Rambler's Top100 Подводная лодка М-78, М-74. Тип "М" VI-бис серии

М-78, М-74

Тип «М» VI-бис серии




фотография:


Подводная лодка М-74


ПЛ М-74 типа "М" VI-бис серии. 1940 год.




историческая справка:


1934 год 10 марта
Заложена на заводе им. А.Марти (№198) в г.Николаев;

1934 год 15 сентября
В мобилизационных планах стала именоваться по литерно-цифровому номеру М-78 (зав.№ 290);

1934 год 31 декабря
Спущена на воду;

1935 год весна
Перевезена по железной дороге на завод им. Жданова (№190) в г.Ленинград для сборки и испытаний. Входила в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1935 год 5 июня
На период испытаний получила временное наименование М-74;

1935 год 24 августа
Вступила в строй (подписан приемный акт);

1935 год 1 сентября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ под постоянным наименованием М-74. Вошла в состав 6-го ДнПЛ (с 27.03.1936 - 23-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ с базированием на г.Ленинград. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;

1935 год 15 сентября
Включена в состав КБФ;

1936 год 18 августа
Переформирована в состав 23-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1939 год сентябрь
Несла дозорную службу в Финском заливе;

1939 год 4 - 5 декабря
В составе 23-го ДнПЛ перешла из Ораниенбаума в г.Палдиски;

1939 год декабрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-финской войне. Несла дозорную службу на подходах к базам и портам. Совершила 4 боевых похода;

1939 год 8 - 14 декабря
Находилась в боевом походе на позиции в районе острова Бенгтшер, западнее Ханко (позиция №5). Во время нахождения на позиции коснулась грунта на глубине 16 м (по карте - 50 м). Прогорел коллекто в трех местах из-за сильного износа. 14.12 возвращена в базу из-за нехватки соляра (из-за плохого состояния кулачковой муфты). Ремонт в базе продолжался до 15.12. По данным из источника 11, ПЛ 9.12 возвратилась в базу из-за отсутствия топлива и 10.12 снова ушла на позицию;

1939 год 17 - 23 декабря
17.12 должна была выйти в боевой поход, но из-за поломки стопора кулачковой муфтв выход задержался на полсуток. Вечером 17.12 вышла в боевой поход на позицию у маяка Юссарэ (позиция №4). 18.12 попала в сильный шторм (6-7 баллов). ПЛ единственная из четырех подводных лодок типа "М", находившихся в этот момент в море, продолжала оставаться на позиции. Командиру пришлось все это время бессменно стоять на вахте, так как штурман укачался. 21.12 из-за сильного крена на ПЛ пролился электролит. Была повреждена антенная стойка и сорваны антенны. 22.12 ПЛ была отозвана в Палдиски и 23.12 возвратилась на базу, где провела ремонт повреждений;

1940 год 1 - 2 января
В 02.12 1.1 вышла в боевой поход на позицию №23. Выполняла задачи разведки шхерного фарватера в районе Порккала юго-западнее Хельсинки. При переходе на позицию ПЛ местами выскакивала на банки и каменистые гряды на глубине от 16 до 7,5 м и слега смяла форштевень в нижней части. Командир принял решение из-за шторма отказаться от прорыва. Командование, оценив обстановку, одобрило решение командира и отозвало ПЛ в базу. В 15.56 2.1 ПЛ вернулась в Палдиски;

1940 год 12 - 15 января
Находилась в боевом походе. В 18.30 12.1 вышла на позицию в районе Ханко (район №1) (по данным источника 11 - в районе Хельсинки (район №2)). Поход проходил в сложных условиях. 15.1 на ПЛ льдиной сбило стойку антенны. Лодка сильно обмерзла. Под тяжестью льда оборвало вторую антенну, лишив лодку связи. Действуя в суровых ледовых условиях ПЛ в 14.25 15.1 вернулась на базу с изуродованным форштевнем и встала в аварийный ремонт;

1940 год июль
Во второй половине месяца окончила ремонт. Приступила к отработке КПЛ;

1940 год декабрь
В составе дивизиона прибыла в г.Ленинград для постановки на капитальный ремонт на завод №196 ("Судомех"). Однако завод ПЛ в ремонт не принял (по плану ввод в строй намечался в 1942 году), и ПЛ была переведена в г.Кронштадт, где в Лесной гавани поставлена на отстой. К январю 1941 года экипаж был переведен на сокращенный штат;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав 9-го ДнПЛ УБрПЛ КБФ с базированием на г.Кронштадт;

1941 год август
Поставлена на консервацию в Кронштадтском военном порту, а личный состав обращен на формирование частей морской пехоты. Часть оборудования демонтирована;

1941 год 6 сентября
Перечислена в состав Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ;

1941 год 23 - 24 сентября
Вечером 23.9 во время стоянки в Лесной гавани Кронштадта в 10 м от форштевня ПЛ упало 2 авиабомбы, одна из которых в 01.05 24.9 взорвалась. В результате взрыва был разрушен I отсек. ПЛ была отбуксирована к стенке гавани, но утром села на грунт;

1941 год 31 октября
Исключена из состава КБФ;

1942 год лето
Поднята АСС КБФ;

1943 год 3 ноября
После сдачи тылу КБФ на хранение, вновь включена в состав КБФ;

1944 год 2 декабря
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. Полной ясности относительно дальнейшей судьбы корпусов ПЛ М-72 - М-76 нет. Согласно приказа НК ВМФ № 0144 от 02.12.1944, по которому ПЛ исключались из состава ВМФ, один из корпусов передавался в распоряжение Военного совета КБФ для подготовки личного состава БрПЛ к борьбе за живучесть, а еще один - в УОПП, для оборудования из него учебно-аварийного отсека.




командиры:


1. Ефимов И.Е. (09.11.1934-26.03.1936)
2. Морозов Н.И. (12.1935-26.03.1936) ВРИД?
3. Коренев Д.У. (26.03.1936-25.12.1937)
4. Грачев И.В. (25.12.1937-08.02.1938 ИД, 09.02.1938-29.03.1939), 1938-1939 командировка в Испанию
5. Мохов Н.К. (27.08.1938-17.11.1938) ВРИД
6. Сазонов Д.М. (22.11.1938-10.06.1940 ИД, 11.06.1940-27.03.1941)
7. Лесковой Н.С. (весна 1943-21.07.1943)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
10. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016