Rambler's Top100 Подводная лодка Л-4, "Гарибальдиец", Б-34. Тип "Л" II серии

"Гарибальдиец" (бортовой № 31), Л-4, Б-34
тип "Л" II серии




фотография:


Подводная лодка Л-4


ПЛ "Гарибальдиец" (тип "Л" II серии). Церемония вступления в строй. 08.10.1933г.




историческая справка:


1930 год 15 марта
Заложена в г.Николаев на заводе им. А.Марти под наименованием "Гарибальдиец";

1931 год 31 августа
Спущена на воду;

1933 год 8 октября
Вступила в строй;

1933 год 10 октября
Поднят военно-морской флаг;

1933 год 14 октября
Вошла в состав МСЧМ. Присвоен бортовой № 31. Вошла в 3-й ДнПЛ БрПЛ МСЧМ;

1934 год 28 августа
На ПЛ произошла авария, приведшая к человеческим жертвам. ПЛ шла в подводном положении, когда из-за неправильной системы вентиляции аккумуляторных ям во втором отсеке произошел взрыв гремучего газа. Пять человек при этом погибли, еще одиннадцать получили ранения. В момент аварии на ПЛ находилось 78 человек, и только умелые действия командира корабля предотвратили более серьезные последствия;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение Л-4;

1935 год 11 января
Вошла в состав ЧФ;

1936 год
Находилась в 70-ти суточном заграничном походе по Черному морю совместно с ПЛ Л-5 и Л-6;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 12-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1940 год 15 марта
При швартовке ПЛ Л-4, из-за неправильного маневрирования, форштевнем ударила в плавучий бон. В свою очередь плавучий бон своими выступающими фланцами ударил ПЛ С-31, стоящую с его южной стороны. Легкий корпус ПЛ С-31 и бон получили незначительные повреждения. ПЛ Л-4 повреждений не получила;

1940 год лето
В период осложнения отношений с Румынией из-за Бесарабии дважды несла позиционную службу у Босфора общей продолжительностью 30 суток;

1940 год
По итогам боевой подготовки за год прошла за 126 суток 9458 миль из них 1333 в подводном положении. Экипаж выполнил 11 учебных атак с выпуском практических торпед и вышел в 1-ю линию, заняв второе место среди ПЛ бригады;

1941 год февраль
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 22 июня
Входила в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ. Находилась в Севастополе, где заканчивала средний ремонт на заводе №201;

1941 год август
В начале августа вступила в строй;

1941 год 10 - 14 августа
Боевой поход. В 20.17 10.8 вышла в район м. Шаблер (позиция №4). 12.8 прибыла на позицию. Днем выставила 20 мин в линию между точками 43°42,7;с.ш. /28°39,7' в.д. и 43°42,8' с.ш./28°40,5' в.д. (заграждение 6/63; минный интервал - 55 м, углубление - 3 м). В 14.49 14.8 прибыла в Севастополь;

1941 год 18 - 20 августа
Боевой поход. В 11.15 18.8 вышла для постановки в районе Георгиевского гирла Дуная. В 18.26 атакована германским, гса типа Аr-196. Из-за заедания кингстона кормовой ЦГБ не смогла своевременно погрузиться. В результате близкого разрыва бомбы поврежден перископ, полка под баллоном ВВД и обшивка ограждения рубки. Днем 19.8 села на мель, с которой снялась через 20 мин. Вскоре после этого выставила 20 мин в линию между точками 44°50,2' с.ш./29°41,0' в.д. и 44°50,2' с.ш./29°43,8' в.д. (заграждение 1/58; 4 банки, минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). 20.8 прибыла в Севастополь;

1941 год 21 - 26 августа
Боевой поход. В 17.15 21.8 вышла для постановки в районе Георгиевского гирла Дуная. 23.8 прибыла на позицию. Днем выставила 20 мин в линию между точками 44°44,8' с.ш./29°40,8' в.д. и 44°40,8' с.ш./ 29°30,0' в.д. (заграждение 2/58; 4 банки, минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). В 17.00 26.8 прибыла в Севастополь;

1941 год 5 - 10 сентября
Боевой поход. В 15.33 5.9 вышла в район Варны. В 04.00 7.9 прибыла на позицию. В 16.42-16.52 выставила 20 мин в районе м. Галата между точками 43°12,7' с.ш./28°01,2' в.д. и 43°12, 1' с.ш./28°01,2' в.д. (заграждение 1/65; минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). В 20.35 8.9 начала возвращение в базу. В 14.55 9.9 по ошибке безрезультатно обстреляла выходившую в поход ПЛ "Щ-208", приняв ее за ШХ противника (израсходовано 3 102-мм снаряда). Днем 10.9 прибыла в Севастополь. На выставленном заграждении 15.9.1941 в точке 43.13,4 с.ш./28.06,2 в.д. (по др. данным - 43.17,3 с.ш./28.05,1 в.д.) подорвался и затонул болгарский ТР "Шипка" (2304 брт), шедший с грузом зерна из Стамбула в Варну, +2, -2. После гибели ТР германские КАТЩ вытралили в районе 19 мин;

1941 год 16 - 20 сентября
Боевой поход. В 12.24 16.9 вышла в район Варны. В 06.30 18.9 прибыла на позицию. В 17.42-18.10 выставила 20 мин в 2,5-3 милях восточнее м. Галата (заграждение 2/65; 4 банки по 5 мин, расстояние между банками - 5 каб., минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). В 20.00 начала возвращение в базу. В 14.54 20.9 прибыла в Севастополь. 10.10.1941 на заграждении в точке 43.10,4 с.ш./28.00,6 с.ш. подорвался и затонул румынский МЗ "Реджеле Кароль", +22. В дальнейшем в районе заграждений 2/65 и 3/65 противником вытралено 19 мин;

1941 год 3 - 7 октября
Боевой поход. В 15.44 3.10 вышла в район м. Шаблер (позиция №4). В 11.35 5.10 произвела торпедную атаку румынского ЭМ "Р. Мария" в районе м. Тузла (ЭМ, атака=подв/пр/2, д=14 каб., из-за заедания крышек ТА торпеды выпущены с опозданием - промах). После залпа обнаружена ЭМ, который в 11.40-13.05 сбросил на ПЛ 12 глб. В 13.39-13.48 выставила в 6 милях восточнее Мангалии 20 мин в линию между точками 43°49,7' с.ш./28°43,7' в.д. и 43°49,5' с.ш,/ 28°42,9' в д. (заграждение 2/63; минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). После постановки обнаружена ММ "Сборул", сбросившим в 14.36-15.02 на ПЛ 6 глб. В 19.00 5.10 начала возвращение в базу. В 18.00 7.10 прибыла в Севастополь;

1941 год 22 - 26 октября
Боевой поход. В 14.55 22.10 вышла для постановки минного заграждения в районе Мангалии. Утром 24.10 прибыла на позицию. В 09.52-10.00 выставила в 6,5 милях юго-восточнее Мангалии 20 мин в линию между точками 43°44,35' с.ш./28°41,3' в.д. и 43°45,0' с.ш./28°42,0' в.д. (заграждение 5/63; минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). В 12.00 26.10 прибыла в Севастополь;

1941 год 1 ноября
Перешла в Батуми;

1941 год 3 ноября
Перешла в Поти;

1941 год 25 ноября
Перешла в Батуми;

1941 год 27 ноября
Перешла в Догам;

1941 год 6 - 24 декабря
Боевой поход. В 12.00 6.12 вышла в район м. Эмине (позиция №22). Утром 10.12 прибыла на позицию. В 18.48 12.12 в точке 42°56, 1' с.ш./ 28°05,6' в.д. во время зарядки АБ за кормой ПЛ произошел взрыв мины UMA румынского заграждения S-18. Баллеры кормовых горизонтальных рулей, вертикального руля и левая линия гребного вала получили деформации. Продолжила патрулирование на позиции. Вечером 13.12 и днем 18.12 обнаруживала СКА противника. В 19.00 20.12 начала возвращение в базу и в 09.00 утра 24.12 прибыла в Поти;

1941 год 24 декабря
Встала в аварийный ремонт;

1942 год 1 - 25 марта
Прошла докование;

1942 год апрель
В начале апреля вступила в строй;

1942 год 5 - 6 мая
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя. Совершила 7 транспортных рейсов в осажденный Севастополь, доставив туда 160 т боеприпасов, 290 т продовольствия, 27 т бензина, 7 человек и эвакуировав на Кавказ 243 человека;

1942 год 7 - 11 мая
Первый транспортный поход в Севастополь. С 18.15 7.5 до 03.55 9.5 переход в Севастополь. 8.5 атакована несколькими самолетами типа Ju-87. В результате близких разрывов 2 авиабомб повреждено освещение, заклинена крышка ТА №3. С 00.20 10.5 до 15.15 11.5 переход в Новороссийск;

1942 год 13 - 21 мая
Второй транспортный поход в Севастополь. С 19.35 13.5 до 03.05 17.5 переход в Севастополь. С 05.41 19.5 до 07.00 21.5 переход в Новороссийск;

1942 год 22 - 26 мая
Третий транспортный поход в Севастополь. С 18.00 22.5 до 03.36 24.5 переход в Севастополь. С 21.30 24.5 до 10.00 26.5 переход в Новороссийск;

1942 год 27 - 31 мая
Четвертый транспортный поход в Севастополь. С 18.35 27.5 до 03.40 29.5 переход в Севастополь. С 21.20 29.5 до 11.00 31.5 переход в Новороссийск;

1942 год 1 июня
Перешла в Туапсе;

1942 год 1 - 2 июня
Перешла в Поти, где прошла навигационный ремонт;

1942 год 14 - 15 июня
Перешла в Новороссийск;

1942 год 17 - 20 июня
Пятый транспортный поход в Севастополь. С 14.06 17.6 до 22.30 18.6 переход в Севастополь. С 03.50 19.6 до 15.30 20.6 переход в Новороссийск. Эвакуировано 46 человек;

1942 год 21 - 24 июня
Шестой транспортный поход в Севастополь. С 18.50 21.6 до 23.13 22.6 переход в Севастополь. 23.6 после выхода с фарватера №3 у Севастополя подверглась преследованию СКА противника, сбросивших 48 глб. Утром 26.6 во время стоянки в Новороссийске откачала остатки бензина из ЦГБ в воду. В 11.40 искра из глушителя СКА вызвала взрыв бензина. Начавшийся пожар угрожал охватить носовую надстройку ПЛ, на которой находились ящики с боеприпасами. Решительными действиями экипажа, который в отсутствие офицеров возглавил боцман мичман И.С. Перов, взрыв был предотвращен (3 горящих ящика выброшены за борт), лодка перешла на другое место. В результате пожара обгорела краска на надстройке, 1 человек получил легкие ожоги. С 04.00 23.6 до 23.56 24.6 переход в Новороссийск. Эвакуировано 85 человек;

1942 год 27 июня - 2 июля
Седьмой транспортный поход в Севастополь. С 13.34 27.6 до 22.45 29.6 переход в Севастополь. С 03.20 30.6 до 04.49 02.7 переход в Новороссийск. В 10.13-15.00 30.6 подверглась преследованию СКА и самолетами, сбросивших 44 глб. С 08.30 до 15ч 1.7 вновь преследовалась СКА и самолетами противника. Эвакуировано 105 человек;

1942 год 2 - 3 июля
Перешла в Поти, где до 9.8 проходила текущий ремонт;

1942 год 10 августа
Вошла в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06.1944г. - 1-й БрПЛ) ЧФ;

1942 год 13 августа
Перешла в Батуми;

1942 год 15 августа
Перешла в Поти;

1942 год 15 - 22 августа
Боевой поход. В 22.25 15.8 вышла для постановки минного заграждения в районе Севастополя. На переходе временно вышел из строя правый дизель. В 10.31-11.34 19.8 выставила заграждение в 3,5-5 милях юго-восточнее м. Сарыч (заграждение 26; 4 банки по 5 мин, минный интервал - 80 м, углубление - 2,4 м). В 18 часов начала возвращение в базу. В 06.00 22.8 прибыла в Поти;

1942 год 11 сентября
Перешла в Батуми;

1942 год 12 сентября
Перешла в Поти;

1942 год 14 - 24 сентября
Боевой поход. В 19.21 14.9 вышла в район м. Бурнас (позиция №42) для минной постановки. 16.9 юго-западнее м. Херсонес обнаружена самолетами и румынским ЭМ "Р. Фердинанд" из состава охранения КОН, которые безрезультатно сбросили на ПЛ 26 глб. В ночь на 20.9 в 5 милях юго-западнее м. Бурнас выставила 20 мин в линию между точками 4545,8' с.ш./30°05,2' в.д. и 45°45,1' с.ш./30°06,2' в.д. (заграждение 1/55; минный интервал - 80-90 м, углубление - 2,4 м). Утром 20.9 обнаружена СКА, безрезультатно сбросившим на ПЛ 7 глб. В течение 21.9 подверглась преследованию СКА противника, безрезультатно сбросивших 65 глб. В 06.00 24.9 вернулась в Поти;

1942 год 23 октября
Награждена орденом Красного Знамени;

1942 год октябрь - ноябрь
Прошла текущий ремонт;

1942 год 14 - 28 декабря
Боевой поход. В 17.00 14.12 вышла в район Босфора (позиция №46). В 07.00 17.12 прибыла на позицию. В течение похода командир 6 раз выходил в атаку на ОТР, но опознав в них турецкие корабли, от атак отказывался. В 22.00 25.12 начала возвращение в базу и в 15.40 28.12 прибыла в Поти;

1943 год 15 января - 2 февраля
Боевой поход. В 17.12 15.1 вышла в район Босфора (позиция №46). В 10.00 19.1 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 00.00 30.1 начала возвращение в базу и в 08.23 2.2 прибыла в Поти;

1943 год 22 февраля - 12 марта
Боевой поход. В 18.00 22.2 вышла в район Феодосия - м. Чауда (позиция №48-6/63). В 05.00 25.2 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 20.00 9.3 начала возвращение в базу и в 09.45 12.3 прибыла в Поти;

1943 год 14 - 31 мая
Боевой поход. В 20.30 14.5 вышла к южному берегу Крыма (позиция №84). В 04.30 16.5 прибыла на позицию. Днем не смогла атаковать КОН БДБ из-за плохой видимости. В 11.03 22.5 произвела торпедную атаку КОН (1 БДБ, 1 ТКА) в точке 45°00,3' с.ш./35°58,7' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/ 3, д=12 каб., командир в перископ наблюдал попадание торпеды, столб воды и обломков - германская БДБ наблюдала взрыв двух торпед, шедших по поверхности). Преследования не было. Утром 23.5, обнаружив южнее Судака КОН (2 БДБ), командир ПЛ, убедившись в невозможности выпуска торпед, в 08.19 всплыл для артиллерийской атаки. Обнаружив лодку БДБ открыли артиллерийский огонь. В 08.22- 08.25 ПЛ, выпустив 8 102-мм снарядов, добилась попадания в ходовую рубку одной из БДБ. Увидев, что вторая баржа повернула курсом на ПЛ, командир в 08.28 принял решение погрузиться - повреждена германская БДБ "F329" (+4, -2, отбуксирована в Феодосию, по-видимому, не отремонтирована). Днем 25.5 при попытке атаковать КОН БДБ в районе Судака обнаружена противником, сбросившим несколько глб. Лодка получила незначительные повреждения. В 22.00 29.5 начала возвращение в базу и в 08.30 31.5 прибыла в Поти;

1943 год 10 - 30 июля
Боевой поход. В 21.22 10.7 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82-а). В 16.35-17.12 18.7 выставила заграждение в 2-3,5 милях южнее м. Евпаторийский между точками 45°07,5' с.ш./33°18,4' в.д. и 45°05,3' с.ш./33°15,8' в.д. (заграждение 1/35; 20 мин пятью банками на постоянном курсе, расстояние между банками - 5 каб., минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). По всей вероятности, в дальнейшем, на заграждении 29.7.1943 подорвалась румынская баржа "CNR-1468", дедвейт 1332 т и германская баржа "EL.74" (дедвейт 139 т; не исключено, речь идет о потере все-таки одного судна). В течение 29-31.7 в районе заграждения германские МТЩ вытралили 16 мин. В 05.47 23.11.1943 в точке с координатами 45.05,9'с.ш./33.17,6'в.д. (по данным АСС ЧФ в точке 45.06,14'с.ш./33. 16,3'в.д.) в результате подводного взрыва в носовой части загорелся и вскоре затонул германский ТР "Санта Фе" (Santa Fe, 4627 брт; перевозил 1278т военных грузов, в т. ч. 12 САУ, 100 морских мин, +28, -11). В 00.00-23.08 19.7 "Л-4" перешла в район Босфора (позиция №85-а). В 05.58-06.02 22.7 потопила артиллерийским огнем ШХ в точке 41°26' с.ш./28°44' в.д. (ШХ 30 т, д=20 каб., израсходовано 33 102-мм снаряда, - по всей вероятности потоплена турецкая ШХ "Хюдай-Бахри", 29 брт). С 17.05 по 17.08 23.7 потопила артиллерийским огнем ШХ в точке 41°25' с.ш./28°43' в.д. (ШХ 100 т, д=7 каб., израсходовано 5 102-мм снарядов - по всей вероятности потоплена турецкая ШХ "Гурпинар", ок. 100 брт). В 00.40 25.7 начала возвращение в базу и в 05.15 30.7 прибыла в Поти. По данным передачи "Военная тайна" история с гибелью ТР "Санта Фе" получила продолжение. По версии авторов передачи 15.12.1943 немецкий морской охотних Uj-102 погиб в точке гибели ТР от подводного взрыва новых боеприпасов с фосфорной начинкой, которые находились на транспорте. Причиной взрыва стало бомбометание глубинных бомб по остову ТР "Санта Фе" или из-за ошибки идентификации (корпус принят за ПЛ противника) или с целью уничтожения новых боеприпасов. В любом случае, факт гибели Uj-102, хоть и косвенно, но можно отнести на боевой счет черноморских подводников;

1943 год 8 сентября
Начала текущий ремонт;

1944 год 21 февраля - 30 марта
Прошла докование;

1944 год 8 апреля
Вступила в строй;

1944 год 15 апреля - 15 мая
Боевой поход. В 21.00 15.4 вышла в район юго-западнее м. Херсонес (позиция №9). В 02.30 19.4 прибыла на позицию. Днем 22.4 не смогла произвести атаку КОН из-за большого КУ. В 23.02 26.4 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 3 СКА) в точке 43°56' с.ш./30°55' в.д. (ТР ? т, атака=надв/вр/6, д=6 каб., промах - безуспешно атакован германнский ТР "Хельга"). Контратакована кораблями противника, сбросившими 3 глб. Днем 28.4 не смогла выйти в атаку на КОН из-за большого КУ. В ночь на 2.5 перешла в восточную часть позиции №9 - западную часть позиции №10. В ночь на 4.5 на ПЛ вышли из строя кормовые горизонтальные рули. Для исправления повреждений ПЛ перешла в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №14). С 6.5 действовала на старой позиции. Утром 11.5 не смогла выйти в атаку на 2 СКР из-за неправильного маневрирования. Наведена воздушной разведкой и в 06.12 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ЭМ, 2 БДБ) в точке 43°51' с.ш./30°12' в.д. (ТР 5000, атака=подв/вр/4, д= 12-16 каб., через 2 мин услышано 2 взрыва - поврежден германский ТН "Фредерик", 7327 брт, до окончания боевых действий в строй не введен, затоплен 28.8.1944 в Констанце, после войны отремонтирован и введен в строй советского советского торгового флота под названием "Волганефть"). Обнаружена и подверглась 2-часовому преследованию румынского ЭМ "Марасешти" и германского БО "Uj 108", сбросивших 67 глб. На ПЛ был подорван клинкет газоотвода дизелей, через который внутрь прочного корпуса поступало до 1,5 т воды в час, повреждены приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей, обшивка ЦГБ №5, 6 и некоторые электроизмерительные приборы. В 00.00 12.5 начала возвращение в базу и в 03.45 15.5 прибыла в Поти;

1944 год 16 мая - 13 июня
Прошла навигационный ремонт, после которого начала капитальный ремонт в г.Севастополь;

1944 год 9 июня
Вошла в состав ОУДнПЛ ЧФ. По другим данным - 27.06.1944;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших подводных лодок;

1949 год 16 июня (11 июля?)
Переименована в "Б-34";

1951 год 31 мая
Вступила в строй после капитального ремонта. Вошла в состав 154-й отдельной Севастопольской Краснознаменной БрПЛ ЧФ с базированием на г.Поти (с 15.05.1954 - на г.Туапсе);

1951 год 1 июля
Прибыла к месту постоянного базирования в г.Поти;

1951 год 7 - 12 августа
Находилась на рейде Очамчиры, где занималась боевой подготовкой;

1954 год 2 ноября
Выведена из боевого состава и передана Севастопольскому Высшему Военно-морскому Инженерному Училищу для использования в учебных целях;

1956 год 17 февраля
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1956 год 26 марта
Расформирована и впоследствии на базе "Главвторчермета" в Севастополе разделана на металл.




командиры:


1. Васюнин П.Н. (01.10.1929-09.04.1934)
2. Болтунов П.И. (09.04.1934-28.11.1936)
3. Тишкин Н.В. (01.01.1937-14.05.1937)
4. Бурмистров И.А. (15.02.1937-02.10.1937) командировка в Испанию
5. Кашеваров Е.Т. (14.05(02.11?).1937-26.03.1938)
6. Поляков Е.П. (26.03.1938-13.06.1944)
7. Кердеев П.И. (13.06.1944-01.07.1944)
8. Горбатовский С.П. (15.09.1944-14.12.1945)
9. Куликов Г.М. (14.05.1946-15.05.1953)
10. Кондратьев В.И. (1953-1954)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ Л-4. 30-е годы.
3. Фотография ПЛ Л-4. 1942 год.
4. Фотография ПЛ Б-34. 1952 год.
5. Фотография ПЛ Б-34 в Туапсе.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Стратегия КМ, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
7. Сборник "Фронт проходит под водой", ФГУП "СПМБМ Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Воспоминаня ветеранов-подводников ЧФ.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
13. Ольховатский О.Н., Чаговец Н.Ф. "Феодосийский подплав", Санкт-Петербург, 2012г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016