Rambler's Top100 Подводная лодка М-55 Тип "М" VI-бис серии

М-55, М-54, М-55

Тип «М» VI-бис серии




фотография:


Подводная лодка М-55


ПЛ "М-55" типа "М" VI-бис серии. Черное море. 05.11.1944.
Фотография с сайта "Цусимские форумы".




историческая справка:


1935 год 25 марта
Заложена на заводе им. 61 коммунара (№200) в г.Николаев под наименованием М-55 (зав.№ 1046);

1935 год 20 ноября
Спущена на воду;

1936 год 17 октября
Вступила в строй;

1936 год 21 октября
Вошла в состав ЧФ (приказ о вступлении в строй НКО-37). Вошла в состав 6-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1936 год 2 ноября
Поднят флаг ВМФ (приказ о вступлении в строй НК ВМФ-44);

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель (19 августа ?)
Перечислена в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 15 ноября
Переименована в М-54;

1940 год 13 января
Переименована в М-55;

1940 год 31 января
При возвращении с моря после испытаний, при входе в Южную бухту Севастополя столкнулась с катером МУ-16. Виновник столкновения - старшина катера. В результате столкновения на ПЛ форштевень и носовая часть оконечности была загнута вправо на протяжении 0,7 м., а у катера разбит форштевень и повреждена обшивка. Личный состав не пострадал;

1941 год февраль
Перерчислена в состав ОУДнПЛ ЧФ;

1941 год июнь
К началу войны находилась в среднем ремонте в Севастополе (завод №201, по плану ввод в строй намечен на 15.7). Не выполнив плановый объем ремонтных работ, введена в строй. Входила в состав ОУДнПЛ ЧФ;

1941 год 3 - 4 ноября
Перешла в Новороссийск;

1942 год 14 - 17 января
Находилась в боевом походе. В 14.25 14.1 вышла с целью навигационного обеспечения высадки десанта в районе Судака. В ночь на 16.1 встала на якорь в 75 каб от берега, выполняя роль плавучего маяка. В 13.00 17.1 вернулась в Новороссийск;

1942 год 21 - 25 января
Находилась в боевом походе. В 00.30 21.1 вышла с целью навигационного обеспечения высадки десанта в районе Судака. Вечером 21.1 подверглась артиллерийскому обстрелу с берега. В ночь на 25.1 встала на якорь у берега, выполняя роль плавучего маяка. Во время шторма на лодке поврежден гирокомпас и кормовые горизонтальные рули. В 23.30 25.1 прибыла в Новороссийск;

1942 год февраль - апрель
Находилась в Геленджике в ожидании свободного дока для ремонта;

1942 год май
Поставлена в док в Новороссийске;

1942 год 2 мая
Перечислена в состав 10-го ОДнПЛ;

1942 год июль
Вступила в строй;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 15 - 16 августа
Перешла в Батуми;

1942 год 4 сентября
Перешла в Поти;

1942 год 26 сентября
Перешла в Очемчири;

1942 год 21 - 25 октября
Находилась в боевом походе. В 15.40 21.10 вышла для разведки в район Ялты (позиция №47). 23.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 24.10 начала возвращение в базу и в 08.45 25.10 прибыла в Очемчири;

1942 год 6 - 7 ноября
Перешла в Туапсе;

1942 год 8 - 13 ноября
Находилась в боевом походе. В 04.17 8.11 вышла в район Ялты (позиция №47). 8.11 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 11.11 начала возвращение в базу и в 13.40 13.11 прибыла в Очемчири;

1942 год 15 - 21 декабря
Находилась в боевом походе. В 17.00 15.12 вышла из Хопи в район Анапы (позиция №52). 17.12 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 20.12 начала возвращение в базу и в 08.55 21.12 прибыла в Туапсе;

1942 год 21 - 22 декабря
Перешла в Очемчири;

1943 год 26 - 27 января
Перешла в Туапсе;

1943 год 28 января - 1 февраля
Находилась в боевом походе. В 18.14 28.1 вышла для высадки 2 РГ в районе м. Кикинеиз - м. Меганом. Днем 30.1 прибыла в район м. Кикинеиз, но в 23.28, при попытке высадить РГ была обнаружена и обстреляна с берега. Из-за возникшего замешательства ПЛ погрузилась с открытым верхним рубочным люком (в последний момент командир ПЛ успел закрыть нижний). Вышло из строя электрическое управление горизонтальных рулей, репитер гирокомпаса, был погнут баллер кормовых горизонтальных рулей. ПЛ легла на грунт с затопленной боевой рубкой, но впоследствии лодке удалось всплыть и, несмотря на возобновившийся обстрел, отойти от берега, одновременно откачав воду из рубки. В результате обстрела ПЛ получила около 30 пулевых пробоин, в основном в надстройке и ограждении рубки. Из-за полученных повреждений командир лодки принял решение прервать выполнение задачи, и в 06.47 1.2 ПЛ прибыла в Туапсе;

1943 год 27 февраля - 4 марта
Находилась в боевом походе. В 00.22 27.2 вышла в район между меридианом 35,55 и м. Киик-Атлама (позиция №48а/64). В 04.22 28.2 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.00 2.3 начала возвращение в базу и в 14.25 4.3 прибыла в базу;

1943 год 9 марта - июнь
До начала июня прошла текущий ремонт;

1943 год 27 августа - 7 сентября
Находилась в боевом походе. В 20.23 27.8 вышла в район Ялта - Феодосия (позиция №84, 86). В 02.06 30.8 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 20.55 5.9 начала возвращение в базу и в 06.20 7.9 прибыла в Очемчири;

1943 год 29 сентября - 9 октября
Находилась в боевом походе. В 19.07 29.9 вышла к южному побережью Крыма (позиция №97). В 22.00 1.10 прибыла на позицию. Днем 4.10 не смогла атаковать КОН БДБ из-за большого КУ и неправильного маневрирования. В 19.10 7.10 начала возвращение в базу и в 07.53 9.10 прибыла в Очемчири;

1943 год 25 октября - 5 ноября
Находилась в боевом походе. В 18.25 25.10 вышла к южному побережью Крыма (позиция №97). В 06.00 27.10 прибыла на позицию. За время патрулирования дважды касалась минрепов при форсировании советских минных заграждений. Утром 2.11 не смогла выйти в атаку на КОН из-за угрозы случайного тарана кораблем охранения. В 09.05 3.11 произвела торпедную атаку КОН (1 БДБ, 1 самоходный понтон) в точке 44°28' с.ш./34°10' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/2, д=5 каб., через 40 сек услышаны 2 взрыва - безуспешно атакована германская БДБ "F 472"). Контратакована кораблями противника, сбросившими несколько глб. В 17.50 начала возвращение в базу, и в 07.13 5.11 прибыла в Очемчири;

1943 год 22 ноября - 3 декабря
Находилась в боевом походе. В 18.05 22.11 вышла к южному побережью Крыма (позиция №97-98). В 05.00 утра 24.11 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 18.40 1.12 начала возвращение в базу и в 06.55 3.12 прибыла в Очемчири;

1943 год 21 - 29 декабря
Находилась в боевом походе. В 19.10 21.12 вышла к южному побережью Крыма (позиция №98). В 05.00 утра 23.12 прибыла на позицию. Вечером 24.12 обнаружена СКА, от которого уклонилась срочным погружением. В 13.13 27.12 произвела торпедную атаку 2 ТЩ, стоявших у причала в Двуякорной бухты (ТЩ, атака=подв/ви/2, д=11,5 каб., услышаны 2 взрыва, в перископ наблюдался столб густого дыма - безуспешно атакованы германские ТКА, наблюдавшие две торпеды, выскочившие на берег). В 13.28-14.01 подверглась преследованию кораблей противника, сбросивших 13 глб. В 18.30 начала возвращение в базу и в 07.38 29.12 прибыла в Очемчири, позже перешла в Поти;

1944 год 23 января
Перешла из Поти в Очемчири;

1944 год 25 января
Во время боевой подготовки на внешнем рейде Очемчири обнаружила перископ ПЛ - возможно обнаружена действовавшая в этом районе германская ПЛ "U 24";

1944 год 28 января - 8 февраля
Находилась в боевом походе. В 18.23 28.1 вышла к южному побережью Крыма (позиция №98). В 04.00 30.1 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 19.12 6.2 начала возвращение в базу и в 07.25 8.2 прибыла в Очемчири;

1944 год 27 февраля
Перешла в Поти;

1944 год 28 февраля
Перешла в Очемчири;

1944 год 1 марта
Перешла в Туапсе;

1944 год 14 - 24 апреля
Находилась в боевом походе. В 19.30 14.4 вышла в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №10). В 04.00 16.4 прибыла на позицию. Днем 22.4 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ и неправильного маневрирования. В 21.30 начала возвращение в базу и в 13.40 24.4 прибыла в Очемчири;

1944 год 12 - 13 мая
Находилась в боевом походе. 12.5 вышла в район юго-западнее м. Херсонес (позиция №10). В ночь на 13.5 приказом НШ ЧФ возвращена в базу и 13.5 прибыла в Очемчири;

1944 год лето
Летом начала текущий ремонт;

1944 год 9 июня
Перечислена в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1944 год 1 августа
Перешла в Поти;

1944 год 14 сентября
Вступила в строй;

1944 год октябрь
В конце октября перешла в Балаклаву;

1944 год 19 декабря
Из-за крайней изношенности механизмов исключена из состава ВМФ;

1945 год 1 февраля
Сдана в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. Впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл.




командиры:


1. Буль С.П. (09.03.1936-25.03.1936 ИД, 26.03.1936-26.07.1938) арестован
2. Зоц В.И. (21.08.1938-04.03.1939 ИД, 05.03.1939-14.11.1939)
3. Девятко А.Д. (14.11.1939-25.12.1939 ИД, 26.12.1939-21.11.1940)
4. Савин С.С. (12.1939) ВРИД
5. Чураков (02.1940) ВРИД
6. Станкевич И.В. (1940) ВРИД
7. Ефанов С.И. (21.11.1940-03.10.1942)
8. Бродский Э.Б. (28.10.1942-09.11.1944)
9. Парфенов Н.А. (09.11.1944-04.1945)
10. Александров В.М. (09.1944-04.1945), по некоторым данным мог исполнять обязанности командира ПЛ М-54 и М-55



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "М-55", 1943 год.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
14. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016