Rambler's Top100 М-105, Челябинский комсомолец Типа "М" XII серии

М-105
"Челябинский комсомолец"

Тип «М» XII серии




фотография:


Ленинский комсомол и Челябинский комсомолец

ПЛ М-105 и М-106 (у пирса) типа "М" XII серии в Полярном.




историческая справка:


1940 год 30 октября
Заложена в г.Горький на заводе № 112 ("Красное Сормово"). По другим данным - 05.11.1940. Постройка велась на средства трудящихся;

1941 год 10 апреля
Спущена на воду;

1942 год лето
Поднята на берег и в разобранном виде погружена на железнодорожную платформу;

1942 год 1 сентября
Включена в состав Отдельного Учебного ДнПЛ Северного флота (с 10.12.1942 в составе БрПЛ СФ);

1942 год 2 - 8 сентября
Перевезена по железной дороге в г.Молотовск на завод № 402 для достройки;

1942 год 1 октября
Спущена на воду. По другим данным - 30.09.1942;

1942 год 23 - 26 ноября
Переведена из г.Молотовск в г.Мурманск (СРЗ ГУ Севморпути в пос.Роста) для достройки, проведения испытаний и отработки задач боевой подготовки. Позже переведена в Екатерининскую гавань (Полярное);

1943 год 20 февраля
Подписан премный акт. Вступила в строй;

1943 год 17 марта
Вошла в состав Северного флота. Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1943 год 19 апреля
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием в Екатерининской гавани;

1943 год 19 - 20 апреля
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. 19.4 в 18.04 вышла на позицию. 20.4 в 10.01 в районе мыса Кумагнес произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав конвоя в 4 транспорта, 1 миноносец, 2 сторожевых корабля, 2 тральщика и 3 сторожевых катера. Атака выполнена по транспорту в 7000 - 8000 тонн из подводного положения 2 торпедами с дистанции 14 каб., через 2 мин услышан 1 взрыв, зарубежных данных нет. Преследования не было. В 16.30 начала возвращение и в 21.15 прибыла в Полярное;

1943 год 21 апреля
Приказом НК ВМФ присвоено наименование "Челябинский комсомолец". По другим данным - 19.04.1943;

1943 год 1 - 12 мая
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. 1.5 в 18.00 вышла на позицию. 2.5 прибыла на позицию. 4.5 не смогла атаковать конвой из-за невозможности удержаться на перископной глубине при шестибальном волнении. 6.5 не смогла атаковать конвой из-за обнаружения с самолета противника сбросившего 2 бомбы. 7.5 с 03.26 по 23.47 производила зарядку АБ в бухте Пумманки. 10.5 в 12.18 в подводном положении атакована самолетами противника, сбросившими на безопасном удалении 6 бомб. 12.5 в 10.10 прибыла в Полярное;

1943 год 25 мая - 2 июня
Боевой поход в район Перс-фьорда на восточную часть позиции №4. 25.5 в 21.15 вышла на позицию. Вечером тех же суток прибыла на позицию. 28.5 произошла поломка перископа - перископ перестал работать на увеличение. 30.5 утром не смогла атаковать конвой из-за большой дистанции и плохой видимости. В тот же день перископ был залит водой. 1.6 в 09.10 начала возвращение. 2.6 в 02.50 прибыла в Полярное;

1943 год 21 - 30 июня
Боевой поход в район Перс-фьорда на восточную часть позиции №4. 21.6 в 19.54 вышла на позицию. 22.6 днем прибыла на позицию, а в 15.33 по ошибке безрезультатно атакована истребителем «Р-39» ВВС Северного флота. 23.6 ночью не смогла атаковать конвой, обнаруженный при помощи ГАС, из-за сильного тумана. 29.6 в 02.45 произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав конвоя в 2 транспорта, 2 тральщика, 2 сторожевых корабля и 2 сторожевых катера. Атакован транспорт в 6000 - 7000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом на дистанции 5 каб., через 35 и 40 секунд услышано 2 взрыва. В действительности безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты «Тростбург», «Киль», танкеры «Алгол», «Мёвенриф», «Рогн», «Вера В» и буксир «Лемвердер». Германские корабли наблюдали 2 торпеды, шедшие по поверхности. Между 02.48 и 15.08 зафиксировала 112 взрывов, предположительно, глубинных бомб. В 18.00 начала возвращение. 30.6 в 10.47 прибыла в Полярное;

1943 год июль - август
Прошла гарантийный ремонт;

1943 год 30 сентября - 4 октября
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №1. 30.9 в 22.50 вышла на позицию. 1.10 в 06.47 прибыла на позицию. 4.10 в 01.15 произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав конвоя в 4 транспорта, 4 тральщика и 2 сторожевых корабля. Атака выполнена по транспорту в 8000 - 10000 тонн, из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 6 каб., через 50 сек услышано 2 взрыва, командир ПЛ и помощник наблюдали большой столб воды между фок-мачтой и мостиком транспорта. Атака не зафиксирована, по-видимому безуспешно атакован германский конвой, лидировавшийся плавбазой катерных тральщиков «Бали». После атаки в течение часа вблизи пл прослушивались шумы винтов сторожевых кораблей, сброшена 1 глубинная бомба. В 02.28 ПЛ начала возвращение и в 14.50 тех же суток прибыла в Полярное. В различных источниках ошибочно утверждается, что 04.10.1943 в результате торпедной атаки «М-105» был потоплен германский большой охотник «Uj 1214», который в действительности погиб в результате подводного взрыва в 05.07 тех же суток в точке 70°25' с.ш., 31°03' в.д. По-видимому, «Uj 1214» подорвался на мине, выставленной ПЛ «Л-15»;

1943 год 12 - 21 октября
Боевой поход в район Вардё – мыса Сейбунес на позицию №3. 12.10 в 20.00 вышла на позицию. В 13.10 прибыла на позицию. В ночь на 18 и 19 октября не смогла выполнить задачу по приему разведгруппы, из-за отсутствия сигналов в условленной точке. В действительности разведгруппа была ликвидирована гестапо, а радист работал под контролем противника. 19.10 с 13.15 по 18.32 подверглась преследованию самолетами противника, сбросившими на безопасном удалении 28 бомб. В ночь на 20 октября заметила сигналы с берега, но не смогла осуществить съем из-за отсутствия людей на берегу. В 03.30 не смогла атаковать конвой, поскольку находилась в бухте. В 22.25 - 22.27 при попытке снять с берега разведгруппу обстреляна орудийным и пулеметным огнем находившейся в засаде 14-й противотанковой ротой 193-го гренадерского полка. Обстрел производился из 2 75-мм и 3 37-мм противотанковых орудий и 2 крупнокалиберных пулеметов, выпущено по ПЛ с дистанции не более 500 метров 7 75-мм и 13 37-мм снарядов. ПЛ экстренно погрузилась на глубине в 20 метров и успешно избежала попаданий снарядов. 21.10 после обстрела с берега до 4 часов ПЛ подверглась преследованию сторожевыми кораблями «V 6111», «V 6113», «NKi 10» и тральщиком «M 273», сбросившими 191 глубинную бомбу. В результате близких взрывов повреждено освещение и заклинен вертикальный руль. После устранения повреждений руль перекладывался на 20 градусов. В 10.25 начала возвращение и в 23.45 тех же суток прибыла в Полярное;

1943 год 23 октября - 9 декабря
Прошла навигационный ремонт;

1943 год 18 - 28 декабря
Боевой поход в район Вардё – Конгс-фьорда на позицию №1-«В». 18.12 в 19.00 вышла на позицию. 19.12 в 09.30 прибыла на позицию. Кроме сторожевых катеров, встреч с кораблями. противника не имела. 27.12 в 06.30 начала возвращение и в 00.40 следующих суток прибыла в Полярное;

1944 год 30 января - 1 февраля
Боевой поход в район Сюльте-фьорда на позицию №21. 30.1 в 16.32 вышла на позицию. 31.12 в 07.06 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать конвой противника, следовавший в восточном направлении из-за помех, создаваемых кораблями и самолетами охранения. В 13.54 произвела торпедную атаку отряда кораблей, стоящих на якоре у мыса Маккаур. Атакован транспорт в 6000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 6 каб., через 55 сек услышано 2 сильных взрыва. В действительности атакован остов германского транспорта «Наталь» (3172 брт.), выброшенного на скалы штормом 7.1.1944 г., торпеды взорвались при ударе о скалы. При послезалповом маневрировании ПЛ ударилась о грунт, в результате чего получил повреждения киль, вышла из строя дифферентовочная помпа. 1.2 в 03.00 начала возвращение и в 21.30 прибыла в Полярное;

1944 год 23 февраля - 6 марта
Осуществляла ремонт киля на слипе;

1944 год 12 - 18 марта
Боевой поход в район Сюльте-фьорда на позицию №21. 12.3 в 19.00 вышла на позицию. В 14.3 прибыла на позицию. Днем обнаружила у мыса Маккаур остов транспорта «Наталь», от атаки которого командир ПЛ отказался, посчитав приманкой. 15.3 вечером командир ПЛ отказался от атаки 2 тральщиков из-за малой ценности целей. 17.3 в 11.46 произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир определил состав конвоя в 3 транспорта, 1 танкер, 5 сторожевых кораблей, 5 тральщиков и 3 сторожевых катера. Атакован транспорт в 4000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 5 каб., через 42 сек услышан 1 сильный взрыв, в 12.08 наблюдалась носовая часть транспорта, погружавшегося в воду кормой, 2 сторожевых корабля без хода. В действительности безуспешно атакован германский конвой «Rf-110-Ki», включавший германские транспорты «Больтенхофен», «Севре», «Арнгаст», «Бинц», норвежский транспорт «Кнуте Нельсон», германский танкер «Алгол». 1 торпеда прошла под транспортом «Севре»). Контратакована германской канонерской лодкой «К 3» и большим охотником «Uj 1206», сбросившими 18 глубинных бомб. На ПЛ с 12.24 зафиксировали 172 взрыва, большая часть из которых относилась к взрывам авиабомб, сброшенных самолетами ВВС Северного флота, во время трех ударов по конвою между 12.27 и 13.00. В 21.26 начала возвращение. 18.3 в 10.13 прибыла в Полярное. Командир доложил о потоплении транспорта;

1944 год 13 - 19 апреля
Боевой поход в район Сюльте-фьорда в сектор «Б», по плану операции «РВ-3». 13.4 в 22.48 вышла на позицию. 14.4 в 01.20 в 2 милях от мыса Сеть-Наволок обнаружила подводную лодку противника, которая ошибочно была принята за советскую ПЛ типа «С», и уклонилась от нее срочным погружением. 15.4 утром прибыла на позицию. 18.4 в 14.54 в точке 70°41,5' с.ш., 30°20,0' в.д. в районе мыса Маккаур произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир ПЛ определил состав конвоя в 6 - 7 транспортов, 18 кораблей охранения. Атака выполнена по транспорту в 6000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 12 каб., через 105 сек услышан сильный взрыв. Зарубежных данных нет. В 15.04 зафиксировано 2 взрыва, предположительно, глубинных бомб. В 23.46 тех же суток начала возвращение и в 03.36 следующих суток прибыла в Полярное;

1944 год 30 апреля - 1 мая
На ПЛ выполнены демонтажные работы, корпус погружен на железнодорожный транспортер;

1944 год 14 мая
Отправлена по железной дороге из Мурманска в Поти на Черноморский флот. По другим данным - 12.05.1944;

1944 год 8 июня
Прибыла в Поти;

1944 год 9 июля
Вошла в состав Черноморского флота (по другим данным - 08.06.1944). Зачислена в отдельный учебный дивизион ПЛ Черноморского флота с базированием в Поти;

1944 год лето
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;

1945 год
ПЛ прошла ремонт в Судоремонтных мастерских в Килен-бухте (г.Севастополь). Это был первый послевоенный ремонт в мастерских. Была изготовлена боевая рубка с ограждением и был проведен ремонт механизмов;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1949 год - 1950 год
Перечислена в состав Отдельного учебного ДнПЛ с базированием на Севастополь;

1950 год декабрь
Прошла специальную модернизацию в Николаеве, где на её корпусе было установлено противогидролокационное покрытие;

1951 год 21 января
Переформирована в состав 153-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с прежним местом базирования;

1951 год (приблизительно)
Перечислена в состав 37-го ДнПЛ 117-й бригады опытовых кораблей УНИП ВМС с базированием на г.Феодосия;

1953 год 17 августа
Выведена из боевого состава ВМФ и переклассифицирована в учебную ПЛ;

1955 год 10 июня
Исключена из состава судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1955 год 27 августа
Расформирован экипаж. Корпус ПЛ впоследствии на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос.Инкерман разделан на металл.




командиры:


1. Хрулев М.Л. (10.1942-27.01.1945) снят с должности
2. Парфенов Н.А. (30.04.1945-09.05.1945-1945)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, Москва, 2003г.
7. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
8. Фотография из книги Козлова И.А. и Шломина В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
9. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
10. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
11. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
12. Материалы Комнаты боевой славы соединения подводных лодок в г. Полярном.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2005-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.