Rambler's Top100 Подводная лодка М-172, М-88 Тип "М" XII серии

флаг

М-88, М-172

Тип «М» XII серии




фотография:


Подводная лодка М-172




историческая справка:


1936 год 17 июня
Заложена на заводе "Судомех" (с 1937 - завод №196) в г.Ленинград под литерным обозначением М-88. По другим данным - 12.07.1936;

1937 год 23 июля
Спущена на воду. По другим данным - 12.06.1937;

1937 год 11 декабря
Вступила в строй. По другим данным - 24.11.1937;

1937 год 25 декабря
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 27-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум;

1939 год 15 мая - 19 июня
Перешла по Беломорско-Балтийскому каналу им. И.В. Сталина на Северный флот в Полярное в составе 27-го ДнПЛ;

1939 год 16 июня
Переименована в М-172;

1939 год 21 июня
Вошла в состав Северного флота. Переформирована в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1939 год октябрь
Находилась в боевом дозоре у входа в Кольский залив. Из-за шторма получила повреждение линии главного вала и была вынуждена вернуться в базу;

1939 год 10 октября
Для проведения ремонта исключена из кампании;

1939 год октябрь - декабрь
Прошла текущий ремонт;

1939 год 30 декабря
Вступила в кампанию после окончания ремонта;

1940 год январь - февраль
Участвовала в советско-финской войне. Совершила 1 боевой поход;

1940 год 29 января - 2 февраля
В 13.00 29.1 вышла в дозор (обеспечивающий командир 4-го ДнПЛ кап.3р. Субботин Г.А.) на подходах к м.Цып-Наволок в Баренцевом море. 31.1 - 1.2 в условиях 7-бального шторма вышел из строя радиопередатчик, вышел из меридиана гирокомпас (к концу похода невязка составила 12,5 миль) и был сожжен упорный подшипник. В 18.00 1.2 встала на якорь у м.Могильный. Попытки связаться с СНП и базой оказались безуспешными. В 13.30 2.2 была вынуждена вернуться в базу;

1940 год 22 мая
Во время несения совместного дозора с ТЩ у западных берегов п-ов Среднего и Рыбачьего, подходя при навальном ветре к ТЩ, погнула форштевень и сломала ограждение правого пера носовых горизонтальных рулей. ПЛ продолжила несение дозора;

1940 год
По итогам года экипаж смог выйти только во 2-ю линию;

1940 год - 1941 год
Во время ремонтов было переделано ограждение рубки;

1941 год январь - апрель
Прошла плановый средний ремонт;

1941 год 14 апреля
Закончила средний ремонт;

1941 год 23 апреля - 9 мая
Прошла докование;

1941 год 22 июня
Находилась в губе Мотка по плану боевой подготовки;

1941 год 11 - 20 июля
В 18.30 11.7 вышла в дозор северо-восточнее п-ва Рыбачий (позиция №7). В 03.28 12.7 прибыла на позицию. В 06.20 обнаружила 3 ТЩ (на самом деле 3 ЭМ) противника, донесла об обнаружении по радио (в базе сообщение не принято), но выйти в атаку не смогла. Вечером обнаружила СКР от которого уклонилась. С 13.7 газоотводный клапан начал пропускать воду. Вечером 18.7 обнаружен шум винтов - считая, что ПЛ подвергается преследованию командир уклонился. При утреннем погружении 19.7 через клапан газоотвода залит дизель - в 09.01 командир начал движение в базу. В 01.46 20.7 из-за невязки в 30 миль в подводном положении села на мель. Повреждены волнорезные щитки ТА и надстройка в носовой части. В создавшейся обстановке командир ПЛ поддался панике. В 11.40 прибыла в Полярное. За трусость и паникерство, проявленное в боевой обстановке командир ПЛ отдан под суд ВТ и приговорен к 7 годам заключения;

1941 год 21 июля - 7 августа
Находилась в аварийном ремонте (22.7-6.8 в доке на Мурманском заводе НК РП);

1941 год 18 - 23 августа
В 20.00 18.8 вышла в район Петсамо (позиция №6; обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 3 ранга И.А. Колышкин). В 4 ч 19.8 прибыла на позицию. В 19.08 20.8 была безуспешно атакована самолетом типа Вf-110, от которого уклонилась погружением. 20.8 при срочном погружении пропустил верхний газоотводный клапан - дизель залит водой. Днем 21.8 в подводном положении прошла в бух. Петсамон-Вуоно и войдя на рейд Линахамари, в 14.00 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 3000 т, атака=подв/пр/1, д=7 каб., через 1 мин услышан глухой взрыв - торпеда взорвалась при ударе о пирс перед германским ТР "Монсун"). При выходе из бухты атакована СКА, сбросившим 6 глб. В 23.58 21.8 произвела торпедную атаку КОН, шедшего в Петсамо (1 пар. яхта, 1 СКА) (яхта 1500-2000 т, атака=подв/пр/1, д=4,5 каб., через 40 сек и 2 мин услышаны взрывы, через 9 мин в перископ яхта не обнаружена - торпеда взорвалась при ударе о берег рядом с германским ГС "А. Фон Гумбольдт"). Преследования не было. В 14.46 23.8 начала возвращение в базу и в 23.38 прибыла в Полярное;

1941 год 13 - 15 сентября
В 10.00 13.9 вышла в район Киркенеса (позиция №5а; обеспечивающий - командир 4-го ДПЛ капитан 2 ранга Н.И. Морозов). В 02.11 14.9 прибыла на позицию. В 17.40 произвела торпедную атаку КОН, Шедшего в Петсамо (1 ТР, 1 ТЩ, 2 СКР) северо-восточнее устья Бек-фьорда (ТР 3000 т, атака=подв/пр/1, д=10 каб., услышан взрыв - точных данных нет, возможно, что безуспешной атаке подвергся норвежский м/б "Орнульф" - 80 брт). В момент залпа обнаружена СКР, который сбросил на безопасном удалении от ПЛ 10 глб. Из-за неточно составленного донесения (в штабе СФ решили, что ПЛ израсходовала обе торпеды) отозвана с позиции. В 06.52 15.9 начала возвращение в базу и в 17.00 прибыла в Полярное. Командир доложил об уничтожении ТР;

1941 год 18 - 21 сентября
В 10.25 18.9 вышла в район северо-западнее Варде (позиция №5). Днем 19.9 Из-за ошибки в счислении оказалась в районе бух. Цып-Наволок, где в 12.55 была безрезультатно обстреляна СКР "Заря", который после погружения ПЛ сбросил на безопасном удалении 9 глб. В 21.15 21.9 прибыла в Полярное;

1941 год 3 - 15 октября
В 11.54 3.10 вышла в район Петсамо (позиция №6). В 06.36 4.10 прибыла на позицию. С 9.10 штормовала в районе зарядки АБ, 10-12.10 - в районе м. Цып-Наволок. Имела неоднократные встреч с кораблями ПЛО противника. В 23.40 14.10 начала возвращение в базу и в 15.08 15.10 прибыла в Полярное;

1941 год 16 - 23 октября
Прошла навигационнып ремонт у борта ПЛМ "Красный Горн";

1941 год 1 - 10 ноября
В 14.30 1.11 вышла в район Петсамо (позиция №6). В 02.00 2.11 прибыла на позицию. В подводном положении коснулась грунта - сорваны ограждение вертикального руля и обтекатель привода кормовых горизонтальных рулей. Встреч с кораблями противника не имела, 3 суток штормовала в районе зарядки АБ. В 20.30 9.11 начала возвращение в базу и в 07.30 10.11 прибыла в Полярное;

1941 год 12 - 16 ноября
12.11 вышла в район Вардё для съема РГ. На третью ночь РГ обнаружена и снята. 16.11 прибыла в Полярное;

1941 год 20 ноября - 4 декабря
Прошла навигационный ремонт у борта ПЛМ "Красный Горн";

1941 год 14 - 19 декабря
В 16.32 14.12 вышла в район Киркенеса (позиция №5а). В 08.50 15.12 прибыла на позицию. Днем 16.12 обнаружена м/б противника, сбросившим на безопасном удалении от ПЛ 5 глб. Утром 18.12 обнаружила идущую в Киркенес ПЛ противника, атаковать которую не смогла из-за позднего обнаружения. Днем не смогла атаковать ТЩ из-за резкого изменения курса цели. В течение похода лопнул кулак соединительной муфты (муфта заклинена) и змеевик охлаждения подшипника Митчеля, сместилась линия вала. В 18.40 ушла с позиции в бух. Цып-Наволок для устранения повреждений. Из-за невозможности устранения повреждений силами экипажа в 21.00 19.12 прибыла в Полярное;

1941 год 30 декабря
Начала ремонт на заводе НК РП в Мурманске;

1942 год 16 февраля
При пробном запуске произошла авария дизеля;

1942 год март
До 22.3 проходила заводской ремонт. На испытаниях в течение марта дизель неоднократно выходил из строя и ремонтировался до 29.3;

1942 год 3 апреля
Награждена орденом "Красного знамени";

1942 год 11 - 12 апреля
В 15.31 11.4 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 05.50 12.4 прибыла на позицию. В 09.49 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР, 1 ТЩ) южнее м. Кибергнес (ТР 8000 т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., через 80 сек услышан взрыв, 09.53 в перископ ТР не обнаружен - зарубежных данных нет, по-видимому, атакован германский КОН, включавший ТР "Мемельланд", в некоторых источниках указывается на безуспешную атаку норвежского ТР "Станья"). Преследования не было. В 13.45 начала возвращение в базу и в 22.00 прибыла в Полярное. Командир доложил о возможном уничтожении ТР;

1942 год 14 - 20 апреля
В 17.30 14.4 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 04.00 15.4 прибыла на позицию. В 08.57 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 СКР, 2 ТЩ) юго-западнее м. Стуршер (ТР 4000 т, атака=подв/пр/1 (вторая торпеда не выпущена из-за резкого изменения плавучести - не отработала система БТС, заполнена цистерна быстрого погружения), д=12 каб., через 88 сек в V отсеке услышан отдаленный взрыв, в 09.03 в перископ обнаружен ТР с креном на правый борт и дифферентом на корму - безуспешно атакован германский КОН в составе ТН "Олеум", ТР "Ногат", "Лёваас", "Вилли Шарль", торпеда прошла за кормой ТР "Ногат"). Контратакована германским БО "Uj 1109", сбросившими 13 (22 по германским данным) глб. В результате близких разрывов на ПЛ повреждено освещение и клапана забортной арматуры, лопнуло стекло манометра в V отсеке. Утром 16.4 не смогла атаковать ОТР в районе м. Кибергнес из-за большого КУ. Вечером 17.4 не смогла атаковать 3 ЭМ из-за большого КУ. Ночью 18.4 не смогла атаковать 3 ЭМ из-за большой дистанции и плохой видимости - по-видимому, в обоих случаях обнаружены ЭМ "Германн Шёман", "Z 24", "Z 25", выходившие на перехват союзного КОН "PQ-14". В 06.38 20.4 произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 2 СКР) юго-западнее м. Стуршер (ТН 5000 т, атака=подв/пр/1, д=5 каб., через 40 сек услышан взрыв, в 06.49 ТН не обнаружен - атака не зафиксирована, по-видимому, безуспешно атакован германский КОН, включавший ТН "Форбах"). Преследования не было. В 12.40 начала возвращение в базу и в 20.26 прибыла в Полярное. В некоторых источниках есть ошибочные данные о потоплении ТР "Анж-Шаффино";

1942 год 27 апреля - 5 мая
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 9 - 11 мая
В 13.55 9.5 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). На переходе обнаружила плавующую мину. В 23.55 прибыла на позицию. Утром 10.5 не смогла атаковать КОН из-за угрозы тарана со стороны СКР противника, днем - ОТР под норвежским флагом из-за применения им противолодочного зигзага. В 07.22 11.5 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 3 СКР) юго-западнее м. Стуршер (ТР 12000 т, атака= подв/ви/2, д=8 каб., через 1 мин услышано 2 взрыва, в 07.27 - еще 2 взрыва, принятых за взрывы глб - зарубежных данных нет, по-видимому, атакован германский КОН, включавший ТР "Хартмут" и "Скьерстад"). Преследования не было. В 13.15 начала возвращение в базу и в 19.07 прибыла в Полярное;

1942 год 15 - 16 мая
В 02.04 15.5 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 10.30 прибыла на позицию. В 22.40 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 СКР, 3 ТЩ) районе м. Стуршер (ТР 6000 т, атака=подв/пр/1, (команда на выпуск второй торпеды пропущена из-за возникновения дифферента на нос через неправильно отработавшую систему БТС принято много воды), д=3 каб., через 25 сек услышан сильный взрыв в непосредственной близости от ПЛ, осыпалась пробковая изоляция - безуспешно атакован германский КОН, Включавший ГС "Бирка" и ТН "Гердмор", торпеда прошла за кормой БО "Uj 1104"). С 22.44 до 8 ч 16.5 подверглась преследованию БО "Uj 1104" и "Uj 1108", сбросивших на ПЛ более 200 (136 по германским данным) глб (в ходе преследования БО пополнили запас глб с подошедших СКР "Нордпол" и "Поляркайс"). В 08.16- 08.20 после всплытия у побережья п-ова Рыбачий подверглась безрезультатному обстрелу германских БО (выпустили 38 88-мм снарядов). После открытия огня береговой батареей №147 (с 08.20 до 08.25 сделала 15 выстрелов) германские БО вышли из боя. В 08.45 атакована германскими самолетами типа Ju-88, обстрелявшим ПЛ пулеметным огнем и сбросившим после погружения 2 бомбы. В 09.35 всплыла в надводное положение и продолжила возвращение в базу. В 10.00 корабли противника возобновили арт. обстрел, но после открытия огня батареей №147 (10.08-10.18, выпустила 36 снарядов) вышли из боя. В результате повреждений, полученных в ходе длительного преследования, на ПЛ нарушилась герметичность заклепочных швов V и VI отсеков, дейдвутного сальника, в прочном корпусе образовалось 110 вмятин, нарушилась герметичность ЦГБ №5, кормовой ТБЦ, повреждено перо вертикального руля, подорваны многие клапана забортной арматуры, нарушилась центровка приводов управления рулями, линии вала, повреждены многие приборы и механизмы, в т.ч. перископ. В 16.30 прибыла в Полярное;

1942 год 18 мая - 26 сентября
Прошла аварийный ремонт на заводе НК РП в Мурманске, установлен СГ "Спрут";

1942 год 12 октября
При переходе из Полярного в губу Оленья подплавлен подшипник Митчеля;

1942 год 26 - 30 октября
В 00.00 26.10 вышла в район северо-западнее Вардё (позиция №5) для высадки РГ. В 16.00 прибыла на позицию. В 02.50-04.20 28.10 высадила РГ в районс Вардё. В период нахождения на позиции обнаружила 2 плавующие мины. В 14 ч 29.10 из-за поломки пальца вышла из строя кулачная муфта - ПЛ разрешено возвратиться в базу. В 05.20 30.10 начала возвращение в базу и в 19.39 прибыла в Полярное;

1942 год 9 ноября
При стоянке у борта ПЛМ "Красный Горн" в Пала губе из-за свежей погоды несколъко раз удариласъ о борт ПЛ М-174 - получила пробоину в обшивке прочного корпуса в районе 67-68 шпангоутов, смято ограждение рулей и перо носовых горизонтальных рулей с правого борта, сдвинут баллер рулей;

1942 год 10 ноября - 14 декабря
Прошла аварийный ремонт;

1942 год 22 - 30 декабря
В 01.58 22.12 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 11.41 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 18.22 29.12 начала возвращение в базу и в 5.00 30.12 прибыла в Полярное;

1943 год 21 - 23 января
В 16.52 21.1 вышла в район северо-западнее Вардё (позиция №5). На переходе обнаружила плавующую мину. В 14.19 22.1 прибыла на позицию. В 04.20 23.1 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 1 ЭМ, 1 СКР) в районс м. Маккаур (ЭМ, атака=надв/ви/2, д=13 каб., через 2 мин наблюдался столб воды и услышан взрыв, ЭМ окутался паром и начал садится на корму - зарубежных данных нет). Преследования не было. В 07.00 начала возвращение в базу и в 19.55 прибыла в Полярное;

1943 год 30 января - 2 февраля
В 21.46 30.1 вышла в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 17.06 31.1 прибыла на позицию. Вечером не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. В 05.43 1.2 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТЩ, 1 СКР) н районе Сюльте-фьорда (ТР 10000 т, атака= надв/пр/2, д=4 каб., через 37 сек наблюдался сильный двойной взрыв и обломки, пролетевшие над ПЛ - потоплен германский СКР "V 6115", +45). Контратакована СКР "V 6110" сбросившим на безопасном удалении 16 (18 по германским данным) глб. В 14.10 начала возвращение в базу и в 08.05 2.2 прибыла в Полярное. В некоторых источниках ошибочно указывается на уничтожение СКР "V 5909";

1943 год 23 - 25 февраля
В 17.06 23.2 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 6 ч 24.2 прибыла на позицию. В 08.21 25.2 произвела торпедную атаку одиночного ММ типа "Т" (ММ, атака=подв/ви/2, д=6-7 каб., через 50 сек услышано 2 взрыва, Затем в течение 1-1,5 мин акустик прослушивал скрипящий звук, через 10 мин в перископ цель не обнаружена - зарубежных данных нет). Преследования не было. В 13.55 начала возвращение в базу и в 23.53 прибыла в Полярное;

1943 год март - апрель
В марте - начале апреля в ходе навигационного ремонта приводы рулей установлены на шумоизоляторы, все приборы имеханизмы - на амортизаторы;

1943 год 17 - 18 апреля
В 16.35 17.4 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 2.00 18.4 прибыла на позицию. В 08.15 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 4 ТЩ, 3 СКА, 3 НСУ) у м. Кибергнес (ТР 9000 т, атака=подв/ви/2 НВС, д=7-8 каб., через 50 сек услышан взрыв - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Адольф Биндер", "Вилма", "Кора" и "Доллард"). Контратакована германскими БО "Uj 1101", "Uj 1106", "Uj 1109", "Uj 1102", "Uj 1709", сбросившими 25 (54 по германским данным) глб. В результате близких рзрывов получили повреждения некоторые электроизмерительные приборы, кингстон ЦГБ №1, была вспучена переборка. В 14.51 начала озвращение в базу и в 22.54 прибыла в Полярное;

1943 год 4 - 8 мая
В 16.54 4.5 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 07.15 5.5 прибыла на позицию. В 16.00 в точке 70.13 с.ш./31.00 в.д. задела за металлический предмет, предположительно, минреп - взрыва не было. В 00.00-22.40 6.5 производила зарядку АБ в бух. Пумманки. В 23.36 7.5 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 2 СКР, 3-4 НСУ) у м. Кибергнес (ТР 12000 т, атака=подв/ви/2 с НВС, д=8 каб., через 67 и 71 сек услышано 2 взрыва - безуспешно атаковано германское ГС "Фазан"). Подверглась 3-часовому преследованию кораблей противника (БО 12-й флотилии), сбросившими на безопасном удалении 16 (11 по германским данным) глб. В 05.32 8.5 начала возвращение в базу. В 12.17 в районе м. Сеть-Наволок (ПЛ шла в сопровождении 2 СКА "МО") атакована 1 самолетом неустановленного типа (FW-190). В результате взрыва 250-кг бомбы в 10 м перед носом (бомба упала в 20 м за кормой, срикошетировала и перелетела через ПЛ) получила 22 вмятины в обшивке прочного корпуса, а также повреждения приборов и механизмов. Лопнула масляная цистерна правого борта, нарушена центровка линии вала, разбиты 3 бака носовой группы АБ. В 13.57 прибыла в Полярное. За этот поход командир ПЛ был представлен и награжден американским "Военно-морским крестом";

1943 год 19 мая
Начала аварийный ремонт;

1943 год июль
В начале июля вступила в строй;

1943 год 25 июля
Удостоена гвардейского звания. Считалось что на счету ПЛ было 12 подтвержденных побед;

1943 год июля - сентябрь
Находилась в организационном периоде, занималась учбно-боевой подготовкой;

1943 год 1 - ? октября
В 18.02 1.10 вышла в Варангер-фьорд (позиция №1; должна была действовать на одной позиции с ПЛ "М-105", но по четным числам). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. 11.10 не ответила на приказ о возвращении в базу. 18.10 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "Луизе Ауфгезухт", "Торф Гестошен", "Шпеер-V", а также ошибка личного состава отказ или техники. На ПЛ погибло 23 члена экипажа;

1943 год ноябрь (предположительно)
Исключена из состава флота;

2013 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.




дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе в октябре 1943 года.



командиры:


1. Логинов И.А. (02.11.1936-18.03.1937 ИД, 19.03.1937-27.11.1938)
2. Коваленко С.И. (22.11.1938-15.06.1939 ИД, 16.06.1939-29.10.1939)
3. Лысенко Д.Я. (31.10.1939-22.07.1941)
4. Фисанович И.И. (22.07.1941-10.07.1943)
5. Кунец И.А. (09.07.1943-10.1943)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
8. Отчеты о боевых действиях ПЛ Северного флота 1941-1942 гг.
9. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
10. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
11. Козлов И.А. Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
12. Морозов М.Э. "Боевые биографии гвардейских подводных лодок Северного флота (Часть II)", Подводник России, №6, 2005г.
13. Фотография из Подводник России, №6, 2005г.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016