Rambler's Top100 К-2 Тип "К" XIV серии

К-2

Тип «К» XIV серии



фотография:


К-2


ПЛ "К-2" типа "К" XIV серии на Неве. Лето 1940 года.
Идентификация по книге Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Катюши" в бою".



историческая справка:


1936 год 27 декабря
Заложена на заводе им. Марти (с 1937 год - завод №194) в г.Ленинград;

1938 года 29 апреля
Спущена на воду. Входила в состав ОВСКРПК (затем в 20-й ДнПЛ ОВСКРПК);

1939 год 16 декабря
Подписан приемный акт;

1940 год 26 мая
Вступила в строй. Поднят Военно-морской флаг. Зачислена в состав 20-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1940 год июнь - июль
Переведена по ББК на Север совместно с ПЛ "К-1", ЭМ "Стремительный, двумя ПМ и сетевым заградителем;

1940 год 7 июля
Зачислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное с организационным периодом до 15.09.1940;

1940 год 18 июля
Вошла в состав Северного флота;

1940 год 20 июля
ЭМ "К.Либкнехт", сопровождая ПЛ К-2 из Сороки в Полярное, в районе Семи Островов, при перемене своего места в походном ордере из-за возможного вхождения кораблей в зону тумана, столкнулся с ПЛ К-2. ЭМ ударил ПЛ в кормовую часть по п.б. ПЛ получила несколько вмятин по п.б. в легком корпусе, а ЭМ - большое количество вмятин в корпусе по л.б.;

1940 год осень
Осуществила испытания минного устройства и мин ЭП;

1941 год 10 марта - 6 июня
В Мурманске прошла гарантийный ремонт (бригадой с завода №194);

1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в Мурманске. Перегрузка АБ не производилась - АБ в эксплуатации с 03.1939;

1941 год 18 июля
Произошла авария вспомогательного дизель-генератора;

1941 год июль
Находилась в организационном периоде. Из-за болезни командира отработка задач №1 и №2 (КПЛ) проведена частично, торпедные и артиллерийские стрельбы не проводились;

1941 год 7 - 31 августа
Боевой поход в район Тана-фьорд - Бос-фьорд (полиция №4; обеспечивающий командир 1-го ДнПЛ кап.2р. М.И.Гаджиев). В 03.35 7.8 вышла на позицию. В 19.26 прибыла на позицию. 8.8 обследовала Тана-фьорд. В 21.45 9.8 командир ПЛ обнаружил ТН, который попытался укрыться в бух. Берлевог. В 00.07-00.17 10.8 в районе м. Кьельнес обстреляла этот ТН артиллерийским огнем (TН 2500-3000, дистанция 70 каб., израсходовано 8 100-мм снарядов, попаданий нет, ТН укрылся в Конгс-фьорде — возможно обстрелян норвежский ТР "Станья"). В 19.38 10.8 обнаружила в районе Тана-фьорда КОН противника (2 ТР, 2 СКР). Командир попытался атаковать КОН, обогнав его в надводном положении, однако при выполнении маневра ПЛ была обнаружена и обстреляна СКР. После погружения в 20.45 произвела торпедную атаку (ТР ? т, атака подводная, 2 торпеды, дистанция 3-4 каб., промах атака не зафиксирована, возможно, безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Монсун» и «Геркулес»). Вечером 11.8 при попытке обогнать КОН в надводном положении обнаружена ММ (реально — УК «Бремзе»), от которого уклонилась погружением. В 06.04 13.8 в районе Тана-фьорда обнаружила ТР в охранении СКР. В 06.41 произвела торпедную атаку КОН (ТР ? т. атака подводная, 2 торпеды, дистанция 12 каб., перед залпом боцман «утопил» перископ, торпеды выпущены с опозданием, ПЛ обнаружена с ТР, который открыл по перископу артиллерийский огонь — зарубежных данных нет). Преследования не было. Утром 13.8 обнаружила 2 ММ (ЭМ «Галстер» и «Шёман»), атаковать которые не смогла из-за большой дистанции. В 13.38 13.8 произвела торпедную атаку ТЩ с тралом (ТЩ, атака подводная, 1 торпеда, дистанция 7 каб., ТЩ уклонился от торпеды, которая прошла перед форштевнем). В 14.16-14.24 после всплытия обстреляла ТЩ артиллерийским огнем (ТЩ, дистанция 70-80 каб., израсходовано 15 100-мм снарядов, попаданий нет; ТЩ, бросив трал, ушел под берег — безрезультатно обстрелян германский РТ "Любек"). 15.8 из-за обржавливания баллеров перестали заваливаться носовые горизонтальные рули. Вечером 16.8 (17.8?) был обнаружен КОН противника, но догнать его не смогли - не хватило плотности электролита, аккумуляторная батарея разрядилась. Вечером 19.8 не смогла атаковать KOН из-за большого КУ. В 22.15 20.8 обнаружила миноносец противника. При попытке выйти в атаку на ММ (реально - УК «Бремзе») была обнаружена и контратакована УК, сбросившим 10 глб. В 01.30 30.8 начала возвращение в базу и в 09.30 31.8 прибыла в Полярное;

1941 год 7 - 18 сентября
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5; обеспечивающий командир 1-го ДнПЛ кап.2р. М.И. Гаджиев и военком БрПЛ И.П. Козлов). В 20.40 7.9 вышла на позицию. В 05.10 8.9 прибыла на позицию. 8-9.9 штормовала в районе зарядки АБ. В 08.08-09.43 10.9 произвела постановку минного заграждения №14 между м. Кибергнес и о. Вардё, став первой ПЛ Северного флота, осуществившей постановку мин (1-я банка из 4 мин между точками 70.22,08 с.ш./31.10,2 в.д. и 70.22,18 с.ш./31.10 в.д., 2-я банка из 4 мин между точками 70.21,2 с.ш./31.06,2 в.д. и 70.21,2 с.ш 31.06,7 в.д., 3-я банка из 4 мин между точками 70.17,8 сш,/31.05,5 в.д. и 70.17,8 с.ш./31.05,8 в.д.; минный интервал - 60 м., углубление — 4,3 м). При постановке вытянулся трос минного устройства левого борта, вследствие чего 13-я мина была сброшена ручным приводом в 600 м oт 3-й банки в точке 70.17,5 с.ш./31.06,9 в.д., а дальнейшая постановка прекращена. В 10.34-10.41 12.9 в точке 70.36 с.ш./ 30.43 в.д. обстреляла артиллерийским огнем ОТР (ТР 5000-6000 т, дистанция 40-45 каб., израсходовано 26 100-мм снарядов, получив несколько попаданий, ТР начал погружаться и повернул к берегу, в 11.16 горизонт чист - безрезультатно обстрелян норвежский ТР «Луфутен», 1571 брт). В 10.41 атакована самолетом противника, от которого уклонилась погружением - на безопасном расстоянии сброшено 2 бомбы. За время похода ПЛ девять раз обнаруживала самолеты противника, ведущие разведку в море, от которых уклонялась погружением. 14.9 из-за обржавливания перестал работать привод отваливания носовых горизонтальных рулей. В течение похода волной был сломан в средней части волнорезный щит ТА №6. В 21.35 17.9 начала возвращение в базу и в 12.12 18.9 прибыла в Полярное. У входа в Екатерининскую гавань ПЛ дала один холостой залп по числу потопленных судов противника (экипаж лодки считал, что транспорт уничтожен), что стало традицией для подводников, возвращавшихся из похода. При входе в базу ПЛ давала столько холостых залпов из орудия, сколько судов противника потопила в походе;

1941 год 11 - 24 октября
Боевой поход в район севернее Хаммерфеста (позиция №2а). В 15.45 11.10 вышла на позицию. В 06.30 13.10 прибыла на позицию. В 16.15 14.10 в точке 71.01,8 с.ш./24.25 в.д. коснулась неизвестного металлического предмета. Днем 19.10 обнаружила два СКА противника, но не атаковала и уклонилась от встречи. СКР противника сбросил 5 глб на безопасном удалении от ПЛ. В 00.00 23.10 начала возвращение в базу. В тот же день во время 7-балльного шторма накрыта волной. Через рубочный люк и шахты подачи воздуха к дизелям и вентиляции внутрь ПЛ влилось около 40 т воды, в результате чего были залиты главные гребные электродвигатели, компрессор низкого давления, воздуходувки, моторы для сбрасывания мин, мотор командирского перископа и 6 баков АБ. В 16.00 24.10 прибыла в Полярное;

1941 год 13 - 30 ноября
Боевой поход в район м. Нордкин - Тана-фьорд (позиция №4). В 00.05 13.11 вышла на позицию. В 00.35 14.11 прибыла на позицию. 14-16.11 штормовала и районе зарядки АБ. Действия ПЛ на позиции сильно осложнялись плохим состоянием АБ. В течение похода на лодке 3 раза выходили из строя носовые горизонтальные рули, не работала ГАС. Днем 21.11 уклонилась от идущего на ПЛ СКР погружением на глубину 20 м. С 19.58 22.11 до 20.06 25.11 по приказу командования находилась севернее позиции (из-за набеговой операции английских и советских кораблей в районе Вардё). В 21.33 30.11 начала возвращение в базу и в 16.20 2.12 прибыла в Полярное;

1941 год 1 декабря
Начала текущий и аварийный ремонт со сменой АБ (с 21.12 - на заводе ГУСМП в Росте);

1942 год 6 февраля
При очистке уравнительной цистерны произошел взрыв легковоспламеняющегося раствора - 1 краснофлотец погиб и 1 получил ожоги;

1942 год 27 марта
Вступила в строй;

1942 год 9 - 10 апреля
В 05.00 9.4 вышла из Полярного (обеспечивающий - командир 1-го ДнПЛ кап.2р. М.П. Гаджиев) для оказания помощи терпящей бедствие ПЛ "Щ-421", подорвавшейся на мине в северной части Порсангер-фьорда. В 17.08 получила приказ вернуться в базу, так как к тому времени ПЛ "Щ-421" погибла. В 12.48 10.1 прибыла в Полярное;

1942 год 11 апреля - 4 мая
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 17.47 11.4 вышла на позицию. В 07.03 12.4 при срочном погружении от самолета через шахту забора воздуха залит трюм IV отсека и мотор минного устройства. В 07.45 12.4 прибыла на позицию. В начале похода через верхнюю головку залит зенитный перископ. В 10.25 14.4 обнаружила КОН противника (2 ТР, 3 СКА). Атака из-за большого КУ и дистанции оказалась невозможной. Минную постановку не удалось осуществить из-за неисправности электромотора сбрасывания мин. После устранения неисправности в 17.47-18.36 15.4 произвела постановку минного заграждения №40 севернее о Вардё (1-я банка из 10 мин между точками 70.25,8 с.ш./31.01,5 в.д. и 70.25,3 с.ш./31.04,1 в.д., 2-я банка из 7 мин между точками 70.25,2 с.ш./ 31.05,1 в.д. и 70.24,95 с.ш./31.08 в.д., 3-я байка из 3 мин между точками 70.24,7 с.ш./31.09,4 в.д. и 70.24,45 с.ш./31.09,9 в.д.; минный интервал 200-300 м., углубление 4,3 м). После постановки перешла в район Тана-фьорд (позиция №4). В течении дня ПЛ зафиксировала 26 отдаленных взрывов. 18.4 по приказанию командования Северного флота ПЛ заняла позицию в районе Бос-фьорда (?). С 16.4 по 2.5 наблюдала большое количество мотоботов и несколько дозорных кораблей, фиксировала отдаленное бомбометание. В атаки не выходила из-за малой ценности целей. Утром 22.4 не смогла атаковать НСУ из-за большого КУ. Днем обнаружена СКР, сбросившим на безопасном удалении 6 глб. Вечером 26.4 не смогла атаковать 3 СКР из-за большой дистанции и КУ. В 17.04 2.5 в подводном положении обнаружила шум винтов. В 17.25 визуально обнаружила КОН противника иидущего на восток (1 ТР, 3 СКА). В 17.38 2.5 произвела торпедную атаку КОН в районе м. Кьельнес (ТР 6000т, атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 14-15 каб, через 2 мин услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Ирис" и ТН "Алгол"; наблюдалось прохождение 3 торпед по корме ТР "Ирис"). При попытке всплыть для уточнения результатов атаки контратакована БО "Uj1106", "Uj1111" и СКР "V6108", сбросившими в 17.51-18.00 42 (56 по германским данным) глб. В результате близких разрывов треснули сварные швы в ТБЦ №2 и 3, палубный настил, вода попала в шахту подачи воздуха к дизелям. После отбоя боевой тревоги при стравливании воздуха из боевого клапана ТА №5 из-за ошибки личного состава выпущена торпеда. В 00.10 4.5 начала возвращение в базу и в 11.55 (11.38?) прибыла в Полярное. Результатом похода командование посчитало 1 уничтоженный транспорт;

1942 год 6 мая - 18 июня
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 26 июня - 17 июля
Боевой поход в район Лоппского моря (позиция №2) с целью прикрытия союзных конвоев "QP-13" и "PQ-17". В 07.00 26.6 вышла на позицию. В 12.45 27.6 прибыла на позицию. В 17.35 29.6 обнаружила вооруженный м/б, от которого уклонилась погружением. В 08.35 1.7 атакована самолетом противника, обстрелявшим ПЛ пушечно-пулеметным огнем - в двух местах пулями пробита носовая надстройка. В 10.15-10.22 12.7 обнаружила по ШПC шум винтов торпед, от которого уклонились погружением на 35-40 м. - ложный контакт. В 02.24 13.7 обнаружила рубку ПЛ, от которой уклонилась погружением под перископ. В 16.47 15.7 из-за разъедания трубы воздухоохладителя в левый главный электромотор попала вода - электромотор временно вышел из строя. В 00.45 (00.43?) 16.7 (15.7?) начала возвращение и базу и в 10.10 17.7 прибыла в Полярное;

1942 год 1 - 9 августа
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 26 августа - сентябрь
Боевой поход в район Тана-фьорда (позиция №4). В 02.00 26.8 вышла на позицию. В 00.55 7.9 на ПЛ передан приказ перейти на позицию №14 для прикрытия КОН «PQ-18». Доклада об уходе с прежней позиции (ПЛ должна была оставаться на ней до 04.00 09.9) не поступало. 18.9 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений «Карин» или «Sperre-III» в районе Тана-фьорда, подрыв на плавующей мине, 26.8 подрыв на мине заграждения "Бантос-А" севернее п-ва Рыбачий, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 68 членов экипажа;

2013 год
По состоянию на середину года считалась пропавшей без вести. Точных данных о месте и причинах гибели нет.

Предположительно на минах выставленных ПЛ "К-2" или в результате подрыва на плавующей мине 29.11.1942 в районе Вадсё (квадрат АС 8476) получил повреждения транспорт "Akka" (2646 брт) и выбросился на берег.



командиры:


1. Бибеев М.А. (01.10.1936-01.09.1938), по данным Морозова М.Э. - еще и ВРИД в период с 30.06.1941 по 07.1941, ? требует уточнения
2. Уткин В.П. (22.07.1938-04.07.1941, 12.10.1941-09.1942), по данным Морозова М.Э. - еще в период с 07.1941 по 10.1941
3. Вершинин Д.А. (25.06.1941-24.09.1941) ВРИД, по данным Ковалев Э.А., ? требует уточнения

Путаница в датах командования с 06.1941 по 10.1941 вызвана изданием приказов о назначении офицеров ВРИД командира ПЛ вместо больного туберкулезом Уткина В.П., который выздоровел и участвовал в качестве командира ПЛ во всех походах во время ВОВ.



дополнительная информация:


Список погибших в сентябре 1942 года



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг., Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея Принт, 1999г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Платонов А.В. "Советские большие подводные лодки типа "К" XIV серии", Подводный флот, №11.
11. Сборник "Фронт проходил под водой", ФГУП "СПМБМ "Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
14. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" в бою", Морская коллекция, №2, 2008г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" советского флота", Морская коллекция, №9, 2007г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2013