Rambler's Top100 М-27 Тип "М" VI серии

М-27

Тип «М» VI серии



фотография:



Один из корпусов ПЛ типа "М" VI серии на тренировках АСС ЧФ.
Фотография из архива В.Костриченко и В.Заблоцкого.



историческая справка:


1933 год 14 июня
Заложена на госзаводе имени А.Марти (№198) в г.Николаев. В период постройки называлась "спецсудном" № 255. Вскоре сгорела на стапеле в результате пожара (диверсия, повреждения - 95%);

1934 год 1 февраля
Перезаложена. По другим данным перезаложена 02.02.1934

1934 год 23 июля
Спущена на воду;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение М-27;

1934 год 23 сентября
Отправлена по железной дороге в г.Владивосток, где на заводе №202 окончательно достроена;

1934 год 31 декабря
Вступила в строй;

1935 год 3 января
Вошла в состав Морских Сил Дальнего Востока (с 11.01.1935 - ТОФ), зачислена в 5-й ДнПЛ 2-й БрПЛ ("4-я морская бригада" до 1935 года) МСДВ с базированием на г.Владивосток;

1935 год апрель - 1936 год апрель
В составе дивизиона использовалась в учебных целях М.Улисс (г.Владивосток);

1936 год 10 апреля
Переформирована в состав 25-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ;

1939 год 17 мая
Переведена в распоряжение командира Совгаванского укрепленного района (СГУР) с базированием на Советскую Гавань;

1939 год 4 октября
Переформирована в состав 25-го ДнПЛ СТОВФл ТОФ с прежним местом базирования;

1939 год 21 декабря
Переформирована в состав 25-го ДнПЛ 5-й БрПЛ СТОВФл ТОФ с прежним местом базирования;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 9-го ДнПЛ 3-й БрПЛ СТОВФл ТОФ с прежним местом базирования;

1944 год 30 августа
Отправлена по железной дороге на ЧФ;

1944 год 29 октября
Прибыла в Поти, перечислена в состав ЧФ, вошла в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1945 год - 1946 год
Входила в состав ОУДнПЛ ЧФ с базированием на г.Севастополь. Использовалась для подготовки специалистов для обеспечения смены экипажей в связи с предстоящей в 1946 году первой после начала войны демобилизацией;

1946 год 31 мая
Разоружена и исключена из состава ВМФ;

1948 год 7 февраля
После демонтажа приборов и механизмов расформирован экипаж. Передана аварийно-спасательной службе ЧФ для обеспечения тренировок водолазов.

Предназначенные для подобных целей ПЛ, используя специальную технологию, укладывались на грунт на глубинах от 40 до 200 метров в полигонах боевой подготовки АСС на траверзе мыса Маргопуло, внешнем рейде Севастопольской бухты, юго-западнее мыса Херсонес и на внешнем рейде Балаклавской бухты. С подводных лодок снимались аккумуляторные батареи, средства связи, навигации, акустические приборы, якоря, техническое вооружение, так что они теряли более 40% своего водоизмещении. Однако все цистерны, системы погружения и всплытия, эпроновские выгородки, межотсечные переборки, люки, двери и другое оборудование обеспечивающее непотопляемость и живучесть ПЛ было отремонтировано. Приводы систем погружения и всплытия ПЛ выводились на верхнюю палубу. Далее спасателями отрабатывались учебные задачи: присоединение шлангов вентиляции отсеков затонувшей ПЛ, воздуха высокого давления и продувки цистерн главного балласта ПЛ, подача средств жизнедеятельности "экипажу" затонувшей ПЛ и в заключении подъем затонувшей ПЛ различными способами. По данным Юрганова В.Ф. по состоянию на 2О08 год по различным причинам на грунте прибрежных вод Черного моря остались три подводные лодки типа "М" VI серии - на рейде м. Маргопуло на глубине 42 метров, на рейде бухты Стрелецкая на глубине 67 метров и на входе в бухту Казачья на глубине 20 метров. Корпуса ПЛ заилены выше ватерлинии и опутаны рыболовецкими сетями.



командиры:


1. Родионов А.И. (06.1934-10.1934)
2. Бортновский Б.В. (08.1937-26.03.1938) требует уточнения
3. Михалкин Ф.Н. (07.05.1938-23.07.1938)
4. Шатов А.П. (30.07.1938-29.09.1939)
5. Беличенко А.И. (11.06.1944-16.09.1944)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун" №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
10. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
13. Заблоцкий В.П. "Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий.", Морская коллекция, №5, 2009г.
14. Юрганов В.Ф., "Неизвестные" затонувшие подводные лодки Черного моря".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2014