Rambler's Top100 Подводная лодка М-122. Тип "М" XII серии

М-122

Тип «М» XII серии




фотография:


Russian_USSRflag 35-92


Нет данных
(буду благодарен за любую информацию)




историческая справка:


1940 год 28 мая
Заложена на заводе №112 (Красное Сормово) в г.Горький;

1941 год 12 февраля
Спущена на воду;

1941 год октябрь
Перед ледоставом на буксире ушла вниз по Волге на судостроительный завод №638 им. И.В. Сталина в Астрахани для достройки и прохождения сдаточных испытаний на сдаточной базе заводов №112 и №638 в Баку. Однако из-за ледостава была возвращена в затон завода №112;

1942 год
Достройка в Горьком на заводе №112;

1942 год май
Подготовлена для отправки на Северный флот;

1942 год июнь
Поднята на берег, в разобранном виде погружена на железнодорожную платформу;

1942 год 15 - 23 июня
Перевезена на транспортере по железной дороге на завод № 402 в г.Молотовск (по другим данным отправлена в июне 1942 года по внутренним водным системам из Астрахани по Волге - Шексне - Сухоне - Северной Двине в Молотовск);

1942 год июнь
Зачислена в состав ОУДнПЛ СФ;

1942 год 1 августа
Спущена на воду;

1942 год 31 октября
Вступила в строй;

1942 год 7 - 9 ноября
Выполнила переход из Белого моря в Полярное (по другим данным переход был выполнен в пос.Роста под Мурманском на сдаточную базу завода №112, переход проходил в тяжелых условиях шторма, сопровождающий ТЩ Т-105 был выброшен волнами на берег острова Данилова, а переход в Полярное был осуществлен позже);

1942 год 9 ноября
Зачислена в 4-й ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1942 год 25 ноября
Вошла в состав Северного флота;

1943 год 13 - 17 марта
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 18.09 13.3 вышла на позицию. В 05.41 следующих суток прибыла на позицию. Утром 15.3 не смогла атаковать ТЩ из-за большой дистанции. Через 2,5 часа не смогла атаковать конвой противника из-за ошибки боцмана, допустившего уход топа перископа под воду, в результате чего был пропущен угол упреждения. 16.3 в ночь во время шторма из-за сильного крена был пролит электролит. В 17.57 в точке 70°12' с.ш., 30°51' в.д. в районе мыса Лангбунес произвела торпедную атаку КОН противника, следовавшего в восточном направлении. Командир ПЛ определил состав КОН в 2 ТР, 2 ТЩ и 2 СКА. Атака была выполнена по ТР в 8000 тонн, из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 2,5 каб., через 25 сек услышан сильный взрыв – попаданием 1 торпеды тяжело поврежден германский транспорт «Йоханисбергер» («Johannisberger», 4467 брт.) перевозивший 2042 тонн угля и 60 тонн дегтя. В 19.29 транспорт затонул в точке 69°58,5' с.ш., 30°03' в.д. на глубине около 250 метров, экипаж спасен. Контратакована германским БО «Uj-1111», «Uj-1102» и «Uj-1106», сбросившими на безопасном удалении 14 глубинных бомб. В 23.15 начала возвращение в базу. В 06.20 17.3 прибыла в Полярное;

1943 год 27 - 29 марта
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 16.07 27.3 вышла на позицию. В 04.00 следующих суток прибыла на позицию. В 10.05 28.3 в точке 70°13' с.ш., 31°01,5' в.д. коснулась, по-видимому, буйрепа вехи. Днем не смогла атаковать отряд кораблей из-за ошибки боцмана, снова допустившего уход топа перископа под воду, в результате чего был пропущен угол упреждения. В 04.11 29.3 на ПЛ получили РДО о выходе КОН, который был обнаружен в 06.32. В 06.55 ПЛ произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав КОН в 1 ТН, 2 ТА, 2 ЭМ и 1 ТЩ. Атака была выполнена по транспорту в 6000 - 7000 тонн из подводного положения 2 торпедами с дистанции 12 каб., через 90 сек. услышано 2 глухих взрыва. Безуспешно атакован германский КОН, включавший транспорт «Кифиссия» и танкер «Лизелотте Эссбергер». ПЛ подверглась 3-х часовому преследованию германским БО «Uj 1104», сбросившим 40 (19 по германским данным) глубинных бомб. В 07.23 коснулась буйрепа вехи, либо минрепа плавающей мины. В 15.45 начала возвращение в базу. На переходе пять раз погружалась, уклоняясь от самолетов противника. В 22.55 прибыла в Полярное. Командование БПЛ посчитало ТР водоизмещением 6000 т. уничтоженным (во многих источниках упоминается ТР "Аякс");

1943 год 13 - 18 апреля
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 23.17 13.4 вышла на позицию. В 10.50 14.4 прибыла в бухту Пумманки, где находилась до 02.00 следующих суток. 16.4 заряжала АБ в бухте Пумманки с 04.13 до 21.57. В 15.57 17.4 произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир ПЛ определил состав КОН в 1 вспомогательное судно и 1 ТЩ. Атака была выполнена по судну в 1500 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 10 каб. В 15.59 - 16.05 прослушивались непонятные шумы, в 16.10 в перископ обнаружен только тральщик. В действительности атакованы германский буксир «Гизелау» и СКА «NKi 09», наблюдавшие следы торпед. Преследования не было. В 00.51 18.4 начала возвращение в базу. В 06.00 прибыла в Полярное. В отечественной литературе распространено утверждение, что в результате атаки был поврежден, а возможно и уничтожен ледокол "Пасвик" («Pasvik», 237 брт). В действительности "Пасвик" погиб на минах, выставленных советскими СКА в районе Киркенеса;

1943 год 12 - 14 мая
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 20.26 12.5 вышла на позицию. В 04.06 14.5 при возвращении с позиции в районе Цып-Наволок для зарядки АБ в точке 69°56' с.ш., 32°53' в.д. атакована и потоплена бомбами 3 самолетов типа «Me-109» (по германским данным 2 самолетами «Fw-190» эскадрильи 14/JG5). В 07.20 советские сторожевые катера «МО-122» и «МО-123» наблюдали на месте гибели ПЛ масляное пятно и подобрали труп помощника командира ст. л-та Ильина И.И с осколочными ранениями в голову и руку. На ПЛ погибло 22 члена экипажа;

1943 год 4 июня
Исключена из состава ВМФ;

2017 год - 2020 год
Попытки обнаружить корпус ПЛ силами гидрографической службы флота;

2021 год - 2022 год
Комплексная экспедиция Северного флота и Русского географического общества "Помни войну" вела работы по поиску в северных морях исторических артефактов времен Великой Отечественной войны. "Конечно, интересно было бы найти советскую подводную лодку М-122. ... Вроде бы место гибели известно, но мы уже почти шесть лет безуспешно пытаемся ее найти. Все обследовали - ну нет ее! Пока искали, обнаружили пять или шесть других судов. Есть даже предположение, что М-122 смогла уйти, но позже погибла в этом же походе. Будем искать дальше", - рассказал научный руководитель экспедиции начальник отдела гидрографической службы флота капитан первого ранга Алексей Корнис.




командиры:


1. Бурденко В.Н. (07.01.1942-29.01.1943)
2. Шипин П.В. (05.02.1943-14.05.1943)



дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 14.05.1943.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
7. Отчеты о боевых действиях ПЛ Северного флота 1941-1942гг.
8. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2005-2022 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005-2022 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.