Rambler's Top100 М-173 Тип "М" XII серии

М-89, М-173

Тип «М» XII серии



фотография:


М-173

ПЛ М-173 типа "М" XII серии в Полярном. Возвращение из боевого похода. 15.06.1942г.



историческая справка:


1936 год 27 июня
Заложена на заводе "Судомех" (с 1937 - завод №196) в г.Ленинград под литерным обозначением М-89;

1937 год 9 октября
Спущена на воду;

1938 год 22 июня
Вступила в строй;

1938 год 25 июня
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 27-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум;

1939 год 15 мая - 19 июня
Перешла по Беломорско-Балтийскому каналу им. И.В. Сталина на Северный флот в Полярное в составе 27-го ДнПЛ;

1939 год 16 июня
Присвоено обозначение М-173;

1939 год 21 июня
Вошла в состав Северного флота. Переформирована в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1939 год ноябрь - 1940 год январь
Участвовала в советско-финской войне. Совершила 2 боевых похода;

1939 год 30 ноября - 4 декабря
Находилась в боевом походе. Патрулировала на позиции № 4 в районе маяка Цып-Наволок. На ПЛ заклинило кингстон ЦГБ №3 и штормовым ветром сорвало антенну. 3.12 на ПЛ произошел разлив электролиты. 4.12 была вынуждена преждевременно вернуться в базу;

1939 год 5 - 8 декабря
Прошла аварийный ремонт;

1940 год 2 - 8 января
Находилась в боевом походе. Находилась в дозоре на подходах к м.Цып-Наволок в Баренцевом море. 3.1 на ПЛ заклинило кингстон ЦГБ №3 п.б. в открытом положении и потекли трубки охлаждающей воды к насосу подшипника ГЭД. 5.1 из-за неисправности клапана газоотвода при погружении в ДД попала забортная вода. 9.1 возвратилась в базу;

1940 год 15 октября
В море на ПЛ вышел из строя ДД. Вернулась в базу под ГЭД;

1940 год
По итогам года экипаж смог выйти только во 2-ю линию;

1940 год - 1941 год
Во время ремонтов было переделано ограждение рубки;

1941 год 20 марта
Начала средний ремонт;

1941 год июнь
Находилась и Полярном у борта ПЛМ "Красный Горн". Числилась в организационном периоде в составе 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1941 год 6 июля
Вступила к строй;

1941 год 4 - 5 августа
Боевой поход в дозор в район северо-восточнее п-ва Рыбачий (позиция №7). В 05.55 4.8 вышла на позицию. В день выхода вследствие пропуска газоотводных затворов внутрь дизеля попала вода. При всплытии при попытке продуть воздухом низкого давлении главный балласт разбита крышка цилиндра дизеля (вода из дизеля удалена не была), сломалась стойка рычагов рабочих клапанов. Из-за повреждения начала возвращение в базу и в 15.20 5.8 прибыла в Полярное;

1941 год 24 августа - 4 сентября
Боевой поход в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). В 04.30 24.8 вышла на позицию. В 19.35 прибыла на позицию. Большую часть времени находилась в районе зарядки АБ, встреч с кораблями противника не имела. В 03.30 4.9 начала возвращение в базу и в 22.45 прибыла в Полярное;

1941 год 8 - 20 сентября
Прошла навигационный ремонт у борта ПЛM «Красный Горн», установлена система БTC;

1941 год 24 сентября - 5 октября
Боевой поход в район Вардё (позиция №5; обеспечивающий - командир 4-го ДнПЛ кап.2р. Н.И. Морозов). В 07.27 24.9 вышла на позицию. Первой из ПЛ СФ высадила РГ (13 человек) на территории противника. Не смогла атаковать обнаруженный ОТР из-за неправильного заполнения водой кольцевого зазора ТА - из-за резкого нарастания дифферента на нос цель пропущена. В 11.10 5.10 прибыла в Полярное;

1941 год 15 - 24 октября
Боевой поход в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). В 11.04 15.10 вышла на позицю. В 21.50 16.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. С 23.10 по 24.10 укрывалась от шторма в бухте Цып-Наволок. В 15.51 24.10 прибыла в Полярное;

1941 год 10 - 22 ноября
Боевой поход в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). В 15.47 10.11 вышла на позицию. В 00.15 11.11 прибыла на позицию. Из-за шторма находилась на позиции всего 3 суток. В 09.15 13.11 ударилась о камни в районе Вайтолахти. С 20.14 16.11 ПО приказу командования действовала на подходах к Киркенесу (позиция №5а). В течение 19-21.11 штормовала в районе зарядки АБ, снесена относительно счислимого места на 50 миль. При возвращении в устье Кольского залива у дарилась o камни в результате чего обломано ограждение правого пера носовых горизонтальных рулей, сломана балансирная часть вертикального руля. В 16.17 22.11 прибыла в Полярное;

1941 год 4 - 13 декабря
Боевой поход в район Киркенеса (позиция №5а). В 00.00 5.12 вышла на позицию. В 16.00 прибыла на позицию. Днем 11.12 обнаружила ММ противника. атаковать который не смогла из-за внезапного ухудшения видимости. В ночь на 12.12, по-видимому, обнаружена германской ПЛ U-134, командир которой от атаки отказался из-за опасений потопить германскую ПЛ. В 23.30 начала возвращение н базу. На переходе из-за штормовой погоды вылился электролит. В 15.00 13.12 прибыла и Полярное;

1941 год 18 декабря - 1942 год 6 января
Прошла навигационный ремонт у борта ПЛМ "Красный Горн";

1942 год 27 января - 5 февраля
Боевой поход в район Вардё (позиция №5). В 20.00 27.1 вышла на позицию. В 10.00 28.1 Прибыла на позицию. Днем 29.1 не смогла атаковать ТЩ из-за большою КУ. Вечером обнаружила ПЛ противника в надводном положении, но при выходе в атаку из-за неправильных действий вахтенного ЦП произвела погружение. Благодаря своевременным действиям командира БЧ-5, задержавшего погружение на глубине 4 м. командир ПЛ и сигнальщик успели спуститься в рубочный люк. После погружения ушла в море. 1.2 обследовала Сюльте-фьорд. В 19.47 4.2 начата возвращение в базу и в 16.53 5.2 прибыла в Полярное. За неумелое руководство и отсутствие боевых успехов командир ПЛ отстранен от занимаемой должности и назначен командиром БЧ-2-3 на ПЛ С-102 с понижением в звании;

1942 год 7 - 26 февраля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 7 марта
Из-за шторма в Полярном неоднократно наваливалась горизонтальными рулями на пирс - рули заклинены;

1942 год 10 - 17 марта
Боевой поход в Варангер-фьорд (позиция №6; обеспечивающий - командир 4-го ДнПЛ кап.2р. Н.И. Морозов). В 19.00 10.3 вышла на позицию. В 06.46 11.3 прибыла па позицию. В ночь на 12.3 во время шторми обнаружился пропуск нескольких кингстонов и поломка балансирнoй части вертикального руля, из-за чего он стал перекладываться влево только на 15 градусов, вправо — на 2-3. 13.3 обнаружила шум винтов, но визуальному обнаружению цели помешал снежный заряд. В 14.30 16.3 командир ПЛ в дистанции 35-40 кбт. обнаружил конвой идущий на восток в сотаве 1 ТР (3000-5000т) и 2 ТЩ. После маневрирования в 15.12 16.3 произвела торпедную атаку КОН юго-восточнее п-ва Стуре-Эккерё (ТР 3-5000 т, атака подводная, 1 торпеда, дистанция 5-6 каб, через 45 сек. услышан взрыв, из-за несрабатывания системы БТС, ПЛ после залпа выбросило на поверхность, через 2-3 мин наблюдением в перископ ТР не обнаружен - зарубежных данных нет). Преследования не было. В 21.00 начала возвращение в базу и в 10.42 17.3 прибыла в Полярное. Командир ПЛ доложил о возможном уничтожении ТР. В некоторых источниках ошибочно указывается на возможное уничтожение ТР "Петсамо" (4596 брт.), который был потоплен ПЛ U-34 еще 10.07.1940;

1942 год 3 - 8 апреля
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5; обеспечивающий командир 4-го ДнПЛ кап.2р. Н.И. Морозов). В 20.10 3.4 вышла на позицию. В 06.17 4.4 прибыла на позицию. В 18.30 4.4 зашла в фьорд для обеспечения высадки РГ. В 19.30 легла на грунт на глубине 25 м. В 22.09-23.10 высадила РГ (3 чел.). В 00.55 5.4 уклонилась погружением после обнаружения силуэта катера. С 7.44 до 21.37 5.4 ПЛ маневрировала в подводном положении, в 12.20 по ШП были обнаружены шумы ПЛ в НП, но после всплытия ПЛ визуально обнаружена не была. В 11.40 6.4 после обнаружения шума винтов, ПЛ всплыла под перископ. Командир обнаружил что ПЛ оказалась между двумя ТЩ противника, шедшими строем фронта. Атаковать их не представлялось возможным из-за того, что ПЛ находилась на их кормовых курсовых углах. В 13.45 обнаружен небольшой буксир, командир отказался от атаки ввиду малой ценности цели. В 15.30 зафиксированы 3 взрыва глб, при визуальном осмотре горизонта целей обнаружено не было. В 14.06 7.4 зафиксированы 4 взрыва глб, при визуальном осмотре горизонта целей обнаружено не было. В 16.39 районе Перс-фьорда в дистанции 20 кбт. обнаружен ТР в охранении ТЩ и СКА. После маневрирования в 16.47 7.4 произвела торпедную атаку КОН восточнее м. Блудскютудде (ТР 7000 т. атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 11 каб., через 100 сек. услышан взрыв, через 13 мин. ТР в перископ не обнаружен — атака не зафиксирована, возможно, атакован германский KOН, включавший норвежские ТР «Тайвань» и ТН «Банко»). Преследования не было. Шумы винтов ТЩ прослушивались еще 50 мин., а шумы ТР отсутствовали. В 23.03 7.4 начала возвращение в базу и в 12.11 8.4 прибыла в Полярное. Командир ПЛ доложил о возможном уничтожении ТР;

1942 год 13 - 14 апреля
Боевой поход в Варангер-фьорд (позиция №6; обеспечивающий - командир 4-го ДнПЛ кап.2р. Н.И. Морозов). В 14.20 (14.00?) 13.4 вышла на позицию. В 03.05 14.4 прибыла на позицию. В 06.05 обнаружен шум винтов. Визуально обнаружить цель не удалось (из-за мглы и туманной дымки). Маневрируя ориентируясь по шумам в 06.58 визуально обнаружен конвой идущий на запад в составе ТН (10000т), ТР (3000-4000т) и 2 ТЩ. В 07.22 произвела торпедную атаку КОН юго-западнее м. Кибергнес (TН 10000 т. атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 10-12 каб., через 80 и 85 сек. услышано 2 взрыва, в 07.33 в перископ в направлении цели обнаружено густое облако черного дыма и отсутствие ТН — зарубежных данных нет, в эти сутки германские КОН из Киркенеса не выходили). Преследования не было. В 07.35 14.4 ПЛ начала возвращение в базу. В 09.18 была встречена 2 МО. В 18.03 прибыла В Полярное. Командир доложил об уничтожении ТН;

1942 год 21 - 22 апреля
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (полиция №5). В 09.51 21.4 вышла на позицию. В 02.13 22.4 прибыла па позицию. Утром командир отказался от атаки 2 СКР из-за малой осадки. В 09.33 произвела торпедную атаку КОН идущий на запад (1 ТР, 2 СКР. 3 ТЩ) в 2 милях северо-восточнее м. Харбакен (ТР 12000 т, атака подводная с времнным интервалом, 2 торпеды, дистанция 4 каб., через 45 и 50 сек услышано 2 взрыва - тяжело поврежден и в 08.56 затонул в точке 70.32 с.ш./30.47 в.д. германский ТР "Бланкенезее", 3236 брт, следовал в балласте). Контратакована БО "Uj 1104", "Uj 1111" и "Uj 1108", сбросившими в течение 2,5 ч 38 глб. В результате близких разрывов на ПЛ повреждено освещение, кронштейн кормовых горизонтальных рулей, в прочном корпусе образовалась вмятина. В 15.00 начала возвращение в базу и в 03.08 23.4 прибыла в Полярное;

1942 год 24 апреля - 21 июня
Прошла текущий ремонт;

1942 год 6 - 15 июня
Боевой поход в Варангер-фьорд (позиция №6). В 04.53 6.7 вышла на позицию. В 13.00 6.7 прибыла на позицию. В течение патрулирования уклонилась от 9 плавующих мин. В 00.30-12.05 7.7 заходила для зарядки АБ в бухту Цып-Наволок. В 09.59 13.7 обнаружила перископ, от которого уклонилась срочным погружением. В 02.27 15.7 начала возвращение в базу и в 06.59 прибыла в Полярное;

1942 год 16 - 31 июль
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 6 - ? августа
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 19.00 6.8 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выхолила и в базу не вернулась. 14.8 не ответила на приказ о возвращении (16.8 наши радиостанции зафиксировали неразборчивую передачу на волне ПЛ). 17.8 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения «Sperre-IV» северо-западнее Вардё, подрыв на мине заграждения «Бантос-А» севернее п-ва Рыбачий, подрыв на плавующей мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погиб 21 член экипажа;

1942 год сентябрь (предположительно)
Исключена из состава флота;

2015 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ М-173 до модернизации ограждения рубки. 1939-1940гг.
2. Список погибших в боевом походе в августе 1942 года.



командиры:


1. Васильев В.А. (09.02.1938-04.05.1938) арестован
2. Филов Н.А. (08.05.1938-07.06.1938)
3. Гурин А.И. (07.06.1938-27.11.1938)
4. Кунец И.А. (27.11.1938-21.12.1938 ИД, 22.12.1938-23(05?).02.1942)
5. Терехин В.А. (23.02.1942-08.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
8. Отчеты о боевых действиях ПЛ Северного флота 1941-1943гг.
9. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
10. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
11. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
12. Фотография из книги "Адмиралтейские верфи подводному флоту России".
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013