Rambler's Top100 М-79 Тип "М" VI-бис серии

М-84, М-79

Тип «М» VI-бис серии



фотография:




историческая справка:


1934 год 25 августа
Заложена на заводе им. А.Марти (№ 198) в г.Николаев;

1934 год 15 сентября
В мобилизационных планах стала именоваться по литерно-цифровому номеру М-84 (зав.№ 302);

1935 год 5 июня
На период достройки и испытаний получила временное наименование М-79;

1935 год 15 сентября
Спущена на воду;

1936 год 26 марта
Проведены испытания на Черном море. Подписаны приемные акты (утверждены начальником МС РККА 12.04.1936);

1936 год весна
Перевезена по железной дороге на завод им. Жданова (№190) в г.Ленинград для востановительного монтажа. Входила в состав 10-го ДнПЛ (с 1936 - 24-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ КБФ;

1936 год 26 мая
Приступила к швартовым испытаниям;

1936 год 15 июля
Вступила в строй (подписан приемный акт);

1936 год 22 июля
Вступила в строй по приказу НК ВМФ под постоянным наименованием М-79. Зачислена в состав 24-го ДнПЛ 2-й БрПЛ с базированием на г.Ленинград. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;

1936 год 18 августа
Переформирована в состав 24-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1936 год 10 октября
Вступила в строй по приказу НКО-37. Вошла в состав КБФ;

1938 год сентябрь
ПЛ чуть не стала причиной международного конфликта, когда в нейтральных водах ее попытался таранить финский броненосец береговой обороны "Вайнемяйнен". ПЛ еле успела погрузиться;

1939 год ноябрь - 5 декабря
Находилась в резерве;

1939 год декабрь - 1940 год июль
Находилась в среднем ремонте;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ с базированием на г.Либава;

1941 год 14 мая - июнь
Находилась в Либаве. На ПЛ была установлена система БТС. К началу ВОВ числилась в 1-й линии;

1941 год 24 - 26 июня
Находилась в боевом походе. В 00.14 24.6 вышла для несения дозора. В ночь на 26.6 получила приказ вернуться в Усть-Двинск, куда прибыла в тот же день. По другим данным прибыла 27.6. Усть-Двинск, к тому времени, уже был захвачен неприятелем, и ПЛ перенаправили в Таллин;

1941 год 27 - 29 июня
Перешла в Куйвасте;

1941 год 1 июля
Перешла в Палдиски;

1941 год 3 июля
Передана в распоряжение штаба Прибалтийской ВМБ;

1941 год 6 июля
Перешла в Рохукюла;

1941 год 8 - 14 июля
Находилась в боевом походе. В 23.02 8.7 вышла в Рижский залив для несения дозора в районе между параллелями 58°14' и 58°00' с.ш. и меридианами 23°10'5 и 23°42' в.д. Патрулировала с 9.7 по 14.7, встреч с кораблями противника не имела. Утром 14.7 при возвращении безрезультатно обстреляна полевой батареей противника с п-ова Виртсу;

1941 год 14 июля
Перешла в Таллин для ремонта дизеля;

1941 год 4 августа
Передана в распоряжение 2-й БрПЛ КБФ;

1941 год 28 - 30 августа
28.8 для перехода в Кронштадт включена в состав 1-го КОН и 30.8 благополучно прибыла в пункт назначения;

1941 год 6 сентября
Перешла в Ленинград;

1941 год 16 сентября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 28 сентября
Перешла в Ленинград для ремонта на заводе №196 ("Судомех");

1941 год 21 ноября
Перечислена в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год 15 декабря
У стенки завода повреждена осколками артиллерийского снаряда, взорвавшегося у левого борта ПЛ - пробит прочный корпус выше ватерлинии, повреждено ограждение рубки;

1942 год 4 апреля
Во время стоянки на Неве легко повреждена близким разрывом авиабомбы;

1942 год сентябрь
К концу месяца закончен ремонт материальной части;

1942 год - 1943 год зима
Использовалась для снабжения электроэнергией цехов завода "Судомех";

1943 год 29 мая
Окончание ремонта. Начались учебные выходы на р.Нева;

1943 год 4 июня
Во время учебного выхода села на мель. При сняти с мели ударилась о бык моста Строителей. Командир ПЛ был снят с должности и понижен в звании;

1943 год 25 июня
Перешла в оперативное подчинение командующего Ладожской ВФ;

1943 год 4 июля
Перевезена по ж/д на станцию Ладожское озеро;

1943 год 5 июля
Спущена на воду;

1943 год 15 июля
Введена в строй;

1943 год 29 сентября - 2 октября
С 19.12 29.09 по 12.00 2.10 совершила разведывательный поход в район портов Сортанлахти и Кексгольм. Вернулась в базу преждевременно из-за выхода из строя муфты "Бамаг". Встреч с кораблями противника не имела;

1943 год 9 - 11 октября
С 18.25 9.10 по 14.00 11.10 совершила разведывательный поход в район Лахденпохья. Наблюдала один ТР противника. Вернулась в базу преждевременно из-за выхода из строя материальной части;

1943 год 21 - 25 октября
С 18.53 21.10 по 11.51 25.10 совершила разведывательный поход в район между бухтами Андрусова и Видлицей. Встреч с кораблями противника не имела;

1943 год 18 - 24 ноября
С 00.31 18.11 по-10.50 24.11 совершила разведывательный поход в район между Видлицей и Тулоксой. В ночь на 20.11 произвела высадку РГ, которая в установленное время назад не вернулась;

1943 год 26 ноября - 1 декабря
С 13.40 26.11 по утро 1.12 совершила разведывательный поход в район Видлицы для снятия РГ. РГ обнаружена не была;

1944 год весна - лето
Находилась в неисправном состоянии;

1944 год 20 - 21 августа
Перешла из Новой Ладоги в Кронштадт;

1944 год 31 августа
Выведена из оперативного подчинения командующего Ладожской ВФ. В дальнейшем использовалась для учебных целей;

1944 год декабрь(?)
В конце года из-за плохого технического состояния была фактически законсервирована. Перечислена в состав Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ КБФ;

1945 год 25 августа
Переформирована в состав УДнПЛ КБФ с базированием на г.Кронштадт;

1945 год 15 ноября
В составе УДнПЛ вошла в состав УБрПЛ КБФ (с 25.02.1946 - Северо-Балтийский флот);

1946 год 30 декабря
После переподчинения переформирована в состав УДнПЛ УБрПЛ ОВСНК ВМС (с 01.02.1947 - 8-го ВМФ);

1948 год апрель
Переформирована в состав ОУДнПЛ 8-го ВМФ;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1949 год 22 февраля
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. Впоследствии на Таллинской базе "Главвторчермета" на п-ове Паляссаар разделана на металл.



командиры:


1. Юнаков Е.Г. (04.07.1935-26.08.1935 ИД, 27.08.1935-27.10.1936)
2. Кузьмин А.И. (27.10.1936-04.07.1938)
3. Иванцов Ф.И. (04.07.1938-18.08.1938 ИД, 19.08.1938-27.11.1938)
4. Морозов П.А. (22.11.1938-13.02.1939)
5. Афанасьев В.К. (22.04.1939-03.05.1939 ИД, 04.05.1939-07.12.1940)
6. Автамонов И.В. (07.12.1940-17.10.1941)
7. Кочетков К.С. (17.10.1941-28.06.1943)
8. Клюшкин А.А. (06.07.1943-09.03.1944)
9. Тращенко С.З. (05.07.1944-1947)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3 1999г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг." ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
10. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
14. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2013