Rambler's Top100 Л-6 "Карбонарий" Тип "Л" II серии

"Карбонарий", Л-6
Тип «Л» II серии



фотография:


Л-6


ПЛ "Л-6" (тип "Д" II серии) в Поти. 1943 год.



историческая справка:


1930 год 15 апреля
Заложена в Николаеве на заводе им. А. Марти под наименованием "Карбонарий";

1932 год 3 ноября
Спущена на воду;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение Л-6;

1935 год 9 мая
Вступила в строй. Задержка ввода в строй была связана с затянувшимися работами по установке дизелей с наддувом Бюхи и их испытаниями. В некоторых источниках указывается, что ПЛ вступила в строй в 1933 году;

1935 год 11 мая
Вошла в состав ЧФ. Вошла в 3-й ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1936 год
Находилась в 70-ти суточном заграничном походе (командир - Шатский В.А.) по Черному морю совместно с ПЛ Л-4 и Л-5;

1936 год октябрь
14 суток находилась под водой с максимальным задействованием всех средств регенерации, один раз всплыв под перископ для торпедной атаки. Это было настоящим рекордом, действовавшим до эпохи атомного подводного флота;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 12-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1938 год 25 ноября
Встала на заводе № 201 (г.Севастополь) для модернизации и капитального ремонта;

1941 год февраль
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 19 октября
Окончила ремонт и вступила в строй;

1941 год 27 октября - 3 ноября
В 16.34 27.10 вышла в дозор в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №2). Вечером 1.11, по приказу командира 1-й БрПЛ начала переход в Поти, куда прибыла в 20.00 3.11;

1941 год 14 - 21 ноября
В 17.20 14.11 вышла для постановки мин в районе Ак-Мечети. В 18.09-18.21 17.11 у входа в бухту Ак-Мечети выставила 20 мин в линию между точками 45°31,75' с.ш./32°41,8' в.д. и 45°31,9' с.ш./ 32°42,65' в.д. (заграждение 1/37; минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). В 12.30 21.11 прибыла в Поти;

1941 год 17 - 18 декабря
Перешла в Новороссийск;

1941 год 26 - 28 декабря
В 05.03 26.12 вышла в Севастополь с грузом 8 т авиационных боеприпасов. В 04.22 27.12 прибыла в Северную бухту В 14.54-15.10 из Южной бухту с д=70-80 каб. обстреляла позиции противника (выпущено 17 100-мм снарядов). В 21.52 вышла в Новороссийск, куда прибыла в 19.46 28.12;

1942 год 3 - 8 января
В 16.53 3.1 вышла для разведки в район Алушты. В ночи на 5 и 6.1 осуществляла навигационное обеспечение кораблей ЧФ. Встреч с кораблями противника не имела. В 20.45 8.1 прибыла в Новороссийск;

1942 год 10 января
В 16.23 10.1 на переходе Новороссийск - Поти из-за ошибки в предварительной прокладке (неправильно определена точка поворота) и неправильных действий командира села на мель в районе м. Геленджикский. Получила серьезные повреждения корпуса, рулей и винтов. Утром 11.1 снята с мели и отбуксирована в Новороссийск. За аварию ВТ приговорил командира лодки к 10 годам, командира БЧ-1 Маркелова к 8 годам, дивизионного штурмана Керенского к 7 годам исправительно-трудового лагеря, с отсрочкой наказания и направлением в штрафную роту;

1942 год 20 - 24 января
Лодка отбуксирована в Туапсе, а затем в Поти для аварийного ремонта;

1942 год 28 марта - август
До конца августа находилась в доке;

1942 год 10 августа
Вошла в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 3 декабря
Вступила в строй;

1942 год 21 декабря - 1943 год 7 января
В 17.20 21.12 вышла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №49). 24.12 прибыла на позицию. В 05.59 25.12 произвела торпедную атаку КОН (4 БДБ, 1 СКА) в точке 45°17' с.ш./32°31' в.д. (баржа ? т, атака=подв/ви/2, д=4,5 каб., промах - безрезультатно атакована германская баржа "Саон", БДБ "F 176" и "F 341"). Контратакована кораблями охранения, сбросившими в течение 50 мин 6 глб - на лодке повреждено освещение. Утром 30.12 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. В 20.07 4.1 начала возвращение в базу и в 12.50 7.1 прибыла в Поти;

1943 год 28 января - 14 февраля
В 17.00 28.1 вышла в район Судак - Феодосия (позиция №48). В 06.30 31.1 прибыла на позицию. 9.2 получила приказ действовать западнее меридиана Коктебеля. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.00 11.2 начала возвращение в базу и в 07.33 14.2 прибыла в Поти;

1943 год 7 - 25 марта
В 18.19 7.3 вышла в район м. Чауда - меридиан 35°35' в.д. (позиция №63/75). В 14.15 10.3 прибыла на позицию. В 07.54 22.3 произвела торпедную атаку КОН (3 БДБ) в точке 44°57,5' с.ш./35°51,6' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/3, д=12-15 каб., промах - безуспешно атакованы герм. БДБ "F326", "F342", "F469" из состава КОН "Кляйнер Бёр 8"). Контратакована подошедшим СКА, сбросившим 12 глб. Днем отказалась от атаки КОН барж из-за малой ценности объектов. В 20.30 начала возвращение в базу и в 06.13 25.3 прибыла в Поти;

1943 год 26 апреля - 16 мая
В 19.00 26.4 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82). Днем 28.4 во время перехода на позицию атакована ПЛ противника, выпустившей 2 торпеды - зарубежных данных нет, по-видимому ложный контакт. В 02.05 1.5 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать КОН из-за большого КУ, вечером - из-за большой дистанции. Утром 7.5 не смогла атаковать БДБ из-за большой дистанции. В 14.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 1 БДБ, 2 СКА) в точке 45°16,5' с.ш./32°51,2' в.д. (ТН 2500 т, атака=подв/ви/2, д=8 каб., через 1 мин услышан взрыв - по-видимому, атакован КОН, включавший германские буксиры "Байкал" и "Амур"). Безрезультатно контратакована кораблями противника, сбросившими 21 глб. Утром 7.5 не смогла атаковать КОН БДБ из-за большого КУ. Утром 13.5 не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. Вечером, обнаружив КОН попыталась преследовать его в надводном положении, но из-за плохой видимости вскоре потеряла цель. В 00.00 14.5 начала возвращение в базу и в 08.14 16.5 прибыла в Поти;

1943 год 6 - 26 июня
В 20.00 6.6 вышла на позицию в районе м. Тарханкут (позиция №82-в). Утром 11.6 не смогла атаковать КОН, обнаруженный в точке 44°43,5' с.ш./33°29,5' в.д. из-за неправильного маневрирования. В 12.50-13.03 после прибытия в район м. Лукулл выставила 20 мин в линию между точками 44°50,2' с.ш./33°30,4' в.д. и 44°49,9' с.ш./33°29,5' в.д. (заграждение 1/33; минный интервал - 80 м, углубление - 2,4 м). Вечером 12.6 не смогла атаковать КОН БДБ из-за плохой видимости. В 02.27 14.6 прибыла на позицию №82-в. Днем 18.6 не смогла атаковать КОН из-за ошибки рулевого-горизонталыцика. В 20.00 22.6 начала возвращение в базу и в 08.10 26.6 прибыла в Поти;

1943 год 9 - 24 сентября
В 20.15 9.9 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82-б). 12.9 в районе Синопа обнаружила ОТР, от атаки которого командир отказался из-за большой дистанции. В 21.05-21.18 16.9 юго-восточнее м. Олинька выставила минное заграждение (банки 1/67 и 2/67; две банки по 10 мин, минный интервал - 80 м, углубление - 2,4 м). В 08.30 18.9 прибыла на позицию №82-б. Встреч с кораблями противника не имела. В 20.17 19.9 начала возвращение в базу и в 08.40 24.9 прибыла в Поти;

1943 год 3 ноября - 3 декабря
В 20.06 3.11 вышла в район м. Тарханкут (позиция №93). В 04.30 7.11 прибыла на позицию. Утром 9.11 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. В ночь на 15.11 не смогла атаковать группу кораблей противника из-за внезапной перемены курса. В ночь на 19.11 обнаружена 2 СКА противника, от которых уклонилась срочным погружением. В 19.07 25.11 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТН, 4 СКА) в точке 45°07' с.ш./32°18' в.д. (ТР 4000 т, атака=надв/вр/4, д=3 каб., через 23 и 31 сек услышаны 2 взрыва, наблюдалась яркая вспышка - тяжело поврежден германский ТР "Волга-Дон", 956 брт, перевозил 325 т груза для германских ВВС, +5, =2; затонул в 11.35 26.11 в 3 милях южнее Евпаторийского м-ка). Контратакована кораблями противника, сбросившими 2 глб. В 17.00 29.11 начала возвращение в базу и в 06.50 3.12 прибыла в Поти;

1943 год 4 декабря
Начала текущий ремонт;

1944 год 10 - 20 февраля
Прошла докование. В конце февраля вступила в строй;

1944 год 4 марта - 3 апреля
В 21.30 4.3 вышла в район юго-западнее м. Сарыч (позиции №105, 106, 107). В 00.00 8.3 прибыла на позицию. 9.3 осуществляла поиск ТКА №24, пропавшего без вести при переходе из Фальшивого Геленжика в Скадовск. Встреч с кораблями противника не имела. В 20.16 31.3 начала возвращение в базу и в 05.40 3.4 прибыла в Поти;

1944 год 11 апреля
Выход в последний поход. Вечером 11.4 вышла в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №6). В течение похода на связь не выходила и в базу не вернулась. Не доложила о прибытии на позицию (по плану - 15.4), 21.4 не передала квитанцию на приказ перейти в район восточнее м. Олинька (позиция №3), в дальнейшем не ответила на многочисленные вызовы по радио. Возможные причины гибели: отказ техники или ошибка личного состава, подрыв на плавающей мине у кавказского побережья, атака германского БО "Uj 115" и гса вечером 16.4, атака германского БО "Uj 104" и румынской КЛ "Гикулеску" в 10.04-11.28 18.4 в точке 43°28' с.ш./31°32' в.д. (как вариант - 19.4 потоплена глубинными бомбами противолодочного корабля "Uj-103" во время ее атаки ТР "Альба-Юлия"). На ПЛ погибло 55 членов экипажа;

Тайна гибели ПЛ Л-6 скорее всего никогда не будет раскрыта. Корабль погиб в открытом море в районе с глубинами от 150 до 2000 метров, что заставляет сильно сомневаться в том, что он будет обнаружен и обследован на дне. Поскольку ПЛ не дала ни одного радиосообщения, нельзя даже на 100% утверждать, что она дошла до заданного места. В то же время есть документы противника, свидетельствующие, что ПЛ не только достигла позиции, но даже некоторое время действовала на ней. В 13.26 (по среднеевропейскому летнему времени) 16 апреля немецкий конвой, включавший транспорта «Касса», «Лола» и «Тисса», два «раумбота» и охотник за подлодками «Розита», зафиксировал торпедную атаку, произвести которую могла только ПЛ Л-6. Суда уклонились от торпед, после чего охотник смог установить четкий гидроакустический контакт и сбросить по нему две серии по 15 глубинных бомб. На поверхности моря наблюдались пузыри воздуха и широко разлившееся соляровое пятно. Глубины в месте атаки составляли от 800 до 1000 метров, что исключает вероятность бомбардировки остова ранее затонувшего судна. В 13.48 охотник прекратил бомбометание и ушел догонять конвой. Спустя два часа возвращавшийся на базу с сопровождения конвоя немецкий гидросамолет BV-138 обнаружил поблизости от места атаки «Розиты» всплывшую советскую подлодку, которую атаковал и по докладу пилота добился попадания трех 50-кг авиабомб. В подтверждение этого летчик представил сделанные им фотоснимки. Поскольку ни одна другая советская ПЛ не подвергалась атаке с воздуха в этом районе в тот день, можно уверенно связать это событие с ПЛ Л-6. Несомненно, что даже если в результате бомбардировки она и не погибла, то должна была получить серьезные повреждения, требовавшие немедленного ухода в базу. Но поскольку туда она не прибыла все-таки приходится предположить, что ПЛ погибла сразу. С учетом вышеизложенного последующие многочисленные заявки немецких охотников, скорее всего, не имеют к гибели ПЛ Л-6 никакого отношения;

1944 год 5 июня
Исключена из состава ВМФ;

2012 год
На начало года считается пропавшей без вести. Точных данных о месте и причинах гибели нет.



командиры:


1. Рублевский И.А. (1932-1933)
2. Гаджиев М.И. (05.1933-08.1933) ВРИД
3. Шатский В.А. (1933-1937, 1937-1938), в 1937 командовал Л-5
4. Бютнер Г.Н. (26.03.1938-21.11.1938) арестован
5. Павленко С.К. (19.03.1939-08.05.1940)
6. Буль С.П. (08.05.1940-22.05.1942)
7. Стршельницкий Ю.А. (05?.1942-18?.09.1942)
8. Бук А.В. (03.09.1942-23.10.1942)
9. Жданов А.С. (10.10.1942-16.04.1943)
10. Гремяко Б.В. (26.04.1943-04.1944)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ Л-6 на стоянке в Поти. 1943 год.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Стратегия КМ, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
7. Сборник "Фронт проходит под водой", ФГУП "СПМБМ Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2014