Rambler's Top100 Подводная лодка "Марксист", "Сталинец", Л-2 Тип "Л" II серии

"Марксист", "Сталинец" (бортовой №42 и №32), Л-2
Тип «Л» II серии




фотография:


Подводная лодка Л-2


ПЛ "Л-2" (тип "Л" II серии)в Кронштадте.




историческая справка:


1929 год 6 сентября
Заложена в г.Ленинград на Балтийском заводе под наименованием "Марксист";

1931 год 21 мая
Спущена на воду;

1931 год 21 ноября
Переименована в "Сталинец". Приказ от 05.12.1931;

1932 год 28 декабря
Зачислена в 3-й ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 32. До этого числилась под бортовым № 42;

1933 год 24 (29?) октября
Вступила в строй;

1933 год 24 октября
Вошла в состав МСБМ;

1934 год 4 - 7 сентября
4.9 вышла в Балтийское море для определения дальности плавания в подводном положении. На борту ПЛ, кроме штатного экипажа, находились командир ДиПЛ Таубе Г.Г., флагманский штурман ДиПЛ, слушатели УОПП Блинов В.М. и Недялко В.А., помощник флагманского врача БрПЛ Хвощевский 3.3. 6.9 во время движения в Финском заливе в 06.00 на ПЛ закончили подзарядку АБ и с целью определения подводной автономности погрузились на глубину 30 м, чтобы пройти залив в подводном положении. К 12.00 ПЛ прошла траверз Хельсинки. После обеда к 14.00 во II-м отсеке для отдыха собрался почти весь командный состав ПЛ, включая прикомандированных на поход. Туда же, попить чаю, убыл командир ПЛ Иванов Г.А., оставив за себя в ЦП (III-й отсек) инженер-механика ПЛ Григайтиса К.Л., приказав не менять ни курса, ни глубины погружения. В это время ПЛ приближалась к траверзу о. Нарген - Поркала Уд. Сразу после 14.00 корпус ПЛ сильно содрогнулся. Во II-м отсеке произошёл взрыв водорода, выделившегося из АБ, и возник пожар. В отсеке погасло освещение, и оттуда в ЦП через открытую переборочную дверь ворвалась сильная ударная волна с языками пламени, которая сбила с ног и разбросала всех тех, кто находился в ЦП. Через открытую переборочную дверь из II-го отсека продолжал поступать тёмный едкий дым с горячими газами, и выбежали раненые и обожжённые подводники - кок и вестовой. Инженер-механик Григайтис принял на себя командование ПЛ и возглавил борьбу за живучесть. Чтобы предотвратить задымление ЦП он закрыл переборочную дверь во II-й отсек, приказал произвести аварийное всплытие и провентилировать все отсеки, кроме II-го. ПЛ развернулась на 180° и взяла курс на о. Гогланд. Удержание курса вызывало трудности из-за потери карт, находившихся в штурманской рубке, расположенной во II-м отсеке. Через некоторое время переборочную дверь в этот отсек открыли и оттуда вышли раненые командир ПЛ Иванов (ранение головы), его помощник Аверичкин и минёр. В следующий раз вышли военком Медведев, дивизионный штурман и двое краснофлотцев, затем вынесли штурмана ПЛ Мельникова с переломами ног. На момент всплытия ПЛ на борту было семь раненых и неизвестна судьба ещё четырёх человек. Пожар во II-м отсеке погас после выгорания кислорода. После всплытия его так же провентилировали. Радисту удалось связаться с базой в Кронштадте. Оттуда на помощь выслали два гидросамолёта МБР-2. Один заметил ПЛ и совершил около него посадку на воду. На гидросамолёт погрузили шестерых раненых, и он улетел. Несмотря на ранение, командир ПЛ Иванов оставался на ПЛ до прихода утром 7.9 в Кронштадт. Когда ПЛ подходила к южной оконечности о. Гогланд, ее встретил ЭМ с командиром БрПЛ Самбрским К.И. и флагманским штурманом БрПЛ. Они поднялись на борт ПЛ, и здесь Григайтис К.Л. сдал им командование ПЛ. Когда в базе отдраили II-й отсек, выяснилось, что жертвами аварии стало четыре человека: командир ДнПЛ Таубе Г.Г., слушатели УООП Блинов В.М. и Недялко В.А., помощник флагманского врача БрПЛ Хвощевский 3.3. Всех их похоронили с воинскими почестями на кладбище в Александро-Невской Лавре в Ленинграде. Расследование показало, что взрыв водорода, выделившегося из АБ, произошёл от случайно возникшей электрической искры, появившейся вероятно, во время включения рубильника. Водород же проник в отсек из аккумуляторной ямы. В отличие от ПЛ типа "Д" I серии, на ПЛ типа "Л" II серии аккумуляторные ямы не были герметичными. В некоторых источниках говорится о том, что Григайтис К.Л. с помощью взятого с собой прибора Сименса определил опасную концетрацию водорода в отсеке, но командир ДнПЛ, опираясь на свой опыт плавания на ПЛ типа "Барс" и "Деакбрист" отклонил его предложение о всплытии, которое прервало бы учебную задачу. За проявленное мужество и самообладание при ликвидации аварии на ПЛ "Сталинец" инженер-механик Григайтис Карл Леопольдович был награждён орденом Ленина;

1934 год 15 сентября
Переименована в "Л-2";

1935 год 11 января
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1935 год 25 марта
Вошла в состав 12-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1938 (1939?) год
В составе дивизиона отрабатывала задачи совместной огневой подготовки в Лужской губе;

1938 год 7 декабря - 1941 год 7 ноября
Прошла в г.Ленинград модернизацию и капитальный ремонт;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав УБрПЛ КБФ;

1941 год 6 сентября
Вошла в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год 7 ноября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 11 ноября
Вступила в строй;

1941 год 13 ноября
Вышла из Кронштадта в первый боевой поход с полным запасом мин для постановки минных заграждений в Данцигской бухте. Днем вместе с направлявшимся на Ханко КОН перешла к о. Гогланд;

1941 год 14 ноября
01.07-01.10 14.11 в районе о. Кэри подорвалась кормой на двух минах заграждения "D.46", выставленного германским МЗ "Кайзер", но осталась на плаву. После возобновления движения КОН из-за преступной халатности командира БТЩ-217 экипаж гибнущей ПЛ снят не был. В 06.17 подорвалась в третий раз и затонула в точке 59°46' с.ш./25°10'7 в.д. На ПЛ погибло 50 человек, в т.ч. известный поэт-маринист лейтенант А.А. Лебедев. Спаслось 3 человека (моторист Щербина, электрик Бойков и радист Кваснов), перешедших на тонущий ЭМ "Суровый" в момент случайного сближения кормовых оконечностей кораблей, и спасенных после гибели ЭМ;

1941 год 19 ноября
Исключена из состава ВМФ;

2012 год май
На траурной церемонии на месте гибели ПЛ П-1, члены московского некоммерческого партнерства "Разведывательно-водолазный клуб" заявили, что в ближайших планах клуба - погружения к другим подводным лодкам, погибшим в годы войны на Балтике - С-5, Щ-301, М-95, Л-2.




командиры:


1. Иванов Г.А. (12.1931-09.1934)
2. Асямолов А.А. (09.1934-03.1936)
3. Иванов Г.А. (03.1936-12.1937)
4. Рогачевский С.А. (09.02.1938-31.06.1938) арестован, возможно числился до 14.08.1938
5. Косенко А.А. (31.07.1938-16.03.1939)
6. Чебанов А.П. (31.03.1939-14.11.1941)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ Л-2 в Ленинграде. 1935 - 1938 год.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Стратегия КМ, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
7. Сборник "Фронт проходит под водой", ФГУП "СПМБМ Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. "Книга памяти моряков-подводников ВМФ России, погибших в ХХ веке", ч.1, ИПК "Вести", Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016