М-104,
"Ярославский комсомолец",
КБП-27, УТС-32
Тип «М» XII серии
фотография:
Передача флоту ПЛ М-104 типа "М" XII серии.
23.02.1943г. Полярный
историческая справка:
1940 год 30 (29?) октября командиры:
1. Иванов В.Н. (28.02.1940-21.06.1940) дополнительная информация:
1. Фотография Памятника морякам-подводникам на Тверицкой набережной в г.Ярославль. 08.2014г. список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
© 2005-2023 Составитель Андрей Николаев.
Заложена в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"). По другим данным - 29.10.1940. Постройка велась на средства трудящихся;
1941 год 10 апреля
Спущена на воду;
1942 год август
Поднята на берег, в разобранном виде погружена на железнодорожную платформу. Входила в состав 1 отряда вновь строящихся кораблей ВВФл;
1942 год 25 августа - 1 сентября
Перевезена на транспортере по железной дороге на завод № 402 в г.Молотовск;
1942 год 1 сентября
Зачислена в состав ОУДнПЛ СФ (с 10.12.1942 в составе БрПЛ СФ);
1942 год 24 сентября
Спущена на воду;
1942 год 23 - 26 ноября
Переведена из г.Молотовска в г.Мурманск (СРЗ ГУ Севморпути в пос.Роста) для достройки, проведения испытаний и отработки задач боевой подготовки. Позже переведена в Екатерининскую гавань (Полярное);
1942 год 31 декабря
Включена в состав СФ;
1943 год 10 февраля
Вступила в строй;
1943 год 20 февраля
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;
1943 год 22 февраля
Приказом НК ВМФ присвоено наименование "Ярославский комсомолец";
1943 год 23 февраля
Торжественно поднят Военно-морской флаг;
1943 год 24 февраля
Вошла в состав Северного флота;
1943 год 7 - 16 апреля
Боевой поход с обеспечивающим, командиром 4-го ДнПЛ кап.1р. Морозовым Н.И. в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 19.06 7.4
вышла на позицию. В 05.45 8.4 прибыла на позицию. 9.04 и 11.4 днем заряжала АБ в бухте Пумманки. 12.04 днем не смогла атаковать
одиночный ТЩ из-за большого курсового угла. 13.4 днем заряжала АБ в бухте Пумманки. 14.4 днем не смогла атаковать ТЩ и буксир
из-за ошибки боцмана, не сумевшего удержать ПЛ на перископной глубине, в результате чего был упущен угол упреждения. 15.4 днем
заряжала АБ в бухте Пумманки. В 06.17 16.4 у мыса Лангбунес произвела торпедную атаку КОН, следовавшего в западном направлении.
Командир ПЛ определил состав конвоя в 6 ТР и 6 СКА. Атака выполнена по ТР в 10000-14000 тонн из подводного положения 2 торпедами
с временным интервалом с дистанции 8–9 каб., через 50 сек услышан взрыв, в результате которого на ПЛ осыпалась пробковая изоляция,
был вырван лаг, перегорели предохранители, временно вышла из строя ГАС. В некоторых источниках указывается об атаке ТР "Гизелау".
В действительности был безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты «Патагония», «Элима», «Тихука», «Дюна», «Марс»
и гидрографического судна «Бирка». Корабли конвоя наблюдали торпеду, шедшую по поверхности и ее взрыв. Преследования не было. В
16.00 ПЛ начала возвращение и в 18.44 прибыла в Полярное;
1943 год 8 - 12 мая
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 20.18 8.5 вышла на позицию. В 05.10 9.5 прибыла в бухту Пумманки, где
находилась до 10.51. В 12.15 10.5 на переходе с позиции в бухту Пумманки для зарядки АБ атакована 11 самолетами, обстрелявшими
ПЛ пушечно-пулеметным огнем и сбросившими несколько бомб. ПЛ уклонилась погружением и в 12.18 легла на грунт на глубине 36 метров.
В результате близких взрывов бомб образовалась трещина в прочном корпусе в I отсеке, сорваны задрайки люка в VI отсеке, внутрь
прочного корпуса поступила вода. Разрушены 16 баков АБ, поврежден ряд приборов и механизмов, в т.ч. гирокомпас, электрическое
управление горизонтальными рулями, перископ и вертикальный руль. В результате пушечно-пулеметного обстрела ПЛ получила 6 пробоин
в надстройке и ограждении рубки. В 14.35 прибыла в бухту Пумманки, где приступила к устранению повреждений. В 14.12 11.5 атакована
5 самолетами, сбросившими на безопасном удалении 5 бомб. В 16.30 начала возвращение в базу и в 01.23 следующих суток прибыла в
Полярное;
1943 год 12 мая - 24 июля
Прошла аварийный ремонт у судоремонтной мастерской «Красный Горн»;
1943 год 12 - 22 сентября
Боевой поход в район Вардё – мыс Сейбунес на позицию №3. В 23.15 12.9 вышла на позицию, куда прибыла утром следующих суток. В 13.31
20.9 в районе Бос-фьорда произвела торпедную атаку КОН, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав КОН в
5 ТР и около 20 кораблей охранения. Атака выполнена по транспорту из подводного положения 2 торпедами с дистанции 20 каб. Из-за
неудачного маневрирования командир смог произвести залп только с углом встречи 175°. Через 275 секунд услышано 2 взрыва. Безуспешно
атакован германский конвой, включавший немецкие транспорты «Клаус Рикмерс», «Липпе», «Посейдон», «Валенсия», «Аквила», «Лудольф
Ольдендорф», «Нойкурен», «Валор», «Херма», «Хафниа», норвежский транспорт «Хомборгсунд», немецкий танкер «Мёвенриф», норвежские
танкеры «Банко», «Рогн», буксир «Пеллворм». Охрана конвоя осуществлялась плавбазой катерных тральщиков «Бали», 3 БО и 12 СКА.
Преследования не было. Вечером ПЛ начала возвращение в базу. В 07.37 22.9 прибыла в Полярное;
1943 год 24 сентября - 23 октября
Прошла навигационный ремонт;
1943 год 29 ноября - 7 декабря
Боевой поход в район Вардё – Конгс-фьорд на позицию №1-«В». В 20.00 29.11 вышла на позицию, куда прибыла в 07.00 следующих суток.
На позиции дважды обнаруживала при помощи ГАС одиночные суда противника, но не смогла их атаковать из-за плохой видимости. В 20.30
6.12 начала возвращение в базу. В 23.00 6.12 обнаружила плавающую мину. В 22.52 7.12 прибыла в Полярное;
1944 год 3 - 31 января
Прошла навигационный ремонт;
1944 год 11 - 21 февраля
Прошла навигационный ремонт;
1944 год 5 - 11 марта
Боевой поход в район район Сюльте-фьорда на позицию №21. В 17.45 5.3 вышла на позицию. Утром 7.3 прибыла на позицию. В 13.55 в точке
70°34,3' с.ш., 30°49,3' в.д. коснулась минрепа мины заграждения «Sperre-IV», но взрыва не последовало. Днем не смогла атаковать
3 ТЩ из-за плохой видимости. В ночь на 8.3 не смогла атаковать 2 быстроходных неустановленных судна из-за невыгодного курсового
угла. В 19.18 10.3 в точке 70°42,8' с.ш., 30°08,0' в.д. у мыса Маккаур произвела торпедную атаку отряда кораблей, стоящих на якоре.
Рядом с транспортом командир наблюдал несколько мотоботов. Атака выполнена по ТР в 8000 тонн и СКА у борта транспорта из подводного
положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 9-10 каб., через 103 секунд услышан 1 взрыв, в 19.25 наблюдалось
погружение транспортом форштевнем в воду и клубы дыма. В действительности атакован остов транспорта «Наталь» (3172 брт.),
находящийся на камнях после шторма 7.1.1944 и ранее дважды атакованный ПЛ М-201 (19.1) и М-105 (
31.1). Вечером тех же суток ПЛ начала возвращение. В 20.00 11.3 прибыла в Полярное;
1943 год март
В ходе навигационного ремонта установлен стабилизатор глубины «Спрут»;
1944 год 12 - 22 апреля
Боевой поход в район Конгс-фьорда в сектор «В» по плану операции «РВ-3». В 23.58 12.4 вышла на позицию. В ночь на 15.4 прибыла на
позицию. С 17.4 по 19.4 штормовала в районе зарядки АБ. 18.4 днем не смогла атаковать КОН, следовавший в восточном направлении
из-за плохой видимости. В 21.48 20.4 начала возвращение. В 19.35 21.4 обнаружила плавающую мину. В 05.30 20.4 прибыла в Полярное;
1944 год 30 апреля - 1 мая
На ПЛ выполнены демонтажные работы, корпус ПЛ погружен на железнодорожный транспортер;
1944 год 13 мая
Отправлена из Мурманска по железной дороге на Черное море;
1944 год 26 мая
Откомандирована в состав ЧФ;
1944 год 6 июня
Прибыла в г. Поти. По другим данным - 08.06.1944;
1944 год 9 июля
Вошла в состав Черноморского флота (по другим данным 06.06.1944 или 08.06.1944), зачислена в ОУДнПЛ ЧФ с базированием на Поти;
1944 год 13 августа
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;
1949 год - 1950 год
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;
1951 год 27 января
Переформирована в состав 151-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с прежним местом базирования;
1953 год 17 августа
Выведена из боевого состава ВМФ, разоружена и переформирована в кабинет боевой подготовки;
1953 год 15 сентября
Переименована в КБП-27;
1955 год лето
Летом переведена по внутренним водным системам в Каспийское море;
1955 год 9 июня
Перечислена в состав Краснознаменной Каспийской флотилии;
1956 год 27 декабря
Переформировна в учебно-тренировочную станцию и поставлена на прикол. Переименована в УТС-32;
1958 год
Затонула в Бакинском военном порту из-за неисправности донно-забортной арматуры, но была поднята аварийно-спасательным отрядом;
1960 год 19 сентября
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Ярославский музей-заповедник хотел заполучить подводную лодку себе,
но по техническим причинам доставить ни её целиком, ни хотя бы рубку, не удалось. Но в Ярославль были отправлены торпедный аппарат, ходовая станция и
дверь, соединявшая дизельный и электромоторный отсеки. Ныне они являются экспонатами ярославского Музея боевой славы — филиала музея-заповедника;
1960 год 26 октября
Расформирован экипаж;
2014 год 27 июля
Торжественное открытие памятника морякам-подводникам на Тверицкой набережной в г.Ярославль. Копия части ПЛ "М-104" расположилась около храма Зосимы и Савватия, которому предан статус регионального морского храма.
Накануне, 21 июля на территории ОАО «Ярославский судостроительный завод» прошло торжественное открытие памятника «Ярославский комсомолец», который теперь является частью мемориального комплекса памяти морякам-ярославцам, погибшим в годы войны.
«Это точная копия, сделанная один в один как лодка, на которой в свое время служили моряки. Мы подняли все архивы, все чертежи, сверили размеры и вычертили все в натуральную величину,- рассказывает Владимир Сайгаков, начальник корпусного
производства ОАО «Ярославский судостроительный завод. - Люди работали и в выходные и по вечерам. Я всех собрал и сказал: «Мужики, надо отдать долг», на что мне все ответили: «Ну надо, значит надо». Вместе делали лодку, и все получилось».
Как сообщают городские власти, на изготовление памятника было потрачено семь тон металла, ширина лодки 3,3 м, длина 5,15 м. Перевозить такое масштабное транспортное средство нелегко, поэтому было решено отправить лодку к месту ее
постоянного пребывания по воде.
2. Лукьянов Ф.И. (25.08.1942-16.06.1948)
3. Проскунов М.Г. (06.1952-04.1953)
2. Статья о ПЛ М-104 на Википедии.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, Москва, 2003г.
7. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
8. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
9. "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота", Военное издательство МО СССР, Москва, 1974г.
10. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Новостные ленты сайтов информационных агентств.
Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005-2020 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.