Rambler's Top100 Подводная лодка К-22 Тип "К" XIV серии

гвардейский флаг

К-21, К-22
тип «К» XIV серии



фотография:


Подводная лодка К-22


Фотография с сайта "Русский Подплав"




историческая справка:


1938 год 5 января
Заложена на эллинге судостроительного завода №196 в г.Ленинград под литерно-цифровым наименованием К-21;

1938 год 3 ноября
Спущена на воду. Входила в состав ОВСКРПК (затем в 19-й ДнПЛ ОВСКРПК);

1939 год сентябрь
Во время достройки, на щите ЭПС 6-го отсека вышло из строя реле обратного тока. В результате переключений, не учитывающих выход из строя реле, в 6-м отсеке возник пожар, который удалось погасить с большим трудом. ЭПС сгорела полностью и ее пришлось заменить. В аварии пострадал командир БЧ-5 Синяков И.С, у которого временно ослабло зрение;

1940 год 7 - 9 июля
Государственные испытания минного устройства. 7.7 на полигоне №18 поставила 12 учебных мин ЭП-36, мины были приготовлены на всплытие. Из 12 мин 3 затонули (не отделились от якоря). 9.7 там же поставила 8 учебных мин ЭП-36, мины были приготовлены на всплытие. Из 8 мин 4 затонули (не отделились от якоря);

1940 год 15 июля
Вступила в строй;

1940 год 28 июля (4 августа?)
Поднят Военно-морской флаг;

1940 год 7 августа
Утвержден приемный акт. Получила литерно-цифровое наименование К-22. Зачислена в состав 1-й БрПЛ (в 12.1940 - 19-й ДнПЛ 1-й БрПЛ);

1940 год осень
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 13-го ДнПЛ Учебной БрПЛ КБФ;

1941 год 22 июня
Находилась в Ораниенбауме, затем базировалась в Кронштадте;

1941 год 14 августа
Перешла в село Рыбацкое, где начала подготовку к переходу по ББК на Север. Перечислена в состав Учебной БрПЛ Беломорской Военной флотилии;

1941 год 20 августа
Начала переход на Север;

1941 год 4 сентября
Прибыла в Беломорск;

1941 год 8 сентября
Перешла в Архангельск;

1941 год 11 - 15 сентября
Прошла докование в Соломбале;

1941 год 25 сентября
При отработке задач боевой подготовки села на мель в Уньской губе;

1941 год 24 - 26 октября
Перешла в Полярное;

1941 год 26 октября
Вошла в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1941 год 30 октября - 18 ноября
Боевой поход. В 23.20 30.10 вышла в район Вест-фьорда (позиция №1). Вечером 3.11 не смогла атаковать одиночное НСУ (предположительно ЭМ) из-за большого КУ и плохой видимости. В 04.00 4.11 прибыла на позицию. Днем 6.11 из-за неправильных действий личного состава вода из цистерны гидромуфт залила трюм и мотор дистанционного управления кормовыми горизонтальными рулями - вышел из строя. 7.11 штормовала в устье Вест-фьорда, производя ремонт мотора рулей. 6, 7 и 9.11 обнаружила 5 плавующих мин. 12-15.11 штормовала в районе зарядки АБ из-за чего 14.11 сорвался запланированный обстрел радиостанции на о. Ренёй. В 00.50 15.11 начала возвращсние в базу и вскоре уклонилась от плавующей мины. В 12.02 18.11 прибыла в Полярное;

1941 год 6 - 25 декабря
Боевой поход. В 15.34 6.12 вышла в район Хаммерфеста (позиция №2а: обеспечивающий - командир БрПЛ кап. 1 ранга Н.И. Виноградов). В 9 ч 8.12 прибыла на позицию. В ночь на 9.12 атакована СКА противника, от которых уклонилась погружением. Между 05.11 и 09.07 9.12 выставила минное заграждение № 29 в проливе Рольвсесунн (1-я банка из 6 мин между точками 70.55 с.ш./24.16,1 в.д. и 70.54,5 с.ш./24.09 в.д., 2-я банка из 3 мин между точками 70.48,3 с.ш./24.09,5 в.д. и 70.49,2 с.ш./24.11,5 в.д., 3-я банка из 3 мин между точками 70.53,25 с.ш./24.23,3 в.д. и 70.53,65 с.ш./24.22,4 в.д.; минный интервал - 90-330 м, углубление - 3,7 м) и заграждение №30 в проливе Соммельсунн (1-я банка из 5 мин между точками 70.37,8 с.ш./ 24.11,5 в.д. и 70.38,4 с.ш./24.13,4 в.д., 2-я банка из 3 мин между точками 70.39,5 с.ш./24.06,75 в.д. и 70.39,1 с.ш./ 24.08,1 в.д.; минный интервал - 90-330 м, углубление - 3,7 м). В момент окончания постановки в 08.52 произвела торпедную атаку ОТР (2-мачтовая ПМШ 200 т, атака=надв/пр/ 1, д= 12 каб., взрыва не было, по-видимому, торпеда прошла под килем). В 08.55-09.00 ПЛ обстреляла ТР артиллерийским огнем (д=? каб., израсходовано 24 45-мм снаряда, 4-м залпом наблюдалось накрытие цели и пожар на ней, преследованию помешала собственная минная банка - безрезультатно обстреляна норвежская ПМШ "Вейдинг"). В 18.50 в направлении минной постановки был услышан взрыв и замечен высокий столб пламени. В 14.37-14.48 и 14.51-15.00 11.12 в точке около 71.13,2 с.ш./ 23.36,2 в.д. обстреляла отряд судов (ПМШ 250-300 т с баржей на буксире, шедшие в сопровождении м/б, д= 10-12 каб., израсходовано 20 100-мм и 54 45-мм снаряда, в результате обстрела потоплен лихтер, затянувший на дно баржу, тяжело поврежден м/б, гибель которого ПЛ не смогла пронаблюдать из-за появления кораблей противника - потоплены норвежский м/б "Альпар"/Т 29 SА и находившийся у него на буксире м/б "Боргар"/F 76 G; каждое из судов ок. 20 брт, спасено 2 человека). Обнаружена находившимися поблизости германскими БО "Uj 1212" и "Uj 1211", которые после погружения ПЛ сбросили на безопасном удалении 28 глб. 14.12 осмотрела рейд Хаммерфеста, 20-22.12 штормовала в районе зарядки АБ. Через трещины в обшивке топливный цистерн №1 и 2 в аккумуляторную яму начал поступать соляр, волной залит электродвигатель командирского перископа, несколько раз из АБ выливался электролит. В 14.00 23.12 начала возвращение в базу и в 17.00 25.12 прибыла в Полярное. 11.12.1941 заграждение в Рольвсесунне обнаружено противником по всплывшим минам, в Соммельсунне - обнаружено и вытралено 18.12.1941 германскими ТЩ "М 29"и"R 160". Германский ТР "Штайнбек", 2184 брт (причиной гибели которого, во многих источниках, указываются мины выставленные К-22) потоплен по ошибке германской ПЛ "U 132" 9.12.1941 в районе Гамвика;

1941 год 30 декабря
Начала аварийный ремонт вспомогательного дизель-генератора;

1942 год 12 января
Вступила в строй;

1942 год 13 января - 1 февраля
Боевой поход. В 18.00 13.1 вышла в район Конгс-фьорда (позиция №4а; обеспечивающий - командир 1-го ДнПЛ кап. 2 ранга М.И. Гаджиев). В 15.49 14.1 прибыла на позицию. В 15.03 19.1 произвела торпедную атаку ОТР в бух. Стурстейнбукт (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=12 каб., взрыва не было). В 15.05 дала по ТР 2-торпедный залп, взрывы зафиксированы только ШПС. В 15.14 ПЛ выпустила 1 торпеду из кормового ТА, и в 15.25 2 торпеды из носовых ТА - взрывов не последовало. В 15.35 обнаружила камуфлированный РТ, по которому в 15.46 после всплытия в позиционное положение с д=20 каб. (при всплытии через оставшиеся под водой трубы выхлопа дизелей оба дизеля залиты водой) открыла артиллерийский огонь - РТ загорелся. Затем ПЛ перенесла огонь на тонущий ТР, который после 3 залпа затонул. За затонувшим ТР был обнаружен ТР в 3000 т, также обстрелянный ПЛ. Другим орудием лодка продолжала обстреливать РТ, который в 15.52 затонул. В 15.58 затонул и второй ТР. В течение боя обстреляна с берега малокалиберной артиллерией. В ходе боя израсходовано 50 100-мм снарядов - потоплен норвежский ТР "Вааланд", 106 брт, перевозил почту и штучные грузы, погиб 1 моряк, разрушены остовы, предположительно, норвежского ТР "Мимона" и германского ТР "Андромеда" (ТР потерпели крушения в районе Берлевога 11.1.1942 и 19.10.1941 соответственно). При отходе от берега между 16.32 и 16.51 наблюдала 4 следа торпед, выпущенных ПЛ противника - зарубежных данных нет, ложный контакт. После последней атаки в 16.44 из под воды показались рубка и носовая надстройка ПЛ, по которой "К-22" выпустила 4 45-мм снаряда. 22.1 осмотрела бухту Стурстейнбукт, 27.1 - Конгс-фьорд и Бос-фьорд. В 19.00 31.1 начала возвращение в базу и в 15.03 1.2 прибыла в Полярное;

1942 год 4 февраля - 9 марта
Прошла навигационный ремонт (с 17.2 находилась в доке);

1942 год 26 марта - 10 апреля
Боевой поход. В 19.30 26.3 вышла в район м. Нордкин (позиция №4). В 17.12 27.3 прибыла на позицию. В 13.27 28.3 была обнаружена и до 18.25 28.3 подверглась преследованию З СКА, сбросивших на безопасном удалении от лодки 72 глб. В 11.30-16.15 29.3 обнаружена и атакована 3 СКА повторно (сброшено 193 глб) - зарубежных данных нет. В результате бомбардировки 3 раза выходили из строя указатели кормовых горизонтальных рулей, частично освещение. Утром 30.3 обнаружила 2 плавующие мины. Вечером 30.3 - 19.00 1.4 на безопасном удалении от ПЛ зафиксировано 47 взрывов, предположительно, глб. В 08.00 2.4 вблизи ПЛ зафиксирован глухой взрыв с левого борта, в 08.08 - шуршание троса по левому борту - по-видимому, ПЛ попала в противолодочную сеть. Днем не смогла атаковать КОН из-за невыгодного КУ и плохой видимости. В 03.06 3.4 обнаружила плавующую мину. В 19.33 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 3 СКР) в точке 71.08,3 с.ш./28.04,5 в.д, северо-западнее м. Слетнес (СКР и ТР 8000 т, атака=подв/ ви/2+1 соответственно, д=8-10 каб., через 75 сск услышано 3 глухих взрыва - безуспешно атакованы германские ТЩ "М 1505", "М 1506" и "М 1508"). В момент атаки обнаружена по всплывшей рубке и обстреляна артиллерийским огнем с ТЩ "М 1508", который контратаковал ПЛ, сбросив 22 (34 по германским данным) глб. В результате близких разрывов получили повреждения кингстоны нскоторых ЦГБ, на 10 ч вышел из строя радиопередатчик "Скат". В 03.20 9.4 получила приказ оказать помощь подорвавшейся на мине в северной части Порсангер-фьорда ПЛ "Щ-421". В 11.02 встретилась с дрейфующей "Щ-421". После выяснения невозможности буксировки в 13.40 приняла экипаж поврежденной ПЛ (при этом поврежден румпель кормовых горизонтальных рулей, о чем стало известно только в следующем походе) и в 13.43 вточке 71.12 с.ш./26.22 в.д. потопила ее торпедой. В 21.38 начала возвращение в базу и вечером 10.4 прибыла в Полярное;

1942 год 3 апреля
Удостоена гвардейского звания;

1942 год 15 - 27 апреля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 16 апреля
Произошло короткое замыкание и кратковременное возгорание на отсечной подстанции ЦП;

1942 год 28 апреля - 2 мая
Боевой поход. В 22 ч 28.4 вышла в район в 120 милях севернее о. Серей (позиция №11в) для прикрытия КОН "QР-11" и "PQ-15". 30.4 продолжала переход в условиях шторма. В 0 ч 1.5 прибыла на позицию. Из-за поломки румпеля кормовых горизонтальных рулей (поломан при ударах о корпус "Щ-421" в предыдущем походе) при попытке произвести дифферентовку получала дифференты до 20 градусов. По приказу командования вечером 1.5 начала возвращение в базу. В 05.13 2.5 в 60 милях севернее Вардё получила металлический удар по левому борту в районе ЦП. После удара в 5 м от левого борта замечена мина. В 08.20 обнаружен перископ, от которого уклонилась маневрированием. В 17.00 2.5 прибыла в Полярное;

1942 год 4 - 31 мая
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 26 июня - 13 июля
Боевой поход. В 01.27 26.6 вышла в район в 90 милях севернее о. Фулей (позиция №10в). В 12.00 27.6 прибыла на позицию. За время патрулирования 13 раз производила срочное погружение от самолетов противника. Между 27.6 и 13.7 обнаружила 12 плавующих мин. Действия значительно затруднялись плохим состоянием АБ. В 09.20 30.6 атакована самолетом противника, обстрелявшим ПЛ пулеметным огнем - в нескольких местах пулями пробит легкий корпус. В 19.49 6.7 в точке 71.50 с.ш./19.48 в.д. обнаружила рубку ПЛ - уклонилась маневрированием. В 03.56 8.7 обнаружила ПЛ в надводном положении, которая вскоре погрузилась. В 12.10 10.7 обнаружила рубку всплывающей ПЛ, от которой уклонилась срочным погружением. В 21.20 11.7 начала возвращение в базу. 12.7 при возвращении обнаружила в точке 70.13 С.Ш./35.11 в.д. парусный бот - направленным в район брандвахтенным судном "БС-3" с бота спасено 28 человек с одного из потопленных судов КОН "РQ-17". В 04.10 13.7 прибыла в Полярное;

1942 год 28 июля - 29 ноября
Прошла текущий ремонт со сменой АБ. Установлена ГАС "Дракон";

1942 год 22 декабря
По вине личного состава при ремонте разбит соединительный фланец масляного насоса левого дизеля;

1942 год 31 декабря - 1943 год 7 января
Боевой поход. В 18.30 31.12 выслана в море с задачей атаки крупных кораблей противника, атаковавших союзный КОН "JW-51В". В 13.10 1.1 обнаружила плавующую мину. В 21.20 1.1 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 18.59 5.1 отозвана в базу и в 13.00 7.1 прибыла в Полярное;

1943 год февраль
Боевой поход. В 14.15 3.2 вышла в район Вардё - м. Нордкин (позиции №5; обеспечивающие - командир 1-го ДнПЛ кап. 1 ранга В.Н. Котельников, заместитель командира БрПЛ по политической части кап. 2 ранга Р.В. Радун) для совместных действий с "К-3". В ночь на 6.2 не смогла произвести атаку КОН из-за неудачного маневрирования (цель заслонялась "К-3"). В 08.11 7.2 погрузилась для дневного поиска в районе м. Харбакен, в 15.50 сделала последнюю посылку по ГАС "Дракон". В 15.38-18.15 на находившейся поблизости "К-3" зафиксировано 4 отдаленных взрыва. В 19.37 не ответила на вызов "К-3" по ГАС (возможно в момент вызова ГАС "К-3" была неисправна). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения "Шпеер III", выставленного МЗ "Ульм" в районе м. Харбакен, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 77 членов экипажа;

2016 год
По состоянию на начало года считалась пропавшей без вести. Точных данных о месте и причинах гибели нет.




командиры:


1. Жуков А.А. (01.09.1939-23.09.1939)
2. Тузов И.Н. (23.09.1939-30.04.1941)
3. Котельников В.Н. (30.04.1941-12.10.1942)
4. Кульбакин В.Ф. (30.10.1942-02.1943)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг., Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея Принт, 1999г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Платонов А.В. "Советские большие подводные лодки типа "К" XIV серии", Подводный флот, №11.
11. Сборник "Фронт проходил под водой", ФГУП "СПМБМ "Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
14. Морозов М.Э. "Боевые биографии Гвардейских подводных лодок Севеного флота (часть I)", Подводник России, №4, 2004г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016