Rambler's Top100 Подводная лодка Л-15, Б-15, КБП-54, УТС-20. Тип "Л" XIII серии

Л-15, Б-15, КБП-54, УТС-20

Тип «Л» XIII серии




фотография:


Подводная лодка Л-15




историческая справка:


1935 год 5 ноября
Заложена на Николаевском госзаводе (завод № 198) в г.Николаев;

1936 год
Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на Дальзаводе (завод №202) в г.Владивосток была произведена её сборка;

1936 год 26 декабря
Спущена на воду;

1938 год июнь
Планировалась к наименованию "Чапаевец";

1938 год 6 ноября
Вступила в строй. Поднят Военно-морской флаг;

1939 год 4 марта
Вошла в состав ТОФ. Зачислена в 43-й ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток (бухта Золотой Рог);

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М. Улисс (г.Владивосток);

1941 год август
Перечислена в состав 3-го ОДнПЛ Владимиро-Ольгинской ВМБ ТОФ. Переведена для базирования в бухту Тарья (пос.Лахтактный);

1942 год лето
Прошла текущий ремонт с докованием;

1942 год сентябрь
Госкомитет Обороны принял решение об усилении Северного флота за счет переброски части кораблей с Тихого океана. Уже 20 сентября вызвали командиров нескольких лодок и сообщили им о перебазировании сводного дивизиона лодок на Север. Был утвержден маршрут через Тихий океан и Атлантику, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панамский канал, Галифакс, Розайт, Полярное. Для перехода отобрали новые ПЛ 1-й БрПЛ : С-51, С-54, С-55, С-56 и две ПЛ Л-15 и Л-16 из 3-го ОДнПЛ;

1942 год 24 сентября
Вышла из Петропавловска-Камчатского вместе с ПЛ Л-16. Поскольку переход проходил через районы военных действий, лодки несли на корме громадные линкоровские флаги, чтоб не стать случайной жертвой торпед американской или японской субмарины. Обе лодки благополучно достигли Датч-Харбора и начали готовиться к переходу в Сан-Франциско. Американские морские специалисты рекомендовали советским подводникам идти в сопровождении двух своих эсминцев. Однако советские командиры решили идти самостоятельно, но тогда американцы потребовали, чтобы лодки придерживались установленных для них курсов, не отклонялись от маршрута более чем на 15 миль, а в предусмотренных точках сообщали о себе по радио международным, то есть открытым, кодом;

1942 год 5 октября
Обе ПЛ вышли из Датч-Харбора. Шли в надводном положении со скоростью 11-12 узлов, головной была Л-16;

1942 год 11 октября
Утро 11 октября было ясным, океан спокойным, видимость отличной, до Сан-Франциско оставалось около 820 миль. И вдруг вахтенные Л-15 увидели, как над впереди идущей лодкой взметнулся столб воды и дыма, и услышали мощный, сдвоенный взрыв. Выскочивший на мостик командир успел заметить, что Л-16 с дифферентом около 45 градусов на корму стремительно уходит в воду. Через полминуты там, где она только что была, плавали мелкие деревянные обломки и расплывались маслянистые пятна солярки... Вместе с кораблем на дно океана ушел весь экипаж - 56 (55?) человек. И тут же с Л-15 обнаружили характерный, пенистый след торпеды, которая прошла примерно в 80 м перед форштевнем. Потом на дистанции 450 м от лодки вынырнули два перископа. Командир приказал открыть огонь, и расчет 45-мм пушки сделал пять выстрелов, скорее всего оказавшихся безрезультатными. Это произошло в восточной части Тихого океана, в точке с координатами 45 градусов 41 минута северной широты и 138 градусов 56 минут западной долготы. Командир продолжил переход, но теперь сохранял радиомолчание и поэтому смог доложить о случившемся только 16 октября, после того как Л-15 отшвартовалась в Сан-Франциско;

1942 год 15 октября
Встречена американским эсминцем;

1942 год 16 октября
Прибыла в Сан-Франциско (США);

1942 год октябрь - 1943 год январь
Осуществила переход Сан-Франциско - Панамский канал - Исландия;

1943 год 10 января
На подходе к Исландии несколько раз выходило из строя рулевое управление;

1943 год 11 января
Прибыла в Рейкьявик (Исландия). Прошла водолазный осмотр, при котором выяснилось, что на ПЛ отсутствуют кормовые горизонтальные рули;

1943 год 17 января
Встала в док на ремонт в Рейкьявик;

1943 год 4 - 9 февраля
Перешла в сопровождении двух британских тральщиков в Гринок (Шотландия);

1943 год 11 - 14 февраля
Поставлена в док для осмотра;

1943 год 22 февраля - 21 апреля
Поставлена в док для проведения ремонта, установки ГАС "Дракон-129", торпедного автомата стрельбы, радиопеленгатора и замены аккумуляторных батарей;

1943 год 26 апреля
Вышла в море на ходовые испытания. При возвращении в Гринок во время швартовки вышел из строя машинный телеграф и ПЛ навалилась на британскую ПЛ "Р-245", повредив себе носовые горизонтальные рули;

1943 год 3 - 11 мая
Поставлена в док для ремонта;

1943 год 20 - 22 мая
Перешла в сопровождении французкого эсминца в Лервик (Шетландские острова);

1943 год 22 - 29 мая
Перешла в Полярное;

1943 год 29 мая
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1943 год 17 июня - 3 июля
Боевой поход в район Лоппского моря (позиция №2). В 14.32 17.6 вышла на позицию. В 14.00 20.6 прибыла на позицию. В 05.21-06.09 22.6 выставила минное заграждение №62-биc в районе о. Серё (1-я банка из 4 мин ПЛТ между точками 70.15 с.ш./21.08,5 в.д. и 70.15.6 с.ш./21.10 в.д., 2-я банка из 14 мин ПЛТ между точками 70.16.4 с.ш./21.11,1 в.д. и 70.18,2 с.ш./21.13,5 в.д.; минный интервал - 350 м, углубление - 3,7 м). В течение похода обнаружила 32 плавующие мины. В 20.15 1.7 начала возвращение в базу и в 23.26 3.7 прибыла в Полярное;

1943 год 14 - 19 августа
Боевой поход в район Вардё — м. Сейбунес (позиция №4). В 00.55 14.8 вышла на позицию. В 20.10 прибыла на позицию. В 06.37-07.14 15.8 выставила минное заграждение №86 у северного входа в пролив Буссе-сунд (1-я банка из 6 мин ПЛТ-Г между точками 70.26,3 с.ш./30.59,9 в.л. и 70.26,2 с.ш./31.01,5 в.д., 2-я банка из 7 мин между точками 70.26,2 с.ш./31.03 в.д. и 70.25,9 с.ш./31.04,5 в.д., 3-я банка из 9 мин между точками 70.25,8 с.ш./31.05,5 в.д. и 70.26,2 с.ш./31.06,8 в.д.; минный интервал — 185-324 м, углубление - 4,3 м). При возвращении в район зарядки при помощи ГАС «Дракон» обнаружила заграждение «NW-32». 16-17.8 находилась в районе зарядки АБ из-за сильного тумана. В 00.19 18.8 обнаружила 2 плавующие мины. Утром при приближении к берегу в районе м. Нолнес обнаружила при помощи ГАС «Дракой» мины заграждения «NW-30». В 07.06 18.8 произвела торпедную атаку OБK (3 ТЩ) в точке 70.48 с.ш./29.26 в.д. (3 ТЩ, атака подводная, 3 торпеды, дистанция 10-12 каб., через 97 и 109 сек. было услышано 2 глухих взрыва, в 07.10 ТЩ в перископ не обнаружены — зарубежных данных нет, по-видимому безуспешно атакованы норвежские РТ). Преследования не было. В 08.39 при отходе к месту зарядки в точке 70.53,7 с.ш./29.40.0 в.д. на глубине 75 м. подорвалась на трубке КА мины UMВ заграждения «NW-30». В результате взрыва вышли из строя несколько электроизмерительных приборов, часть нормального освещения, лопнула по сварке главная балластная магистраль в VI и VIII отсеках. В 19.15 из-за болезни командира (предполагал у себя приступ аппендицита) начала возвращение в базу и в 17.53 19.8 прибыла в Полярное;

1943 год 8 сентября
При пробном погружении в Кольском заливе сильно ударилась о грунт носовой частью;

1943 год 10 сентября - 30 октября
Прошла аварийный ремонт с заменой дизелей;

1943 год 4 октября
В 05.27 в точке 70.25 с.ш./31.05 в.д. в результате подводного взрыва от мины затонул шедший в составе КОН германский БО «Uj 1214», хотя нельзя полностью исключить вероятность подрыва на плавающей мине, поскольку в эти сутки кораблями конвоя было обнаружено 11 плавающих мин;

1943 год 18 - 26 ноября
Боевой поход в район м. Нордкап — м. Нордкин (позиция «Б»). В 20.00 18.11 вышла на позицию. В 17.05 19.11 обнаружила плавующую мину. В 05.47 21.11 прибыла на позицию. В 13.25 22.11 произвела торпедную атаку ОБК (1 МЗ, 1 ММ, 2 СКР) в устье Порсангер-фьорда (МЗ, атака подводная, 6 торпед, дистанция 10 каб., через 110 сек услышан глухой взрыв, с 13.30 до 13.32 — 4 сильных взрыва, в 13.50 в перископ обнаружены 1 СКР и 2 м/б - зарубежных данных нет). Преследования не было. В 05.45 24.11 произвела торпедную атаку ОБК (3 ТЩ) в районе м. Нордкап (ТЩ, атака надводная, 3 торпедами, дистанция 15-16 каб., в I отсеке услышано 2 взрыва, в 05.51 в перископ наблюдалось пламя на воде и 1 ТЩ - зарубежных данных нет, по-видимому атакована группа норвежских РТ). Преследования не было. Из-за ожидаемого преследования сил ПЛО командир ПЛ отказался от постановки минного заграждения в районе Хоннингсвога. В 18.00 24.11 начала возвращение в базу и в 11.35 26.11 прибыла в Полярное;

1943 год 6 декабря
Начала текущий ремонт, в ходе которого был установлен СГ «Спрут»;

1944 год 26 апреля
Германский СКР "NH 24" (бывший норвежскй "Денеб"), погибший по данным К. Юана и Ю. Ровера (растиражировано во многих изданях) в точке 71.01 с.ш./24.40 в.д. на минах, выставленных ПЛ Л-15, на самом деле расстрелял в этот день в этой точке плавующую мину. 08.05.1945 "NH 24", переименованный к тому времени в СКР "V 6517", капитулировал в Харстадте;

1944 год 25 - 26 мая
26.5 закончила работы по плану текущего ремонта. 25.5 при пробном погружении ударилась о грунт обтекателем ГАС «Дракон » и была вынуждена встать в док;

1944 год 9 - 19 июля
Боевой поход в район о. Рольвсё (операция «РВ-6»). В 21.58 9.7 вышла на позицию. Днем 10.7 обнаружила плавующую мину. В 19.45 11.7 прибыла на позицию. 13-15.7 из-за плохой видимости находилась в районе зарядки АБ. В 23.45 16.7 при форсировании минного заграждения коснулась грунта, а в 00.22 17.7 в точке 71.03 с.ш./24.26 в.д. — минрепа - взрыва не последовало. В 01.02-01.23 выставила минное заграждение №5-м в районе о. Рольвсё (1 мину ПЛТ-Г в точке 71.03,0 с.ш./24.34,1 в.д., 1-я банка из 11 мин между точками 71.02,8 с.ш./24.34,2 в.д. и 71.01,8 с.ш./24.33,5 в.д., 2-я банка из 2 мин между точками 71.01,8 с.ш./24.33,2 в.д. и 71.01,8 с.ш./ 24.33,8 в.д., 3-я банка из 4 мин между точками 71.01,9 с.ш./ 24.32,7 в.д. и 71.02,0 с.ш./24.32,4 в.д.; минный интервал - 185 м, углубление — 4,3 м). При обратном форсировании в 02.18 и 02.26 дважды касалась минрепов мин заграждения "Flankensperre-VII" — взрывов не последовало. В 05.20 в направлении минного заграждения услышан сильный взрыв (при вытравливании мин германскими кораблями). В 22.47 начала возвращение В базу. При возвращении произошла авария правого дизеля. В 10.34 19.7 прибыла в Полярное;

1944 год 6 - 17 августа
Боевой поход в район м. Нордкин (позиция №1). В 13.58 6.8 вышла на позицию. В 23.02 7.8 прибыла на позицию. 9.8 4 раза обнаруживала плавующие мины, 10.8 - 14 раз. 11-12.8 из-за плохой видимости находилась в районе зарядки АБ. 13.8 обнаружила плавующую мину. 14.8 на ПЛ вышел из строя эхолот. В 05.26 15.8 произвела торпедную атаку ОБК (1 ЭМ, 2 ММ, 1 ТЩ), стоявшего на якоре в устье Кьелле-фьорда (ЭМ, 2 СКР, 1 ТЩ, атака подводная, 2+1+1+2 торпеды соответственно (в т.ч. 4 с НВС), дистанция 12-15 каб., через 120 сек. услышано 3 взрыва, в 05.52 - горизонт чист, над фьордом наблюдалось облако дыма — зарубежных данных нет). Преследования не было. В 05.55-06.02 выставила минное заграждение №4-д в районе Кьелле-фьорда поперек предполагаемого курса КОН (на горизонте обнаружены дымы) (18 мин ПЛТ-2 одной банкой между точками 71.02,6 с.ш./27.08 в.д. и 71.03,4 с.ш./27.08,9 в.д.; приборы самоликвидации установлены на срок 8-9 ч, минный интервал - 75 м., углубление - 3 м). С 09.15 до 10.39 в направлении заграждения услышано несколько отдаленных взрывов (зарубежных данных нет). При обратном форсировании минного заграждения противника при помощи ГАС «Дракон» обнаружены 2 мины заграждения «NW-10». В 13.40 начала возвращение в базу и в 00.32 17.8 прибыла в Полярное;

1944 год 20 августа
При маневрировании на pейде ударилась о грунт, в результате чего был сломан обтекатель ГАС «Дракон»;

1944 год 16 - 22 сентября
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (сектор «А»; операция «РВ-8»). В 21.00 16.9 вышла на позицию. В 08.15 18.9 прибыла на позицию. 19-20.9 штормовала в районе зарядки АБ, сорвано 2 листа обшивки ЦГБ №1. В 02.17 21.9 из-за заболевания командира (с 16.00 17.9 ощущал резкие боли в области крестца и правой ноги - в базе поставлен диагноз «воспаление седалищного нерва») начала возвращение в базу и в 07.50 22.9 прибыла в Полярное;

1944 год 8 - 24 октября
Прошла навигационный ремонт, в ходе которого установлено оборудование для использовании торпед ЭТ-80;

1944 год 3 - 9 ноября
Боевой поход в район о. Серё (сектор «Ж»). B 23.l5 3.ll вышла на позицию. В 10.19 6.11 прибыла на позицию. В 11.20 7.11 из-за заболевания командира (с 5.11 обострились симптомы хронического ревматизма и воспаления седалищного нерва) начала возвращение в базу. В 02.00 9.11 в точке 71.02 с.ш./33.30 в.д. были услышаны крики на неизвестном языке, однако произведенный поиск результатов не дал. В 19.05 прибыла в Полярное;

1945 год 21 марта
Начала средний ремонт на заводе НК РП в Мурманске, где и встретила окончание войны;

1948 год 26 июня
Перечислена в состав 4-го ВМФ;

1948 год лето
Переведена в составе ЭОН-2 по ББК из Белого в Балтийское море. Вошла в состав 1-го ДнПЛ 1-й КрБрПЛ 4-го ВМФ с базированием на Либаву;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших ПЛ;

1949 год 10 июня
Переименована в Б-15;

1951 год март
Переформирована в состав 158-й БрПЛ 27-й КрДиПЛ 4-го ВМФ с прежним местом базирования;

1955 год 24 декабря
Выведена из боевого состава флота, разоружена и обращена в кабинет боевой подготовки. Переименована в КБП-54 (по другим, скорее всего, ошибочным данным - 15.09.1953 и в КБП-34). Позже переименована в УТС-20;

1956 год 20 июня
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1956 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1958 год
На Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных о-вах разделана на металл.




командиры:


1. Верховский С.Б. (05.1937-08.1938)
2. Федоров А.Д. (01.08.1938-21.11.1940)
3. Шонин В.М. (1940?-06.1941-09.1942)
4. Комаров В.И. (10.09.1942-29.01.1946)
5. Зиновьев Н.Т. (1946-1947)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун", №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Боечин И. "Прерванный переход" (http://nvo.ng.ru/history/2000-05-19/5_interrupted.html)
8. Информация с сайта http://www.viluchinsk.kamchatka.ru
9. Боженко П.В. "Подводники тихоокеанцы в боях с противником (1941-1945гг.)
10. Фотография из книги "Подводные силы России 1906-2006", Оружие и Технологии, Москва, 2006г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
14. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2018