Rambler's Top100 Подводная лодка М-103. Тип "М" XII серии

М-103

Тип «М» XII серии




фотография:


Памятник экипажу ПЛ М-103    Остов подводной лодки М-103




историческая справка:


1940 год 31 мая
Заложена на заводе № 196 в г.Ленинград;

1940 год 12 октября
Спущена на воду;

1940 год 5 декабря
Вступила в строй. Утвержден приемный акт;

1940 год 22 - 23 декабря
Вместе с ПЛ М-102 существила переход в гавань Ханко. Прошла 211 миль. До о.Гогланд следовала за ледоколом "Ермак", далее до внешнего рейда Ханко следовала по чистой воде;

1940 год 29 декабря
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в 26-й ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на Ханко;

1941 год 11 февраля
После реорганизации подводных сил КБФ переформирована в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1941 год зима - весна
Проходила курс боевой подготовки;

1941 год 10 - 14 июня
Находилась в дозоре в устье Финского залива;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась на Ханко, числилась но 2-й линии. В 11.05 22.6 прибыла в Палдиски, 30.6 - в Таллин;

1941 год 4 июля
Перешла в Палдиски;

1941 год 6 - 8 июля
Около 17 ч 6.7 вышла в дозор северо-западнее м. Ристна (позиция №9). Сопровождалась БТЩ-211 (повернул назад для сопровождения ПЛ "М-102"), БТЩ-216 и 2 СКА. В 23.25 на меридиане маяка Тахкуна БТЩ-216 подорвался на мине и затонул. Находившийся на БТЩ командир 8-го ДнПЛ капитан 3 ранга E.Г. Юнаков был тяжело ранен и подобран СКА. Командир ПЛ принял решение возвращаться в Палдиски, куда прибыл около 4 ч 7.7. Днем ПЛ перешла в Рохукюлу, 8.7 - в Триги, па переходе неоднократно подвергались безуспешным атакам с воздуха;

1941 год 8 - 17 июля
Вечером 8.7 вышла в дозор северо-западнее м. Ристна (позиция №9) через пролив Соэлавяйн. Патрулировала с 9 по 17.7. Плавая в районе, неоднократно слышали шум винтов (в этом же районе с 11.7 находилась германская ПЛ "U-144"), но на поверхности никого не обнаружила. Около 18 ч 18.7 в обеспечении 1 СКА вернулась в Триги;

1941 год 20 июля
Перешла в Таллин (на переходе отразила атаку самолета противника),где прошла межпоходовый ремонт;

1941 год 13 - 2? августа
13.8 вышла в разведывательный поход в Аландское море. До района м. Ристна сопровождалась БТЩ-203, -211, -215 и 2 СКА. Отозвана с позиции 20.8, но в точку рандеву утром 21.8 и утром 24.8 не прибыла. До вечера 24.8 с ПЛ поддерживалась связь. До момента последней радиограммы с ПЛ в 2 часа ночи 25.8, она продолжала оставаться в точке рандеву, даже несмотря на то, что имела указание в случае отсутствия эскорта возвращаться в Таллин разведанным фарватером. По крайней мере именно там ее вскоре после полуночи обнаружили сигнальщики немецкой «U 145» (ее атака сорвалась из-за неправильных действий вахтенного командира, скомандовавшего срочное погружение). Поскольку время шло, а прибытие ПЛ все откладывалось в 17.45 25.8 на нее передали приказ срочно прибыть в Таллин по указанному ранее фарватеру. В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: 24-25.8 подрыв на мине заграждения "D.2", выставленного германского МЗ "Бруммер", а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погиб 21 член экипажа (из них 2 приписных, но по состоянию 01.02.2017 установить весь приписной личный состав, находящийся на ПЛ, по архивным документам 8-го ДнПЛ не представляется возможным);

1942 год 18 декабря
Личный состав исключен из списков КБФ;

1999 год ноябрь
Во время маневров НАТО "Open Spirit" остов ПЛ был обнаружен бельгийским тральщиком «М-923» («Narcise») на глубине 53 м. в 8 милях сев. о.Вормси в точке с координатами 59°13' с.ш./ 23°09' в.д. с повреждениями, характерными для подрыва на мине. Судя по координатам, это было заграждение, поставленное еще в конце июня немецким МЗ "Бруммер". Вероятнее всего, в ночной темноте ПЛ вышла за пределы протраленного фарватера и подорвалась на мине;

2000 год 12 июля
Осмотрена эстонскими дайверами, которые провели фотографирование и отсняли видео. Осенью дайверы передали отснятые материалы военному атташе Посольства РФ;

2001 год
На борту УК "Смольный" на месте гибели ПЛ проведена траурная церемония;

2002 год 27 июля
На кладбище в Таллинне (Эстония) установлен памятник экипажу. К сожалению, в списках экипажа не хватает фамилии одного из приписных офицеров - Козлова М.С.




командиры:


1. Капицын Б.С. (28.02.1940-21.06.1940)
2. Нечкин В.Д. (26.10.1940-31.07.1941)
3. Жаворонков Г.А. (31.07.1941-28.08.1941)



дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе в августе 1941 года.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
9. Руссин Ю.С. "Всю войну на "малютках", Военное издательство, Москва, 1988г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2019