - Два баллона с кислородом, 16 - Топливный бак, 17 - Три баллона со сжатым воздухом, 18 - Дифферентовочная цистерна, 19 - Носовая балластная цистерна, 20 - Буксирная проушина.


6. Тактико-технические данные проекта «SН»:


Главные размерения, м:

длина наибольшая                                            11,80

длина по оси ПК                                               11,75

ширина наибольшая (с лапами торпед)             1,82

наибольший диаметр ПК                                   1,28

осадка без киля                                                1,53

осадка средняя с килем                                   1,57

Водоизмещение объемное (без торпед)                        12,61 муб.

Запас плавучести (без торпед)                                      11%.

Запасы топлива (при удельном весе 0,9 т/м. куб.)         476 кг

Запас пресной воды                                                     24 кг

Запас чистого масла                                                     18 кг.

Наибольшая скорость в надводном положении             7,5 уз.

Наибольшая скорость в подводном положении             5,1 уз.

Скорость экономическая                                               2,34 уз.

Рабочая глубина погружения                                        22 м

Предельная глубина погружения                                   27,4 м.


7. Источники:


- Аликин А.Б. «”Seehund” в германском и советских флотах», ВТА «Тайфун» №3 (11) 1998г.
- Справочная информация и фотографии с сайта http://www.uboat.net.
- Схема из книги Беккера К. "Люди отряда "К"", Центрполиграф, Москва, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019