Rambler's Top100 М-75 Тип "М" VI-бис серии

М-80, М-75

Тип «М» VI-бис серии



фотография:


М-75


ПЛ М-75 типа "М" VI серии и спасательное судно "Коммуна".
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М".



историческая справка:


1934 год 10 марта
Заложена на заводе им. А.Марти (№198) в г.Николаев;

1934 год 15 сентября
В мобилизационных планах стала именоваться по литерно-цифровому номеру М-80 (зав.№ 292);

1935 год 5 (8?) февраля
Спущена на воду;

1935 год весна
Перевезена по железной дороге на завод им. Жданова (№190) в г.Ленинград для сборки и испытаний. Входила в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1935 год 5 июня
На период испытаний получила временное наименование М-75;

1935 год 24 августа
Вступила в строй (подписан приемный акт);

1935 год 1 сентября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ под постоянным наименованием М-75. Вошла в состав 6-го ДнПЛ (с 27.03.1936 - 23-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ с базированием на г.Ленинград. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;

1935 год 15 сентября
Включена в состав КБФ;

1936 год 18 августа
Переформирована в состав 23-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1939 год 4 - 5 декабря
В составе 23-го ДнПЛ перешла из Ораниенбаума в г.Палдиски;

1939 год декабрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-финской войне. Несла дозорную службу на подходах к базам и портам. Совершила 5 боевых походов;

1939 год 8 декабря
Вышла в боевой поход в район маяка Порккалан-Калбода (позиция №3). При погружении при ударе о грунт заклинило кингстон ЦГБ №2. Не доходя до позиции вышло из строя электрическое управление горизонтальными рулями. Команди ПЛ принял решение о возвращении. В базе выяснилось, что всего лишь сгорел предохранитель;

1939 год 9 - 12 декабря
Прошла ремонт в пункте базирования;

1939 год 12 - 17 декабря
Находилась в боевом походе. В 06.45 12.12 вышла на позицию к Юссаре (позиция №4). В ходе похода на ПЛ вышел из строя гирокомпас, а затем перестала включаться кулачковая муфта. В 08.00 17.12 вернулась в базу для ремонта;

1939 год 20 - 21 декабря
В 01.00 20.12 вышла в боевой поход на позицию №1. 21.12 вышел из строя передатчик и ПЛ возвратилась в базу;

1939 год 24 - 28 декабря
Находилась в боевом походе. В 11.00 24.12 вышла на позицию в район маяка Порккалан-Калбода (позиция №3). В 09.05 28.12 вернулась в базу из-за сильного шторма и постоянного пропуска сальником дейдвуда забортной воды на глубине ниже 21 м.;

1940 год 5 - 10 января
Находилась в боевом походе. В 04.00 5.1 вышла на позицию в районе южных подходов к Хельсинки (позиция №2). 7.1 на позиции появился лед и двое суток стоял сильный туман. 9.1 при 8-ми бальном шторме на ПЛ была сломана антенная стойка, сорваны листы обшивки барбета и погнута надстройка в носовой части. 10.1 отозвана с позиции и утром вернулась в Палдиски. Встала в аварийный ремонт;

1940 год 17 мая
Окончила ремонт. Приступила к отработке КПЛ;

1940 год ноябрь - декабрь
В составе дивизиона прибыла в г.Ленинград для постановки на капитальный ремонт на завод №196 ("Судомех"). ПЛ оказалось единственной, которую завод принял в ремонт (по плану ввод в строй намечался в 1942 году). Поднята на стенку;

1941 год 27 января
Сформирована комиссия для оценки работ по капитальному ремонту корабля. Однако к ремонту до начала войны завод так и не приступил, а с ее началом проведение ремонта потеряло свою актуальность;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав 9-го ДнПЛ УБрПЛ КБФ;

1941 год август
Поставлена на консервацию в Кронштадтском военном порту (? требует уточнения, возможно оставлена на заводе №196), а личный состав обращен на формирование частей морской пехоты. Часть оборудования демонтирована;

1941 год 6 сентября
Перечислена в состав Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ;

1944 год 2 декабря
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. Полной ясности относительно дальнейшей судьбы корпусов ПЛ М-72 - М-76 нет. Согласно приказа НК ВМФ № 0144 от 02.12.1944, по которому ПЛ исключались из состава ВМФ, один из корпусов передавался в распоряжение Военного совета КБФ для подготовки личного состава БрПЛ к борьбе за живучесть, а еще один - в УОПП, для оборудования из него учебно-аварийного отсека.



командиры:


1. Павлуцкий Д.А. (05.06.1935-02.09.1935 ИД, 03.09.1935-27.10.1936)
2. Матвеев С.И. (27.10.1936-04.05.1937 ИД, 05.05.1937-21.07(22.08?).1938)
3. Пархоменко Г.В. (16.08.1938-22.04.1939)
4. Тарасов П.С. (22.04.1939-03.05.1939 ИД, 04.05.1939-07.12.1940)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
10. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2013