Rambler's Top100 М-122 Тип "М" XII серии

М-122

Тип «М» XII серии



фотография:


Russian_USSRflag 35-92


Нет данных
(буду благодарен за любую информацию)



историческая справка:


1940 год 28 мая
Заложена на заводе №112 (Красное Сормово) в г.Горький;

1941 год 12 февраля
Спущена на воду;

1941 год октябрь
Перед ледоставом на буксире ушла вниз по Волге на судостроительный завод №638 им. И.В. Сталина в Астрахани для достройки и прохождения сдаточных испытаний на сдаточной базе заводов №112 и №638 в Баку. Однако из-за ледостава была возвращена в затон завода №112;

1942 год
Достройка в Горьком на заводе №112;

1942 год май
Подготовлена для отправки на Северный флот;

1942 год июнь
Поднята на берег, в разобранном виде погружена на железнодорожную платформу;

1942 год 15 - 23 июня
Перевезена на транспортере по железной дороге на завод № 402 в г.Молотовск (по другим данным отправлена в июне 1942 года по внутренним водным системам из Астрахани по Волге - Шексне - Сухоне - Северной Двине в Молотовск);

1942 год июнь
Зачислена в состав ОУДнПЛ СФ;

1942 год 1 августа
Спущена на воду;

1942 год 31 октября
Вступила в строй;

1942 год 7 - 9 ноября
Выполнила переход из Белого моря в Полярное (по другим данным переход был выполнен в пос.Роста под Мурманском на сдаточную базу завода №112, переход проходил в тяжелых условиях шторма, сопровождающий ТЩ Т-105 был выброшен волнами на берег острова Данилова, а переход в Полярное был осуществлен позже);

1942 год 9 ноября
Зачислена в 4-й ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1942 год 25 ноября
Вошла в состав Северного флота;

1943 год 13 - 17 марта
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 18.09 13.3 вышла на позицию. В 05.41 следующих суток прибыла на позицию. Утром 15.3 не смогла атаковать ТЩ из-за большой дистанции. Через 2,5 часа не смогла атаковать конвой противника из-за ошибки боцмана, допустившего уход топа перископа под воду, в результате чего был пропущен угол упреждения. 16.3 в ночь во время шторма из-за сильного крена был пролит электролит. В 17.57 в точке 70°12' с.ш., 30°51' в.д. в районе мыса Лангбунес произвела торпедную атаку КОН противника, следовавшего в восточном направлении. Командир ПЛ определил состав КОН в 2 ТР, 2 ТЩ и 2 СКА. Атака была выполнена по ТР в 8000 тонн, из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 2,5 каб., через 25 сек услышан сильный взрыв – попаданием 1 торпеды тяжело поврежден германский транспорт «Йоханисбергер» («Johannisberger», 4467 брт.) перевозивший 2042 тонн угля и 60 тонн дегтя. В 19.29 транспорт затонул в точке 69°58,5' с.ш., 30°03' в.д. на глубине около 250 метров, экипаж спасен. Контратакована германским БО «Uj-1111», «Uj-1102» и «Uj-1106», сбросившими на безопасном удалении 14 глубинных бомб. В 23.15 начала возвращение в базу. В 06.20 17.3 прибыла в Полярное;

1943 год 27 - 29 марта
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 16.07 27.3 вышла на позицию. В 04.00 следующих суток прибыла на позицию. В 10.05 28.3 в точке 70°13' с.ш., 31°01,5' в.д. коснулась, по-видимому, буйрепа вехи. Днем не смогла атаковать отряд кораблей из-за ошибки боцмана, снова допустившего уход топа перископа под воду, в результате чего был пропущен угол упреждения. В 04.11 29.3 на ПЛ получили РДО о выходе КОН, который был обнаружен в 06.32. В 06.55 ПЛ произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир ПЛ определил состав КОН в 1 ТН, 2 ТА, 2 ЭМ и 1 ТЩ. Атака была выполнена по транспорту в 6000 - 7000 тонн из подводного положения 2 торпедами с дистанции 12 каб., через 90 сек. услышано 2 глухих взрыва. Безуспешно атакован германский КОН, включавший транспорт «Кифиссия» и танкер «Лизелотте Эссбергер». ПЛ подверглась 3-х часовому преследованию германским БО «Uj 1104», сбросившим 40 (19 по германским данным) глубинных бомб. В 07.23 коснулась буйрепа вехи, либо минрепа плавающей мины. В 15.45 начала возвращение в базу. На переходе пять раз погружалась, уклоняясь от самолетов противника. В 22.55 прибыла в Полярное. Командование БПЛ посчитало ТР водоизмещением 6000 т. уничтоженным (во многих источниках упоминается ТР "Аякс");

1943 год 13 - 18 апреля
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 23.17 13.4 вышла на позицию. В 10.50 14.4 прибыла в бухту Пумманки, где находилась до 02.00 следующих суток. 16.4 заряжала АБ в бухте Пумманки с 04.13 до 21.57. В 15.57 17.4 произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир ПЛ определил состав КОН в 1 вспомогательное судно и 1 ТЩ. Атака была выполнена по судну в 1500 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 10 каб. В 15.59 - 16.05 прослушивались непонятные шумы, в 16.10 в перископ обнаружен только тральщик. В действительности атакованы германский буксир «Гизелау» и СКА «NKi 09», наблюдавшие следы торпед. Преследования не было. В 00.51 18.4 начала возвращение в базу. В 06.00 прибыла в Полярное. В отечественной литературе распространено утверждение, что в результате атаки был поврежден, а возможно и уничтожен ледокол "Пасвик" («Pasvik», 237 брт). В действительности "Пасвик" погиб на минах, выставленных советскими СКА в районе Киркенеса;

1943 год 12 - 14 мая
Боевой поход в район Варангер-фьорда на позицию №6. В 20.26 12.5 вышла на позицию. В 04.06 14.5 при возвращении с позиции в районе Цып-Наволок для зарядки АБ в точке 69°56' с.ш., 32°53' в.д. атакована и потоплена бомбами 3 самолетов типа «Me-109» (по германским данным 2 самолетами «Fw-190» эскадрильи 14/JG5). В 07.20 советские сторожевые катера «МО-122» и «МО-123» наблюдали на месте гибели ПЛ масляное пятно и подобрали труп помощника командира ст. л-та Ильина И.И с осколочными ранениями в голову и руку. На ПЛ погибло 22 члена экипажа;

1943 год 4 июня
Исключена из состава ВМФ;

2012 год
На начало года данных об обнаружении остова ПЛ нет.



дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе 14.05.1943.



командиры:


1. Бурденко В.Н. (07.01.1942-29.01.1943)
2. Шипин П.В. (05.02.1943-14.05.1943)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
7. Отчеты о боевых действиях ПЛ Северного флота 1941-1942гг.
8. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2005-2012 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005-2012 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.