Rambler's Top100 Подводная лодка Л-19. Тип "Л" XIII серии

Л-19

Тип «Л» XIII серии




фотография:


Подводная лодка Л-19


ПЛ Л-19 (предположительно) типа "Л" XIII серии. 1942 год.
Фотография к статье Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота" из ВТА "Тайфун".




историческая справка:


1935 год 26 декабря
Заложена на заводе №189 в г.Ленинград;

1936 год
Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на "Дальзаводе" (завод №202) в г.Владивосток была произведена её сборка;

1938 год 25 (26?) мая
Спущена на воду. Поднят Военно-морской флаг;

1938 год июнь
Планировалась к присвоению наименования "Горьковец";

1939 год 4 ноября
Вступила в строй. Вошла в состав ТОФ. Зачислена в 44-й ДнПЛ 4-й БрПЛ с базированием на г.Владивосток (бухта Золотой Рог);

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1941 год июнь
Экипаж ПЛ Л-19 под командованием капитан-лейтенанта Алексеева А.Н. принимал участие в тактическом учении флота и получил оценку "хорошо";

1942 год - 1944 год
Экипаж занимался боевой подготовкой, отработкой задач в море, совершенствовал способы атаки кораблей противника;

1943 год 8 - 20 сентября
Совместно с ПЛ Л-8 и Л-18 находилась в штурманском походе;

1943 год
Экипаж ПЛ занял первое место на ТОФ по торпедной подготовке;

1944 год 17 февраля
По приказанию Народного комиссара ВМФ СССР экипаж ПЛ Л-19 в составе 57 человек под командованием капитан-лейтенанта Алексеева А.Н. выехал на Северный флот для замены экипажа ПЛ Л-20. ПЛ Л-19 находилась в ремонте. Три месяца подводная лодка обслуживалась только стояночной вахтой;

1944 год май
Сформирован новый экипаж под командованием кап.3р. Кононенко А.С.;

1944 год
ПЛ досрочно закончила ремонт и завоевала 1-е место по торпедным стрельбам. За достигнутые хорошие результаты в выполнении задач боевой подготовки в 1944 году приказом Народного комиссара ВМФ СССР N 559 от 14 декабря 1944 года лодке присужден переходящий приз "Бюст Маршала Советского Союза Ворошилова К.Е.";

1945 год май
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1945 год август
Боевой поход. Задача: до 21.00 23.8 - разведка северных подходов к порту Румой, атака боевых кораблей в этом районе; с 21.00 23.8 - уничтожение кораблей противника и донесение о их появлении на позиции. В 20.10 19.8 вышла из базы для следования на позицию у порта Румой (район «А», северо-западное побережье Хокайдо), в 15.30 21.8 заняла позицию. 22.8 утром от ПЛ получено донесение о том, что в южной части района ее пребывания мин не обнаружено, что дозорных кораблей там нет. В 21.30 22.8 командиром БрПЛ было дано распоряжение об уходе из района, т.к. в тот район, на основании приказания Военного совета вышла из базы ПЛ С-52. РДО командира БрПЛ гласила: "Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин". В очередном донесении командир ПЛ сообщил, что "в точке Ш=44°08' Д=141°30' потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румой. Дозоров нет, обследовал весь район - мин нет". По уточненным данным разведки утром 22.8 в точке 44°15' с.ш./141°26' в.д. ПЛ добилась попадания торпеды в вспомогательную канонерскую лодку «Шинкё-Мару № 2» (мобилизованный одноименный пароход, 2577 брт), перевозившую японское население южного Сахалина в метрополию, на борту судна в этот момент было около 3600 беженцев. Полученные судном повреждения позволили удержать его на плаву, через 4 часа оно выбросилось прямо на городскую набережную Румой. Несмотря на то, что судно удалось спасти, на его борту погибло и пропало без вести не менее 400 человек. ПЛ не стала добивать едва держащееся на воде судно, посчитав его участь решенной, так как обнаружила еще одну цель, на этот раз пароход «Тайтё-Мару» (5950 брт), на борту которого тоже были беженцы (780 человек, по разным данным 553 или 667 из них погибли). По данным К.Б. Стрельбицкого, ПЛ преследовала судно пять с половиной часов, ведя огонь из орудия. Наконец, в 6 милях от Румой пароход был потоплен торпедами. После того, как на ПЛ было передано приказание, запрещающее топить корабли, командир ПЛ запросил, как ему понимать свою задачу. Командир БрПЛ ответил: "Находиться Анива, ваша задача разведка. Получение подтвердить". В 5.50 23.8 командир ПЛ подтвердил получение РДО. В 15.22 23.8 от командира ПЛ было получено донесение следующего содержания: "10.22 Ш=45°13' Д=140°00'. Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Это было последнее донесение с ПЛ Л-19. В дальнейшем ПЛ запрашивалась всеми видами связи, но ответа не дала и в базу из боевого похода не возвратилась. Как позднее стало известно, в проливе Лаперуза было выставлено несколько линий минных заграждений, при этом минные заграждения были поставлены в местах наибольших глубин в проливе. Положениями и руководящими документами рекомендовалось форсировать минные поля на предельной глубине, т.к. сила взрыва мины идет по линии меньшего сопротивления, вверх. Командир ПЛ Л-19 капитан 3 ранга Кононенко А.С. всегда педантично выполнял все положения и, что наиболее вероятно, при форсировании пролива на предельной глубине подорвался на донной мине, ПЛ Л-19 погибла со всем экипажем - 64 человека;

1989 (предположительно) год
Рубка УТС-89 установлена в качестве мемориала ПЛ Л-19 на территории соединения подводных лодок в бухте Малый Улисс;

2005 год 20 - 23 августа
Экспедиция ПНПС «ИСКРА» по поиску ПЛ Л-19 в проливе Лаперуза. Обнаружить ПЛ не удалось;

2006 год август
Завершилась экспедиция по поиску советской подводной лодки "Л-19" и американской лодки USS Wahoo (SS-238), затонувших в проливе Лаперуза в военные годы. В интервью газете "Коммунар" один из организаторов и руководителей этой военно-патриотической экспедиции, капитан дальнего плавания и водолаз Борис Постовалов сказал, что "Подводная лодка «Л-19» найдена в 20 милях западнее мыса Крильон в южной части острова Сахалин, а американская лодка "Wahoo" в проливе Лаперуза недалеко от известной морякам скалы "Камень Опасности". Однако, позже выяснилось, что информация об обнаружении "Л-19" оказалась ошибочной;

2007 год
Появилась информация о том, что экспедиция Морского поисково-исследовательского центра Тихоокеанского флота на яхте "Искра" обнаружила подводную лодку "Л-19" в 20 милях западнее мыса Крильон в южной части острова Сахалин на глубине около 100 метров. Информация об обнаружении не подтвердилась;

2023 год декабрь
Компания «Фертоинг» 2 декабря отправилась на обследование подводных лодок, затонувших в годы Второй мировой войны. Поисковые и исследовательские работы велись с многофункционального судна «Ламантин». Комплексная научно-историческая экспедиция по обследованию места гибели подводной лодки Wahoo SS-238 и поиску затонувшей ПЛ Л-19 стартовала из Холмска 2 декабря 2023 года. Специалисты планировали выполнить комплекс гидрографических, фотограмметрических и подводных работ по обследованию положения Wahoo SS-238, а также определить точное место гибели ПЛ Л-19. Однако погодные условия не позволили провести поиск ПЛ Л-19 в рамках экспедиции на "Ламантине", и организаторами было принято решение перенести поиск на июнь 2024 года;

2024 год июнь
Для участия в совместной экспедиции Русского географического общества, гидрографической службы Тихоокеанского флота и Фонда "Люди моря" 14 июня из пункта базирования Тихоокеанского флота вышел большой гидрографический катер "Алексей Анашкин". Целью экспедиции являлся поиск ПЛ Л-19. Поиски планировалось проводить в западной части пролива Лаперуза, откуда подводная лодка последний раз выходила на связь. В рамках экспедиции предстояло обследовать три района, где предположительно может лежать погибшая подводная лодка. Информации об обнаружении ПЛ не поступало.




командиры:


1. Дроздов В.А. (21.11.1940-21.04.1943)
2. Алексеев Е.Н. (28.04.1943-15.02.1944)
3. Кононенко А.С. (09.04.1944-08.1945)



дополнительная информация:


1. Фотография мемориала ПЛ "Л-19"
2. Список погибших в августе 1945 года



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "ТАйфун", №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999
7. Королюк В.П. "Cлед на тропе войны..."
8. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2025