Rambler's Top100 Подводная лодка М-78. Тип "М" VI-бис серии

М-65, М-75, М-86, М-78

Тип «М» VI-бис серии




фотография:


Подводная лодка типа М


45-мм орудие 21-К одной из лодок VI-бис серии. КБФ. Довоенное фото.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М"




историческая справка:


1934 год 20 марта
Заложена на заводе "Судомех" (№196) в г.Ленинграде;

1934 год 15 сентября
В мобилизационных планах стала именоваться по литерно-цифровому номеру М-65 (зав.№ 62);

1935 год 31 января
Переименована в М-75;

1935 год 5 июня
На период достройки и испытаний получила временное наименование М-86. Входила в состав 10-го ДнПЛ (с 1936 - 24-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ КБФ;

1936 год 21 марта
Спущена на воду;

1936 год 19 июня
Вступила в строй (подписан приемный акт);

1936 год 25 июня
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44. Переименована в М-78. Зачислена в 24-й ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ленинград. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;

1936 год 18 августа
Переформирована в состав 24-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1939 год сентябрь
Выходила в Финский залив для несения дозорной службы;

1939 год октябрь
В составе 24-го ДнПЛ перебазирована на г.Палдиски;

1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-финской войне. Несла дозорную службу на подходах к базам и портам. Совершила 3 боевых похода;

1939 год 30 ноября - 6 декабря
Находилась в боевом походе. 30.11 заняла позицию у Юссаре (позиция №4). 1.12 следуя в НП обнаружила минное заграждение (в точке Ш.59гр37мин Д.23гр08мин) и сообщила об этом в штаб. 3.12 из-за ухудшения погоды и пролитого электролита возвратилась на рейд Палдиски для того чтобы укрыться от шторма. Была задержана до 5.12 из-за прохождения немецкого парохода "Донау". 5.12 вернувшись на позицию №4 в разное время обнаруживала неизвестные транспорты, которые не смогла догнать. В 23.50 6.12 ПЛ вернулась в Таллин;

1939 год 7 - 8 декабря
8.12 произведена выгрузка АБ (осуществлена чистка и доливка электролита (?)). В 18.00 7.12 начала переход в Палдиски куда прибыла ночью 8.12;

1939 год 16 - 20 декабря
Находиласьв боевом походе в районе Порккалан-Кальбода (позиция №3). В ночь на 16.12 вышла на позицию. 18.12 штормовала на позиции №3 (6-7 баллов). Укрылась в бухте Кукумеэ-Лахт. 19.12 пыталась занять позицию, но из-за шторма опять укрылась в бухте. В 16.55 20.12 вернулась в Палдиски;

1940 год 1 - 6 января
Находилась в боевом походе в районе Калбодагрунда (позиция №1). В 01.30 1.1 вышла на позицию. 2.1 в сильный шторм (9 баллов) укрывалась в бухте Хара-Лахт. 4.1 сильно обмерзла на ветру. 6.1 при всплытии погнула перископ о льдину. В 02.30 7.12 возвратилась в Палдиски;

1940 год
Находилась в аварийном ремонте;

1940 год 5 июля - 1941 год январь
Прошла средний ремонт;

1941 год зима - весна
Базировалась на Ханко;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием ДнПЛ на Либаву;

1941 год май
Перешла в Либаву;

1941 год начало июня
Несла дозор в устье Ирбенского пролива;

1941 год 22 июня
К началу войны находилась в Либаве, числилась в 1-ой линии;

1941 год 23 июня
В 00.45 из-за угрозы захвата города в паре с ПЛ "М-77" покинула Либаву и направилась в Усть-Двинск. Старшим на борту ПЛ был командир 4 ДнПЛ кап.л-т Матвеев С.И. Согласно инструкции обе ПЛ шли в надводном положении, но в 03.36 налет авиации противника заставил лодки идти под водой. Вскоре батареи "М-78" разрядились, и она была вынуждена всплыть. В 06.30 ПЛ "М-78" была торпедирована и потоплена немецкой ПЛ "U-144" (командир Гердт фон Миттельштадт) в точке 57гр.28мин.N/21гр.17мин.О "М-78" погибла со всем экипажем (15 человек), став первой подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей в Великой Отечественной войне;

1941 год 27 июля
Исключена из состава ВМФ;

1999 год - 2000 год
Совместной латвийско-шведской экспедицией корпус лодки был обнаружен с помощью сонара, установленного на борту шведского судна "Альтаир". Лодка покоится на глубине около 40 м в 9 милях от Вентепилса;

2013 год 12 мая
Остов ПЛ обследован латвийскими дайверами (сайты клубов - divesport.lv и diveclub.lv). Остов ПЛ лежит на боку на глубине около 34 метров. Имеет сильные повреждения.




командиры:


1. Филов Н.А. (04.07.1935-09.02.1938)
2. Тращенко С.З. (03.04.1938-07.06.1938)
3. Овечкин Н.М. (07.06.1938-18.08.1938 ИД, 19.08.1938-10.02.1939)
4. Мыльников А.И. (31.05.1939-13.10.1939)
5. Афонин В.Д. (13.10.1939-24.05.1941)
6. Шевченко Д.Л. (24.05.1941-06.1941)



дополнительная информация:


1. Фотография остова ПЛ М-78 на дне.
2. Список экипажа, погибшего 23.06.1941г.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3 1999г.
8. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.©