Rambler's Top100 М-72 Тип "М" VI-бис серии

М-76, М-72
тип "М" VI-бис серии



фотография:


М-72


ПЛ М-72 типа "М" VI-бис серии на стенке Морского завода в г.Кронштадт.
Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1



историческая справка:


1934 год 10 марта
Заложена на заводе им. А.Марти (№198) в г.Николаев;

1934 год 15 сентября
В мобилизационных планах стала именоваться по литерно-цифровому номеру М-76 (зав.№ 288);

1934 год 31 декабря
Спущена на воду;

1935 год весна
Перевезена по железной дороге на завод им. Жданова (№190) в г.Ленинград для сборки и испытаний. Входила в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1935 год 5 июня
На период испытаний получила временное наименование М-72;

1935 год 24 августа
Вступила в строй (подписан приемный акт);

1935 год 1 сентября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ под постоянным наименованием М-72. Вошла в состав 6-го ДнПЛ (с 27.03.1936 - 23-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ с базированием на г.Ленинград. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;

1935 год 15 сентября
Включена в состав КБФ;

1936 год 18 августа
Переформирована в состав 23-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1936 год 14 июня
Во время выполнения задачи боевой подготовки, при повторном погружении, через систему вентиляции АБ в аккумуляторную яму стала поступать забортная вода, в результате чего было залито девять элементов АБ. Погружение ПЛ прервали, и она возвратилась в базу для замены аккумуляторов. Причиной аварии явилась неправильная подготовка системы вентиляции АБ к погружению. Перед погружением был оставлен открытым клинкет шахты системы вентиляции;

1939 год сентябрь
Несла дозорную службу в Финском заливе;

1939 год 4 - 5 декабря
В составе 23-го ДнПЛ перебазирована на г.Палдиски;

1939 год декабрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-финской войне. Несла дозорную службу на подходах к базам и портам. Совершила 4 боевых похода;

1939 год 7 декабря
На рейде Палдиски-Лахт провела дифферентовку. Для облегчения ПЛ за бот было откачано 300 л. пресной воды;

1939 год 8 - 9 декабря
В 00.00 8.12 вышла в боевой поход. В 8.00 8.12 заняла позицию №1. В18.05 8.12 прогорел газовыхлопной коллектор дизеля, кроме этого на ПЛ закончилась пресная вода. Была вынуждена в 01.43 9.12 вернуться на базу под электромоторами. В базе коллектор был заварен за несколько часов;

1939 год 9 - 16 декабря
В 19.00 9.12 снова вышла на позицию №1 у острова Калбодагрунд на юго-восточных подходах к Хельсинки. В 20.28 15.12 при зарядке батареи загорелся ГЭД. Пожар был ликвидирован силами личного состава, жертв не было. В 00.43 16.12 вернулась на базу. Ремонт занял 5 суток;

1939 год 25 - 30 декабря
В 01.00 25.12 вышла в боевой поход на позицию №1 у острова Калбодагрунд на юго-восточных подходах к Хельсинки. Сразу по прибытию на позицию попала в жестокий шторм. 25.12 и 27.12 погружаясь на малых глубинах, неоднократно касалась грунта. 28.12 ветром силой 7 баллов оборвало обе антенны, сорвало оба барбета, носовой и кормовой леера, был пролит электролит из АБ. 29.12 ударом волн кормовые горизонтальные рули заклинило в положении "на погружение" на 18 гр.. Экипаж штормовал в надводном положении. Утром 29.12 командир был вынужден укрыться в одной из эстонских бухт, откуда доложил о состоянии корабля, после чего был отозван на базу куда прибыл в 10.21 30.12;

1940 год 12 - 17 января
В 12.56 12.1 вышла в боевой поход на позицию №2 (между островами Юссаре и Бенгтшер, район №1). При выходе из базы, на внешнем рейде Палдиски ПЛ отстала от ледокола и столкнулась с льдиной, в результате чего свернула форштевень и повредила волнорезный щит ТА №1, но несмотря на повреждения командир ПЛ принял решение продолжить поход. 15.1 ПЛ попала в жестокий 9-ти бальный шторм. На ПЛ были оборваны антенны, сломана антенная стойка, выведены из строя все компасы, разбита цистерна плавучести и погнута верхняя часть ограждения рубки. 15.1 была отозвана в базу, но в 23.01 15.1 села на мель. В 11.10 16.1 самостоятельно снялась с мели и начала возвращение в базу, куда добиралась более суток в обеспечении ледокола "Тасую". В 14.55 17.12 прибыла в Палдиски;

1940 год 2 февраля - август
Перешла в Таллин и встала в ремонт, который осуществлялся силами рабочих ПМ "Серп и Молот" и экипажа ПЛ;

1940 год сентябрь - октябрь
Полностью сдала задачи КПЛ и вошла в 1-ю линию. Однако из-за износа механизмов и корпуса имела ограничение по использованию - только в простых условиях;

1940 год декабрь
В составе дивизиона прибыла в г.Ленинград для постановки на капитальный ремонт на завод №196 ("Судомех"). Однако завод ПЛ в ремонт не принял (по плану ввод в строй намечался в 1942 году), и ПЛ была переведена в г.Кронштадт, где в Лесной гавани поставлена на отстой. К январю 1941 года экипаж был переведен на сокращенный штат;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав 9-го ДнПЛ УБрПЛ КБФ с базированием на г.Кронштадт;

1941 год август
Поставлена на консервацию в Кронштадтском военном порту, а личный состав обращен на формирование частей морской пехоты. Часть оборудования демонтирована;

1941 год 6 сентября
Перечислена в состав Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ;

1942 год
При очередном осмотре выяснилось, что в результате осколочных повреждений корпуса ПЛ села на грунт;

1944 год
Поднята АСС КБФ и поставлена на стенку Морского завода г.Кронштадт;

1944 год 2 декабря
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. Полной ясности относительно дальнейшей судьбы корпусов ПЛ М-72 - М-76 нет. Доподлинно известно, что согласно приказа НК ВМФ № 0144 от 02.12.1944, по которому ПЛ исключались из состава ВМФ, один из корпусов передавался в распоряжение Военного совета КБФ для подготовки личного состава БрПЛ к борьбе за живучесть, а еще один - в УОПП, для оборудования из него учебно-аварийного отсека.



командиры:


1. Завьялов Н.Г. (16.11.1934-26.03.1936)
2. Морозов Н.И. (26.03.1936-09.02.1938)
3. Климов А.В. (09.02.1938-04.09.1938)
4. Ярошевич Д.К. (17.11.1938-13.10.1939)
5. Кулыгин Н.Н. (13.10.1939-23.12.1940)
6. Эпштейн С.М. (1941-1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г. 10. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945г", ч.1, Полигон, 2001г.
11. Козлов В.С. "Подводный "Дед Морозов""
12. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
13. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2014